Механизмы реализации муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика

УДК 352.075

Самохвалова Татьяна Владимировна, студентка 2 курса магистратуры направления государственное и муниципальное управление Курского государственного университета

e-mail: stv-2511 @mail. ru

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Г. КУРСК)

Аннотация: данная статья посвящена исследованию особенностей социальной политики муниципального образования. Рассмотрены основные проблемы реализации социальной политики г. Курска, дана их характеристика. Предложены пути совершенствования отдельных направлений социальной работы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальные выплаты.

Samokhvalova Tatyana Vladimirovna, student 2 courses of a magistracy directions public and municipal administration KurskState University

e-mail: stv-2511 @mail.ru

THE MAIN PROBLEMS OF REALIZATION OF SOCIAL POLICY AND WAY OF HER IMPROVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY THE

Annotation: this article is devoted to a research of features of social policy of the municipality. The main problems of realization of social policy of Kursk are considered, their characteristic is given. Ways of improvement of the separate directions of social work are offered.

Keywords: social policy, social protection, social payments.

Социальную политику можно рассматривать как воздействие органов власти на общество, а также их действия по удовлетворению социальных потребностей населения, что является одним из необходимых условий повышения качества жизни. Благополучное развитие страны в социальной сфере во многом зависит от ее состояния в регионах .

В настоящее время создана достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы социальной политики как в России, так и в городе Курске, в частности. Принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако необходимость коррекции процессов оказания социальной помощи населению актуальна как часть общих процессов изменения системы административного управления .

Охарактеризуем проблемы реализации социальной политики в обеспечении защиты населения курского региона:

1. Наличие проблем в законодательстве.

Изучение порядка социальных выплат отдельных регионов и муниципального образования г. Курск показывает, что, кроме субсидий в жилищной сфере, размер которых напрямую зависит от уровня доходов домохозяйства, остальные выплаты в системе социальной защиты продолжают носить в большей степени категориальный, нежели адресный характер. Так, например, размеры ежемесячных денежных выплат варьируются в зависимости от категорий ветеранов (инвалиды ВОВ, участники ВОВ, труженики тыла и т.д.); размеры детских пособий варьируются в зависимости от категорий семей (полная семья, семья с одним родителем, семья, имеющая ребенка-инвалида). Это происходит и с другими видами выплат. Сам размер выплат не решает материальных проблем, например, ветеранов ВОВ, семей с детьми с низкм уровнем дохода. Население понимает ограниченность существующих мер материального характера.

2. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Положение детей-инвалидов существенно отличается в разных субъектах РФ как в учшую, так и в худшую сторону, хотя исходя из конституционных принципов равенства, положение этих лиц должно быть единым по всей стране. В отношении защиты прав и интересов детей-инвалидов необходимо единое комплексное федеральное регулирование.

3. Важной проблемой населения является жилищная проблема. Например, ветераны ВОВ относятся к группе людей старческого возраста старше 70 лет, а, следовательно, нуждаются в дополнительном уходе. Поэтому нередко с ветеранами живут внуки, дети с семьями, т.е. жилищные условия как самих ветеранов, так и членов их семей заметно ухудшаются. Ообращения в органы МСУ чаще не рашают самих проблем, права ветеранов часто ущемляются.

4. В настоящее время остро ощущается необходимость формирования позитивного образа, например, многодетных семей, пожилых людей. Так, пожилые люди - это категория лиц, имеющих огромный жизненный опыт,запас социальных и профессиональных знаний. Оставив трудовую деятельность, они продолжают участвовать в социальном воспроизводстве новых поколений, составляя звено в механизме преемственности общественных отношений, культуры, морали. В настоящее время отрицательное отношение к пенсионерам проявляется среди молодежи. Молодежь считает более старших как изживших себя, отстающих от реалий жизни, а порой и мешающие продвижению вперед. И такую позицию распространяют абсолютно на все, что связано со старшими поколениями - опыт, традиции, историю .

Многодетные семьи также сталкиваются с непреодолимыми сложностями социальной адаптации. Вокруг многодетных матерей и их детей возникла зона социального неодобрения и даже отторжения. Многодетность не одобряется местными чиновниками, т.к. многодетные семьи относятся к малообеспеченной

категории групп: матери требуют положенные льготы, а ресурсы социальной сферы всегда ограничены. Многодетность не приветствуют и школьные учителя, т.к. дети из таких семей требуют повышенного внимания. Настороженное отношение к многодетным семьям и у правоохранительных органов, так как дети из этих чаще других совершают противоправные действия .

5. К серьезной проблеме можно отнести вопрос доступности траноспорта. Дороги, перекрестки постепенно ремонтируются, расширяются и вводятся с учетом доступности. Но в то же время, на территории городского округа отсутствует транспорт общего пользования, оборудованный инструментами для инвалидов (подъемники в транспорт для инвалидов на колясках, низкие входные площадки, поручни и т.п.) В муниципальном образовании подобный транспорт не закупается. При этом число автобусов, оборудованных в полном объеме, должно составлять не менее 5 % от общего числа общественного автотранспорта .

6. При обращении в органы социальной защиты граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (например, при потере квартиры), сотрудники организаций сталкиваются с тем, что при оказании материальной помощи в натуральном виде большинство граждан этой категории не имеют документов, удостоверяющих личность (паспорт), вследствие чего им не может быть оказана материальная помощь в натуральном виде.

Несмотря на активизацию усилий государства на всех уровнях управления по реализации социальной политики, сложившаяся к настоящему времени система социальной защиты населения не может считаться оптимальной и требует развития .

