Значение слова квакеры. Квакеры Суть квакерского учения

Слово "квакер" имеет в русском языке несколько значений. Чаще всего так называют представителей одного из Кто же это — квакеры, и какие еще значения есть у этого слова, будет рассказано в статье.

Кто такие?

Это течение протестантизма возникло в 1652 году на территории Англии и Уэльса. Основателем учения считается английский ремесленник. Сами квакеры предпочитают называть себя Религиозное общество Друзей.

Современное квакерство объединяет различные религиозные направления: либеральный протестантизм, евангелизм, нетеизм и универсализм. В мире насчитывается примерно 377 тысяч представителей. В основном учение распространено на территориях США, Великобритании, Кении (Африка), Боливии, Гватемалы. Символ организации — восьмиконечная черно-красная звезда.

Квакеры в России тоже есть, но очень мало. Известно об их представителях в городах Петербург, Казань, Барнаул.

История названия

Квакер — это слово английского происхождения. Глагол quake означает "дрожать, трепетать, трястись". Существуют различные гипотезы происхождения названия.

  1. Основатель течения — Фокс — на заседании призвал судью трепетать перед именем Божьим, за что тот назвал его "трепетуном" (quaker).
  2. По другой гипотезе, представители учения утверждали, что постоянно ощущают "духовный трепет" перед Господом.
  3. Менее распространенная версия гласит, что входя в религиозный экстаз, квакеры тряслись от волнения в физическом смысле.

Доподлинно нельзя сказать, какая из гипотез является верной, но известно, что название изначально считалось ими оскорбительным, и сами квакеры называли себя «Христианское общество друзей внутреннего света».

Суть квакерского учения

Как и большинство представителей протестантизма, общество Друзей отвергает необходимость церкви, обрядов, ритуалов, икон и прочей символики религиозного характера.

В основе учения лежит идея "божественной искры" и "внутреннего света". По мнению квакеров, Господь обращается к людям напрямую, без посредников в виде священнослужителей.

Поэтому ритуалы и таинства, характерные для католицизма, например, причащение, отсутствуют в их религиозных практиках.

Молитвенные собрания проходят следующим образом: квакеры собираются в молельном доме, рассаживаются и молчат, пытаясь услышать в себе глас Божий. Это называется молчаливая молитва. Иногда кто-то один может высказаться с короткой проповедью, если почувствует внутреннее желание это сделать.

У квакеров-евангелистов собрания проходят как и у большинства протестантов.

Общие принципы учения общества Друзей:

  1. Все люди равны перед Богом, независимо от пола, национальной принадлежности, происхождения, вероисповедания и т. д.
  2. Честность — основная добродетель, поэтому необходимо всегда говорить людям правду, независимо от последствий.
  3. В жизни нельзя стремиться к материальным благам, нужно довольствоваться самым простым.
  4. Насилие неприемлемо, необходимо стремиться к миру, отказу от милитаризма.

Фото квакеров во время религиозного собрания можно увидеть в статье.

Другие значения слова "квакер"

Представленное слово имеет еще несколько значений. Вот они:

  • Квакер — это недозревшее кофейное зерно, которое при обжарке имеет более светлый оттенок, чем другие зерна.
  • На компьютерном сленге "квакерами" называют игроков в Quake.
  • "Квакер" — неопознанный источник звуковых подводных волн. Звук напоминает лягушачье кваканье, за что и получил свое название. Впервые обнаружен был в 70-х гг. Мнения о происхождении до сих пор расходятся. Основные гипотезы: животные; подводное военное оборудование США; НПО — неопознанный плавающий объект.

Итак, в наиболее частом значении, квакер — это представитель религиозно-протестантского течения, появившегося в середине XVII века в Великобритании и сохранившегося до наших дней.

Неофициальный символ некоторых организаций квакеров - восьмиконечная красно-чёрная звезда - использовалась с конца XIX века

Религиозное общество Друзей представляет собой объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов колеблются в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма .

Число последователей квакерства в мире ныне составляет порядка 377 000 человек . Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении), Европе (в Великобритании), Боливии и Гватемале.

Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в той или иной степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.

Происхождение названия

Первоначальное название - «Христианское общество друзей внутреннего света». С начала 1660-х годов самоназвание участников движения постепенно меняется на quakers (квэйкерс) - «трепещущие». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения, как оскорбительное прозвище, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления - Джордж Фокс - на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном» (англ. quaker). Другая версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого Бога .

История Общества Друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI-XVII вв., которые можно разделить географически:

  • континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера , Ж. Кальвина , народных движений, фамилистов , анабаптистов , меннонитов , идеями немецких мистиков (Я. Беме , М. Экхарта , К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма ;
  • собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями искателей (seekers), лоллардов , баптистов , рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624-1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе Божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652-1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:

  • «революционный» (1648-1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления Друзей властям (1661-1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл , Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию . Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии : католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 - Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства - джентри , другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом».

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание, её организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля , а после реставрации - против Стюартов . Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии » в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь, квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров . Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г.

Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648-1690) и Уильям Пенн (1644-1718) , взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania - «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но и также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию , Голландию , Германию и Северную Америку (в 1672-1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана , чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference) с центром в Филадельфии , шт. Пенсильвания .

В 1979 г. для продвижения ценностей Общества Друзей в европейском контексте основан Квакерский совет по европейским делам (QCEA). Его офис расположен в Брюсселе. Организация взаимодействует с членами Европейского парламента и принимает участие в деятельности Совета Европы.

В России

В начале XX века квакеры из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

Московское месячное собрание Друзей (квакеров) получило свой официальный статус в 1995 году. В 2012 году оно насчитывало порядка 15 официальных членов. Обычно молитвенные собрания немногочисленны (4-10 человек).

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани , Барнауле , Петербурге .

На территории бывшего СССР квакерские группы есть в Грузии , Латвии , Эстонии . Все они относятся к либеральному направлению, то есть не имеют пасторов.

Вероучение

Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие определённого символа веры , все квакеры разделяют определённые убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и другие), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом .

По представлениям квакеров, взаимоотношения человека со Светом невозможно точно передать словами, поэтому квакеры основное значение придают личному религиозному опыту и тому образу жизни, которого требует Свет.

Совокупность представлений о такой жизни формулируется квакерами в виде четырёх основных принципов или «свидетельств»:

  • Равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола , расы , национальности , религиозной принадлежности , социального статуса и так далее равны перед Богом. Отсюда следует категорическое неприятие квакерами любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, проявившееся в равноправии между мужчинами и женщинами, борьбе против рабовладения, игнорировании привилегий.
  • Честность : квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также отвергают любую клятву или присягу .
  • Простота: стремление довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и излишеств.
  • Мир: неприятие насилия, в частности пацифизм и отказ от военной службы .

Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность . Например, Объединённое собрание Друзей и Международная евангелическая церковь Друзей считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, который они определяют как союз между мужчиной и женщиной . Тем не менее, Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference ) и Британское Годовое Собрание одобряют однополые браки .

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

  • молитвенная группа (worship group);
  • подготовительное собрание (preparatory meeting);
  • территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);
  • годовое собрание (yearly meeting).

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business).
До недавнего времени раз в три года Всемирный консультативный комитет Друзей (ВККД) проводил Триеннале (Triennial) - трёхлетнее деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено «общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений».

КВАКЕРЫ (английский quaker, буквально - трясун), представители радикального протестантского движения, зародившегося в Англии в середине 17 века. Самоназвание - «Друзья», официальное название организации - Религиозное общество Друзей. Происхождение термина «квакер» точно не установлено: по одной из версий, «дрожащими» называли ранних «Друзей» за экстатические телодвижения, совершаемые в ходе молитвенных собраний (впоследствии эта практика исчезла).

В основе учения квакеров лежит доктрина «внутреннего света» (the light within) - Божественного откровения в душе верующего как основного источника религиозного вдохновения. Квакеры отрицают значимость обрядов, церковных институтов и иерархии; богослужение состоит из собраний, посвящённых безмолвной молитве и поиску «внутреннего Христа» (the Christ within) - духовного контакта с Богом. Характерные особенности мировоззрения квакеров - религиозная терпимость, честность, пацифизм и активная благотворительная деятельность.

