Что было в 80 х годах. Маленькие зарплаты, большие возможности

Мода переменчива и непостоянна, но время от времени она возвращается к хорошо забытому старому. Так в наши дни все более актуальной становится мода 80-х годов. «Реплики» модных течений того времени можно увидеть в коллекциях практически всех модных домов.

Восьмидесятые годы в СССР – время, когда явственно ощущалось веяние ветра перемен. И это нашло отражение в моде, одежда того времени допускала намного больше самовыражения и сочетания несочетаемого, чем наряды, бывшие актуальными в семидесятые.

Модные платья в стиле 80-х годов имеют выраженных X-образный силуэт. Причем акцент в то время предпочитали делать на плечах , используя подплечники, погончики, драпировки и кокетки. Благодаря этим деталям линия плеча искусственно расширялась.

Следующей важной линией силуэта была талия . Её подчеркивали поясами, причем, старались делать их широкими, некоторые модели даже напоминали корсет. Мягкие драпировки по линии бедер завершали формирование ». Длина юбок строго не регламентировалась, популярны были модели длиной миди и мини.

Другие популярные фасоны платьев 80-х годов – это классическая модель футляр и мешковатое платье со свободным рукавом покроя «летучая мышь» и короткой обтягивающей юбкой.

Много уделялось внимание и отделке воротника. В моде форма «апаш», а также различные воланы и жабо, которые выглядят очень романтично.

Ткани

Поднадоевшая за прошлые десятилетия синтетика в восьмидесятых практически забыта. Модницы опять возвращаются к натуральным тканям. Но особенно популярны только появившиеся тогда стрейчевые материалы, они удобны, практичны, хорошо драпируются и красиво облегают фигуру.

Отдельного разговора заслуживает деним. В восьмидесятые эта ткань невероятно популярна, из нее шьют платья и сарафаны. А вот вечерние платья 80-х годов шили из люреска. Много блеска в то время отнюдь не считалось признаком «деревенского гламура», поэтому и без того блестящее люрексовое платье вполне могли украсить еще и паетками.

Цвета тканей должны быть обязательно яркими . В восьмидесятые больше никому не хотелось выглядеть «серыми мышками», поэтому даже деловые платья строго фасона нередко шили из ярких тканей. В особом почете цвет фуксии, малины, коралла. Приветствуются фиолетовый лимонный, бирюзовый, васильковый. Цвета используются, как по отдельности, так и в самых невероятных комбинациях.

Огромной популярностью пользуются и яркие принты . Широко используются различные орнаменты, леопардовый принт, геометрические рисунки, радужные абстрактные разводы. Начинает набирать популярность и принт милитари.

Впрочем, несмотря на всеобщее увлечение яркими красками, одежда белого и черного цвета не считалась чем-то устаревшим. Это классика, а она актуальна во все времена.

Аксессуары

Короткие платья носили с лосинами ярких кислотных расцветок , модели средней длины – с колготками в сеточку. Колготы могли быть черными или цветными, особенно, ценились модели с добавлением люрексовой нити.


В дополнении к платью можно надеть короткую джинсовую куртку или кожаную косуху с заклепками . Туфли можно использовать либо на платформе, либо классические лодочки с невысокой шпилькой.

Очень популярной в те годы была яркая, крупная даже немного аляповатая бижутерия . Крупные серьги или клипсы, разномастные цепочки или бусы в несколько рядов, массивные браслеты. Чем больше было надето украшений, тем более модным считался образ.

Макияж и прически

Естественный макияж в восьмидесятых казался чем-то невероятно скучным . Поэтому модницы активно использовали тени ярких тонов – розовые, голубые, фиолетовые. В большом почете – перламутровые оттенки, их использовали в макияже губ и глаз.

Прически были весьма пышными и объемными . На пике моды химическая завивка с образованием мелких кудряшек и начес. Правильно выполненная укладка должна оставлять открытыми уши, иначе не будут видны серьги. Для фиксации прически использовали много лака. А особо креативные особы сооружали у себя на голове начесы, которые получили меткое название «взрыв на макаронной фабрике». Даже классический конский хвост модницы восьмидесятых старались сделать «лохматым», гладкие прически казались чем-то архаичным.

Модные образы

Решив на время вернуться в 20 век, можно подобрать для себя платья «из 80-х», тем более что они сейчас на пике моды. Фото и кадры из кинофильмов того времени позволят создать интересные луки.

