О методической помощи членам сро по противодействию подкупу иностранных должностных лиц. Методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении междун

Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее в данном разделе - Конвенция) была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития и подписана рядом стран в 1997 году. Россия ратифицировала Конвенцию в 2012 году (1 февраля 2012 года был принят Федеральный закон N 3-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок").

Конвенция направлена на противодействие подкупу иностранных должностных лиц путем стимулирования стран-участниц к внедрению определенных мер ответственности за совершение такого правонарушения физическими или юридическими лицами.

Под подкупом иностранного должностного лица в Конвенции понимается:

Умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых ненадлежащих материальных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для приобретения или сохранения деловых отношений или иного недолжного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой деятельности;

Соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, или санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица.

Термин "иностранное должностное лицо" в Конвенции означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную законодательную, административную или судебную должность в зарубежном государстве; любое лицо, осуществляющее публичные функции для зарубежного государства, включая государственное ведомство или предприятие; любое должностное лицо или представитель публичной международной организации. Понятие "зарубежное государство" при этом включает все уровни и подразделения системы управления от центрального до местного. Действие или бездействие при выполнении должностных обязанностей включает любое использование должностной позиции, вне зависимости от того, совершается ли оно в рамках полномочий должностного лица или нет.

За совершение подкупа иностранного должностного лица Конвенция предусматривает внедрение различных мер ответственности как для физических, так и для юридических лиц. В отношении юридических лиц Конвенция поддерживает введение уголовной ответственности или иных соразмерных санкций не уголовного характера, например, финансовые санкции, в случае, если правовая система страны-участницы не предусматривает введения уголовной ответственности для юридических лиц. Для физических лиц, помимо иных санкций, предусматривается наказание в виде лишения свободы. Конвенция также предусматривает изъятие (конфискацию) суммы взятки или доходов от подкупа иностранного должностного лица или наложение эквивалентных финансовых санкций.

Юрисдикция государства, применяющего указанные санкции в отношении нарушителей, носит двойственный характер. С одной стороны, под юрисдикцию страны-участницы могут подпадать действия по подкупу иностранных должностных лиц, полностью или частично совершаемые на ее территории. С другой стороны, под юрисдикцию страны-участницы могут подпадать нарушения, совершаемые за пределами ее территории, если нарушителем является ее гражданин. Конвенция стимулирует государства к установлению юрисдикции обоих видов.

Помимо этого Конвенция устанавливает для стран-участниц определенные обязательства в сфере бухгалтерского учета. Страны-участницы должны предпринимать меры, направленные на запрещение ведения счетов, не отражаемых в бухгалтерской отчетности, ведения "двойной бухгалтерии" или неадекватно определяемых сделок, записи несуществующих расходов, записи обязательств с неправильной идентификацией их объекта, так же как использование фальшивых документов в целях подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия такого подкупа. Указанные нарушения или фальсификация документов должны подлежать гражданско-правовым, административным или уголовным наказаниям.

Конвенция регулирует ряд иных вопросов, связанных с противодействием подкупу иностранных должностных лиц. В частности, Конвенция предусматривает обязательства стран по оказанию друг другу взаимной правовой помощи в целях проведения уголовных расследований и судебного преследования, производства не уголовного характера в отношении преступлений, подпадающих под действие Конвенции. Также Конвенция предусматривает отнесение подкупа иностранных должностных лиц к преступлениям, по которым может быть осуществлена экстрадиция.

Отдельным направлением работы по противодействию подкупа иностранных должностных лиц является принятие и применение национальных нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение данного преступления в отношении своих граждан или зарегистрированных на их территории юридических лиц. Ключевой особенностью таких нормативных правовых актов является их экстерриториальное действие: юрисдикция государства может распространяться на преступления, которые были совершены за пределами его территории. Наиболее известными в данной области являются соответствующие законы США и Великобритании.

