Чей клюв лучше. Урок Чей клюв лучше.docx - Технологическая карта урока по окружающему миру "Чей нос лучше? (1 класс)

Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы

Котова Ирина Владимировна, воспитатель МКДОУ № 7 п.Полдневой, Богдановичского р-она, Свердловской обл.
Описание материала: сценарий развлечения о птицах, для детей старшей группы. Сценарий может быть полезен воспитателям.

Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей о перелетных птицах.
- Воспитывать бережное отношение к пернатым.
- Развивать умение детей работать в команде.
- Создать радостное настроение.
Материал: разрезные картинки соловья и скворца; картинки: гнездо, дупло, гнездо ласточки, скворечник; картинки клювов:утки, аиста,воробья, клеста; записи птичьих голосов, картинки перелетных и оседлых птиц; сладкие призы, медали.
Ход:
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!
1 задание
Ребята, Вы узнаете, как будут называться Ваши команды, когда на скорость соберете разрезные картинки (скворца и соловья). А так же, та команда, которая справится быстрее, заработает 2 балла, вторая – 1 балл.
Команды «скворцы» и «соловьи».
2 задание
Командам по очереди загадываются загадки. За каждую отгадку балл.
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться (грач)
Прилетает к нам с теплом
Строит домик под окном (ласточка).
По лужку он важно ходит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец-
Он и летчик, и певец (скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет (соловей)
У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота (цапля)

3 задание «Домики для птиц»
Назовите, как называется дом для птиц и какая птичка может в нем жить.
За каждую картинку балл.
Гнездо - соловей, дрозд

Скворечник - скворец


Дупло - сова, дятел, филин


Гнездо ласточки


Музыкальная пауза
Песня «Птичий дом»
Музыка: Кабалевский Д.
Слова: Высотская О.
4 задание «Кто быстрее соберет картинки»
Командам выдается равное количество карточек с перелетными и оседлыми птицами. Задание разложить карточки на 2 группы.
Первой команде 2 балла, второй -1 балл.
5 задание «Угадай птицу по голосу»
В записи звучат птичьи голоса: ворона, кукушка, сорока, соловей, ласточка, синица. Команды по очереди отгадывают, за каждую птицу балл.
Подвижная игра «День-ночь»
Выбирают сову. День – птички летают, ночь – сова вылетает на охоту, птички замирают. Кто пошевелится, того сова – «съест».
6 задание «Чей клюв?»
Дети угадывают птицу по клюву. За каждую птичку – 1 балл.
Клёст


Аист


Утка


Воробей (синица)


7 задание «Правила поведения»
Команды по очереди говорят правила: как нужно обращаться с птицами, а как нельзя.
(нельзя стрелять из рогатки, нельзя разорять гнезда, нужно птиц подкармливать, строить кормушки, скворечники...)
За каждое правило - балл.

Подсчет баллов. Награждение команд.

Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.
Тема. Чей нос лучше?
Задачи:
Образовательные
Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных
экологических групп птиц.
Развивающие
Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при
проведении практической работы;
Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
Формирование способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные
Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Продолжить формирование основ экологической культуры.
Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия.
Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.
Карточки с изображением птиц (на три группы детей)
Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.
Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.
Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.
Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева ­ модель головы птицы без клюва.
Мультимедийный проектор, экран.
Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?».
Методы: проблемно­поисковый, словарно­наглядный.