Деловая леди

Чтобы создать образ деловой леди в стиле 80-х, потребуется платье прямого силуэта с расширенной линией плеча и воротником стойкой. Талию следует подчеркнуть широким поясом. Платье можно сшить из ткани яркой расцветки, можно использовать рисунок в клетку или в полоску. Туфли – классические лодочки на средней шпильке. Дополнит образ сумка-портфель.

Спортивный образ

В 80-е невероятно популярной стала аэробика, и это не могло не отразиться на моде. Спортивный стиль того времени можно воссоздать, используя платье с низкой проймой, спущенными плечами и рукавам покроя кимоно. Вырез в форме лодочки. Силуэт такого платья – перевернутый треугольник, поэтому юбка должна быть узкой. Платье должно быть ярким, желательно использовать два-три цвета, например, васильковый, малиновый и белый.

Дополнят образ балетки или кроссовки, их цвет должен контрастировать с основным тоном платья. Обязательной деталью является пластиковая бижутерия и яркая повязка на лоб в сочетании с пышными кудряшками. Чтобы воссоздать прическу, модную в 80-е, не обязательно делать химическую завивку, можно просто накрутить волосы на папильотки или заплести на ночь несколько тугих косичек. Завивка получится не хуже советского перманента.

На вечеринку

Вечерние платья в стиле восьмидесятых шьют из атласа, гипюра, органзы, велюра. Рукав должны быть пышными, приветствуются баски в виде воланов, драпировки на линии бедер, банты. Наряд желательно сделать блестящим, можно использовать паетки, стразы. Блестящим должно быть не только платье, но и туфли. Это могут быть классические лодочки с пряжками, украшенными сияющими кристаллами.


Наряд на выпускной или на другое значительное событие должен буквально сверкать и переливаться, как новогодняя елка. Обязательно нужно использовать бижутерию – длинные серьги, браслеты, ожерелья.

Торжественное событие

Сегодня многие устраивают тематические свадьбы, и одной из самых популярных тем является вечеринка-ретро. Решив окунуться в восьмидесятые, начать стоит с подбора нарядов для молодоженов.


Типичные свадебные платья 80-х годов шились в романтическом стиле. Эпатаж в большинстве случаев не приветствовался. Невесты использовали классический белый цвет. Платье могло быть коротким, но большинство предпочитало длинный вариант с пышной юбкой

Чтобы представить себе идеал свадебного платья того времени, стоит посмотреть фотографии со свадьбы принцессы Дианы. Пышные рукава, оборки и рюши, украшающие горловину, длинный шлейф, кружева и расшитый жемчугом лиф. Фата желательна, но не обязательна. А вот паеток и стразов не нужно, максимум – вышивка белым бисером. Образ невесты должен быть нежным и романтичным.

Каждое десятилетие порождает новые образы и тенденции. Мода 80-х годов характеризуется одним словом – «слишком». Это спорный период в модной истории, когда смешалось все: классика и яркие цвета, облегающая одежда и очень широкие модели, спортивный стиль и яркая массивная бижутерия, мини-юбки и платья в пол, новые субкультуры и ретростиль.

В одежде 80-х годов 20–го столетия соединилось несколько стилей: модернизированные классические, ультрасовременные (неоклассика), ретрообразы, спортивный стиль, одежда из джинсовой ткани и другие. В разных странах модные тенденции того времени имеют как сходства, так и различия.

СССР

В моде определенно произошла революция. Скромность уходит на задний план, на первый – выступает буйство красок. Популярные течения восьмидесятых отразились на модных тенденциях того времени: ролики, сноуборды, хип-хоп, техно, аэробика. Мужская и женская одежда из тканей кислотных цветов пестрила яркими надписями (особенно фирменными знаками), блестками и стразами, разноцветными пуговицами. Безразмерные вещи дополняла бахрома, просторные пиджаки имели ярко выраженную линию плеч.

Из этого многообразия выделялись четыре образа:

  • агрессивная деловая бизнес-леди;
  • романтическая дама;
  • девушка секси;
  • спортсменка.

Стиль секси считался самым популярным. У каждой девушки имелись леггинсы, платье-труба, юбка-баллон, яркого цвета лосины, короткая кожаная куртка-косуха, туфли-лодочки и широкий ремень на бедрах. Одежда преимущественно была облегающей, состояла из стрейча и лайкры.

В 80-е годы было модным заниматься спортом, особенно аэробикой. Появились яркие костюмы для физических занятий, модные журналы того времени отличаются изобилием фотографий стройных девушек в спортивных нарядах. Яркий спортивный костюм середины 80-х не предназначался для занятий спортом, это был «костюм на выход».