Перевод с английского

Преамбула

Стороны,

Учитывая, что подкуп получил широкое распространение при осуществлении международных коммерческих сделок, в том числе в сфере торговли и инвестиций, что вызывает серьезные моральные и политические проблемы, подрывает эффективность управления, наносит ущерб экономическому развитию и искажает условия международной конкуренции;

Учитывая, что на всех странах лежит общая ответственность за ведение борьбы с подкупом при проведении международных коммерческих сделок;

Принимая во внимание положения Пересмотренных Рекомендаций по борьбе с подкупом при осуществлении международных коммерческих сделок, принятых Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 23 мая 1997 года, C(97)123/FINAL, которые, в числе прочего, призывают к принятию эффективных мер по пресечению, предупреждению и борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, в частности к скорейшей криминализации такого подкупа путем эффективных и скоординированных действий, и в соответствии с изложенными в Рекомендации согласованными общими элементами, а также юрисдикционными и иными базовыми правовыми принципами каждой страны;

Приветствуя другие последние события и тенденции, способствующие дальнейшему углублению понимания и сотрудничества в сфере борьбы с подкупом должностных лиц, в том числе соответствующие усилия Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, Организации американских государств, Совета Европы и Европейского Союза;

Приветствуя усилия компаний, деловых организаций и профсоюзов, а также других неправительственных организаций в сфере борьбы с подкупом;

Признавая роль правительств в предотвращении случаев вымогательства неправомерных преимуществ от частных лиц и компаний при осуществлении международных коммерческих сделок;

Признавая, что достижение положительных результатов в этой сфере требует усилий не только отдельных государств, но и многостороннего сотрудничества, обзора и проведения последующих мероприятий;

Признавая, что достижение эквивалентности мер, которые должны быть приняты Сторонами, является важнейшей целью Конвенции, требующей, чтобы ратификация Конвенции осуществлялась без изъятий, влияющих на эту эквивалентность;

Согласились о нижеследующем:

Статья 1. Подкуп иностранных должностных лиц

Подкуп иностранных должностных лиц

1. Каждая Сторона в соответствии с внутренним законодательством принимает необходимые меры для признания в качестве уголовно-наказуемых деяний умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки.

2. Каждая Сторона принимает необходимые меры, чтобы установить, что соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица является уголовно наказуемым деянием. Покушение на подкуп или сговор с целью подкупа иностранного должностного лица являются уголовно наказуемым деянием в той же степени, что и покушение на подкуп или сговор с целью подкупа должностного лица данной Стороны.

3. Деяния, определенные в п.п.1 и 2 настоящей статьи, в дальнейшем именуются "подкуп иностранного должностного лица".

4. Для целей настоящей Конвенции:

a. термин "иностранное должностное лицо" означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства, любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе и для государственного органа, предприятия или учреждения, а также любое должностное лицо или представителя международной организации;

b. термин "иностранное государство" включает все уровни и структуры системы государственного и муниципального управления от центральных до местных органов власти;

c. понятие "действовать или бездействовать в связи с выполнением официальных обязанностей" охватывает любое использование должностным лицом своих полномочий независимо от того, находятся ли они в рамках его компетенции.

Статья 2. Ответственность юридических лиц

Ответственность юридических лиц

Каждая Сторона в соответствии со своими правовыми принципами принимает необходимые меры, предусматривающие ответственность юридических лиц за подкуп иностранного должностного лица.

Статья 3. Санкции

Санкции

1. Подкуп иностранного должностного лица подлежит эффективному и соразмерному уголовному наказанию, носящему сдерживающее воздействие. Диапазон наказаний должен быть соразмерным тому, который установлен Стороной за подкуп должностных лиц своих государственных органов и, в случае физических лиц, будет включать лишение свободы на срок, достаточный для обеспечения эффективной взаимной правовой помощи и экстрадиции преступников.

2. В случае если в соответствии с правовой системой какой-либо Стороны уголовная ответственность к юридическим лицам неприменима, то эта Сторона обеспечит применение эффективного и соразмерного неуголовного наказания, носящего сдерживающее воздействие, за подкуп иностранных должностных лиц, включая финансовые санкции.

