Дидактические игры по риторике для дошкольников. Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа

курса «Риторика общения»

в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»

Составила: педагог-психолог

Плотникова Т.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»


Общая характеристика предмета.

Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные цели программы:

    во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

    во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;

    в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

    в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.

Задачи программы:

    учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;

    способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;

    познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

    совершенствовать невербальные средства общения;

    подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

    нравственный аспект речевого поведения;

    речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);

    средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)

    культура слушания;

    невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).

Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

Виды и формы контроля

    Вводный, текущий, итоговый,

    Фронтальный,комбинированный, устный

    Наблюдение, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

    Всего 36 часов; в неделю 1 час.

Предметное содержание

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I . Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III . Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.

Результаты освоения программы

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

Достижения ребенка

Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения :

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;

    внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

    соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»

на 2014-2015 уч. год.

занятия

Тема занятия

Кол-во уроков

Дата
проведения

Приме

чание

Знакомьтесь!

Что такое общение

Что такое общение

Для чего люди общаются

Для чего люди общаются

Общение бывает разным

Устное общение

«Говорит она беззвучно...»

Письменное общение

Зачем быть вежливым?

Здравствуйте!

До свидания

Кто? Кому? Зачем? Как?

Тихо или громко?

Поспешишь - людей насмешишь

Не сломай язык

Каким тоном?

Благодарность

«От улыбки стало всем светлей...»

Можно ли общаться без слов?

Отгадай, что я сказал!

Как обратиться к собеседнику?

Как обратиться с просьбой?

В магазине

Не забудь извиниться!

Алло! Алло!

Ты - слушатель

Какой ты слушатель?

Правила общения

Правила общения

«День рожденья только раз в году»

Ты - зритель

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

Человек без друзей, что дерево без корней

Играем и вспоминаем

«РИТОРИКА»

«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»


Воронова

Елена Сергеевна

Педагог

дополнительного

образования

Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.

А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.

Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.

Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:

  • Речь детей становится более четкой и выразительной;
  • Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
  • Формируется речевое внимание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
  • Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
  • Воспитывается культура общения (речевой этикет);
  • Повышается речевая активность детей.

Основные направления курса «Риторика»:

1. Речевое (техническое) направление:

  • Дикция;
  • Темп, ритм речи;
  • Голос;
  • Выразительность, эмоциональность высказывания;
  • Речевое внимание.

2. Развитие коммуникативных умений:

  • Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
  • Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
  • Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
  • Развитие произвольности и саморегуляции;
  • Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
  • Согласованности действий, взаимопомощи;

3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):

  • Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
  • Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
  • Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.

Каждое занятие реализуется через несколько этапов:

1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.

2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.

3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.

Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.

Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.

людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты - словечко, я - словечко…»

Программа

дополнительного образования детей

по дошкольной риторике общения на тему :

«Ты – словечко , я – словечко

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Ты – словечко , я – словечко

Направленность : коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность : воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста .

Цели программы :

Развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

Развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания ;

Использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи программы :

Учить дошкольников видеть в слове не только средство общения , но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;

Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

Совершенствовать невербальные средства общения .

Основные линии программы :

Нравственный аспект речевого поведения;

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

Средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.) ;

Культура слушания;

Невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения) .

Коммуникативно-речевые умения :

Оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;

Ориентироваться в разных ситуациях общения ;

Внимательно слушать собеседника;

Соотносить вербальные и невербальные средства общения .

Отличительные особенности программы :

проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей .

1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей :

Умение общаться;

Умение пользоваться «волшебными словами » .

2. Развитие творческих способностей :

Разыгрывание «историй»

Участие в создании сказки.

Возраст детей , участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет

Сроки реализации программы : 1 год

Первоначальный этап :

Диагностика детей

Основной этап :

Проведение занятий с детьми

Заключительный этап :

Творческий отчет о проведенной работе

Формы и режим занятий :

продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек . Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко , я – словечко Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

1. Вводная часть : оргмомент, речевая разминка (упр-ия : дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :

цели речевой разминки :

Подготовка речевого аппарата к говорению;

Развитие речевого дыхания;

Отработка четкой дикции;

2. Основная часть : вспоминаем и узнаем новое.

3. Заключительная часть : работа в тетради (пособие для дош-ка)

Основные принципы построения занятий :

общение педагога с детьми ;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Систематическое проведение занятий;

Подбор доступного материала для детей ;

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Соблюдение необходимых условий , обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку :

Создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;

Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей

Использование (целесообразное ) средств наглядности (СН) :

Раздаточный изобразительный материал ;

Аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;

Фрагменты диафильмов;

Видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок) .

Взаимодействие с семьей :

Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.

1. общение ;

2. речевой этикет;

3. техника речи.

Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике

(32 – 33 занятия)

№ занятия Тема занятия Кол-во

I полугодие – 16 занятий

1 Знакомьтесь! 1

2 Что такое общение ? 1

3 Для чего люди общаются? 1

4 Общение бывает разным . 1

5 Устное общение . 1

6 «Говорит она беззвучно.» 1

7 Письменное общение . 1

8 Зачем быть вежливым? 1

9 Здравствуйте! 1

10 До свидания! 1

11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1

13 Тихо или громко? 1

14 Поспешишь – людей насмешишь. 1

15 Не ломай язык. 1

16 Каким тоном. 1

II полугодие – 16 – 17 занятий

17 Благодарность. 1

18 «От улыбки стало всем светлей.» 1

19 Можно ли общаться без слов ? 1

20 Отгадай, что я сказал? 1

21 Как обратиться к собеседнику ? 1

22 Как обратиться с просьбой ? 1

23 В магазине. 1

24 Не забудь извиниться! 1

25 Алло! Алло! 1

26 Ты – слушатель. 1

27 Какой ты слушатель? 1

28 Правила общения . 1

29 «День рожденья только раз в году» 1

30 Ты – зритель. 1

31 Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. 1

32 Человек без труда, что дерево без корней. 1

33 Играем и вспоминаем. 1

Занятие №1

Тема : ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Цель : знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком .

Занятие №2

Тема : ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ ?

Цель :

Показываем дошкольникам , что :

Без общения жизнь человека невозможна;

- общение предполагает взаимопонимание людей;

- общение должно быть доброжелательным;

Воспитываем любовь к животным.

Занятие №3

Тема : ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?

Цель :

Знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;

Занятие №4

Тема : ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ

Цель :

Знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным) ;

Показываем, что может быть «посредником» , с помощью чего можно общаться на расстоянии;

обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении .

Занятие №5

Тема : УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам значимость устного общения ;

Знакомим с дыхательными упражнениями.

Занятие №6

Тема : ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО

Цель :

Показываем роль книги в жизни человека;

Доказываем, что чтение книги – это тоже общение ;

Прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.

Занятие №7

Тема : ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам , что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов) ;

Знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;

Развиваем логическое мышление

Занятие №8

Тема : ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?

Цель :

Объясняем дошкольникам , что :

Вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;

Вежливым нужно быть всегда;

Вежливость должна быть искренней.

Занятие №10

Тема : ДО СВИДАНИЯ!

Цель :

Продолжаем работу по речевому этикету;

Знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;

Объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.

Занятие №11

Тема : КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Цель :

Знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как : кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;

обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;

Показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения .

Занятие №12

Тема : ТИХО ИЛИ ГРОМКО?

Цель :

Что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения ;

Учим детей «управлять» своим голосом;

Воспитываем у детей такие качества , как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.

Занятие №16

Тема : КАКИМ ТОНОМ?

Цель :

Учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;

Воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Занятие №18

Тема : «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»

Цель :

Показываем дошкольникам , что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.

Занятие №19

Тема : МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ ?

Цель :

Знакомим дошкольников с невербальными (несловесными ) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями) ;

Формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию , отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.

Занятие №22

Тема : КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ ?

Цель :

Учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;

Объясняем, что просьба должна быть мотивированное.

Занятие №24

Тема : НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!

Цель :

Знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;

обращаем внимание дошкольников на то , что извинение должно быть с объяснением;

Объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;

Воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.

Занятие №25

Тема : АЛЛО! АЛЛО!

Цель :

Знакомим (первично) дошкольников с тем , как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;

Как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;

обращаем внимание детей на то , что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.

Занятие №26

Тема : ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ

Цель :

Объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.

(слушать – значит принимать активное участие в диалоге) ;

Помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Занятие №27

Тема : КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?

Цель :

Объясняем детям суть не рефлексивного слушания;

Формируем умение адекватно воспринимать информацию;

Учим детей оценивать себя как слушателя.

Занятие №28

Тема : ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Цель :

Вспоминаем с дошкольниками правила общения , с которыми мы познакомились;

обращаем внимание детей на то , что одними из главных правил являются такие : будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.

Занятие №30

Тема : ТЫ – ЗРИТЕЛЬ

Цель :

Знакомим детей с правилами поведения в театре;

Объясняем дошкольникам , сто значит зрительская культура.

Занятие №31

Тема : СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ

Цель :

Объясняем детям, что слово человека могущественно : словом мы можем пожалеть , приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;

Предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;

Убеждаем детей , что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.

Занятие №32

Тема : ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ

Цель :

Объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Методическая разработка занятия

по подразделу программы « Риторика»

Тема занятия « Опорные слова. Русские народные сказки».

Составил:

Шарапова Галина Петровна,

педагог дополнительного образования

Кирсанов

2014 г.

Занятие по теме «Опорные слова. Русские народные сказки».

Цель: Формировать у детей эмоциональную, выразительную речь посредством работы над русскими народными сказками.

Задачи: - учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки;

Развивать творческое воображение, память и внимание при слушании собеседника; развивать умение говорить, слушать и слышать;

Воспитание интереса к книгам (сказкам), к чтению; коммуникативных навыков.