Советским людям стали известны зарубежные бренды, стало модным нашивать лейблы этих компаний на лицевую сторону костюмов и другой одежды. Так как в стране был дефицит вещей, каждый старался создать уникальный наряд и выдать за модный бренд. Например, ветровка полуспортивного типа считалась образцом парижской моды. Появились массивные плечевые пояса, женщины носили огромных размеров, похожие на мужские, пиджаки. Пиком моды стали широкие брюки-бананы, зауженные книзу, обязательно яркого цвета или с разноцветным принтом. Часто встречалось сочетание черного с красным, белым или синим.

В середине 80-х популярными стали «вареные джинсы». Зарубежная одежда советским людям была не по карману, поэтому варили джинсы самостоятельно. Для этого разводили белизну и вываривали одежду на огне, предварительно скомкав или накрутив узелков, чтобы в итоге вещь получилась не однотонной, а с причудливым узором.

На смену вареным джинсам пришли джинсы-пирамиды. Такие фасоны отличались довольно широким верхом и узким низом штанин. Внизу делался заворот в виде манжеты. Самыми модными были модели голубого цвета с вышитым или наклеенным верблюдом на кармане сзади.

За рубежом

В 80-е годы смена модных тенденций происходила особенно стремительно. Появилось много новых дизайнеров, которые старались создать модели как можно оригинальнее, скромность ушла на задний план. По внешнему виду становится все сложнее определить социальный статус и финансовое положение. Состоятельный человек старался подчеркнуть свое место в обществе одеждой, а менее обеспеченный, наоборот, при помощи гардероба пытался спрятать несостоятельность.

Очень активно развивалась линия прет-а-порте, благодаря которой быстро продвигались новинки в массы, а также совершенствовали уже известные марки. Кроме того, одежда в стиле 80-х подразумевает использование логотипов. Тогда они были повсюду: на спортивных нарядах и даже на вечерних платьях.

Несмотря на разнообразие, выделялись основные направления в моде:

  • деловое;
  • фитнес;
  • романтическое;
  • секси.

В разных странах они развивались по-разному, но объединяло их преобладание известных марок. Говоря про стиль женщины 80-х имеют в виду, прежде всего, аксессуары: сумки Диор, Шанель, Луи Виттон, часы Rolex, преимущественно золотые. Молодые бизнесмены увлекались игрой на бирже, успех приносил респектабельный костюм известной марки.

Молодые панки носили необычные прически, удивляя окружающих готическими нарядами: одежда, преимущественно черного цвета, шилась из кожи с рваными элементами. Агрессивные нотки подчеркивали металлические аксессуары: ремни, клепки, кольца, цепи. Завершался образ ярким цветным ирокезом на голове. Девушки разрешали себе не всегда выглядеть брутально, иногда они носили мини-юбки с кожаными куртками, колготки в сеточку и короткие остроносые сапожки на высокой шпильке. Сегодня вечеринка в стиле 80-х подразумевает именно такую одежду.

Иконы стиля 80-х

Сильное влияние на формирование фасонов одежды 80-х годов имел культ красивого тела, об этом писали журналы, вещали с экранов телевизоров.

Мужчины

Кумирами мужчин были Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Бой Джордж, Валерий Леонтьев, Томас Андерсен, Дитер Болен. У каждого был свой стиль одежды, подчеркивающий созданный экранный образ:

  1. Джексон – широкоплечий пиджак, объемный головной убор, куртка из кожи, лоферы, белые носки, шарф, перчатки, рубашка и брюки свободного покроя, множество страз и пайеток;
  2. Боуи – футболка, джинсы, яркий пиджак, шейный платок, обувь на платформе, крашеные волосы и макияж;
  3. Джордж – яркий головной убор, куртка с металлическими элементами, много косметики, разные прически;
  4. Андерсен – кожаные штаны и куртка на голое тело;
  5. Валерий Леонтьев – каждый раз новый изысканный образ.

Мужчины также старались подражать известным кумирам. Майкл Джексон
Дэвид Боуи Бой Джордж Валерий Леонтьев
Томас Андерсен
Дитер Болен

Женщины

Для женщин романтической иконой 80-х являлась принцесса Диана. Она поразила всех свадебным платьем, на которое ушло 40 метров шелка. Пышная юбка была отделана старинным английским кружевом, длина шлейфа составила 7,5 метров. Этот наряд послужил толчком для молодых дизайнеров, которые впоследствии создавали новые романтические коллекции.

1979 год ознаменовался премьерством Маргарет Тэтчер, что послужило появлению нового делового стиля. В то же время шел сериал «Династия», также повлиявший на формирование модных образов молодежи.