Этап урока
Организационный
момент
Создание
эмоциональной
ситуации
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Садятся
Приветствуют.
Потому что на уроке мы сами узнаём что­то
новое.
Если у меня что­то не получается я
остановлюсь и подумаю; приму какое­то
решение и сам сделаю открытие.
­активный, выполнять все задания с желанием.
­ Начинаем урок окружающего мира. Начать я хочу его со
стихотворения, а вы внимательно послушайте и вдумайтесь в
каждое слово.
В школу мы пришли учиться
В жизни это пригодится
Тот, кто хочет много знать
Должен САМ всё постигать.(слайд 1)
Скажите, почему я выделила большими буквами и подчеркнула
слово сам?
­ На уроке открытия новых знаний открытие делаю я? А кто?
­Давайте вспомним, какие два важных шага мы должны сделать,
чтобы у нас получился хороший результат?
­Каким должен быть ученик на уроке, чтобы был положительный
результат в ваших знаниях? А что значит активный? У вас
присутствует на данном этапе желание познать что­то новое? Ну,
тогда за дело, вперёд пожелаем друг другу удачи(прикоснулись
ладошками)
На партах у вас лежат маршрутные листы, посмотрите и
выберите, какое настроение у вас сейчас.(слайд 2)
На маршрутном листе внизу вы видите птичек, на груди у них
прямоугольники с цифрами. Каждый прямоугольник – это наше
задание на уроке. Их будет 4.
По мере выполнения заданий, мы будем их закрашивать, цвет
будет зависеть от того, как вы справитесь с заданием.
Зеленый – все получилось, я доволен своей работой.
Синий – получилось, но не все, сомневаюсь.
Красный – ничего не получилось, я недоволен своей работой!
­ К чему будем стремиться?

Прослушивание
аудиозаписи
«Голоса птиц»
­Скажите, с чего мы начинаем каждый наш урок?
­Посмотрите на слайд, что это? (модель)(Слайд 3)
К какой группе животных относится эта модель? Докажите.
Значит, о ком мы с вами делали открытие на прошлом уроке?
Глядя на модель, что вы можете рассказать о птицах?
­А вы знаете названия птиц?
­И даже сможете отгадать, если оно будет зашифровано? Давайте
попробуем, на столах лежит карточка, почему она одна?
Я вам даю минуту, попробуйте расшифровать названия птиц.
Молодцы! Справились с этим заданием.
Повторили пройденный материал, поработали в паре, а
теперь в маршрутной карте закрасим квадратик под номером
1, тем цветом, насколько вы себя оценили. (слайд 4
маршрутная карта)
­Скажите, а мы с вами всё уже знаем о птицах?
­А на какие бы вопросы вы хотели бы ещё получить ответы?
Так вот ребята, сегодня на уроке мы попробуем ответить на один
очень важный вопрос, а на какой, вы мне скажите, если
внимательно посмотрите видеофрагмент.
С повторения изученных знаний.
М. Слушают аудиозапись «Голоса птиц»
П. Высказывают предположения.
П.Л. Актуализируют личный опыт.
П.М. Выделяют признаки птиц (летают, поют,
несут яйца, вьют гнезда)

Просмотр
видеоролика «Чей
нос лучше?».
Прием сравнения
Сравнение,
рассуждение
Рассматривание
приспособлений,
сравнение,
рассуждение.
Так о чем же спорили птицы? (чей нос лучше?)
Какое открытие постараемся сделать на уроке, на какой
главный вопрос ответить? (чей нос лучше)
Да, ребята, это и будет тема нашего урока.
(на доске вывешиваются эти три слова)
Нос у птиц как по другому называется?
Как вы думаете, почему у птиц разные клювы и с чем это
связано?(с тем, что у них разное питание)
Значит, будем говорить о чём? (клювах и о питании)
Это ключевые слова нашего урока.
(на доске клюв, питание)
Для начала я предлагаю вам понаблюдать.
Рассмотрите три формы клюва(вывешиваю на доске).
Одинаковые ли они?
­Опишите форму первого клюва. Он какой? (тонкий острый)
Форму второго клюва. Он какой?(толстый короткий)
Третий клюв, какой он? (острый и загнут вниз)
­Так формы клюва определили,
А сейчас я вам покажу предметы. (показываю пинцет)
­ Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет?
Докажите почему? (под номером 1, т.к. тонкий острый, может
быть разной длины)
­ Я показываю второе приспособление, что это такое?
(Прищепка).
На какой клюв она похожа? Почему? (под № 2 – толстый,
короткий это его характерные особенности)
­ Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она
похожа? Почему? (Верно, клюв под № 3 – загнут вниз.)
Теперь надо выяснить почему же они разные, с чем это связано?
Для этого проведём небольшое исследование и постараемся
подобрать пищу к каждому клюву.
В качестве пищи будут (демонстрирую):
1 – семена тыквы (в стаканчике)
2 –насекомые (искусственные)
3 – и мышь (крыса) игрушка).
Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища
Смотрят видеоролик «Чей нос лучше?»
П. Выдвигает предположения (о носах, о
клювах, у кого лучше клюв))
П.Л. Ответы детей (разного вида, разная пища
у птиц)
Высказывают предположения (все клювы
хороши)
М. С помощью учителя называют главный
вопрос урока (чей клюв лучше)
Читают запись на доске.
М. Формулируют учебную задачу урока про
птиц, разнообразие клювов, форма клювов, для
чего они нужны, чем питаются)
П. Рассматривают иллюстрации, определяют
особенности клюва.
П.М.
(маленький, тонкий, острый)
Дети высказывают свое мнение