Датой основания движения квакеров обычно считается 1647 год, когда сын ткача Дж. Фокс испытал мистическое озарение и начал проповедовать доктрину «внутреннего света». Фокс и его последователи (Дж. Нейлер, А. Пенингтон и др.) развивали идеи, популярные среди анабаптистов, сикеров, рантеров и представителей других радикальных религиозных течений (смотри в статье Пуритане). Своё вероучение Фокс изложил в «Дневнике» (опубликован посмертно), разработал организационную структуру Общества Друзей (еженедельные, ежемесячные и ежегодные собрания). Однако систематически взгляды квакеров впервые были представлены в «Апологии истинного христианского богословия» Р. Баркли (1678).

В период Английской революции 17 века, Протектората и особенно после реставрации монархии в 1660 году квакеры подвергались гонениям. Фокс провёл в тюрьме в общей сложности более 6 лет; при короле Карле II Стюарте в заключении оказались около 13 тысяч членов Общества Друзей, из них 350 погибли. Пострадал и самый знатный из квакеров - У. Пенн, основатель колонии Пенсильвания в Северной Америке (1681), где бежавшие из метрополии квакеры пользовались значительной религиозной свободой. Преследования прекратились с принятием в 1689 году Акта о веротерпимости, однако вплоть до 2-й четверти 19 века квакеры не имели права учиться в британских университетах и занимать политические посты.

В 17-19 веках внутри Общества Друзей шла полемика между представителями, так называемого евангелизма (признававшими авторитет Священного Писания) и традиционалистами, стремившимися вернуться к духовной практике ранних квакеров. Так, «христианские квакеры», возглавляемые Дж. Китом (1638 или 1639 - 1716), требовали дополнить учение о «внутреннем свете» обязательным признанием «исторического Христа» и объявляли Библию основным источником Божественной благодати. В 19 веке господствующим среди квакеров стало евангелическое направление, настаивавшее на авторитете Священного Писания и большей регламентации догматики. Это побудило проповедника Э. Хикса (1748-1830) выступить во главе «традиционалистов» в защиту ведущей роли «внутреннего света», что привело в 1827-29 годах к официальному расколу Общества Друзей (был преодолён лишь в 1955 году). Противоречия между сторонниками Хикса и его противниками («ортодоксами») нашли продолжение в полемике между последователями Дж. Герни (1788-1847), отстаивавшими протестантский принцип спасения через веру в «исторического Христа», и апологетами Дж. Уилбура (1774-1856), проповедовавшего в духе убеждений Хикса. Сторонники Хикса и Уилбура, исключённых из Общества Друзей, организовали независимые ежегодные собрания. Раскол на «уилбуритов» и «гернитов» продолжался до конца 19 века; ныне традиция Герни сохраняется в так называемых консервативных ежегодных собраниях в американских штатах Огайо, Айова и Северная Каролина. Отголоски этих противоречий сохраняются в разделении современных квакерских собраний на «программные» (с заранее подготовленными проповедями) и «непрограммные» (с преобладанием негласной молитвы и спонтанного проповедования).

В Северной Америке квакеры, в отличие от других колонистов, стремились поддерживать мирные и дружественные отношения с индейцами, выступали против рабства. Начиная с 18 века они известны деятельностью в области аболиционизма, пацифизма (квакерские организации Совет службы Друзей и Комитет службы американских Друзей удостоились в 1947 году Нобелевской премии мира), реформы пенитенциарной системы и благотворительности (в тесном сотрудничестве с организацией Красного Креста).

На начало 21 века численность квакеров составляла порядка 360 тысяч человек, из них: в Африке насчитывалось 43%, Северной Америке - 30%, Латинской Америке - 17%, в Европе и на Ближнем Востоке - 6%, в Азии и Океании - 4%. На территории России организации квакеров действовали с начала 19 века по 1930 год и с 1970-х годов; на начало 21 века, малочисленны (наряду с Московским религиозным обществом Друзей имеются группы в Санкт-Петербурге, г. Электросталь Московской области).