В СССР в 80-е стиль задавала Раиса Максимовна Горбачева. Она задавала направления в пошиве деловой женской одежды. Иконами стиля также считались Алла Пугачева и Барбара Брыльска. Главные отличия от других периодов.

Главные особенности модных стилей 80-х:

  • яркие, пестрые ткани;
  • множество страз, острых шипов, больших бусин;
  • огромных размеров подплечники;
  • мини-юбки, боди;
  • спортивные кроссовки или туфли-лодочки;
  • очки с яркой оправой;
  • объемные стрижки и прически: начес, мелкая завивка, перья;
  • чрезмерно броский мейкап и перламутровая помада.

В 80-е одежду активно предлагают новые Дома моды: дорогие бутики известных модельеров, маленькие магазинчики недорогой одежды молодых дизайнеров. Новые коллекции дополнены нотками ретро стилей, переделанных на современный лад. Появились новые ткани на основе синтетики и лайкры. Спортивная одежда потеряла свое прямое назначение, ее начали носить повседневно: на работу, на вечеринку, на переговоры, на тренировки. Произошла сексуальная революция, отсюда: мини-юбки, высокие шпильки, корсеты. Появился стиль секси. Сегодня часто организовывают корпоратив в стиле 80-х.
Принцесса Диана
Раиса Горбачева
Маргарет Тэтчер
Алла Пугачева
Барбара Брыльская

Видео

Фото


1980-ым годом началась новая эпоха в истории СССР. В этом году завершился десятый пятилетний план по развитию народного хозяйства страны, прошли летние Олимпийские игры, не стало известного барда Владимира Высоцкого, набирала обороты Афганская война. Вернёмся на минутку к Высоцкому. В одной его песне имеются строки: «…пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю». Сейчас многие люди, современники Высоцкого, не раз вспоминают эти строки, дожив до наших дней. И всякий раз думают: «Как же он был прав». За 80-е годы Союз прошёл очень быстрый путь от великой сверхдержавы до разваливающейся страны. Старое уходило в небытие, на его смену пришло новое время – наполненное стремительными переменами, нестабильностью и… пошлостью. О последней мы и будем вести сегодня речь.

Как правительство в больнице законы принимало

В начале 80-х годов налицо стали проявляться все негативные последствия общественно-политического застоя страны. Абсолютно справедлива пословица, что «Рыба гниёт с головы». В народе аббревиатура СССР шутливо расшифровывалась как «страна самых старых руководителей». Средний возраст руководящих лиц страны превысил 72 года. Этот период ещё называли «Эпохой пышных похорон». В это время за короткий промежуток времени отошли в мир иной несколько видных государственных деятелей советского государства.

В 1980 в автокатастрофе погиб П. Машеров, руководитель партии в Белорусской ССР. Ему было 62 года. В том же году в возрасте 76 лет умер глава Совета министров А. Косыгин. В 1982 не стало главного идеолога партии, «серого кардинала» М. Суслова (79 лет). Он был главным сторонником гонения на инакомыслящих, начала Афганской войны. Удостоился чести быть похороненным возле Кремлёвской стены рядом со Сталиным.

Наконец, в том же 1982 ушёл из жизни глава государства Л. Брежнев, которому было 75 лет. Он стал главным олицетворением эпохи Застоя, именно при нём кадры стали несменяемыми, что, собственно, и привело к «Эпохе пышных похорон». В последние годы нахождения у руля государства Брежнев был уже тяжело больным человеком, в сутки он мог работать не больше 2-х часов.

В 1983 не стало А. Пельше, которому было 84 года. Он возглавлял комитет партийного контроля в течение 17 лет. Через год ушёл из жизни «наследник» Брежнева Ю. Андропов (69 лет). Он дольше всех был руководителем службы госбезопасности КГБ – 15 лет. Однако в отличие от предшественников Андропов знал, что стране нужны кардинальные реформы. Однако времени на них у него не хватило: пробыв главой государства 15 месяцев бывший «гебист» отправился в мир иной.

В том же 1984 скончался министр обороны Д. Устинов, активный сторонник Афганской войны и гонки вооружений. В следующем году не стало ещё одного руководителя СССР – К. Черненко. Ему было 73 года и он отличился тем, что правил страной всего 13 месяцев. Это был такой же больной человек, как и Брежнев, у него была астма и болезни сердца. Рядом с ним всегда находился кислородный аппарат, а заседание правительства иногда проходило в… Центральной клинической больнице.