мнение (толстый, маленький, короткий)
П.М. Дети сравнивают и высказывают свое
мнение (загнутый вниз, острый, маленький, но
размеры бывают разные)
Дети рассматривают,
П.М.
называют

своё исследование будем проводить в группе.
Давайте вспомним правила работы в группе. (слайд)
свое мнение (пинцет похож на форму клюва
под № 1, п.ч. он тонкий, острый, маленький)
­Занимаем свои места. Раздаю оборудование.
­ Итак, дети, вы готовы?
­ Определяем, что каждым клювом удобно брать.
Руками брать нельзя, только приспособлениями.
­ Договоритесь кто будет держать ответ.
(когда группа отвечает, картинка с пищей появляется у этого
клюва)
­ Итак, вопрос первой группе. Какой предмет вам достался? На
какой клюв он похож? Почему? Чем вы накормите птиц с
клювом под № ? Вам какой предмет достался­ Вторая группа.
Чем накормите птицу с клювом № 3?
Почему?
­ Третья группа. Чем накормите птицу с клювом № 1?
Почему?
­ Молодцы, ребята! Мы с вами рассмотрели формы клювов, Мы с
вами подобрали пищу для птиц, поработали в группе, а теперь
вернёмся к маршрутному листу и оценим свою работу на
этом этапе урока, для этого закрасьте квадратик номер 2.
ФИЗМИНУТКА Отдохните вместе со мной.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо.
Приседанье сделал справно.
Клювиком почистил пух
Поскорее в воду плюх.
­ Спасибо, садитесь!
­А теперь потренируемся, распределите птиц в группы по форме
клюва.
Дети рассматривают,
П.М.
называют
приспособление, сравнивают и высказывают

под № 2, п.ч. она маленькая, короткая,
толстая)
Дети рассматривают,
П.М.
называют
приспособление, сравнивают и высказывают
свое мнение (прищепка похожа на форму клюва
под № 3, п.ч. она загнута вниз)
П. Рассматривают пищу (семена, насекомые,
мышь(крыса)
П. Дети вспоминаю и называют правила работы
в группе (обсуждаем вместе, выслушиваем
мнение другого,
смело
высказывать свое суждение)
уважительно,
Класс делится на три группы, каждая группа
занимает свои места.
­ Как вы думаете, как можно назвать первую группу птиц, а
вторую, а третью?
А где мы можем об этом точно узнать? (из наших учебников –.
М. Работают в группах:
­ определяют, каким клювом и что удобно
взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)
Организация
работы в группах с
использованием
оборудования

Практическая
работа
Фронтальная
работа
Соотношение
иллюстрации со
схемой
Классификация
птиц по группам
(стр. 10, читают вывод)
­ делают вывод.
Так как называется первая группа птиц? НАСЕКОМОЯДНЫЕ
(на доске вывешивается карточка).
­ Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?
В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на
доске карточка), они питаются растениями и плодами.
­ Чем питается третья группа птиц?
­ Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в
науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они
питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими
зверьками.
Мы сделали открытие? А кто его сделал я?
Так какое открытие мы с вами сделали после исследования?
Какую связь имеет форма клюва и питание? Кто может сделать
вывод?
(вывод: клюв у птицы имеет такую форму, чтобы удобно им было
добывать нужную пищу.)
­Вот мы потренировались, поработали с вами все вместе, а
теперь оцените каждый свою работу в квадратике № 3.
П.Л. высказывают и обосновывают свое мнение
(семечки, п.ч. удобно было таким клювом их
захватывать)
(мышь, п.ч. удобно было таким клювом их
захватывать)
(мухой, п.ч. удобно было таким клювом их
захватывать)
П. Сравнивают, распеделяют. Обосновывают
свой ответ:



­ в первую, п.ч. у нее клюв тонкий, узкий.
­ в третью, п.ч. клюв загнут вниз.
­ в первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.
­ во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.
­ во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.
­ в третью, п.ч. клюв загнут вниз.
П.Л. Ответы детей:
­ насекомыми.
­ Насекомоядные.
­ Семечками.
­ Растительноядные.