3. Каждая Сторона принимает все необходимые меры к тому, чтобы сумма подкупа и доходы от подкупа иностранного должностного лица, а также имущество, стоимость которого соответствует указанным доходам, подлежали изъятию или конфискации, либо наложению штрафов, обеспечивающим соразмерный эффект.

4. Каждая Сторона рассматривает возможность применения дополнительных гражданско-правовых или административных санкций против лиц, подлежащих наказанию за подкуп иностранного должностного лица.

Статья 4. Юрисдикция

Юрисдикция

1. Каждая Сторона принимает все необходимые меры к тому, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении подкупа иностранного должностного лица, когда деяние совершается полностью или частично на его территории.

2. Каждая Сторона, в юрисдикцию которой входит уголовное преследование своих граждан за деяния, совершенные за рубежом, принимает все необходимые меры в целях установления своей юрисдикции и в отношении подкупа иностранного должностного лица в соответствии с теми же принципами.

3. В случае если деяния, описанные в данной Конвенции, подпадают под юрисдикцию более чем одной Стороны, эти Стороны, по запросу одной из них, проводят консультации с целью определения наиболее подходящей юрисдикции для уголовного преследования.

4. Каждая Сторона осуществляет анализ эффективности правовых норм, определяющих ее юрисдикцию, для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и, если эта эффективность недостаточна, принимает меры для исправления положения.

Статья 5. Правоприменение

Правоприменение

Расследование и судебное преследование случаев подкупа иностранных должностных лиц осуществляются в соответствии с действующими нормами и принципами каждой Стороны. Они не должны обуславливаться национальными экономическими интересами и характером отношений с другим государством либо конкретным физическим или юридическим лицом.

Статья 6. Срок давности

Срок давности

Срок давности в отношении подкупа иностранного должностного лица должен быть достаточным для расследования и судебного преследования этого деяния.

Статья 7. Отмывание денег

Отмывание денег

Каждая Сторона, которая установила, что подкуп национальных должностных лиц относится к числу предикатных преступлений для целей применения законодательства о борьбе с отмыванием денег, относит к числу таких предикатных преступлений и подкуп иностранных должностных лиц вне зависимости от того, в каком месте был совершен подкуп.

Статья 8. Учет

1. Для эффективной борьбы с подкупом иностранных должностных лиц каждая Сторона принимает все необходимые меры в соответствии с внутренними законами и правилами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и других учетных документов, раскрытие сведений в финансовых отчетах, а также стандарты учета и аудита с тем, чтобы воспрепятствовать ведению "двойной бухгалтерии", осуществлению неучтенных сделок, отражению несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источника, а также использованию поддельных документов компаниями, являющимися субъектами указанных законов и правил, с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия факта такого подкупа.

2. Каждая Сторона применяет эффективные и соразмерные гражданско-правовые, административные или уголовные наказания, носящие сдерживающее воздействие за подобные нарушения и фальсификацию бухгалтерской отчетности, учетных записей, счетов и финансовых отчетов этих компаний.


Статья 9. Взаимная правовая помощь

Взаимная правовая помощь

1. Каждая Сторона в соответствии с внутренним законодательством и соответствующими договорами и соглашениями оказывает максимально быструю и эффективную правовую помощь другой Стороне в уголовных расследованиях и судебных преследованиях в отношении возбуждаемых Стороной в рамках данной Конвенции деяний и неуголовных судебных преследований, возбуждаемых Стороной против юридического лица. Сторона, к которой обращается с запросом другая Сторона, незамедлительно предоставляет любую дополнительную информацию или документы, необходимые для удовлетворения запроса о помощи и, когда требуется, данные о состоянии и результатах выполнения такого запроса.

2. В случаях, когда Сторона ставит оказание взаимной правовой помощи в зависимость от наличия так называемой двойной криминализации, то двойная криминализация рассматривается в качестве обоснованной, если деяние, требующее правовой помощи, подпадает под определение данной Конвенции.

3. Сторона не в праве отказываться от оказания взаимной правовой помощи в отношении уголовных деяний, подпадающих под данную Конвенцию, под предлогом необходимости сохранения банковской тайны.

