Разработка экологической тропы на территории детского сада. Детская экологическая тропа «Цветик - Семицветик

Федосова Ольга Борисовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель :

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи :

  • Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
  • Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.
  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
  • Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительная работа :

Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

Изготовление приглашений на собрание для родителей.

Организация выставки развивающих игр.

Оборудование :

Плакаты с высказываниями:

  • «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)
  • «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
  • «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
  • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Листы бумаги, пластилин, дощечки для лепки, стеки;

Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

Мультимедийная установка для показа слайдов;

Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники : дети, воспитатели, родители.

Форма проведения : собрание-практикум.

Ход собрания

1. Организационная часть

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся за столы.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание!

Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

Действительно, это пальцы.

Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

2. Основная часть

* – Очень часто мы, родители, спешим, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

▲ Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

▲ Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

  • уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга;
  • в раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (▲ «Сорока»; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.);
  • в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова).

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой
форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

* Сообщение «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

  • Спектакли-игры

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

  • Театр теней

Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.

Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

(Предлагаю кому-нибудь из родителей изобразить фигуру этого театра).

  • Оригами

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

(Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).

* Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

На столах лежат дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета – красный, зелёный, жёлтый, оранжевый.

Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Букет роз».

Я делаю основание для букета, родители раскатывают небольшие шарики из зелёного пластилина, используя, стеки разрезают листочки. Листочки располагаем на основание. Затем показываю, как делать розы, используя зубочистки: раскатываем жёлтый пластилин на полоски длиной 6-7 см, скручиваем в рулет – получился бутончик. К бутончику лепим лепестки. Также делаем цветок из красного пластилина. Полученные бутончики прикрепляем на основание. Букет из красных, оранжевых и жёлтых роз готов.

Вообще, без специальной подготовки, трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

  • работа с раскрасками – штриховка;
  • пальчиковая гимнастика – шнуровка;
  • игры с конструктором, мозаикой;
  • лепка из глины и пластилина;
  • нанизывание бус, бисера;
  • сматывание цветных ниток в клубочки;
  • работа с ножницами.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после собрания.

Эти игры:

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

Формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);

Способствуют развитию речи;

Развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

3. Заключительная часть

Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук «Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук» .

  • «Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

  • «Пальчики здороваются»

Исходное положение: сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

  • «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.

  • «Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

  • «Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

  • «На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • «Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.

– К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Надеюсь, что нашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…»

Вручаю каждому участнику памятки «Развитие мелкой моторики рук» и «Наши руки не знают скуки» .

4. Рефлексия

Перед вами яблоня. Ее нужно украсить яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоню красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоню зеленым яблочком.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

– В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Методическая литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».
  2. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения».
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
  5. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».
  6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».
  7. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Родительское собрание

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Цели:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

  • Организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина);
  • Изготовление приглашений на собрание для родителей;
  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Подбор слайдов с пальчиковыми играми;
  • Изготовление кроссворда по теме собрания;
  • Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:
  • «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
  • «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
  • «Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);
  • Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.
  • Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Компьютер для показа слайдов;
  • Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:

  • Воспитатель
  • Родители

Форма проведения: собрание практикум.

Ход встречи:

  1. Организационная часть

Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно о пальцах.

Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, точнее - развитию мелкой моторики рук у ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы.

  1. Основная часть
  1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно

  • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
  • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).
  • В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

  1. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

На столах коробки с пластилином, дощечки для лепки, стеки, нарукавники, - словом, всё что нужно для правильной организации работы детей с пластилином.

Проведём практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина. Хочу предложить вам способ изготовления пластилинового петушка.

Начинаем с изготовления гребешка и туловища. Скатайте три маленьких красных и один большой жёлтые шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.

  • Далее изготавливаем глаза и клюв.

Скатайте два маленьких белых шарика - глаза, чёрные малюсенькие бусинки - зрачки и оранжевый шарик - клюв. Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заострёнными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.

  • Приступаем к выполнению крыльев и хвоста.

Для крыльев понадобятся два зелёных одинаковых шарика, для хвоста - три разноцветных. Зелёные шарики для крыльев сминаем в плотные лепёшки и немного загибаем концы лепёшки вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста.

И наконец, оформляем петушка

Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепёшки и делаем надрезы в виде пальцев. Прилепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу.

Теперь давайте оформим выставку работ. Поставьте, пожалуйста, своих петушков рядом где находится петушок вашего ребёнка.

3. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».

Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для тетра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировка - это оригами.

Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

  • Работа с красками - штриховка;
  • Пальчиковая гимнастика - шнуровка;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Лепка из глины и пластилина;
  • Нанизывание бус, бисера;
  • Сматывание цветных ниток в клубочки;
  • Работа с ножницами.