Работа с карточкой
Организация
самостоятельной
работы
Проверка работы с
эталоном,
самооценка
Работа с
пословицей
Продолжение работы по теме урока
­хорошо открытие вы сделали, и все, на этом урок закончим?
(нет, надо потренироваться) Да, применить наши знания на
практике.
Какую работу проведём для себя любимых? (самостоятельную)
У вас на партах лежит конверт. Достаньте из него карточку и
карандаш. Отложите конверт на край стола.
­ Дети, рассмотрите внимательно карточку (птицы без клюва и
пища).
­ Что вы увидели?
Да, у птиц не хватает клюва. Какая задача перед вами стоит?
­ рассмотреть пищу, которой питается каждая птица и
дорисовать клюв, который характерен для этой группы птиц.
­ Ребята, карандашики положили.
­ самопроверка, проверим выполнение самостоятельной работы
с эталоном. (на экране: голова дятла и мухи, снегиря и семечек,
орла и мыши)(слайд)
­ образец правильного выполнения этого задания, сравните
своей карточкой.
­ А теперь в квадратике № 4 маршрутного листа оцените
правильность выполнения самостоятельной работы.
Какое качество ученика должно было сработать при
самопроверке? (честность)
Мы открыли новое знание?
Мы потренировались?
Мы себя проверили?
­а теперь итог
Какой же вопрос перед нами стоял вначале урока?
Дети, можем ли мы теперь ответить с вами на этот вопрос?
чей же нос лучше?
Да, для каждой птицы важен свой клюв.
­ Мышами.
­ Хищные.
П.М. Дети рассматривают карточку.
Ответы детей (у птиц не хватает клюва)
М. Л. Рассматривают, анализируют,
дорисовывают клюв, (если ребенок
затрудняется правильно нарисовать, то учитель
оказывает помощь)
Л. Смотрят, сравнивают, оценивают себя.
М. Слушают пословицу, объясняют ее значение
(у каждой птицы свой клюв для того, чтоб
добывать нужную пищу)
М. Отвечают на вопрос (у каждой птицы свой
нос чем­то хорош)

­ Урок окончен. Спасибо за урок.

Тема : Птицы. Чей клюв лучше?

Цель : продолжить работу над темой птицы, изучить разнообразии и форму клёвов, обеспечить выявление учащимися способов питания птиц и подбора корма, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование : В. Бианки видеофильм “ Чей клюв лучше” , запись аудио голос птиц, предметные рисунки птиц, пинцет, прищепка, семена тыквы, насекомые, макет голубя, книги для выставки.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

2. Создание эмоционального настроения.

Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошие настроение. Подарите улыбки гостям.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята как называется наш урок?

Что мы изучаем на этих уроках?

2. Минутка синоптика.

Дети что вы услышали?

4. Работа над загадками.

Учащиеся загадывают загадки о птицах.

Молодцы все отгадали загадки, хорошо знаете птиц. А вот кто был внимателен, на какие группы мы можем поделить птиц?

Какие птицы отнесем к диким, а какие к домашним?

Скажите кто такие птицы?

Давайте выделим особенности птиц.

5. Строение птицы с помощью макета голубя.

6. Игра “ Что лишнее” (учитель называет слова из них дети должны выделить строение птиц. Когти, перья, клев, лапы, крылья, шерсть, хвости.)

III. Мотивация учебной деятельности.

1.Рассказ учителя.

Дети однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц, давайте и мы послушаем о чём они говорили. (учитель вывешивает на доску портрет писателя.)

2. Просмотр видеофильма.

3. Беседа по содержанию.

О чём спорили птицы? - Дети, а как вы думаете,почему у птиц разные клювы? - А как вы думаете, чёй клюв лучше?

Ребята скажите, какой вопрос мы сегодня постараемся разрешить на уроке.

