Проект следы на снегу. "О чем рассказывают следы на снегу?"

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель занятия: обобщение и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять знания детей о жизни диких животных в зимний период времени, их повадках и отличительных признаках. Учить различать их следы.

Развивающие: развивать активный словарь детей, умение образовывать прилагательные во множественном числе от существительных (лиса – лисьи, медведь – медвежьи…). Способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитывать любознательность, уважительное отношение к природе и ее тайнам. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Четвертый лишний ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.27;

5. Разучивание физминуток “ Как на горке снег», «Зайка»;

6. Чтение стихотворения Маршака «Снежная страна».

Материал к занятию:

Презентация: «Следы диких животных», фонограмма музыки «В мире животных», карточки со следами диких животных, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика», бассейн с песком.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Звучит музыка «В мире животных»)

Слайд №1.
Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром вокруг нас. Ушла осень, а вслед за ней пришла зима. Белым ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь словно чистые белые страницы какой-то огромной белой книги. И кто ни пройдет по ним, расписывается: «Здесь был такой-то».

Слайд №2.

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Только сложный узор различных следов на снегу говорит о том, что и зимой в лесу продолжается жизнь. Значит, точно тут были разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали…

Слайд №3.

Но кто был? Что делал? А чтобы нам не ошибиться, чьи следы можно увидеть в лесу зимой я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний»

Слайды№4.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лиса-кошка-собака- коза.
Медведь- кролик- лошадь- свинья.
Коза- овца- лошадь- лось.
Коза- кошка- свинья- заяц.
Белка-собака - коза-овца.
Свинья - корова-еж-лошадь.
Собака - кролик-волк-овца.

(Дети выбирают лишнее животное. Объясняют свой выбор).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, каких животных вы выбрали.

Слайд№5.

Дети: Лиса- медведь- лось- заяц - белка- еж- волк.

Воспитатель: Как, одним словом мы можем их назвать?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А почему этих животных называют дикими?

Слайды №6.

Дети: Они живут в лесу.

Воспитатель: Давайте, ребята, немножко отдохнем, и сделаем веселую зарядку.

Физминутка «Как на горке снег»

Как на горке снег, снег
(руки поднимают вверх)
И под горкой снег, снег
(приседают)
И под елкой снег, снег
(поднимают руки вверх, встают)
И под елкой снег, снег
(приседают)
А под елкой спит медведь
(изображают, как спит медведь)
Тихо, тихо не шуметь
(Грозят пальцем).

Воспитатель: Ну что ж, ребята, надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы, и в этом нам поможет лесная белая книга, которую принес знакомый мышонок Пик.

«Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

(С. Маршак)

Воспитатель: А вот кто и чем в ней писал, вы узнаете, отгадав загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Слайд №7.

Воспитатель: У лисы очень тонкий слух. Она даже слышит, как под глубоким снегом в своих норках пищат мыши. А еще у нее очень острый нюх.

Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Воспитатель: А вот и другой зверек пробежал по снегу.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Слайд №8.

Белка ловко перескакивает с дерева на дерево. В этом ей помогает длинный пушистый хвост. Он служит ей и как планер, и как парашют.

На снегу белка оставляет четкий отпечаток лап. От передних след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперед и чуть в стороны. От задних лапок след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.

Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. Шишки – любимый зимний корм белок.

Расскажите, как зимует белка?

Слайд №9.

Дети: К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.

Воспитатель: Можно ли увидеть следы медведя зимой в лесу? (ответы детей)

Да, Напрасно было бы искать зимой его следы. Ведь, он залегает в берлоге еще до снега. Для него было бы гораздо опасней, если бы он стал делать это позднее. Ведь по следам было бы легко отыскать его берлогу.

Физминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг, у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображает ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

Воспитатель: На снегу можно заметить следы самых разных животных. Но самое интересное скрыто от глаз: под снегом есть целые лабиринты с уютными закуточками, в которых прячутся от хищников и хранят свои съестные.

Конкурс следопытов «Чей след»

(Следы животных нарисованы на карточках. Дети по следу определяют, кому он принадлежит и показывают это животное в движении)..

Воспитатель: В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди читают и разбирают эти знаки глазами. А как же еще читать, как не глазами?

И уж какой у зверей нос «грамотный» - ни за что не ошибется!

Кто чем пишет?

Звери все больше лапами пишут. Кто всей пятерней, кто четырьмя лапами, а кто копытом. Но, оказывается, не всякий в лесу расписывается попросту, некоторые – с хитростью.

Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк:

У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий – одно от другого на одинаковом расстоянии:

Птичий почерк, сороки, скажем, тоже легко разобрать. От трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого пальца – тире (прямая черточка), слайд №10.

А вот разберись в волчьем да лисьем почерке! С непривычки сразу запутаешься. слайд№11.

Лисий след похож на след маленькой собаки. Волчий след похож на след большой собаки. Это – азбука.

Когда волк идет шагом он аккуратно ступает правой задней ногой в след передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней. Поэтому следы его ложатся прямо, как по веревочке, строчкой – в одну линейку.

Кто из животных так же путает свои следы?

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать (слайд№12)

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо запомнили следы лесных обитателей? И не перепутаете их никогда? Тогда давайте поможем мышонку Пику определить по следам на снегу, кто же разрушил его дом?

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 27

Развитие мелкой моторики. Работа с песком.

(Дети идут с педагогом к песочнице)

Воспитатель: Так как снег в нашей группе растает, мы будем оставлять следы на песке.

Посмотрите на меня, соедините три пальца вместе.

Раз-два-три - превратились в зайцев мы. Оставляют следы зайца.

Сделаем теперь кулачки.

Раз-два-три - а теперь медведи мы. Оставляют следы медведя.

А сейчас раздвинули широко указательный, средний и безымянный пальчики и тоже оставили след.

Молодцы! Чьи следы у вас получились.

Дети: (заячьи, медвежьи, птичьи)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Вам оно понравилось?

Спасибо вам, вы молодцы!


Краткое содержание проекта. Проект для учащихся 2 класса « О чём говорят нам следы на снегу » охватывает следующие учебные темы: Дикие, домашние животные. Зимующие птицы. Признаки зимы. Охрана природы. Этапы выполнения действий по проекту. Применение полученных знаний на экскурсии, изготовление альбомов. На реализацию проекта потребуется 4 недели. Результаты познавательной работы учащихся оформляются учащимися в виде презентации.


Актуальность: Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое. История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа. Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного. Развитие ребёнка в ходе проектной деятельности наиболее продуктивна, потому что это происходит при участии активной заинтересованности. С помощью учебников, фото, видео материалов, экскурсий, учащиеся научатся распознавать следы животных на снегу в близлежащей к школе территории.


Цель: уточнить знания детей о жизни животных и птиц зимой; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида следов животных и птиц. Планируемые результаты: -Предметные: различать и называть птиц и животных обитающих в лесах Свердловской области; определять, кому принадлежат следы, и делать выводы. Метапредметные: - познавательные –. уточнять признаки зимы в ходе экскурсии; различать следы животных и птиц зимой; выделять их особенности; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текстов, рисунков. --коммуникативные – формулировать ответы на вопросы по плану; вовремя включаться в диалог с учителем и одноклассниками; -регулятивные – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. -личностные: Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю









Фролова Екатерина

Исследование о том, как распознать зверя по его следам и как выяснить среду его обитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

II районная научно-практическая конференция

« Первые шаги в науку», посвященная 200- летию Победы России в Отечественной войне 1812 года

Секция начальных классов

Номинация: биология - животный мир

Учебно-исследовательская работа по теме:

Работу выполнила

ученица 1 «А» класса МБОУ СОШ №6 г.Сергача

Фролова Екатерина, 7 лет

Руководитель

Парфёнова Евгения Михайловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Сергача

г.Сергач

2012 год

Введение.________________________________________________________________________2

Основная часть._______________________________________________________________3-11

Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в

Интернете_________________________________________________3-6

Посещение Сергачского лесхоза____________________________6

Обследование территории дендрария, леса в районе «Серебряных ключей», близлежащих полей_____________________________7-12

Заключение_____________________________________________________________________13

Список используемой литературы__________________________________________14

Цель исследования :

Распознать зверя по его следам.

Выяснить среду его обитания.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу о следах животных.

2. Посетить Сергачский лесхоз и расспросить лесничих о животных, обитающих в нашей местности.

3. Посетить окрестности дендрария, леса в районе « Серебряных ключей» и близ- лежащих полей в поисках следов животных.

Введение

Однажды мы всей семьей ездили на прогулку в лес на лыжах. И я впервые заметила, что на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых. Мама сказала, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители - ходили, прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, и я решила заняться их исследованием. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта замечательная «белая книга».

Я считаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам.

Гипотеза:

Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.