Статья 10. Экстрадиция

Экстрадиция

1. В соответствии с законами Сторон и положениями заключаемых ими договоров об экстрадиции подкуп иностранного должностного лица должен быть отнесен к категории преступлений, по которым осуществляется экстрадиция.

2. Если Сторона, которая ставит экстрадицию в зависимость от существования договора об экстрадиции, получает запрос об экстрадиции от другой Стороны, с которой она не имеет договора об экстрадиции, то она может рассматривать данную Конвенцию правовым основанием для экстрадиции в отношении деяний, связанных с подкупом иностранного должностного лица.

3. Каждая Сторона предпринимает все необходимые меры, чтобы обеспечить экстрадицию или судебное преследование своих граждан за совершение подкупа иностранного должностного лица. Сторона, которая отклоняет просьбу другой Стороны об экстрадиции конкретного лица, виновного в подкупе иностранного должностного лица, только на основании того, что это лицо является ее гражданином, должна передать дело своим компетентным органам для судебного преследования данного лица.

4. Экстрадиция лиц, обвиняемых в подкупе иностранного должностного лица, осуществляется в соответствии с условиям, изложенными во внутреннем законодательстве, применимых договорах и механизмах каждой из Сторон. В тех случаях, когда Сторона ставит экстрадицию преступника в зависимость от наличия "двойной криминализации", это условие будет считаться выполненным, если преступление, влекущее за собой требование об экстрадиции, соответствует признакам, описанным в статье 1 данной Конвенции.

Статья 11. Ответственные органы

Ответственные органы

Для целей пункта 3 статьи 4 (о консультациях), статьи 9 (об оказании взаимной правовой помощи) и статьи 10 (об экстрадиции) каждая Сторона обязуется извещать Генерального секретаря ОЭСР о том, какой (какие) орган (органы) ответственны за подготовку и получение запросов и осуществляют функции каналов связи по данным вопросам в этой стороне без ущерба для других договоренностей между сторонами.

Статья 12. Обзор и последующие мероприятия

Обзор и последующие мероприятия

Стороны будут сотрудничать в выполнении программы систематических мероприятий в целях текущего контроля и содействия полной реализации данной Конвенции. Если не будет принято другое решение путем консенсуса Сторон, эта работа будет осуществляться в рамках деятельности Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в соответствии с полномочиями данного органа, либо в рамках и соответствии с полномочиями любого правопреемника функций этой Группы, при этом Стороны обязуются компенсировать затраты на реализацию программы в соответствии с правилами, применимыми к деятельности такого органа.

Статья 13. Подписание и присоединение

Подписание и присоединение

1. До вступления в силу данная Конвенция будет открыта для подписания странами - членами ОЭСР и теми странами, не являющимися участницами ОЭСР, которые получили приглашение стать полноправными участницами Рабочей группы по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

2. После вступления в силу Конвенция будет открыта для присоединения любой страной, не подписавшей ее, которая является членом ОЭСР или полноправной участницей Рабочей группы по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок или любого другого правопреемника функций этой Группы. Для каждой такой страны Конвенция вступает в силу на шестидесятый день после сдачи на хранение документа о присоединении.

Статья 14. Ратификация и депозитарий

Ратификация и депозитарий

1. Данная Конвенция подлежит принятию, утверждению или ратификации Сторонами, подписавшими ее, в соответствии с их законами.

2. Документы о принятии, утверждении, ратификации или присоединении вносятся на хранение Генеральному секретарю ОЭСР, который будет являться депозитарием данной Конвенции.

Статья 15. Вступление в силу

Вступление в силу

1. Конвенция вступает в силу на шестидесятый день с даты депонирования документов о принятии, утверждении или ратификации пятью из десяти стран, имеющими наибольшую долю в объеме экспорта в соответствии с прилагаемым документом и представляющими не менее шестидесяти процентов комбинированного суммарного экспорта указанных десяти стран. Для каждой страны, подписавшей Конвенцию и депонировавшей свои документы после такого вступления Конвенции в силу, Конвенция вступает в силу на шестидесятый день после депонирования ее документа.