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок не простой, на этом уроке мы с вами будем исследователями, будем исследовать “Чей клюв лучше”. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами исследовать разнообразие и формы клёвов птиц.

V . Первичное восприятие о и осознание нового материала.

1. Изучение формы клювов.

Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.

(на доску вывешивают картинки с формами клювов)

Давайте исследуем клюв под номером 1 ? Какие его особенности, что про него можно сказать? - Клюв под номерм 2 и 3?

Сделаем вывод: клюв под номером один тонкий острый, под номером 2 толстый маленький, третий клюв загнут вниз острый.

Дети мы с вами определили формы клюва.

Физкультминутка.

2. Игра “ На что похоже. “

Учитель показывает предметы дети определяют, на какой клюв они похожи.

Пинцет – на клюв под номером 1 . он тонкий и острый.

Прищепка – на клюв под номером 2 , она толстая и маленькая.

Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.

А теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, мышка игрушка.

3. Работа в группах.

Чтобы определить к какому клёву подходит какая пища, вы должны работать в группах.

Каждой группе раздают коробки с предметами в которых пища и один предмет который заменяет клюв, дети пробуют каким предметом легче захватить пищу.

4. Заслушивание ответов детей каждой группы.

5. Игра “ Распредели птиц по форме клювов.”

VI . Закрепление и осмысление знаний.

1. Беседа.

А теперь мы проверим на сколько вы были внимательны на уроке.

2. Работа с карточками. Самостоятельная работа.

Возьмите, свои карточки посмотрите внимательно чего не хватает, на рисунке?

Ваша задача, рассмотреть пищу которой питается птица, и дорисовать клев который характерен этой группе.

3. Взаимопроверка.

4. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки и в парах обсудите к какой группе какие птицы относятся.

5. Работа над пословицей.

Каждая птица своим носом сыта.

Как вы понимаете эту пословицу?

6. Игра “ В какой сказке”

В какой сказке мы встречаем птиц, дети должны назвать где встречаются птицы.

VII . Итог урока.

Ребята можем ли мы теперь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? - Где в жизни мы можем применить получение сегодня знания на уроке? - Как мы должны помогать птицам? - Так чей же клюв лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорье»

Урок окружающего мира.

1 класс

Тема. Чей клюв лучше?

Юрина Зухра Томиевна,

учитель начальных классов

п. Синегорье – 2016 год.

Тема. Чей нос лучше?

Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;

Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Продолжить формирование основ экологической культуры.

Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.

Карточки с изображением птиц (на три группы детей)

Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.

Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.

Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.

Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.

Мультимедийный проектор, экран.

Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?», видеозапись "Голоса птиц".

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создание эмоциональной ситуации

Прошу садиться.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня, вы мои ученики! Разрешите представиться, зовут меня Гульнара Томиевна.

Самое удивительное в мире – это человеческая доброта.

Подарите улыбку друг другу.

Потрите ладошки, передайте свое тепло и хорошее настроение.

Подарите улыбки гостям.

Спасибо.

Садятся

Приветствуют.

Мотивация познавательной деятельности.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.

Откройте глаза.

Ребята, что вы услышали?

А по точнее, что делали птицы?

Дети, каких птиц вы знаете?

Спасибо.

Птиц вы знаете очень много.

Ребята, кто такие птицы? Назовите признаки, по которым можно определить птиц.

Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу?

Хорошо!

Давайте выберем особенности птиц в отличии от другого класса животных.

Кто такие птицы?

Спасибо!

Дети, что отличает птиц от других животных?

Что есть только у птиц чего нет у других животных?

Правильно, у птиц есть перья - это главная отличительная особенность птиц как группы животных.

П. Высказывают предположения.

П.Л. Актуализируют личный опыт.

П.М. Выделяют признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)

П. Высказывают предположения, обосновывают их. Приводят примеры (н-р, насекомые тоже летают)

П. Выдвигают предположения.

П. Выделяют основной признак, по которому можно определить птиц от других животных (перья, клюв)

Актуализация необходимых знаний

Просмотр видеоролика «Чей нос лучше?».

Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц.

Давайте и мы послушаем и подумаем о чем же они?

Итак, дети. О чем же спорили птицы?

Верно.

Дети, а как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

А как по вашему мнению, чей клюв лучше? Как вы считаете, чей нос мог бы стать лучшим?