Лит.: Jones R. М. The faith and practice of the Quakers. 7th ed. L., 1949; Vann R. Т. The social development of English Quakerism, 1655-1755. Camb. (Mass.), 1969; Vipont Е. The story of Quakerism. 3rd ed. Richmond, 1977; Marietta J. D. The reformation of American Quakerism, 1748-1783. Phil., 1984; Brinton Н. Н. Friends for 300 years. Wallingforf, 1988; Жук С. И. От «Внутреннего света» к «Новому Ханаану»: квакерское общество «срединных колоний». [Днепропетровск], 1995; Ingle Н. L. Quakers in conflict: the Hicksite reformation. Wallingforf, 1998; Павлова Т. А. Народная утопия в Англии XVII в.: представления о социальной справедливости. М., 1998; Говорит сам Дж. Фокс / Сост. Х. М. Росс. М., 2000.

    Квакера, м. [англ. quaker, букв. трепещущий]. Член религиозной христианской секты, распространенной в Англии и США. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. квакер а, м., одуш. (англ. quaker трясун … Словарь иностранных слов русского языка

    КВАКЕР, а, муж. 1. мн. В Англии, США и нек рых других странах: протестантская секта, отвергающая церковные обряды. 2. Член такой секты. | прил. квакерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 индепендент (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    квакер - квакер, мн. квакеры, род. квакеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Квакер: Квакеры (англ. quakers) представители религиозного общества. НПО 1 «Квакер» ночные пассивные очки российского производства. Квакер (явление) разновидность неопознанного плавающего объекта … Википедия

    Заимств. из англ. quaker – то же, от quake трепетать. Это название получила религиозная секта, основанная в 1649 г. Дж. Фоксом, который призывал свою паству трепетать при слове господнем (Клюге Гётце 461) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    М. Член квакерской секты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Квакер, квакеры, квакера, квакеров, квакеру, квакерам, квакера, квакеров, квакером, квакерами, квакере, квакерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    квакер - кв акер, а … Русский орфографический словарь

    квакер - (2 м); мн. ква/керы, Р. ква/керов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Простаки за границей, или Путь новых паломников , Марк Твен. О чем книга Эта ироничная, остроумная и чрезвычайно познавательная история о путешествии американцев по Старому Свету покорила читателей и разошлась огромным тиражом. А сам Марк Твен, впервые…
  • Париж в 1838 и 1839 годах. Соч. Владимира Строева , Виссарион Григорьевич Белинский. «…Для наблюдательного путешественника очень легко схватить характеристические черты страны, потому что характер страны прежде всего овладевает им самим, как прилипчивая болезнь. В Париже вам…

Квакеры ― это члены религиозного общества Друзей. Они часто называют себя «церковь Друзей». Свое название квакеры (англ. ‘трепещущий’) получили в 1650-х годах. Изначально это было оскорблением: оно основывалось на широко бытовавшем в Англии мнении, что Друзья дрожат и трепещут во время богослужений, будучи под влиянием Святого Духа (либо дьявола ― в зависимости от точки зрения).

Наименование «Друзья» основывается на цитате из Евангелия от Иоанна 15:14,15: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Возникновение квакерства

Квакерство зародилось в Англии в 1640–1650-х годах. Это было время гражданской войны, политических и социальных потрясений, когда давно установленная англиканская церковь потеряла свое законное положение и возникали новые религиозные группы. Первое поколение квакеров часто называло себя «искателями» ― людьми, которые не нашли ответы на свои религиозные искания и желания в существовавших тогда церквях и религиозных движениях.