2. Если Конвенция не вступит в силу согласно п.1 настоящей статьи после 31 декабря 1998 года, любая страна, подписавшая Конвенцию и депонировавшая документ о принятии, утверждении или ратификации, может заявить в письменной форме депозитарию о готовности обеспечить вступление данной Конвенции в силу согласно п.2. Конвенция вступит в силу в отношении указанной страны, подписавшей ее, на шестидесятый день с даты депонирования таких заявлений не менее чем двумя государствами, подписавшими Конвенцию. Для каждой страны, подписавшей Конвенцию и депонировавшей свое заявление после такого вступления Конвенции в силу, Конвенция вступает в силу на шестидесятый день после даты депонирования.

Статья 16. Поправки

Поправки

Каждая Сторона может предлагать поправки к данной Конвенции. Предлагаемые поправки представляются депозитарию, который сообщает о них другим Сторонам не позднее чем за шестьдесят дней до созыва встречи представителей Сторон для рассмотрения предложенных поправок. Поправка, принятая на основе консенсуса Сторон или другим методом, определяемым Сторонами путем консенсуса, вступит в силу спустя шестьдесят дней после депонирования документа о принятии, утверждении или ратификации всеми Сторонами, либо иным образом, который может быть определен Сторонами при принятии поправки.

Статья 17. Выход из Конвенции

Выход из Конвенции

Любая Сторона может выйти из Конвенции, письменно уведомив об этом депозитария. Сторона считается вышедшей из Конвенции через один год после даты получения уведомления. После выхода Стороны из Конвенции сотрудничество между Сторонами и Стороной, которая вышла из Конвенции, будет продолжаться по всем подлежащим удовлетворению запросам, поступившим до даты выхода Стороны из Конвенции, о правовой помощи или экстрадиции преступников.

Совершено в Париже семнадцатого декабря тысяча девятьсот девяносто седьмого года на французском и английском языках*, каждый их которых имеет равнозначную силу.
__________________
* Текст на английском языке см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение. Статистические данные об объеме экспорта стран - членов ОЭСР

Приложение

1990-1996 годы

1990-1996 годы

1990-1996 годы

млн.долл. США

%
от суммарного объема
экспорта ОЭСР

%
от объема экспорта 10
крупнейших экспортеров из
числа стран - членов ОЭСР

Германия

Великобритания

Нидерланды

Бельгия и Люксембург

Итого для 10 крупнейших стран-экспортеров

Швейцария

Мексика (1)

Австралия

Австрия *

Норвегия

Ирландия

Финляндия

Польша (1) **

Португалия

Венгрия **

Новая Зеландия

Чешская Республика ***

Исландия

Всего по ОЭСР


Примечания:

* 1990-1995 годы;

** 1991-1996 годы;

*** 1993-1996 годы.

В условиях глобализации одной из международных структур, играющих все возрастающую роль в борьбе с международной коррупцией, является Организация экономического сотрудничества и развития, образованная в 1960 г. Достижение поставленных этой организацией целей требует решения государствами-членами ряда задач, направленных на свободное развитие торговли и инвестиций в условиях международной конкуренции, к числу которых относится совместное противодействие коррупции.

Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Актуальность правовой инициативы ОЭСР, направленной на борьбу с коррупцией, определяется:

  • 1) сокращением притока коррупционных платежей в страны как Севера, так и Юга, что напрямую содействует осуществлению надлежащего государственного управления и соблюдения справедливых условий торговли;
  • 2) стимулированием деятельности международных правительственных организаций, частного сектора и гражданского общества в целом, что способствовует существенному изменению политики в последние 10 лет;
  • 3) возможностью служить прецедентом для разработки норм управления в глобальных масштабах. Присоединение к Конвенции является одним из условий вступления в ОЭСР. Сегодня участниками Конвенции являются не только все государства - члены ОЭСР, но и Аргентина, Болгария, Бразилия и ЮАР. Несмотря на столь обширную географию, не все страны применяют положения Конвенции ОЭСР. За все время ее действия лишь в 13 странах-членах имели место случаи привлечения к уголовной ответственности за подкуп иностранного должностного лица: 164 физических и 59 юридических лиц 2 .