Основная часть

Моё исследование состояло из трех этапов:

1этап:

2 этап: Посещения Сергачского лесхоза.

3 этап : « В поисках следов»

1этап: Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете.

Я обратилась к энциклопедии Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот что узнала:

«Следы животных, т. е. оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), Узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.
С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих).

Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.»

Затем я решила найти изображения следов животных в Интернете, скачать себе такую картинку, чтобы потом свериться с этими изображениями и угадать, чьи следы нам встретятся.

После изучения данной информации я приступила ко второму этапу своего исследования.

2 этап. Посещение Сергачского лесхоза

Папа с мамой привезли меня в лесхоз. Пообщавшись с лесниками, я узнала, что в окрестностях нашей местности обитает множество животных - это лоси, куницы, хорьки, горностаи, кабаны, лисы, зайцы, белки.

Мне показали этих животных в музее Сергачского лесхоза

Они мне так понравились, что еще больше захотелось научиться различать их следы. А вдруг мне повезёт, и я увижу кого-нибудь вживую?

3 этап : « В поисках следов»

3.1 .Посещение дендрария

Итак, мы отправились в дендрарий. Проехав совсем немного, я заметила петляющие следы от ёлочки к ёлочке, по всей видимости, это следы « преступления» белочки-проказницы.

Я читала, что по снегу и земле белка передвигается легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Немного в стороне я и увидела покусанную шишку.

По всей видимости это следы лося, т.к на следу лося, далеко позади основных копыт, хорошо заметны отпечатки боковых, дополнительных копытец

(следы 2-го и 5-го пальцев).

3. 2 Обследование окрестности леса вблизи «Серебряных ключей »

Потом мы отправились в лес около «Серебряных ключей».

Первой моей находкой на данной территории были следы зайца. По всей видимости это был заяц беляк. Из рассказа лесничего я запомнила, что у беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный.

А ещё у меня сложилось впечатление, что он от кого-то убегал, так как следы друг от друга находились на большом расстоянии. Наверное, его напугала лисичка.

Мои догадки оправдались.

Проехав немного, я увидела и ее следы.

По следу лисы можно определить и ее настроение.Наша лиса перебиралась шагом, т.е. она готовилась напасть на свою добычу.

3.3 Обследование близлежащих полей.

Оказывается, есть жизнь и на пустынных полях. Там я обнаружила множество различных следов животных. Одни я сразу признала.

Это были следы мышей.

Посмотрите на них:

А это мои снимки неразгаданных следов. Может, вы догадаетесь, кому они принадлежат?

Вывод:

Я научилась распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стала знать о них гораздо больше. Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», а мне это очень приятно. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. И на этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом. До скорой встречи!

Список использованной литературы и информационных ресурсов .

1.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник - определитель. М. Вече. 2008.

2.Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009

3.Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М.,Наука, 1990

Елена Кваша

ПРОЕКТ по разделу

«Ознакомление с окружающим

ТЕМА «Следы на снегу»

Цель

:уточнить знания детей о жизни животных и птиц зимой.

Задачи:

Рассказать о жизни животных и птиц в зимний период.

Научить делать выводы, видеть взаимосвязь всего живого в природе.

Научить определять, кому принадлежат следы.

Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Прививать наблюдательность, интерес к жизни животных и птиц, любовь к окружающей природе.

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю

Участники проекта:

Дети подготовительной группы

Воспитатели группы

Родители.

Тип проекта:

Краткосрочный, групповой.

Вид проекта:

Образовательный.

Проблема:

На прогулке, после снегопада, дети видели много следов, знакомых и нет. Их очень заинтересовало, чьи же это следы. Решили спросить у родителей, посмотреть в книгах и узнать о следах животных и птиц больше, а так же о том, как они зимуют.

Гипотеза:

Дети больше узнают о жизни животных и птиц в зимний период, смогут определять, кому принадлежат следы.

Введение:

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного.

Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа.

История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни.

Развитие ребёнка в ходе исследовательской деятельности наиболее продуктивно, потому что это происходит при участии активной заинтересованности.

Примерные результаты:

Выставка рисунков «Следы животных и птиц», «Зимние пейзажи»

Формы работы:

1. Сбор, анализ и систематизация материалов о жизни животных и птиц в зимний период.

2. Познавательная деятельность по теме: «Жизнь животных зимой»

3. Папка-передвижка для родителей: «Развивайте познавательную активность детей»

4. Заучивание наизусть стихотворения.

5. Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы.