Подробнее остановлюсь на играх - шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широко. Эти игры:

  • Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
  • Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • Способствуют развитию речи;
  • Развивают творческие способности
  • Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

  1. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

А теперь позвольте спросить:

  • что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  • какие выводы вы для себя сделали?
  • есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» )

ПАМЯТКА

Развитие у ребенка мелкой моторики рук

  • Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Например: «это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».​
  • Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от белого,еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.
  • Можно обводить все, что попадается под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
  • Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.
  • Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
  • На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.
  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и развитие аккуратности.
  • Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

Цель: Показать важность, значимость работы по развитию мелкой моторики рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

  • Сосновые и еловые шишки
  • Счетные палочки
  • Различные пособия для развития мелкой моторики

Экран, проектор, ноутбук

Участники:

  • Воспитатели
  • Родители

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания:

Организационная часть.

Загадка:

Пять – да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»
Угадайте, Как их звать?

(Пальцы)

Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Основная часть.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

(ответы родителей)

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психологическое напряжение.

Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) .

Сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха.

Практикум.

  • Игры с шишками.

С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с сосновыми шишками:

Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна
Сосновую шишку в ладонях катаю
С сосновою шишкой сейчас я играю

Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут.
Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,
Малыши довольны. (А. Орлова)

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого надо положить сосновую шишку и взять еловую.

Раз, два, три, четыре, пять
Шишку будем мы катать
Шишку будем мы катать
Раз, два, три, четыре, пять

Еловая шишка нам колет ладошки
Мы покатаем шишку немножко.

Шишки словно ежики
Колются чуть-чуть
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.

Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.

  • Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:

«Играем на барабане» - ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики» - вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги» - отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим» - указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики» - пальцы «шагают» , «бегают» , «танцуют» .

«Музыканты» - пальцы «играют» на различных инструментах.

Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок.

«Домик» -Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел

«Очки» -Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

«Грабли» -Листья падают в саду,

Я их граблями смету

«Шарик» -Надуваем быстро шарик.
Он становится большой
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Корзина» -В лес корзинку я беру

И грибы в не кладу.

«Зайка и Ушки» -Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Коза» -У козы торчат рога,

Забодать может она.

«Дерево» -У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

«Дружные пальчики» .

Один, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Этот пальчик маленький-
Мизинчик удаленький,

Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Пальчик серединный-
Самый длинный.

Пальчик указательный-
Очень замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Но зато он самый сильный.

Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.

Пальчики одной руки, сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак.

«Пальчики в лесу» .

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик парить стал,
Этот пальчик жарить стал
Ну, а этот сам все съел,
Потому и потолстел.

«Апельсин» .

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа
Эта долька – для стрижа

Эта долька – для утят
Эта долька – для котят
Эта долька – для бобра.
А для волка…кожура.

Он сердит на нас беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

«Как живешь?»

Как живешь?
-Вот так!
-А плывешь?
-Вот так!

Как бежишь?
-Вот так!
-Вдаль глядишь?
-Вот так!

Ждешь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!

Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?

Показать большие пальцы.

Имитация плавания.

Указательный и средний пальцы «бегут» .

Приставить к глазам пальцы «биноклем» .

Подпереть щеку кулаком.

Помахать руками.

Обе руки под щеку.

Хлопнуть по надутым щекам.

«Медведь» .

Лез медведь в свою берлогу
Все бока свои помял.
Эй скорее на подмогу.
Мишка, кажется, застрял.

Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

С силой вытянуть платок.

  • Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственное воображение. Кроме того, во время этих игр можно развивать представление ребенка о форме, количестве, цвете, а также его творческие способности.

Можно предложить малышу следующие задания:

  • Сосчитать палочки из которых выполнена фигура
  • Если фигура выполнена из разноцветных палочек, сосчитать палочки каждого цвета

Назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.

А сейчас, я хочу предложить вам, уважаемые родители, имеющиеся у нас в группе различные пособия и игры для развития мелкой моторики рук младших дошкольников (показ, рассматривание, комментарии)

Заключительная часть:

Уважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать мелкую моторику. У кого-то есть вопросы?

Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики. Передавайте их друг другу. (родители берут памятки)

Спасибо вам, что вы нашли время посетить родительское собрание.

Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!

Сухомлинский В.А. писал:

«Истоки творческих способностей

и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движение,

необходимое для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки

с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

Родительское собрание-практикум

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации

3 стола на которых разложены игры на развитие мелкой моторики кистей рук и различные материалы по количеству родителей (массажеры,соленое тесто, пластилин, веревочки, листы бумаги, крупы, песок), выставка детского творчества.

Добрый день дорогие родители!