Основными путями совершенствования отдельных направлений социальной работы могут быть следующие:

1. В целях улучшения жилищных условий пенсионеров, инвалидов, повышения качества жизни можно использовать опыт различных регионов и стран.

2. В целях совершенствования и развития социального обслуживания людей, попавших в трудные жизненные ситуации (при потере квартиры), и

изучив опыт Свердловской области, можно провести так называемую «паспортизацию» лиц без определенного места жительства и занятий. Суть этого мероприятия заключается в составлении и выдачи данным лицам на руки справки о постановке на учет в учреждении социальной защиты населения.

3. Обеспечение доступа инвалидов и пожилых людей в учреждения считается одним из существенных показателей демократичности общества.

С целью решения проблем посещения Департамента и других учреждений социальной защиты инвалидами и людьми старческого возраста, и необходимости оказания различного рода услуг, можно организовать мобидьные бригады сотрудников Департамета социальной защиты населения городского округа и специалистов комплексных центров обслуживания населения, социальных работников, врачей, медсестер. Цель создания мобильной бригады - реализация прав граждан на социальную помощь, поддержку, на получение необходимой информации; обеспечение доступности социального обслуживания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нуждающимся в социальной помощи.

4. Для обеспечения информацией о льготах и пособиях малообеспеченных категорий населения города Курска при поддержке Администрации можно предложить реализовать издание брошюры для данных категорий, например, сборник для инвалидов, в котором будет содержаться информация по выплатам и льготам, предоставляемым им. Сборник необходимо раздавать бемплптно в самом управлении и при посещении мобильными бригадами пенсионеров и инвалидов.

5. В целях совершенствования социальной работы с ветеранами ВОВ, инвалидами, пожилыми людьми и снятия психологической нагрузки на работниковтсоциальных учреждений, необходимо постоянно организовывать курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих, социальных работников .

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что несмотря на то, что законодательная база в социальной сфере достаточно хорошо развита, все-таки еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов. Реализация предлагаемых мероприятий и использование опыта коллег из других регионов позволят решить ряд проблем граждан, нуждающихся в социальной помощи.

Список литературы:

1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. - 2015. - №9. -С. 511-514.

2. Гавриков Ф.А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 29-31.

3. Подосинников Е.Ю., Слатинов В.Б. Государственная политика по формированию независимой системы оценки качества социальных услуг: проблемы и перспективы реализации в регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2016. - № 3 (20). - С. 121-128.

4. Куриленко Е.Н. Игровые практики в социальной реальности молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 156-161.

5. Пясецкая Е. Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь) [Электронный ресурс]:Ы1р://е-копсер1га/2015/15311.Ыш(дата обращения: 10.05.2017).

6. Слатинов В.Б. Стратегия реформирования государственного управления в современной России: сфера влияния против способностей государства // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 1. - С. 97-103.

7. Ежегодный отчёт главы Администрации города Курска о результатах своей деятельности, деятельности Администрации города Курска за 2016 год [Электронный ресурс]: http://kurskadmin.ru/(дата обращения: 10.05.2017).

Глава 1. Теоретико-методологические основы муниципальной социальной политики в Российской Федерации.

1.1. Сущность, содержание и условия формирования муниципальной социальной политики.

1.2. Государственное регулирование социальных функций местного самоуправления.

1.3. Опыт реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, возможность его применения в России.

Глава 2. Механизм эффективной реализации муниципальной социальной политики в приоритетных отраслях социальной сферы на современном этапе.

2.1. Развитие системы образования на муниципальном уровне.

2.2. Приоритеты муниципального здравоохранения.

2.3. Муниципальное регулирование жилищно-коммунального хозяйства.

2.4. Социальная поддержка малообеспеченных и социально-незащищенных категорий населения муниципального образования.

Глава 3. Финансово-экономическое обеспечение муниципальной социальной политики.

3.1. Современное состояние финансового обеспечения местного самоуправления.

3.2. Особенности социально-экономического развития муниципального района.

3.3. Меры по сохранению стабильности в условиях мирового финансового кризиса.

Рекомендованный список диссертаций

  • Деятельность органов местного самоуправления в реализации социальной политики 2012 год, кандидат экономических наук Лычкань, Леонид Петрович

  • Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий 2009 год, доктор экономических наук Пригода, Людмила Владимировна

  • Местное самоуправление и развитие имущественных отношений муниципальных образований: На примере Московской области 2001 год, доктор экономических наук Лютенко, Анатолий Анатольевич

  • Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в жилищной сфере 2009 год, кандидат юридических наук Нечай, Инна Владимировна

  • Методологические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформы местного самоуправления 2009 год, доктор экономических наук Кондратьева, Мария Николаевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование механизма реализации муниципальной социальной политики в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. В настоящее время в социальной сфере общества сохраняется сложное положение. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает углубляться имущественное неравенство, усиливается расслоение общества на богатых и бедных.

В этих условиях возрастает роль социальной политики на всех уровнях управления, в том числе и в муниципальных образованиях. Практическая реализация социальной политики на муниципальном уровне осуществляется органами местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы, в которой особое специфическое место занимает социальная сфера.

В Конституции Российской Федерации зафиксированы основные социальные права человека и гражданина, которые определяют функции и принципы социальной политики в стране. Важной задачей является обеспечение осуществления социальных прав и на этой основе - достижение высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России.

Роль местного самоуправления в формировании, правовом регулировании и реализации социальной политики определена тем, что оно -наиболее приспособленный для решения конкретных социальных проблем социальный институт в силу близости его к конкретным запросам и проблемам граждан.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства: «.местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».1 Такой подход определяет крупную народнохозяйственную задачу по развитию местного самоуправления и в этом свете возникает необходимость совершенствования механизма реализации муниципальной социальной политики.