Естественно, что народ, глядя на постоянную смену старых и больных правителей самого большого государства в мире, воспринимал это по своему. Ходило множество анекдотов и шуток. Например. Начинается программа Вести. Диктор в чёрном костюме говорит: «Товарищи! Вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжёлая утрата». Или вот ещё: не приходя в сознание к обязанностям приступил новый генеральный секретарь. Население как могло высмеивало эпоху застоя. Нужны были изменения.

Время перемен

И они наступили сразу после смерти Черненко в 1985-ом, когда к власти пришёл относительно «молодой» Горбачёв, которому было 54 года. Он провозгласил программу реформ и преобразований в государстве. Одной из реформ стала политика гласности. Ведь предыдущие десятилетия в стране действовала жёсткая цензура, нельзя было обсуждать запретные темы. Например, репрессии времён Сталина, внешнюю политику государства, если она не нравилась людям и… секс.

Последний вариант был, пожалуй, самым животрепещущим для советского человека. Ведь он в первую очередь должен был работать на благо своей страны, в имя победы коммунизма во всём мире. А лишние проявления сексуальности отвлекали бы человека от общественно-полезного труда. Ещё со времён Сталина на первый план выходила семья , всякие похождения «налево» со стороны обоих супругов не только порицались в обществе. Любителей «гульнуть на стороне» ждал серьёзный разговор на партийном собрании.

Отчасти жёсткая политика в отношение сексуальности и привела к тому, что в 1985 году Горбачёв провозгласил курс на Перестройку, которая также подразумевала и политику гласности. Понемногу советские люди стали привыкать к изменениям. Уже в 1986 году, во время проведения телемоста «Ленинград-Бостон» вся страна услышала слово «секс». И не просто услышала, о нём некоторое время шла речь. Также участники диалога говорили о…порнографии. И это услышала вся страна, которая до этого несколько десятилетий привыкла смотреть с экранов телевизоров классические концерты отечественных исполнителей и фильмы о Великой Отечественной.

Нельзя сказать, что после этого телемоста произошёл эффект разорвавшейся бомбы. Но общество почувствовало, что произошли сдвиги в политике. Стало возможным говорить, пусть и не так открыто как в наши дни, на ранее запретные темы. Взять к примеру проституцию. До 1986 года она официально не была признана в стране. Такое положение дел существовало с 1936 года, когда была принята Сталинская конституция.

До начала Перестройки считалось, что в стране победившего социализма нет такого явления, как торговля телом. И поэтому за занятие проституцией судить по уголовной статье просто не могли. «Ночных бабочек» привлекали по административному кодексу, например, за нарушение общественного порядка. О проституции до 1986 года не писали абсолютно ничего в любых газетах. Но в том году ситуация изменилась кардинальным образом.

Проституция выходит из тени

В «Московском комсомольце» осенью 1986 года были напечатаны 2 статьи на тему работы проституток Москвы. Причём материал на эту тему авторы собирали не один год. После этого тираж газеты взлетел до небес, а в 1987 году административный кодекс пополнился статьёй 164-2. Она предусматривала 100 рублей штрафа за занятие проституцией. Несмотря на борьбу с этим явлением оно процветало в столице уже не один десяток лет. Так, в 1980 в Москве была открыта гостиница «Международная», как раз к Олимпийским играм.

Здание сразу стало центром сбора так называемых «валютных проституток». Они отличались от остальных своих коллег тем, что работали под контролем… КГБ. Их задачей было соблазнять видных иностранных туристов, приезжающих из богатых капиталистических стран типа ФРГ или Франции. Делать они это должны были для того, чтобы «комитет» имел компромат на заморского гостя. Счастливым единицам удавалось даже выйти замуж за иностранца и уехать за границу.

В 1988 году вышла повесть под названием «Интердевочка», напечатанная в журнале «Аврора». В ней было рассказано о работе ленинградских проституток. Автором её был Владимир Кунин. Сначала он хотел назвать свой труд прямым и понятным словом – «Проститутка». Но цензура не пропустила такое название, даже несмотря на то, что Перестройка была в самом разгаре. Поэтому автор заменил название на более приемлемое – «Интердевочка».

И вот после знакомства с этой повестью произошёл своеобразный «взрыв»: в редакцию стали приходить тонны писем, причём не только с негативными отзывами. Умные люди поняли, что пора экранизировать повесть. Так, летом 1988 года был снят фильм с одноимённым названием «Интердевочка». В нём показана жизнь одной валютной проститутки, которая выходит замуж за иностранца из Швеции. При этом основной темой фильма становится новая жизнь в условиях Перестройки и пережитков прошлого.