Ребята, на какой главный вопрос мы постараемся ответить на уроке?

Верно. Тема нашего урока так и будет звучать (на доске: Чей клюв лучше?)

Чтобы ответить на главный вопрос что мы сегодня должны узнать? Как вы думаете?

Верно, ключевые моменты сегодняшнего урока заключаются то, что мы изучим с вами какие бывают клювы, как и чем питаются птицы. (На доске: клюв, питание)

Смотрят видеоролик «Чей нос лучше?»

П. Выдвигает предположения (о носах, о клювах, у кого лучше клюв))

П.Л. Ответы детей (разного вида, разная пища у птиц)

Высказывают предположения (все клювы хороши)

М. С помощью учителя называют главный вопрос урока (чей клюв лучше)

Читают запись на доске.

М. Формулируют учебную задачу урока про птиц, разнообразие клювов, форма клювов, для чего они нужны, чем питаются)

Организация познавательной деятельности

Сравнение, рассуждение

Рассматривание приспособлений, сравнение, рассуждение.

Организация работы в группах с использованием оборудования

Практическая работа

Фронтальная работа Соотношение иллюстрации со схемой

Классификация птиц по группам

Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва (на доске вывешиваются три схемы клюва).

Клюв под номером один, два и три. Какой он? Какие особенности?

Давай рассмотрим особенности клюва под № 1. Что про него можно сказать? Он какой?

Вы дали верные характеристики клюва под № 1 - он тонкий, острый.

Рассмотрим клюв № 2. Что о нем можно сказать в отличие от первого?

Хорошо! Он - толстый, короткий.

Клюв № 3?

Верно, в отличии от предыдущих двух, характерная особенность этого клюва - загнут вниз.

Дети, мы с вами определили формы клюва.

А сейчас я покажу вам приспособление, а вы должны догадаться на какой клюв они похожи.

Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет? Почему?

Верно, но клюв под № 1 –тонкий, острый, но он может быть разной длины: как длинный, так и короткий.

Я показываю второе приспособление, что это такое? (Прищепка).

На какой клюв она похожа? Почему?

Верно, характерные особенности клюва под № 2 – толстый, короткий.

Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она похожа? Почему?

Верно, клюв под № 3 – загнут вниз.

Дети, мы вами рассмотрели формы клюва. А теперь постараемся подобрать пищу.

В качестве пищи будут (демонстрирую):

1 – семена тыквы (в стаканчике)

2 – насекомые (искусственные)

3 – и мышь (крыса) игрушка).

Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища вы должны работать в группе.

Прежде чем мы начнем эту работу в группе, давайте вспомним правила работы в группе.

Как работаем в группе?

Да!

Хорошо!

Молодцы!

И сейчас мы разделимся на три группы. Прошу 1гр. подойти к 1 столу, 2гр – ко 2-му, а 3 группу - к 3 столу.

Сигналом к началу работы будут голоса птиц.

Занимаем свои места. Раздаю оборудование.

Итак, дети, вы готовы? (Звучит сигнал «Голоса птиц»)

Определяем, что каждым клювом удобно брать.

Руками брать нельзя, только приспособлениями.

Договоритесь кто будет отвечать.

Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть на свои места.

На экране появляются схемы клювов и картинки с изображением пищи (мышь, семена тыквы, муха).

Итак, вопрос первой группе. Чем вы накормите птицы с клювом под № 2? Почему? (на экране ответ)

Вторая группа. Чем накормите птицу с клювом № 3?

Почему?

Третья группа. Чем накормите птицу с клювом № 1?

Почему?

Молодцы, ребята! Мы с вами рассмотрели формы клювов, Мы с вами подобрали пищу для птиц.

А теперь мы с вами постараемся распределить конкретных птиц по форме клюва.

В какую группу мы отнесем дятла? Почему?

Птицу с таким клювом? Почему?(Дубоносец)

Кречет? Почему?

Трясогузка? Почему?

Сокол? Почему?

Ласточка? Почему?

Воробья? Почему?

Снегирь? Почему?

Филин? Почему?

Дети, когда мы с вами говорили о формах клюва, подбирали пищу. Давайте посмотрим, чем питаются птицы первой группы?

Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц? А еще мнения есть?