Вышеизложенное обусловливает целесообразность выбора автором " темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ теоретико-методологических и практических аспектов социальной политики внесли: А.Н. Аверин, A.M. Бабич, Е.В. Белкин, В.Н. Бобков, Л.И. Берестова, Н.А. Волгин, В.И. Жуков, Г.А. Комиссарова, Е.Е. Мачульская, A.JI. Пиддэ, Б.В. Ракитский, Е.И. Холостова, Л.П. Храпылина, А.И. Щербаков и другие ученые.

Теоретические, методологические и правовые вопросы организации и функционирования местного самоуправления разработаны в трудах: О.В. Будовской, В.И. Васильевой, А.В. Вороновой, А.В. Трошихина, А.А. Замотаева, З.М. Зотовой, А.Н. Писарева, А.С. Прудникова, А.А. Уварова и других ученых и практиков.

Работы этих ученых и специалистов, безусловно, важны и полезны. Они оказывают определенное позитивное воздействие на социальное развитие общества. Вместе с тем они не исчерпывают всех проблем и аспектов муниципальной социальной политики, рассматриваемой с точки зрения механизма ее реализации в Российской Федерации. В этом контексте настоящая работа может соответствовать назревшей необходимости комплексного анализа современных подходов к муниципальной социальной политике, научного обоснования путей совершенствования механизма ее реализации.

1 www kremhn ru Из ВЫСХупЛения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008 г.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются анализ, разработка мер и действия по совершенствованию механизма реализации муниципальной социальной политики в современной России.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

Уточнить и обосновать сущность, содержание и условия формирования муниципальной социальной политики; рассмотреть государственное регулирование и реализацию социальных функций местного самоуправления;

Исследовать опыт реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, обосновать возможность его применения в России;

Рассмотреть механизм реализации муниципальной социальной политики на примере таких отраслей социальной сферы как образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство;

Рассмотреть социальную поддержку малообеспеченных и социально-незащищенных категорий населения муниципального образования;

Исследовать современное состояние финансового обеспечения местного самоуправления; выявить особенности социально-экономического развития муниципального района и в этом свете осуществления социальной политики;

Рассмотреть меры по сохранению стабильности в условиях мирового финансового кризиса;

Предложить возможные решения и направления действий по рассматриваемой теме.

Объект исследования - муниципальные образования, включающие в том числе органы местного самоуправления Московской области и Ленинского муниципального района Московской области, и механизм проводимой в них социальной политики.

Предмет исследования - экономические и социальные отношения, возникающие в связи с реализацией муниципальной социальной политики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отмеченных выше российских ученых и специалистов по вопросам социальной политики, местного самоуправления. В работе использованы документы международных организаций, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Научная новизна исследования состоит в следующем: по специализации «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)»:

На основе проведенного сопоставительного анализа опыта реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации выявлены некоторые схожие черты в структуре органов местного самоуправления, решаемых ими задачах и источниках финансирования, к которым относятся: выполняемые ими социальные функции и услуги развития жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, общественного транспорта, предоставления ритуальных услуг. Выделены два основных источника доходов. Первый - это местные источники: налоги, компенсации и пошлины, штрафные санкции и прибыли от муниципальных предприятий. Второй - центральные источники: субсидии из специализированных фондов, выделяемые центральным правительством или его структурами (министерствами), как общие субсидии, идущие на поддержку муниципалитетов, так и специальные, имеющие целевым назначением образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное благосостояние и др.;

Раскрыты основные причины менее эффективной работы органов местного самоуправления в Российской Федерации: в частности, реформа местного самоуправления в России началась сравнительно недавно, децентрализация вопросов местного самоуправления требует преобразования большого количества нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательств; имеет место недостаток квалифицированных управленческих кадров; низкий уровень финансового обеспечения расходов местных бюджетов; отсутствие действенной методологической базы в решении вопросов местного значения;

Предложена методика разработки прогноза социально-экономического развития (на примере Ленинского муниципального района Московской области). Данная методика позволяет выявить и проследить значения основных социально-экономических показателей. Разработка основных параметров развития муниципального района проводится по двум вариантам: первый вариант (консервативный) отражает тенденции развития экономики и социальной сферы муниципального района, сложившиеся в условиях мирового финансового кризиса; второй вариант (умеренно оптимистический) предполагает стабилизацию и некоторое оживление в основных сферах экономической деятельности вследствие постепенного замедления кризисных явлений в экономике, расширения банковского кредитования и повышения внутреннего спроса (инвестиционного и потребительского);

Доказано, что движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления должно стать ключевым направлением муниципальной социальной политики. Целесообразно упорядочение перемещения средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы. Необходимо упразднить практику изъятия средств муниципального образования для последующего их возвращения в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. по специализации «экономика труда»: обосновано авторское определение понятия «муниципальная социальная политика», как комплекс мер и действий местных органов самоуправления, направленных на решение социальных вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий в социальной сфере с целью реализации прав и свобод граждан;