  • Проституция в СССР: запрещённая история для миллионов людей

Показаны все недостатки советской жизни 80-х годов. Молодая девушка хочет всего и сразу – квартиру, деньги, богатого мужчину, автомобиль. Она не скрывает того, что зарабатывает себе на жизнь телом. Отдельно стоит обратить внимание на суровую советскую бюрократическую систему, которая всеми силами препятствовала выезду граждан за границу. До «Интердевочки» ни в одном фильме нельзя было встретить подобного сюжета, в котором было бы столько критики советского строя.

Было показано противопоставление двух миров – советского, переживающего кризис и благополучного западного, куда стремилась уехать главная героиня. Были затронуты многие запретные темы, вроде проституции, бедности, коррупции, семейных скандалов. В 1989 году фильм посмотрели более 40 миллионов человек. Он стал лидером кинопроката того года. Но более откровенным советским фильмом стала другая картина, выпущенная в марте 1988 года.

Называлась она «Маленькая Вера». Это была уже самая настоящая эротика, причём своя, советская. А ещё это был первый отечественный фильм, в котором был… секс. Такого не было даже в «Интердевочке». Картину можно назвать ярким примером «прямого кино», которого в предыдущие годы и десятилетия на советском киноэкране не было вообще. Фильм был ярким противопоставлением официальному советскому кинематографу эпохи застоя (1960-1980-е годы). В нём царила атмосфера откровенности: жизнь людей провинциального города показана такой, какой она являлась в реальности, без официального приукрашения действительности.

Но больше всего советским людям запомнился половой акт. Первый половой акт в советском фильме. Вот после «Маленькой Веры» и произошёл «взрыв бомбы замедленного действия». На экраны телевизоров потоком водопада вылились фильмы, просмотр которых всего каких-то 5 лет назад мог в реальности привести человека на скамью подсудимых, а дальше – за решётку. Ими стали картины, сюжет которых вертелся вокруг секса, насилия, преступности.

Но посмотреть эти фильмы можно было не по телевизионным каналам. Во второй половине 1980-х годов в крупных городах страны открылось большое количество видеосалонов . В них-то и можно было увидеть ленты на самую разную тематику: эротика, ужасы, боевик, триллер. Такого до Перестройки не было, с таким боролись. Но после прихода к власти Горбачёва ситуация очень быстро изменилась.

До Перестройки видеосалоны были подпольными, милиция производила обыски и арестовывала всех участников кинопросмотра. А затем видеосалоны «вышли из тени», легализовались. И народ, столько лет не видевший эротики, толпами повалил в новые заведения. Там показывали не только «Интердевочку» и «Маленькую Веру», но и другие, в основном зарубежные фильмы, которые нельзя было ещё показать по телевизору.

Так, менее чем за 10 лет, в общественной жизни Советского Союза произошли кардинальные изменения. Люди, жившие по строгой указке партии и правительства, устали от подобного образа жизни. Изменения, пришедшие с Перестройкой, миллионы граждан восприняли на ура. Ведь стало возможным открыто высказывать свои мысли, смотреть секс по телевизору, не боясь преследования.

Вам будет интересно:

  • Невероятные интимные истории из жизни советских граждан — одна из главных тайн СССР

1980-е годы стали переломными в истории СССР. Произошёл кардинальный переход от старой, социалистической системы к новой, которую можно с трудом назвать зародышем демократической. Общественно-политический застой предыдущих двух десятилетий только ускорил начало реформ, названных Перестройкой. Но они принесли людям не просто возможность смотреть первую советскую эротику, они привели к распаду страны. «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю».

В 1985 году новый глава СССР Михаил Горбачев объявил «Курс на ускорение». В газетных передовицах появились слова «перестройка», «реформы» и «гласность», а люди были в радостном предвкушении новой жизни. Наконец-то для них закончилась долгая эпоха застоя. Но была ли она такой плохой и все ли мечтали о переменах?

Девять часов вечера, центральное телевидение, программа «Время». На экране появляется диктор Игорь Кириллов и говорит: «Товарищи, вы будете смеяться, но Черненко тоже умер». Вот такими анекдотами и «черным» юмором народ провожал долгую эпоху застоя.

Леониду Ильичу Брежневу 75 лет, Юрию Владимировичу Андропову – 69, Константину Устиновичу Черненко – 73. За три года, с 1982 по 1985 на посту главы государства сменились три пожилых и глубоко больных человека.

«В обществе была какая-то затхлость, было ощущение, что стране нужен свежий ветер. Происходило это потому, что у власти находилась команда людей старых, ориентированных на курс «дожить», – отмечает публицист Татьяна Воеводина.