Да, ребята, в науке такая группа птиц имеет название: НАСЕКОМОЯДНЫЕ (на доске вывешивается карточка).

Давайте вспомним, чем накормили птиц с клювом под № 2?

Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?

В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на доске карточка), они питаются растениями и плодами.

Чем питается третья группа птиц?

Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками.

Но, а теперь я попрошу вас отдохнуть вместе со мной.

П. Рассматривают иллюстрации, определяют особенности клюва.

П.М. Дети высказывают свое мнение (маленький, тонкий, острый)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (толстый, маленький, короткий)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (загнутый вниз, острый, маленький, но размеры бывают разные)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (пинцет похож на форму клюва под № 1, п.ч. он тонкий, острый, маленький)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 2, п.ч. она маленькая, короткая, толстая)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 3, п.ч. она загнута вниз)

П. Рассматривают пищу (семена, насекомые, мышь(крыса)

П. Дети вспоминаю и называют правила работы в группе (обсуждаем вместе, выслушиваем мнение другого, уважительно, смело высказывать свое суждение)

Класс делится на три группы, каждая группа занимает свои места.

М. Работают в группах:

Определяют, каким клювом и что удобно взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)

Делают вывод.

П.Л. высказывают и обосновывают свое мнение (семечки, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мышь, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мухой, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

П. Сравнивают, распеделяют. Обосновывают свой ответ:

В первую, п.ч. у нее клюв тонкий, узкий.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

В первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

П.Л. Ответы детей:

Насекомыми.

Насекомоядные.

Семечками.

Растительноядные.

Мышами.

Хищные.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо.

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил перья.

И тихонько за парту сели.

Спасибо, садитесь!

Продолжение работы по теме урока

Работа с карточкой

Организация самостоятельной работы

Проверка работы с эталоном, самооценка

А теперь, ребята, мы проверим насколько вы были на уроке внимательны.

У вас на партах лежит конверт. Достаньте из него карточку и карандаш. Отложите конверт на край стола.

Дети, рассмотрите внимательно карточку (птицы без клюва и пища).

Что вы увидели?

Да, у птиц не хватает клюва.

Ваша задача рассмотреть пищу, которой питается каждая птица и дорисовать клюв, который характерен для этой группы птиц.

Ребята, карандашики положили.

Давайте проверим выполнение самостоятельной работы с эталоном. (на экране: голова дятла и мухи, снегиря и семечек, орла и мыши)

Посмотрите на образец правильного выполнения этого задания, сравните своей карточкой.

Если выполнено верно, простым карандашом в нижем правом углу поставьте себе плюс (учитель проверяет).

Я прошла и увидела, что у каждого задание выполнено верно. Молодцы!

Отложите, пожалуйста, карточки в сторону.

П.М. Дети рассматривают карточку.

Ответы детей (у птиц не хватает клюва)

М. Л. Рассматривают, анализируют, дорисовывают клюв, (если ребенок затрудняется правильно нарисовать, то учитель оказывает помощь)

Л. Смотрят, сравнивают, оценивают себя.

Подведение итогов.

Работа с пословицей

А теперь, ребята, давайте объясним значение пословицы.

Каждая птица своим клювом сыта.

Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?

Правильно! Дети, можем ли мы теперь ответить с вами на главный вопрос урока чей же нос лучше?

Да, для каждой птицы важен свой клюв.

А теперь я прошу подумать вот над таким вопросом:

Где в жизни вы можете применить знания, полученные и открытые сегодня на уроке?

А еще, ребята, садоводы размещают кормушки с определенной пищей для насекомоядных птиц, чтобы они истребляли вредных насекомых.

М. Слушают пословицу, объясняют ее значение (у каждой птицы свой клюв для того, чтоб добывать нужную пищу)

М. Отвечают на вопрос (у каждой птицы свой нос чем-то хорош)

Л. Определяют личностный смысл изучения темы. Возможности практического применения нового знания (знаем, чем кормить птиц; на уроках биологии)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Поощрение

Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.

Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам и поднимите.

Давайте покажем смайлики - результат своей работы членам жюри.

Уберите, пожалуйста, смайлики и принадлежности в свой конверт. Карточка остается вам на память.

Урок окончен. Спасибо за урок.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!