Доказано, что современные подходы к муниципальной социальной политике обусловлены тенденциями социально-экономического развития муниципального образования и социальными потребностями его населения. Это определяет структуру механизма и эффективность реализации муниципальной социальной политики. Обосновано, что структура механизма включает: субъект; объект; систему нормативно-правовых актов, регулирующую взаимодействие между субъектом и объектом социальной политики; методы реализации и практическую деятельность по решению социальных задач в муниципальных образованиях; контроль за ходом, эффективностью проведения социальной политики и внесение, если необходимо, соответствующих корректив; систематизированы современные комплексные технологии реализации муниципальной социальной политики: нормативно-правовые; организационные; управленческие; научно-информационные; финансово-экономические; отраслевые, а также аргументирована необходимость расширения возможностей участия органов местного самоуправления в решении социальных вопросов. В частности, в перечни вопросов местного значения следует включить осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также содействия занятости граждан. Применительно к решению вопросов занятости целесообразно расширение муниципальной компетенции.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации социальной политики на муниципальном уровне. Содержащиеся в работе теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в разработке и чтении курсов лекций по социальной политике, местному самоуправлению, отраслям социальной сферы. Сформулированные в работе практические положения могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, принятии и разработке социальных программ.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в публикациях автора, а также докладывались на международном симпозиуме «Социальное партнерство: международный и российский опыт, перспективы развития» 28 марта 2008 г., в ходе дискуссии «Влияние мирового финансового кризиса на социальную ситуацию в России: оценки, проблемы, действия» 20 февраля 2009 г., на международном «круглом столе» на тему: «Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия» 27 марта 2009 года в РАГС при Президенте РФ.

Отдельные выводы и результаты диссертационного исследования применены в работе администрации Ленинского муниципального района Московской области.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • 2004 год, кандидат экономических наук Луговой, Олег Викторович

  • Социально-экономический анализ развития местного самоуправления и становления бюджетных отношений 2001 год, кандидат социологических наук Хозяинов, Богдан Георгиевич

  • Экономическая деятельность органов местного самоуправления в России на рубеже XX и XXI вв.: исторические аспекты 2008 год, кандидат исторических наук Орлова, Надежда Ивановна

  • Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления в России 2007 год, кандидат экономических наук Кислицкая, Наталья Александровна

  • Межбюджетные отношения и обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления 2010 год, кандидат экономических наук Мамаев, Андрей Владимирович

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Артемов, Вадим Валентинович

Выводы по Главе 3:

1. Местное самоуправление накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

2. Основной проблемой эффективной деятельности муниципальных образований является недостаточность муниципальных финансов. Перечень нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в местный бюджет, равно как и перечень местных налогов в настоящее время оказались значительно сокращенными. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления, повышение уровня социально-экономического развития посредством собственных доходных источников является ключевым направлением муниципальной политики государства.

3. Отражением темпов социально-экономического развития Ленинского муниципального района является бюджет. По сравнению с 2007 годом по доходам он увеличился на 9,8% и составил в 2009 году 4,5 млрд. рублей. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия в 2009 году составили 68,7%. В связи с этим, можно говорить, что главный финансовый документ муниципального района является социально направленным.

4. Разработка прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района способствует оптимизации расходования бюджетных средств с целью сохранения всех социальных обязательств перед населением.

Согласно методике разработки прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района существует порядок разработки прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района, который определяет вопросы взаимодействия и функции структурных подразделений администрации Ленинского муниципального района, муниципальных учреждений, администраций городских (сельских) поселений, входящих в состав Ленинского муниципального района, в процессе подготовки прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района.

Разработка основных параметров развития Ленинского муниципального района проводится по двум вариантам: первый вариант (консервативный) отражает тенденции развития экономики и социальной сферы Ленинского муниципального района, сложившиеся в условиях мирового финансового кризиса; второй вариант (умеренно оптимистический) предполагает стабилизацию и некоторое оживление в основных сферах экономической деятельности вследствие постепенного замедления кризисных явлений в экономике, расширения банковского кредитования и повышения внутреннего спроса (инвестиционного и потребительского).

5. Следует отметить, что заложенный в предыдущие годы в экономике Ленинского муниципального района потенциал позволил в значительной степени смягчить кризисные явления, сохранить положительную динамику социального развития.

Для мониторинга и предупреждения негативного воздействия последствий кризиса на экономику и социальное развитие района был создан Штаб по предотвращению возможных кризисных явлений в экономике и на рынке труда в Ленинском районе.

С целью минимизации негативных последствий финансового кризиса и недопущения образования дефицитов бюджетов была проведена оценка ситуации, пересмотрены и взвешены возможности бюджетов района и городских и сельских поселений по сокращению расходов и поиску потенциально возможных доходов.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Одной из важных функций социального государства является разработка и осуществление социальной политики. Диссертант считает целесообразным предложить свое уточненное понимание социальной политики. Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов общества, направленная на создание необходимых условий для удовлетворения, стимулирования и качественного развития объективных потребностей человека, социальных групп и общностей.

2. Одним из наиболее оперативных и эффективных субъектов осуществления социальной политики являются институты местного самоуправления. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано Конституций Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (статья 12 Конституции РФ).

3. Муниципальная социальная политика, по мнению диссертанта, представляет собой комплекс мер и действий местных органов самоуправления, направленных на решение социальных вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий в социальной сфере с целью реализации прав и свобод граждан.

4. Произошедшие в стране с момента принятия Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 изменения позволяют говорить о том, что реформа местного самоуправления состоялась, сформированы юридическая, экономическая и социальная основы функционирования системы местного самоуправления.

Вместе с тем, многие вопросы, связанные с осуществлением органами местной власти своих функций, том числе и вопросы законодательного регулирования социальных функций органов местного самоуправления, требуют серьезных преобразований как на федеральном, так и на региональном уровнях.