Основателем движения квакеров называют Джорджа Фокса (1624–1691). Рожденный в Мидлендсе, он с детства был удивительно набожен. Когда он достиг зрелости, его обеспокоили противоречащие друг другу заявления окружавших его религиозных групп, которые сходились только в одном: каждая из них утверждала, что только она есть истинная Церковь Христова, а тех, кто не принадлежит к этой группе, ждет ад. Так как Фокс боялся ада, он отправился в своеобразное духовное паломничество в поисках тех, кто обладает репутацией людей благочестивых и набожных. Однако, как он вспоминал позднее, «никто не отвечал моему условию». Так он дошел до севера Англии, до болот Йоркшира и Ланкашира, где ощутил несколько переживаний и стал убежден, что Бог говорил с ним напрямую. Мы называем такие переживания откровениями, Фокс называл их «открытиями». Они послужили основой движения квакеров.


Джордж Фокс. Предполагаемый портрет. Суортмор-колледж

// wikimedia.org

После Фокса наиболее заметным лидером квакеров был Джеймс Нейлер из Йоркшира (1616/18–1660). Одной из отличительных особенностей квакерства было убеждение в том, что мужчины и женщины духовно равны, что женщины имеют такое же право проповедовать и высказываться публично, как и мужчины. Таким образом, среди лидеров квакеров было много женщин. Самая заметная из них ― Маргарет (Эскью) Фелл (1614–1702). Ее дом в Ланкашире, Свортмор Холл, в 1650-х годах служил штаб-квартирой движения квакеров.

Из второго поколения лидеров квакерства, сформировавшегося после 1660 года, когда движение объединялось и вырабатывало организационную структуру, самыми заметными были Уильям Пенн (1644–1718) и Роберт Баркли (1648–1690). Оба они происходили из аристократических семей и получили лучшее образование, чем большинство Друзей. Пенн использовал свои связи с короной, чтобы получить Хартию для колонии Пенсильвания в 1681 году. Книга Баркли «Апология истинного христианского богословия» рассматривается как самая важная квакерская богословская работа.

Отличия квакерства от других течений в христианстве

Когда движение квакеров только родилось, оно обособилось от других христианских групп по нескольким важным признакам. Первый ― прямое постоянное откровение: квакеры утверждали, что откровения между Богом и человечеством не прекратились с написанием последней книги Библии, а продолжаются и сейчас, что все люди могут пережить такой опыт. Вторым признаком была идея Внутреннего Света: Друзья верили, что у всех людей внутри есть Свет Божий, Свет Внутреннего Христа. Если они послушны ему, он ведет их к хорошей жизни и в конечном счете спасению, но, если они ослушаются его, они придут к духовной смерти.

Третья особенность заключалась в священстве каждого человека. Одно из ранних «открытий» Джорджа Фокса состояло в том, что «обучение в Оксфорде или Кембридже еще не делает человека служителем Иисуса Христа». Священства можно достичь только от вдохновенности Святым Духом, но не при помощи образования. И, как уже упоминалось выше, женщины могли быть священнослужителями наравне с мужчинами. Отсюда вытекает последняя идея, которая выделяла квакеров, ― равенство: Друзья верили, что все люди равны в глазах Бога, и поэтому отказывались использовать обращения и титулы вроде «мистер», «ваша честь» или «миледи». Вместо этого они обращались к людям по их именам или просто «Друг». Привычка квакеров использовать thee (тебя) и thy (твой) во всех обращениях также выросла из этого убеждения.

Распространение квакерства

Как уже упоминалось выше, квакерство зародилось в Англии между 1640-ми и 1650-ми годами. Друзья столкнулись с жестокими преследованиями ― поначалу из-за обвинений в богохульстве. Затем, после реставрации монархии в 1660 году, за отказ проводить богослужения по установленным церковью правилам. Тысячи людей были оштрафованы или брошены в тюрьмы до того момента, пока Акт о веротерпимости 1689 года не покончил с преследованиями. Друзья в Ирландии и Шотландии столкнулись с похожими проблемами.