6. Отгадывание загадок о животных и птицах.

7. Проблемные ситуации.

8. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы.

9. Рассматривание альбомов о животных и птицах.

10. Рассматривание энциклопедий.

11. Просмотр мультфильмов.

12. Пополнение фонда иллюстративного и познавательного материала.

13. Дидактические игры.

14. Подвижные игры.

15. Раскрашивание раскрасок и силуэтных изображений.

16. Лепка, рисование.

17. Изготовление животных и птиц аппликативным способом.

18. Конструирование зверей и птиц из бумаги: игрушки из цилиндров.

19. Прогулки и наблюдения за живыми объектами.

Этапы проекта

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

Работа с родителями: папка-передвижка «Развивайте познавательную активность ребёнка». Привлечь родителей к сбору материалов по теме.

2. Деятельный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Виды деятельности. Формы и методы работы.

Игровая деятельность.

1. Дидактические игры:

«Только на эту букву»

«Зоологическое лото»

«Найди лишнее»

«Чей домик»

«Птичья столовая»

«Времена года»

«Чьи следы»

Познавательное развитие.

1. Просмотр мультфильмов о животных и птицах:

«Маша и медведь»

«Мужик и медведь»

«Лиса и волк»

2. Познавательная деятельность по теме:

«Беседа о зиме»

«Беседа о том, кто как зимует»

«Беседа о зимующих и перелётных птицах»

«Экскурсия в зимний парк»

«Беседа о домашних животных»

3. Прогулки и наблюдение за живыми объектами.

На участке после снегопада.

За домашними животными зимой.

За зимующими птицами.

За вороной.

За голубями.

За синичкой.

За кошкой.

За собакой.

4. Проблемные ситуации:

Кто здесь проходил.

Могут ли звери не оставлять следов на снегу.

Чем опасна для зверей и птиц ледяная корочка на снегу (наст)

5. Рассматривание энциклопедий.

Дикие и домашние животные.

Животные и птицы наших лесов.

Жизнь леса.

Мир вокруг нас

6. Рассматривание альбомов:

Дикие звери.

Следы на снегу.

Речевое развитие.

1. Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы:

М. Шолохов «Первое зимнее утро»

А. Ливеровский «Зима»

В. Бианки «Страшная история под новый год»

Н. Сладков «Моды сезона»

Н. Сладков «Разговор медведя и сороки»

Э. Шим «Кабанчик и лисенок», «Солнышко за ушко»

Сказка «Лис и мышонок»

Сказка «Про зайца и белку»

В. Бианки «По следу», «Тетерева»

Л. Толстой «Зайцы»

2. Заучивание стихотворений:

А. Фет «Чудная картина»

С. Есенин «Зима»

И. Бунин «Первый снег»

С. Есенин «Пороша»(отрывок,

А. Пушкин «Идет волшебница - зима»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

3. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы:

Кто эти звери и птицы.

Чьи это следы.

Мамы и детёныши.

Кто чем питается.

Можно ли по следам узнать, бежит зверь или крадётся.

Продуктивная деятельность.

1. Лепка животных и птиц из пластилина.

2. Рисование «Зимний лес», «В гостях у Снежной королевы», «Следы на снегу», «Снегири»

3. Изготовление животных и птиц методом обрывной аппликации.

4. Раскрашивание раскрасок и силуэтных изображений (работа с трафаретом).

5. Конструирование зверей и птиц из бумаги: игрушки из цилиндров.

6. Составление альбома для рассматривания «Животные, птицы и их следы на снегу»

Физическое развитие.

1. Прогулки.

2. Игры для здоровья:

Шустрая синица

Птички в гнёздышках сидят.

Ёжик топал по дорожке.

3. Подвижные игры:

«Следы на снегу»

«Лиса и зайцы»

«Волк и зайцы»

«Совушка»

«Перелёт птиц»

«Охотники и звери»

4. Физкультурное занятие «Зимовье зверей»

Основы безопасности жизнедеятельности. Беседы:

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

«Будем беречь и охранять природу»

«Контакты с животными»

Итоговое занятие-викторина

«Знатоки зимнего леса»

3. Подведение итогов

Альбом аппликаций «Животные и птицы»

Выставка рисунков «Зимний лес», «В гостях у Снежной королевы», «Следы животных и птиц»

Выставка игрушек из цилиндров.

Альбом для рассматривания «Животные, птицы и их следы на снегу»

Викторина «Знатоки зимнего леса»

Буду рада, если кому пригодится этот материал!