Предметом правового регулирования Конвенции является криминализация форм международной коррупции. В частности, Конвенция признает подкуп иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок уголовным преступлением. Заявленный в Конвенции подход к коррупции направлен на сокращение притока коррумпированных платежей в соответствующие рынки путем применения санкций к активным взяткодателям и их соучастникам, а также путем обеспечения системы превентивных мер.

В соответствии с Конвенцией государства-члены обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки. Наряду с этим должна быть также установлена ответственность юридических лиц за подобные действия. Для ее реализации необходимо существование эффективного механизма оказания взаимной правовой помощи при осуществлении уголовного расследования в отношении физических лиц и не уголовного судебного преследования юридических лиц за преступления и административные правонарушения, касающиеся подкупа иностранных должностных лиц.

МИД России 06.02.2009 уведомил Генерального секретаря ОЭСР А. Гурриа о намерении России присоединиться к Конвенции, направив в ОЭСР соответствующую заявку. Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок признала, что российское законодательство соответствует положениям Конвенции с учетом Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Парадокс заключается в том, что учреждение глобальных принципов в борьбе коррупции наталкивается на избирательные локальные практики их применения.

Согласно данным исследований, проведенных «Трансперенси Интернешнл», 45% из 230 генеральных директоров большинства компаний США и других стран ничего не знают об этой Конвенции. Из 55% респондентов, которые были хорошо осведомлены о деятельности ОЭСР, 43% заявили, что не собираются пересматривать деловую политику своих компаний, несмотря на то, что 33% из 779 опрошенных бизнесменов заявили, что уровень взяточничества за последние пять лет значительно вырос.

СРО аудиторов призваны оказывать методическую помощь своим членам в осуществлении мер по противодействию подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Такая поддержка может осуществляться, в частности, в следующих формах: методические издания по данной тематике, информационная работа, обучение аудиторов, консультационная помощь, контроль выполнения требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

Приведен перечень вопросов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц для включения в программу внешнего контроля качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, в частности:

  • установлен ли в аудиторской организации порядок документирования аудиторских процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • как определяется и учитывается риск подкупа иностранных должностных лиц при подготовке и осуществлении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • проверяется ли в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности наличие у аудируемого лица, клиента системы противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ СВОИХ ЧЛЕНОВ

ПО ТЕМАТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДКУПУ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ

ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК

Одним из опасных проявлений коррупции в условиях глобализации экономической деятельности и рынков является подкуп иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - подкуп иностранных должностных лиц). Это явление наносит существенный ущерб экономическому развитию, искажает условия справедливой конкуренции, подрывает эффективность управления, порождает негативные политические и моральные последствия.

Саморегулируемые организации аудиторов, объединяя в своих рядах всех членов аудиторской профессии, призваны сыграть важную роль в противодействии подкупу иностранных должностных лиц. При этом важнейшим направлением деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по данной тематике является методическая поддержка своих членов. Такая поддержка может осуществляться, в частности, в следующих формах:

1) методические издания по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

2) информационная и разъяснительная работа о важности противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

3) обучение членов саморегулируемой организации аудиторов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

4) консультационная помощь членам саморегулируемой организации аудиторов при решении вопросов, связанных с выявлением случаев подкупа иностранных должностных лиц, возникающих в процессе аудиторской деятельности;

5) контроль выполнения членами саморегулируемой организации аудиторов требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

Методические издания

Основная цель методических изданий по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц заключается в оказании методической помощи членам саморегулируемой организации аудиторов в организации и осуществлении ими конкретных мер противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Методические издания могут осуществляться в форме рекомендаций, пособий, брошюр. В таких изданиях целесообразно раскрывать, в частности, следующие основные вопросы:

  • состав законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Перечень основных законодательных и иных актов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц в ходе аудиторской деятельности приведен в приложение N 1 к настоящему письму;
  • содержание требований законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • методы, способы и формы исполнения требований законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • роль и задачи аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • требования стандартов аудиторской деятельности к действиям аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • признаки подкупа иностранных должностных лиц;
  • аудиторские процедуры, применяемые для выявления случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • документирование работы, выполненной аудитором в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • взаимодействие аудитора с руководством и представителями собственников аудируемого лица по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • действия аудитора при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • взаимодействие аудитора с уполномоченными государственными органами по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • система противодействия подкупу иностранных должностных лиц в аудиторской организации;
  • роль руководства аудиторской организации и ее корпоративной культуры в противодействии подкупу иностранных должностных лиц.

Методические издания должны содержать конкретные примеры действий аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц. Особое внимание должно быть обращено на установление в аудиторской организации принципов и процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом, обеспечивающих, среди прочего, разумную уверенность в том, что такие клиенты соблюдают требования законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

При подготовке методических изданий необходимо исходить, в частности, из требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действия в ходе аудита" и ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов", утвержденных приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н. В частности:

  • согласно ФСАД 6/2010 аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не имеет целью предотвращение случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не предполагает, что должен выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Согласно ФСАД 5/2010 в обязанности аудитора не входит правовая квалификация того, действительно ли аудируемым лицом было совершено недобросовестное действие;
  • согласно ФСАД 6/2010 в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий. Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены;
  • при выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные законодательством, а также ФСАД 6/2010. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу;
  • аудитор обязан информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными ему случаях подкупа иностранных должностных лиц либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть такую информацию аудитора и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудитора не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации. Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной аудитором информации, последний обязан проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Методические издания необходимо довести до сведения всех членов саморегулируемой организации аудиторов и рекомендовать их для использования в работе.

Информационная и разъяснительная работа

Основная цель информационной и разъяснительной работы саморегулируемой организации аудиторов о важности противодействия подкупу иностранных должностных лиц заключается в повышении осведомленности ее членов в отношении требований законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц, роли и задачах аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц, а также действиях аудитора по исполнению указанных требований. Информационная и разъяснительная работа может осуществляться путем издания информационных писем и презентационных материалов, проведения информационных мероприятий, анонсирования соответствующих требований законодательства Российской Федерации, др.

С целью проведения информационной и разъяснительной работы целесообразно создание на официальном Интернет-сайте саморегулируемой организации аудиторов специального раздела, посвященного вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц, и систематическое поддержание его в актуальном состоянии. В таком разделе может быть размещена информация о законодательстве Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц, методические издания саморегулируемой организации по данной тематике, примеры действий аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц, анонсы мероприятий, проводимых саморегулируемой организацией аудиторов по данной тематике.

Обучение

Основная цель обучения членов саморегулируемой организации аудиторов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц заключается в совершенствовании навыков планирования аудита, выполнения аудиторских процедур, позволяющих выявлять случаи подкупа иностранных должностных лиц или риска их существования, а также взаимодействия с клиентом и уполномоченными государственными органами по данной тематике. Результатом такого обучения должны стать глубокие знания и понимание требований по вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц, а также конкретные навыки профессиональной деятельности по данной тематике. Обучение может проводиться в рамках обязательного ежегодного повышения квалификации аудиторов, а также в форме семинаров, круглых столов, конференций и иных аналогичных мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" саморегулируемая организация аудиторов может утвердить программу повышения квалификации аудиторов по рассматриваемому вопросу. Для разработки такой программы целесообразно использовать типовую программу повышения квалификации аудиторов "Противодействие подкупу иностранных должностных лиц в ходе аудиторской деятельности", одобренную Советом по аудиторской деятельности 18 июня 2015 г. (www.minfin.ru/ru/search/?q_4=программа+подкуп&source_id_4=6). Результативность обучения аудиторов по данной программе существенно повысится, если к преподаванию будут привлекаться специалисты, имеющие практический опыт по рассматриваемой тематике.