5. На основе проведенного сопоставительного анализа опыта реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации установлены некоторые схожие черты в структуре органов местного самоуправления, решаемых ими задачах и источниках финансирования, к которым относятся: наделенное право выборов населением органов местного самоуправления; решаемые ими социальные вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, общественного транспорта, предоставление ритуальных услуг. Выделены два основных источника доходов. Первый - это местные источники: налоги, компенсации и пошлины, штрафные санкции и прибыли от муниципальных предприятий. Второй - центральные источники: субсидии из специализированных фондов, выделяемые центральным правительством или его структурами (министерствами), как общие субсидии, идущие на поддержку муниципалитетов, так и специальные, имеющие целевым назначением образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное благосостояние и др. Раскрыты основные причины менее эффективной работы органов местного самоуправления в Российской Федерации, в частности, реформа местного самоуправления в России началась сравнительно недавно, децентрализация вопросов местного самоуправления требует преобразования большого количества нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательств; отсутствие опыта и недостаток квалифицированных управленческих кадров; низкий уровень финансового обеспечения расходов местных бюджетов; отсутствие действенной методологической базы в решении вопросов местного значения.

6. Механизм реализации муниципальной социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить социальные интересы граждан, социальных групп, населения в целом, разработать социальные программы и организовать практическую деятельность муниципальных органов и граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы, имеет свою структуру.

7. Структура механизма реализации муниципальной социальной политики включает: субъект социальной политики - муниципальное образование в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; объект социальной политики -местное население, население местного сообщества, проживающее в муниципальном образовании; система нормативно-правовых актов, регулирующая взаимодействие между субъектом и объектом социальной политики; методы реализации социальной политики в муниципальном образовании; практическая деятельность по решению задач социальной политики муниципального образования; контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение, если необходимо, соответствующих корректив.

8. Современными комплексными технологиями реализации муниципальной социальной политики, являются: нормативно-правовые; организационные; управленческие; научно-информационные; финансово-экономические; отраслевые.

9. Ленинский муниципальный район Московской области занимает выгодное географическое положение, простираясь с юго-запада на юго-восток вдоль Московской кольцевой автодороги, граничит с Москвой и шестью районами Московской области. Среди современных приоритетов развития Ленинского района - образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная поддержка малообеспеченных и социально-незащищенных категорий населения.

10. Деятельность районной системы образования является частью муниципальной социальной политики Ленинского района. Система образования района представляет собой сбалансированную сеть образовательных учреждений, которая дает детям и их родителям реальную возможность выбирать образовательное учреждение; обеспечивает государственные гарантии доступности образования. Система образования является частью социальной инфраструктуры муниципального образования, финансируемой из бюджета.

11. Основными приоритетными направлениями деятельности системы образования Ленинского муниципального района, являются: развитие сети системы образования Ленинского муниципального района - строительство объектов образовательной сферы; расширение маркетинговой и профориентационной деятельности муниципальных образовательных учреждений (МОУ) района; совершенствование и укрепление материально-технической базы МОУ района; обеспечение преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы; повышение воспитывающего потенциала системы образования - расширение системы опытно-экспериментальной работы в МОУ Ленинского района; реализация мероприятий Районной целевой программы «Развитие системы образования Ленинского муниципального района с 2007 до 2012 гг.».

12. Одним из важнейших направлений развития здравоохранения Ленинского района является последовательное проведение на территории района государственной политики по обеспечению населения гарантированными видами и объемами бесплатной медицинской помощи. Для реализации этого направления важно сохранение единой системы районного здравоохранения, без чего невозможно обеспечить доступность медицинской помощи всем слоям населения, качество и преемственность на различных этапах ее оказания.

Организация общеврачебных практик в ряде лечебно-профилактических учреждений позволит улучшить качество, доступность и экономичность медицинской помощи, изменить ориентацию этой помощи на профилактику заболеваний, борьбу за здоровый образ жизни, укрепление здоровья населения. В районе с каждым годом становится все очевиднее необходимость организации отделений сестринского ухода для медико-социального обеспечения больных пожилого и старческого возраста.

13. Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинского района представляет собой сложный и взаимосвязанный инженерно-технический и социально-хозяйственный комплекс. Основной целью деятельности служб жилищно-коммунального комплекса Ленинского района является предоставление населению качественных услуг по эксплуатации жилищного фонда, коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение), услуг по вывозу ТБО.

Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах Ленинского района осуществляемых органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В перспективах развития жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района значатся: телефонизация, благоустройство, ремонт дорог, электро водо- и теплоснабжение, канализирование.

14. Одной из основных задач Ленинского муниципального района является обеспечение эффективной защиты социально-уязвимых категорий населения и конституционных норм для всех жителей района.

В Ленинском районе реализуются мероприятия: в области адресной поддержки малообеспеченных категорий населения; в области социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов; в области мероприятий социальной поддержки граждан старшего поколения; в области реализации концепции семейной политики; в области мероприятий по поддержке общественных организаций.

При проведении оздоровительной кампании используются различные формы организации отдыха и оздоровления с учётом интересов, возрастных и психологических особенностей детей и подростков, состояния их здоровья.

Особое внимание в работе оздоровительных лагерей уделяется вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения, пропаганде здорового образа жизни.

В целях профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание уделяется организации отдыха и занятости подростков «группы риска», состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, а также детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях.

15. Местное самоуправление накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Эволюция налогового и бюджетного законодательства в нынешнем десятилетии ограничивает финансовую автономию и обеспеченность муниципальных образований.

Необходим качественно иной подход к дифференциации политики в отношении различных типов муниципальных образований. Муниципальные образования, являющиеся точками роста (прежде всего города), должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории (прежде всего сельские) - гарантии государственной поддержки.

16. Основной проблемой эффективной деятельности муниципальных образований является недостаточность муниципальных финансов. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления, повышение уровня социально-экономического развития посредством собственных доходных источников является ключевым направлением муниципальной политики государства.