Средства обучения: мальчик Риторик (рисунок), выставка книг- сказок, маски героев сказки «Колобок», аудиозапись песен « В мире много сказок», «Где водятся волшебники».

Ход занятия:

I . Упражнения в технике речи.

1.Речевая разминка. а) Артикуляционная гимнастика для язычка (дети выполняют 2-3 раза). б) Чистоговорки.

I ряд – ри – ри – ри – двор убрали, раз, два, три.

II ряд – ры – ры – ры – не заметили жары

Вместе: ра – ра –ра – начинается игра.

Вместе:

Чо-чо-чо – у меня болит плечо.

Чу-чу-чу – нет к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча – буду плакать у врача.

Чи-чи-чи – помогают нам врачи.

Чу-чу-чу – ну тогда пойду к врачу.

2. Скороговорки.

Вопросы и задания педагога:

Ребята,как называется скорый говор? (Скороговорка).

Какие скороговорки вы знаете?(Дети называют изученные скороговорки: «Наш Полкан попал в капкан», « Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Ткет ткач ткани на платок Тане» и др.).

Почему скороговорки трудно произносить быстро?(Часто повторяются одинаковые звуки).

Произнесите скороговорку: кукушка кукушонку купила капюшон.

(Скороговорка всеми детьми по очереди произносится выразительно, четко проговариваются все слова).

Какой звук повторяется?

II . Работа над новым материалом .

1.Сообщение темы занятия.

Мальчик Риторик приглашает нас в гости к русским народным сказкам. По определенным словам, которые называются опорными, мы будем узнавать сказки.

2. Работа по учебнику.

Дети и педагог читают ряд опорных слов и дети узнают из какой они сказки. Выясняем: о чем сказка, кто ее герои. Пересказ «по цепочке». Сказки: «Лиса и журавль», «Курочка Ряба», « Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».

3. Инсценирование сказки «Колобок». Дети сами называют опорные слова этой сказки.

4.Беседа по сказкам:

Почему сказки называются русские народные? (Сочинил русский народ и они передавались устно из поколения в поколение).

Мы их все рассмотрели? (Нет, их очень много).

Вам хочется познакомиться с другими русскими народными сказками? (Дети с педагогом рассматривают выставку книг с русскими народными сказками «Царевна-лягушка», « Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему велению» и др.).

Как начинаются многие русские народные сказки? (Жили-были…)

А как заканчиваются? («Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «А тут и сказке конец, а кто слушал – молодец» и т. д.)

Какие еще бывают сказки кроме русских народных? (Сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей и др.).

Послушайте песенку о сказках и отдохните.

Физкультминутка «Зеркало» под аудиозапись «В мире много сказок»

О каких сказках услышали из песенки?

5. «Сочинялки» - сочиняем сказку по иллюстрации в учебнике.

Внимательно рассмотрите картинку?

Герои, каких сказок здесь изображены? («Волк и козлята» и «Курочка Ряба»).

Представьте, что вы сказочники, придумайте новую сказку с известными героями.

Заслушиваем 1 – 2 придуманные сказок.

6.Игра. «Что было потом?» (Что могло быть потом в сказке «Репка», когда все дружно ее вытащили?).

III .Итог занятия.

Какие сказки вы любите?

Какие из них вам захотелось почитать или перечитать?

Заканчивается занятие фонограммой с песней «Где водятся волшебники»

Использованная литература:

1. Баландина Л. А. Риторика для малышей – методическое пособие по обучению риторике дошкольников. – Ростов- на- Дону, «Феникс», 2003.

2. Джежелей О. Помогайка. – Москва, АО «Столетие», 1994.

3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. –Москва, Центр пед. образования, 2008.

4. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах.- Москва, Просвещение,19 97.

Значение риторики в развитии ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предполагаемого курса являются:

Развитие уникального человеческого дара – дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение;

Основные задачи курса обучения риторике детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с нормами русского литературного языка;

Формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения, помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми, сверстниками;

Приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), (развитие связной речи);

Способствовать положительной социальной адаптации ребенка к окружающему миру, развивать чувство эмпатии к уверенности в себе, преодолевать застенчивость, робость, страх;

Способствовать выходу психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности через коррекционную работу,

3. Формировать основы будущей рефлексии;

Способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляций, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание,

4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на другого человека.

5. Преодоление барьеров общения, снятие психологического напряжения.

Риторика речи детей дошкольного возраста

(в схемах)

Считаем необходимым представить в качестве дополнитель­ного материала «Риторику речи детей» в схемах: «Речевая этика», «Тех­ника речи», «Речевые опыты».

Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета.

Техника речи - работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой.

Речевые опыты - работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и прак­тического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий, например, в работе по картам Проппа, фанта­зиям Дж. Родари и иному.

Риторика в детском саду: "Речевая этика", «Техника речи», « Речевые опыты»