Саморегулируемая организация аудиторов может предусмотреть систему поощрения аудиторов к прохождению обучения по указанной программе повышения квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов может установить обязательность прохождения обучения по данной программе всеми аудиторами, состоящими в ее членах, в течение двух-трех лет.

Консультационная помощь

Основная цель консультационной помощи членам саморегулируемой организации аудиторов заключается в содействии им в решении сложных вопросов, связанных с выявлением случаев подкупа иностранных должностных лиц в процессе аудиторской деятельности. Консультационная помощь членам саморегулируемой организации аудиторов может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • понимание требований законодательства Российской Федерации и стандартов аудиторской деятельности по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • определение аудиторских процедур, которые необходимо выполнить в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц в процессе аудиторской деятельности;
  • анализ выявленных случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • определение допустимых действий аудитора при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц;
  • необходимость и порядок обращения в уполномоченные государственные органы;
  • решение вопросов соблюдения аудиторской тайны при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц.

В рамках консультационной помощи особое значение может иметь организация саморегулируемой организацией аудиторов юридической помощи своим членам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

Контроль выполнения требований в отношении

противодействия подкупу иностранных должностных лиц

Контроль выполнения членами саморегулируемой организации аудиторов требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц должен осуществляться в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Основная цель такого контроля заключается в побуждении аудиторских организаций, аудиторов исполнять требования законодательства Российской Федерации и стандартов аудиторской деятельности в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

С целью осуществления такого контроля в программу внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов необходимо включать вопросы соблюдения ими соответствующих требований. Возможные вопросы по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц для включения в программу внешнего контроля качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора приведены в приложении N 2 к настоящему письму.

Помимо внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов исполнение аудиторскими организациями, аудиторами требований законодательства Российской Федерации и стандартов аудиторской деятельности по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц может проверяться в ходе специальных (тематических) проверок.

При выявлении по результатам указанного контроля ненадлежащего исполнения аудиторскими организациями, аудиторами требований законодательства Российской Федерации и стандартов аудиторской деятельности по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц саморегулируемая организация аудиторов должна принимать меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов.

Директор Департамента

регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности

и аудиторской деятельности

Л.З.ШНЕЙДМАН

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ АКТОВ ПО ТЕМАТИКЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДКУПУ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В ХОДЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г. (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. N 3-ФЗ).

2. Комментарий к Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

8. Федеральный стандарт аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденный приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90.

9. Федеральный стандарт аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденный приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90.

10. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696.

11. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696.

12. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 20 "Аналитические процедуры", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696.

13. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696.

14. Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. (протокол N 4).

Приложение N 2

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ТЕМАТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДКУПУ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ

ЛИЦ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО АУДИТОРА

1. Установлены ли внутренними организационными распорядительными документами аудиторской организации принципы противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

2. Установлен ли в аудиторской организации порядок документирования аудиторских процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц.

3. Предусмотрено ли в аудиторской организации в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности проведение процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц.

4. Доведены ли процедуры по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц до всех аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации, и других работников аудиторской организации.

5. Имеют ли аудиторы достаточные навыки выполнения аудиторских процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц.

6. Документируются ли попытки воспрепятствования аудируемым лицом, клиентом выполнению аудиторских процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц.

7. Как определяется и учитывается риск подкупа иностранных должностных лиц при подготовке и осуществлении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

8. Документируется ли проведение аудиторских процедур по выявлению случаев подкупа иностранных должностных лиц в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9. Проверяется ли в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности наличие у аудируемого лица, клиента системы противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

10. Каким образом происходит взаимодействие с руководством аудируемого лица по вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

11. Информируются ли представители собственников аудируемого лица при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц, либо признаков таких случаев, либо рисков возникновения таких случаев у аудируемого лица, клиента.

12. Информируются ли уполномоченные государственные органы при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц, признаков таких случаев и риска возникновения таких случаев у аудируемого лица, клиента.

13. Отражается ли информация о случаях подкупа иностранных должностных лиц в аудиторском заключении, отчете.