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. И начнем с того, что определим, что такое «мелкая моторика» и почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Мелкая моторика - это что такое?
Это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног. Захват мелких предметов, обращение с ложкой, вилкой, ножом, застегивание пуговичек на кофточке, завязывание шнурков, конструирование, вышивание, мелкие движения пальцев от которых зависит почерк - это все мелкая моторика.
Чем важна мелкая моторика?
Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. Как это проявляется в жизни? Мы отдергиваем руку от горячей кастрюли, мама бросается на помощь малышу, свалившемуся с велосипеда.
В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.
В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.
Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.

Вопрос к родителям: Известно, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

Взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Работать с вкладышами (Монтессори).

6. Застегивать пуговицы.

7. Завязывать, развязывать узлы.

8. Пальчиковые игры типа “Сорока -ворона”, «Семья»

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы. Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д. На некоторых из них остановимся подробнее.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

А теперь приготовили свои руки и делаем вместе со мной:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

Ворона

Шла ворона мимо рынка (выпрямить указательные и средние

пальцы, идти по столу, остальные пальцы поджать)

Под крылом тащила крынку. (ладони соединить ковшиком)

Крынка выпала, разбилась, (ударить сомкнутыми ладонями по столу,

разъединить руки.)

Эх, ворона разозлилась! (развести руки в стороны, шевелить

пальцами)

Рисование. Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с конструктором и мозаикой, вкладышами, пазлами.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с яичками от киндер-сюрприза.

Развитие тактильных чувств. Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры со счетными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками

Шитье, вязание, плетение .

Работа в технике изонить с детьми старшего дошкольного возраста и изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», привели к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей более младшего дошкольного возраста. Детям 2-3 года можно предложить сюжетные шнуровки. Детям 4 лет с помощью таких шнуровок предлагается завершить картину, например, разместив на грибочек бабочку или листик, посадить грибок на травку и т.д. С детьми старше 4 лет можно начинать знакомить с приемами работы в технике «Изонить», используя мягкие иголки, либо пластмассовые иглы с тупым концом. Материал для работы - мягкие фетровые салфетки, плотные хозяйственные салфетки. Во время занятий у ребенка развивается ассоциативное мышление и логика, тренируется мелкая моторика рук, что крайне полезно для детей этого возраста. Ребенок может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришивать детали игрушки не так, как указано в схеме.

Занятия «изонитью» способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях продуктивной деятельностью дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшнее собрание помогло получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.

Родителям для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • выполнять аппликации.
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. Как вы думаете с какого возраста нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

  1. В какие игры вы играете с ребенком для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

  1. Какой материал используете в игре с ребенком?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Где берете информацию о развитии мелкой моторики?

- В детском саду

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

  1. Нравится ли ребенку играть в игры на развитие мелкой моторики?

- Нет

  1. Готовы ли Вы помочь сделать своими руками игры для развития мелкой моторики рук наших детей?

Общее родительское собрание № 1

Цель родительского собрания:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Повестка:

Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Сообщение по теме:

Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»





Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Общее родительское собрание № 1

Цель родительского собрания:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Повестка:

Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Сообщение по теме:

Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

Ход собрания

1. Cообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Родителям было предложено отгадать загадку:

Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились -
В одну семью сплотились.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» .

Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.

Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

Способы развития мелкой моторики

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

Вопрос родителям:

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога : Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.

5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • сматывание цветных ниток в клубочки
  • игры-инсценировки с пальчиковым театром
  • работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться.
  • обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
  • плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
  • изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
  • застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
  • сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Почаще предлагайте детям эти занятия!

И напоследок, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь развития мелкой моторики рук

и речи дошкольника»

Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление.

Кроме этого специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких мышц пальцев руки.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позже жесты стали согласовываться с криками, воплями, проявлениями голосовых реакций. Прошли тысячелетия, пока развилось словесное (вербальное) общение, но оно в течение длительного времени оставалось связанным с жестикулярной речью.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки на развитие речи

Движения пальцев рук, у людей совершенствовались из поколения в поколение, поскольку люди из поколения в поколение выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим увеличивалась и площадь двигательной проекции кисти руки и человеческого мозга. Так развитие функции руки и общения людей шли параллельно. Примерно такой же ход развития у речи ребенка. Прежде всего, развиваются мелкие мышцы пальцев рук - появляется артикуляция слогов (лепет); все последующее совершенствование речевых реакций зависит от степени тренировки пальцев, развития мелких мышц руки.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, аппликацией, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики, играем с конструкторами, мозаикой, шнуровкой и т. д.

Дома понаблюдайте за детьми, если ребёнок поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая, таким образом, себя тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив нарисовать окружность. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то он не справится с этой задачей или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.

И теперь мы хотим представить некоторые формы работы по развитию мелкой моторики рук.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).