17. Отражением темпов социально-экономического развития Ленинского района является бюджет. Главный финансовый документ муниципального района является социально направленным. Разработка прогноза социально-экономического развития Ленинского района способствует оптимизации расходования бюджетных средств с целью сохранения социальных обязательств перед населением. Методика разработки прогноза представлена в диссертационном исследовании.

18. Для мониторинга и предупреждения негативного воздействия последствий кризиса на экономику и социальное развитие района создан Штаб по предотвращению возможных кризисных явлений. Основными задачами являются сохранение перспективных направлений производства и трудовых коллективов, повышение производительности труда, эффективная реализация муниципальной социальной политики в районе.

Учитывая обозначенные выводы, диссертанту представляется необходимым предложить следующие возможные решения и направления действий по рассматриваемой теме:

1. Необходимо четко определить основные векторы социального развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.», есть потребность в разработке и нормативном закреплении также и концепции новой российской муниципальной социальной политики.

2. Важным фактором совершенствования механизма реализации муниципальной социальной политики в Российской Федерации является максимальное включение в процесс социального развития территории непосредственно населения муниципальных образований. Побуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости социального и экономического укрепления муниципалитетов.

3. Необходим качественно иной подход к муниципальной социальной политике в отношении различных типов муниципальных образований. Муниципальные образования, являющиеся точками роста (прежде всего города), должны получить действенные стимулы для социального развития, а отстающие в социальном развитии территории (прежде всего сельские) -гарантии государственной поддержки.

4. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Артемов, Вадим Валентинович, 2010 год

1. Документы международных организаций, законодательные и нормативные акты Российской Федерации

2. Всеобщая декларация прав человека (третья сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).

5. Закон Московской области «Об областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 гг.» // Постановление Московской областной Думы от 22 марта 2006 г. № 9/172-П.

6. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года № 1499-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст. 920.

7. Итоги социально-экономического развития Ленинского муниципального района в 2009 году и задачи на 2010 год // Доклад Главы Ленинского муниципального района Голубева В.Ю.

8. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во «Юридическая литература», 2008.

9. Постановление главы Ленинского муниципального района "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в Ленинском муниципальном районе в 2007 году" от 02.05.2007г. №47.

10. Постановление Правительства Московской области "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в Московской области в 2007 году" от 24 апреля 2007г. №305/11.

11. Прогноз социально-экономического развития Ленинского муниципального района на 2010 год и на период до 2012//Утвержден Решением Совета Депутатов Ленинского муниципального района от1211.2009 № i/зо.

12. Районная целевая программа «Развитие здравоохранения Ленинского муниципального района Московской области на 2007 2012 годы»//Утверждена решением Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области 04.07.2007 г. №2/60.

13. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №29. Ст.3699; 2004. №35. Ст. 3607; 2006. №48. Ст4945.

14. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст.2071; 2003. № 2. Ст.166; 2006.№ 43. Ст. 4412.

15. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686; 2003. № 1. Ст. 5. № 52. Ст. 5037; 2004. №10. Ст. 836.

16. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля 2005 г.).

17. Международное и конституционное право

18. Кобец Н.Г. Социальное право и его источники // Проблемы государственного строительства и права. Ч. II. М., 2002.

19. Кобец Н.Г. Социальное право: понятие, предмет, функции, система// Правовые вопросы российской государственности. М., 2002.

20. Международные документы по защите прав человека в социальной сфере: Сб. международных документов. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002.

21. На пути к социальному государству. Концепция социального государства / Под общ. ред. Н.Н. Гриценко. М.: Академия труда и социальных отношений, 2003.

22. Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002.

23. Книги, монографии, сборники, брошюры

24. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007.

25. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004.

26. Аверин А.Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. М., 2004.

27. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России (вопросы теории и практики)/Под общ. ред. Волгина Н.А.; Редкол.: Буланов B.C. и др. М.: б.и., 1999.

28. Антонова О. Социальные основы местного самоуправления в крупном городе // Городское управление.- 2004. №7.

29. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

30. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: ВЛАДОС, 2008.

31. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М., 1998.

32. Бабич A.M. Основы социальной политики: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2006.

33. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

34. Будовская О.В. Местное самоуправление: понятие, структура, особенности в РФ. Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.

35. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М.: Фирма Гардарика, 1996.

36. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: Знание, 1998.

37. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.

38. Волков В.Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Самара, 2007.

39. Воронова А. В, Трошихин А В. Местное самоуправление как институт социальной политики. Белгород, 2002.

40. Гаврин А.С. Прогнозирование и моделирование в социальном управлении. Тюмень, 2001.

41. Глотов С.А., Кочеткова Л.Н. Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. Учебное пособие. Москва-Саратов: Издательский центр ИНСР; Саратовский юридический институт МВД России, 2006.

42. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). Монография/Под ред. д.ю.н., профессора, академика В.П. Сальникова. СПб, 1998.

43. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. Спб., 1998.

44. Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1996.

45. Денисова И.П. Социальная политика. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

46. Дюран Э.В. Местные органы власти во Франции. М., 1996.

47. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001.

48. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.

49. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. Комментарий к отдельным нормам федерального законодательства. М., 1999.

50. Збышко Б.Г. Социальная политика и администрирование. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.

51. Зомбарт В. Идеалы социальной политики / Пер. с нем. СПб., 1996.

52. Зотова З.М. Государственная власть и местное самоуправление: Учебное пособие.- М.: Изд-во ОРАГС, 2001.

53. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовр/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.

54. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

55. Исаков В.В. Местное самоуправление в России: опыт становления и проблемы функционирования // Диссертация на соискание ученой степеникандидата политических наук. М., 2007.

56. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика, 2002.

57. Капицин B.M. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы. 1998. - № 8.

58. Конституционное право: Учебник/Под ред. проф. В.В. Лазарева.-М.: Новый юрист, 1998.

59. Куренков В.В. Возможна ли социальная защита населения в условиях местного самоуправления? // Муниципальный мир. 1999. - № 3.

60. Лапин В.А. Местные сообщества и территория // Муниципальный мир. 1999. - № 3.

61. Лексин В., Швецов А. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы//Российский экономический журнал. 2001. - №1.

62. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). М.: «Былина», 2000.

63. Люхтерхандт Г. Местное самоуправление в новых землях Германии. Берлин, 2002.

64. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е издание. - М.: Кн. Мир, 1998.

65. Мельникова Р.И. Развитие местного самоуправления как фактор становления гражданского общества: социальный опыт России //Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 2005.

66. Местное самоуправление в Германии (на примере положения об общинах земли Баден-Вюртемберг). М., 1996.

67. Местное самоуправление в Швеции. Традиции и реформы / Издано Шведским Институтом в сотрудничестве со Шведским союзом коммун и ландстингов, Министерством внутренних дел Швеции. Стокгольм, 1996.

68. Местное самоуправление. Баварская школа управления. Мюнхен, 1996.

69. Миннаков Н.Н. Стратегия муниципального развития // Муниципальный мир. 1999. - № 3.

70. Муниципальное право Российской Федерации/ Под ред. К.А. Дмитриева М., 1999.

71. На пути к социальному государству: Сборник материалов заседания круглого стола, состоявшегося в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 года/Под общ. Ред. Н.Н. Гриценко. М., 2003.

72. Наумов О.В. Управление социальной сферой. М.: Высшая школа, 2002.

73. Научно-практический комментарий к ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ/Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. М.: Изд-во РАГС, 2005.

74. Организация и действие социальной помощи во Франции. М., 1993.

75. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.

76. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленко. М., 1997.

77. Пенькова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. М., 2000.

78. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Изд-во Триада ЛТД, 1997.

79. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

80. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. М: Институт перспектив и проблем страны, 2002.

81. Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Социальная защита и самозащита труда. Часть первая. Нормальное социальное положение и риски социального происхождения (Социальные риски). М.: Институт перспектив и проблем страны, 2002.

82. Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Социальная защита и самозащита труда. Часть вторая. Система социальной защиты и способы социальной самозащиты. М.: Институт перспектив и проблем страны, 2002.

83. Роик В.Д. Основы социального страхования: Учебное пособие. М., 2004.

84. Социальная политика в муниципальных образованиях. Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.

85. Социальная политика и механизм ее реализации // Общ. и приклад, политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М, 1997.

86. Социальная политика России: Актуальные проблемы и перспективы их решения/Под общ. ред. проф. Н.А. Волгина, проф. Л.П. Храпылиной. М.: Кнорус, 2005.

87. Социальная политика Швеции. М.: Издательство «Социальная защита», 1999.

88. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография/ Под общ. ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.

89. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное/Общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2002.

90. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во «Экзамен», 2008.

91. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. -М., 1997.

92. Социальная энциклопедия/Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

93. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Политиздат, 1990.

94. Социальные последствия мирового финансового кризиса//Под общ. ред. Н.А. Волгина, А.И. Щербакова. М.: Изд-во РАГС, 2009.

95. Сулйманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебноепособие. Ростов н/Д, 2004.

96. Теория и методика социальной работы. В 2 частях. М.,1995.

97. Трудовое и социальное право России: Учебное пособие/Под ред. Л.Н. Анисимова. М.: ВЛАДОС, 1999.

98. Уваров А.А. Местное самоуправление в России.- М.: Норма, 2008.

99. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. М.: ЭКМОС, 2003.

100. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997.

101. Фихте И. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2 - СПб., 1993.

102. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. М.: Финансы и статистика, 1992.

103. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М.: Инфра-М., 2001.

104. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1996.

105. Храпылина Л.П. Особенности социальной поддержки отдельных социальных групп населения. ЦБНТИ. М., 2001.

106. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. Учебно-методическое пособие. Издательство «Экзамен». М., 2006.

107. Храпылина Л.П. Технологии государственной и муниципальной социальной деятельности. М.: Изд-во РАГС, 2009.

108. Черкасов И.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: Изд-во «Инфра-М», 1998.

109. Шишкин СВ. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.,1. ГУ ВШЭ, 2003.

110. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. -М.: «Проспект», 2000.

111. Элерс Д. Местное самоуправление в Германии. М., 2002.

112. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. -Казань, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39)

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

На труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

На жилище (ст. 40);

На медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

На бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

На пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст. 44) .

Российская система социальной политики базируется на принципах "кто ты есть" (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и "что ты сделал" (система трудовых пенсий). Принцип "что ты имеешь" используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере .

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями .

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

Комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

Социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

Дома инвалидов и престарелых;

Детские дома;

Центры психолого-педагогической помощи населению и т.д. .

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов. Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях .

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов: минимальный уровень оплаты труда; минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат; обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным; перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм: норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы; нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях; нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами; нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков: комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп; социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних; дома инвалидов и престарелых; детские дома; центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп - классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство - это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере - наиболее близкой и болезненной для населения.

Социальная сфера - это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления - обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства - о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

Муниципальная социальная политика: сущность понятия

Муниципальная социальная политика государства базируется на конституционном определении страны как социального государства, чьи действия направлены на создание достойной жизни для полноценного и свободного развитиячеловека в обществе.