А всего за пять лет до Перестройки привычный образ жизни и политический курс Советского Союза казались незыблемыми. Главной приметой времени была стабильность.

«Существовал трудовой кодекс, который всегда соблюдался. При театрах были профсоюзы, которые стояли на страже интересов актеров и обслуживающего персонала. В отпуск предоставляли путевки с большой скидкой, отдохнуть можно было всей семьей», – вспоминает актер, заслуженный артист России Александр Вдовин.

Маленькие зарплаты, большие возможности

Пионерские лагеря и дома культуры, санатории и поликлиники – все это оплачивалось из профсоюзных взносов, помогали и государство, и предприятия. Советские граждане настолько привыкли к этой опеке, что принимали ее как должное.

По словам Александра Вдовина, социально люди были защищены, ведь маленькие зарплаты компенсировались низкими ценами на жилье, коммунальные услуги и детские сады.

Были ли все социальные проекты в СССР действительно бесплатными? По сути – нет. Граждане платили налоги, членские взносы в профсоюз, комсомол и партию. Но взносы были небольшими, а жилье можно было получить всего за несколько лет, если добросовестно потрудиться на крупном предприятии, таком, например, как завод «ЗИЛ» или фабрика «Большевичка».

«Коммерческих кружков, секций и спортивных организаций в то время не было. Спорт был, как и все подобное в Советском Союзе, бесплатным. Как медицина, детские лагеря, кружки пионеров», – отмечает футболист и телеведущий Руслан Нигматуллин.

Культуру массам прививали добровольно-принудительно. Кто-то считал, что телевидение в застойные времена было скучным, а кого-то радовала возможность слушать классиков даже в сибирской глубинке. «В то время были программы в рабочий полдень, где на фабрики и заводы приезжали небольшие симфонические оркестры и играли классику», – вспоминает музыкант, заслуженный артист России Виктор Зинчук .

Свои герои

Еще один анекдот позднего застоя: «Решил Леонид Ильич на том свете узнать, что про него написали после смерти. Берет он энциклопедию и читает: «Брежнев Леонид Ильич, мелкий политический деятель эпохи ».

У этой исполнительницы были не просто песни, а настоящие театральные постановки. За творчеством Аллы Борисовны следила вся страна. Каждого мужчину, который появлялся рядом, определяли в мужья Примадонны. Так, в начале восьмидесятых очередным якобы «супругом» Пугачевой стал латышский композитор Раймонд Паулс. С ним она записала несколько знаковых шлягеров эпохи.

Эстрада позднего застоя не пыталась догнать западное диско, которое ушло далеко вперед. Она порождала своих героев, понятных только советскому народу.

«Героем миллионов был Владимир Высоцкий – его песни, как принято говорить сейчас, звучали из каждого чайника. Радио было не очень популярно, так что его популярность была не современной раскруткой, а реальным героем миллионов», – делится Руслан Нигматуллин.

Постепенно в моду вошел рок, и даже власти на некоторое время дали этому подпольному жанру свои послабления. На московской рок-опере «Юнона и Авось» – аншлаги, в Тбилиси прошел фестиваль андерграундной музыки «Весенние ритмы», а в Ленинграде открылся первый официальный рок-клуб.

Олимпиада для народа

Пять сотен прожекторов освещали Центральный стадион в день закрытия Олимпиады. В свете их лучей блестели слезы тысяч зрителей. Эти слезы вошли в историю, так же, как и песня, которую специально для этого события написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов .

Олимпийские игры 80-го года в Москве были невероятно зрелищными – они задали тон всем последующим спортивным соревнованиям такого масштаба.

И пусть некоторые страны, в том числе США, Великобритания и ФРГ бойкотировали эти Игры, грандиозный праздник спорта состоялся. Жителям советской столицы все казалось в диковинку: на улицах – иностранные лица, на прилавках магазинов – импортные продукты.

«Первое, что вспомнилось – то, как чистили Москву. Приводили в порядок улицы, зачищали, выселяли бездомных за сотый километр. Бесконечные субботники были», – отмечает рок-музыкант, участник групп «Черный кофе», «Ария» Сергей Маврин.

Как рассказывает музыкант Виктор Зинчук, в дни Олимпиады и на телевидении, и на радио появились программы, в которых показывалось, что и в Советском Союзе есть свои музыканты. По радио появились исполнители из Прибалтики, группа «Апельсин», которые звучали по-западному.

Олимпийская эйфория прошла быстро. Больной генсек все реже появлялся на людях, отношения с главным идеологическим врагом – Соединенными Штатами – обострились. Власти стали «закручивать гайки».

