Цель беседы осенняя пора очей очарованье. «Унылая пора! Очей очарованье! Творческие виды деятельности

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Унылая пора очей очарованье!».

Цели: 1.Закрепить знания детей об осени.

2.Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

3 Активизировать словарь: листопад, золотая осень.

4. Учить видеть поэтическую красоту осени.

Предварительная работа: Беседы на тему «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Загадывание загадок, разучивание стихов, чтение художественной литературы по теме. Рисование.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Вопрос: « О каком времени года идет речь?» Как вы догадались? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? (Ответы детей).

Каким лес был вначале осени? Как называется это время, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые краски? (Золотая осень).

Это время года любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают стихи)

Ребята, когда дует ветер, листья падают с деревьев на землю. Как называется дождь из листьев? (Листопад)

III.Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.)

Н. Нищева

IV.Ребята, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей).

Но люди любят осень не только за красоту. Осень щедра дарами. Какими? (Ответы детей).

А как сейчас выглядят поля, сады и огороды? (Ответы детей)

Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему многие птицы улетают? (Ответы детей)

V. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали осенний лес? Я предлагаю превратиться в художников и нарисовать осенний лес. (Дети рисуют осенний лес).

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...


Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Цель:
Закрепить представление детей о золотом периоде осени. Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать память детей, воображение, мышление. Активизировать словарный запас. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
Материал
: Репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка, аудиозапись произведений П.И. Чайковского.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке». Стихотворение А. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Педагог обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.) - Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? - Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему? - Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? - Каким был лес в начале осени? - Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона? - Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы - песни, художники - картины. (стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее...», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».) А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают). Вспомните, какую картину об осени мы недавно рассматривали? - Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
«Игра с листочками» (ритмопластика). - Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный...».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?») И поэты, и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете? - Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода. (Ответы детей.) А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды? (Ответы детей.) Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? Игра «Птичка». - У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд. (Решение кроссворда.) - Да, у осени любимый цвет золотой! А. С. Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще раз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..». Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»? (Ответы детей.) - Под впечатлением красоты золотой осени П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь». Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее размещены в группе). Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, названия картин. Выяснить у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками, какими красками? Беседу можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т.п.).

Занятие 2. Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...»

Цели

Закрепить представление детей о золотом периоде осени.

Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Развивать память детей, воображение, мышление.

Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).

Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Материал

Модели признаков осени, « Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы : И. Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».

Ход занятия

Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.)

П е д а г о г. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

П е д а г о г. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?


Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)

Каким был лес в начале осени?

Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композитор – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»).

П е д а г о г. А кто из вас знает стихи об осени?

(Дети читают стихи.)

П е д а г о г. Вспомните какую картину об осени мы недавно рассматривали?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад).

2. Физкультминутка (свободное построение). Игра с листочками (ритмопластика).

3. (За столами)

П е д а г о г. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»).

4. П е д а г о г. И поэты и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Верно. Осень щедра дарами: и лес и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.


(Ответы детей и использованием моделей.)

П е д а г о г. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»).

5.П е д а г о г. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда.)

П е д а г о г. Да, у осени любимый цвет золотой! любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще аз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».

6.Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее вывешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.) Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, название картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изображали бы, какими красками?

Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т. д.)

Кроссворд «Осень»

1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже ноля градусов в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень - очень редко - редко летом. Что это? (Заморозок).

2. Это явление природы чаще бывает осень. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)

3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).

5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую не прозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).

6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед-забереги. О начале какого периода жизни реки говорит появление заберегов? (Ледостав).

7. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая)

Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.

Подготовка к восприятию

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

    Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

    Ребята какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний парк? Выразите свои чувства, эмоции: - я любовался… - меня удивило…

Меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

    Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?

    Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

    желтый (золотой, лимонный, янтарный)

    красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)

    зеленый (изумрудный, малахитовый)

    голубой (лазурный, бирюзовый)

    Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

    А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

    Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку?

    Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству.

Первичное чтение

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

Проверка первичного чтения

    Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени?

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    Какой рисует поэт осень? Почему?

Повторное чтение

    Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

    Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

    «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.

Анализ произведения

    Какая картина вам представилась?

    Какие художественные средства помогают нам представить осеннюю картину?

    Какие строки вам показались необычными?

    Как могло быть названо стихотворение?

    А какие ассоциации вызывает у вас осень?

Обобщающая беседа

    Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    А вам нравится осень? Чем именно?

    Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»?

Для Пушкина «пышное» увядание природы - само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью.

Творческие виды деятельности

    Выучить стихотворение наизусть.

    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

    Сочинить своё стихотворение об осени.

1 ведущий.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
Последние листья с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
………………………………………………..
Но пруд уже застыл…
2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!
Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
Нам хотят представить свои танцы …
2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную программу.
1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

Б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

В) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим танец …
2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
Игра «Кто быстрее съест яблоки».
Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!