Среди основных задач социального государства можно выделить следующие: охрана труда и здоровья граждан; установление минимальной заработной платы и обеспечение прожиточного минимума; финансовая и моральная поддержка государством инвалидов; поддержка материнского капитала, детства, отцовства и пожилых людей; развитие системы социальных служб; регулярное обеспечение государственных пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста; предоставление социальной защищенности каждого гражданина и другие гарантии защиты.

Конституция социального государства гарантирует предоставление необходимой поддержке человеку в случае серьезных заболеваний, инвалидности, утрате кормильца, либо любых других обстоятельств, ограничивающих человека в полной жизнедеятельности.

Определение 1

Понятие муниципальная социальная политика подразумевает комплекс различных целей и задач, которые направлены на поддержку и развитие социальных услуг населения.

Сфера развития данных услуг основополагается на муниципальном образовании. Для обеспечения максимальной эффективности муниципальной политики государство активно взаимодействует с органами власти, включая, в первую очередь, власти субъектов. Таким образом происходит обеспечение необходимых полномочий (как собственных, так и государственных) для государственного и местного управления.

Замечание 1

В государстве социальная политика это средства, цели и принципы, которые обеспечивают необходимое положение для всех слоев общества, существующих в данном государстве.

Положение может классифицироваться по интересам, вероисповеданиям, занятости и культурным предпочтением разных социальных групп. Интересы как общей соц группы, так и отдельного индивидуума учитываются и осуществляются посредством проводимой социальной политики таким образом, чтобы стереть, либо минимизировать существующие противоречия между субъектами в обществе. Необходимо разделять интересы субъективные и общественные, устранять возможные несоответствия и способствовать их активному взаимодействию. Для этого применяются различные механизмы реализации муниципальной политики.

Механизмы реализации социальной политики

Приоритетность цели плана социальной политики определяется ее актуальностью. Общественные проблемы и вопросы, которые требуют немедленного решения и вмешательства являются внеочередными и важнейшими целями. Реализация текущего плана проводится государственной и муниципальной социальной политикой посредством действий, направленных на урегулирования общих интересов. Для этого создаются программы, проводятся мероприятия государственными, местными, религиозными и общественными организациями.

На сегодняшний день главным и необходимым механизмом проводимой социальной политики считается минимальный государственный стандарт. Минимальный социальный стандарт подразумевает удовлетворительный уровень минимальных потребностей населения. Основу социальных потребностей человека составляют:

  • минимальная заработная плата;
  • минимальные социальные выплаты (включая пенсии и выплаты по инвалидности);
  • бесплатное среднее образование;
  • предоставление полного перечня лечебных и профилактических услуг;
  • социальная защищенность гражданина.

Минимум стандарт подразумевает определенный показатель, который не может опуститься ниже. Таким образом уровень социальных благ и уровень жизни своевременно повышаются. Минимальные стандарты необходимы для того чтобы государство могло гарантировать каждому человеку комплекс определенных услуг, которые предоставляются либо бесплатно, либо доступно для людей любой социальной прослойки.

Минимальные стандарты характеризуются социальными нормами.

Определение 2

Соц. нормы - это установки, которые характеризуются по возрасту, социальному статусу, территориальному признаку, признаку заболевания и т.д

Среди наиболее распространенных социальных норм можно выделить:

  • обеспечение населения социально-культурной сферой;
  • обеспечение необходимыми условиями школьные классы и группы в детских государственных учреждениях;
  • обеспечение населения социальными услугами;
  • оказание финансовой и кадровой помощи соц. учреждения.

Необходимость выполнения минимальных норм и стандартов в сфере обеспечения населения обусловлена гарантией государством социальной обеспеченности и свободы человека. Однако для полной реализации социального плана необходимы крупные финансовые вложения, взимаемые из бюджета.

Взаимодействие государственных органов в социальной сфере

Для качественного оказания социальных обещанных государством услуг необходима четкая структура взаимодействия и контроля между социальными субъектами. Таким образом, в государстве существует система самоуправления. Система самоуправления базируется на конституционных правах человека, обязана учитывать интересы каждого представляемого гражданина страны, сочетая личностные интересы с государственными.

Демократическое свободное государство заинтересовано в благосостоянии ее жителей, как в общественном, так и в индивидуальном смыслах. Гармонизация отношений между человеком и государством есть сложный процесс который осуществляется местными органами самоуправления. В основе этого процесса лежит человек, чьи права и свободы свято чтятся и соблюдаются в демократически развитом цивилизованном государстве.

Систему местного самоуправления следует понимать как неоднозначный многогранный социальный предмет, который характеризуется механизмами взаимоотношений между разными социальными группами и человеком, обществом и индивидом. Согласование и сочетание самых разных представителей соц. меньшинств - основополагающая задача в работе местного органа.

Определение 3

Государственная система - совокупность систем, в которые входят, как социально экономические, так и территориально политические органы управления. Механизм регулирования всех внутренних процессов и представляет важнейшую стратегическую задачу государства - обеспечение потребностей общества и предоставление каждому гражданину комплекс услуг социальной сферы.

Для создания работающего органа местного самоуправления государство нуждается в профессиональном институте, который будет функционировать и осуществлять взаимодействие общества и государства.

Социальная политика не может проводиться без активного вмешательства государства, без вмешательства местных государственных органов и органов самоуправления для сохранения и приумножения человеческих общих благ и благ отдельного индивидуума. Поэтому основной задачей системы местного самоуправления является обеспечение социального комфорта всем членам общества. Создание достойного уровня жизни и гарантия защищенности населения кладут основу всего социального института государства. Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.