Война в Афганистане

В том же 1984 году уже невозможно стало скрывать потери в Афганистане. До этого официальная пресса лишь скупо сообщала об «интернациональной помощи», рассказывала про местные обычаи, а молодежь осаждала военкоматы, чтобы записаться в добровольцы. Теперь стало ясно: война оказалась слишком кровопролитной.

«Груз 200» – так военные называли оцинкованные ящики с останками советских солдат, погибших в Афганистане. К середине 80-х это понятие стало известно всей стране.

Всего за один 1984 год в Афганистане погибли почти две с половиной тысячи советских воинов, а новобранцев все призывали и призывали на далекий интернациональный фронт. К концу застоя афганской войне было уже около шести лет. Вокруг нее сложилась целая культура со своими песнями, фильмами и гастролями знаменитостей.

«Мы выступали в госпиталях, и нас завели в одну из палат, сказав: «Вот эти ребята умрут». Мы сделали для них концерт маленький, потом еще несколько, хотя сил не было», – вспоминает Виктор Зинчук.

К середине 80-х население страны, когда-то настроенное патриотично, уже резко выступало против войны. Стало ясно, что политика партии провалилась по всем фронтам, в том числе – экономическому.

Время дефицита и борьбы с тунеядцами

Есть мнение, что именно установка «Постоянная готовность к новой войне» довела до Перестройки и в итоге разрушила Советский Союз. Слишком много ресурсов уходило на оборонную промышленность, а простые люди остались без колбасы, туалетной бумаги и хороших магнитол, которые не жевали бы пленку.

На самом деле дефицит стал результатом неумелых действий властей в экономике. Еще в начале 80-х само слово «дефицит» мало пугало граждан. Невозможно было поверить, что всего через несколько лет полки магазинов опустеют, а муку и сахар будут отпускать по талонам.

В попытке преодолеть нехватку продуктов власти объявили в 1982 году Продовольственную программу под лозунгом: «Сытая жизнь для всех». Как и многие другие громкие кампании застоя, продовольственная программа провалилась.

Очередной кампанией 1982 года стало усиление борьбы с тунеядцами. Милиция устраивала рейды по магазинам и кинотеатрам в рабочее время. Всех зрителей трудоспособного возраста проверяли и сообщали по месту работы о прогуле.

Если гражданин нигде официально не был устроен больше четырех месяцев, судом ему присваивали статус «БОРЗ» – без определенного рода занятий. Так называемым «борзым» грозили исправительные работы или даже тюрьма.

С этого момента оставалось всего несколько лет до судьбоносного решения властей о разрешении вести частное предпринимательство. Тогда многие былые тунеядцы с энтузиазмом примутся за работу.

Рыбная мафия

Белые буквы на голубом фоне, простой округлый шрифт, надпись «Океан» – так называлась сеть фирменных магазинов, которые в советское время торговали рыбой и морепродуктами. Именно там обосновалась настоящая рыбная мафия.

» – одно из первых в очередной государственной кампании. На этот раз по борьбе с коррупцией. За махинации попал в тюрьму начальник Рыбпромсбыта, директор сочинского магазина «Океан», а замминистра рыбного хозяйства Владимира Рытова приговорили к высшей мере наказания. Вслед за фирмой «Океан» присмотрелись и к легендарному гастроному «Елисеевский». Его директора Юрия Соколова также расстреляли.

Вслед за работниками торговли добрались и до хлопковой промышленности Узбекистана. «Хлопковое дело» стало поистине масштабным, по нему осудили больше четырех тысяч человек.

«С хищением государственного имущества очень тесно связана теневая экономика, которая в СССР существовала не одно десятилетие. И она достигла своего апогея во времена Хрущева и Брежнева», – рассказывает доцент кафедры истории и философии РЭУ имени Плеханова Антонина Фомина.

«Несуны» – так прозвали работников предприятий, которые разворовывали социалистическую собственность. Хищения по месту работы – и мелкие, и по-крупному, – стали всесоюзной бедой.

Всего за один год, 1985-й, почти полностью сменилось партийное руководство по всей стране. «Сменщиками» стали люди в среднем на 25 лет моложе прежних властей.

По сути застой закончился не с приходом Горбачева. Его разрушило падение цен на нефть, когда нечем было обеспечивать стабильность. Кооперативы изменили экономику до неузнаваемости. И прозрачные границы, за которыми стало ясно видно: жить можно и по-другому. Но это уже были совсем другие времена.

Новые выпуски программы «Достояние республик» смотрите на телеканале «МИР».