В 1650-х годах квакерские миссионеры отправились на Карибские острова и в Северную Америку. Некоторые даже почувствовали порыв отправиться в менее привлекательные для квакеров места: две женщины отправились в Константинополь, чтобы проповедовать свое учение султану Османской империи; с ними обращались хорошо. Кто-то отправился в Рим, чтобы увидеть папу, и оказался в тюрьме инквизиции. Встречи Друзей на Карибских островах начали затухать после 1700 года, но квакерские сообщества в Британских колониях Северной Америки стабильно росли. Квакеры начали доминировать в колонии Род-Айленд. А Пенсильвания, Нью-Джерси и Делавэр были во многом или полностью основаны Друзьями. После Американской революции Друзья присоединились к миграции через весь континент на запад, и к 1900 году многие американские квакеры проживали к западу от Аппалачей. Значительные группы были на Тихоокеанском побережье.

После 1750 года квакеры и на Британских островах, и в Америке все больше ассоциировались с благотворительностью, филантропией и реформами. Друзья были в центре американских и британских движений по отмене рабства. Они были первой религиозной группой, которая запретила своим членам держать рабов. Друзья также активно принимали участие в движениях за реформы тюрем. Английская священница Элизабет Фрай, пожалуй, является наиболее известным реформатором тюрем в мире; этим она занималась с 1820 года и до своей смерти в 1845 году. Друзья также были ярыми борцами за . Первый в истории конвент по правам женщин, состоявшийся в Сенека Фоллз (Нью-Йорк) в 1848 году, был в основном организован квакерами. Из трех главных лидеров американского движения за права женщин до 1880 года двое ― Лукреция Коффин Мотт и Сьюзан Б. Энтони ― были Друзьями.


Элизабет Фрай. Портрет. Национальная портретная галерея, Лондон

// wikimedia.org

В XIX веке квакеры пережили череду расколов и разделений, которые привели к современному многообразию квакерства. Меньшинство в Северной Америке и со временем большинство на Британских островах начали идентифицировать себя как либеральных теологов. В Северной Америке они создали то, что сейчас называется Всеобщей конференцией Друзей. Большинство же американских Друзей были более евангельской направленности; после 1870 года они приблизились к другим протестантским группам и заимствовали у них пасторскую форму богослужения. Они также были ответственными за большую часть миссионерской работы квакеров в других частях света. Некоторые же остались непримиримыми примитивистами и стали известны как консервативные Друзья.

Вероучение церкви Друзей

Важно помнить, что сегодня квакерство чрезвычайно разнообразно ― оно охватывает весь спектр американского религиозного многообразия. Некоторые Друзья, например протестанты-фундаменталисты, восхищаются неквакерами-телеевангелистами - Пэтом Робинсоном и Джерри Фалвеллом, и объединяются с группами наподобие христианской коалиции. Другие дело - универсалисты, которые утверждают, что квакерство не обязано быть привязанным к христианству или даже теизму. Таким образом, можно встретить людей, идентифицирующих себя как «атеисты ― евреи-квакеры». Однако большая часть квакеров воспринимает себя как христиан. Из-за этого разнообразия квакерство довольно сложно обобщать, однако в целом Друзья всех убеждений сходятся в следующем:

1. Поклонение в Духе. Друзья с недоверием относятся к обрядовой религии, считая, что настоящее богослужение всегда открыто к указаниям Духа. Это объясняет, почему некоторые Друзья, следуя квакерской традиции, собираются для богослужения в тишине, уверенные, что если у Бога есть послание к собравшейся группе, то он вдохновит кого-либо из них на речь. Большинство мировых Друзей сейчас следуют пасторскому богослужению: назначается один человек, который должен возглавить богослужение, поются гимны и вслух читаются молитвы. Но, опять же, акцент делается на том, чтобы предоставить возможность быть священником любому человеку, который чувствует такое призвание. Это отвращение к ритуализму объясняет также, почему почти все Друзья не практикуют внешние таинства. Так, они не практикуют крещение водой или физическое причастие хлебом и вином. Истинные таинства, как традиционно утверждали Друзья, должны быть внутренними и духовными, а не внешними и материальными.

2. Простота. Первые Друзья чувствовали призыв отрекаться от всего, что давало почву для возникновения человеческого тщеславия. Они одевались просто, отказываясь от кружев, оборок и прочих украшений, которые выделяли высший класс в Англии XVII века. К XIX веку «простое платье» стало чем-то вроде униформы квакеров. Это усилило чувство отделенности квакеров от большого мира, идею, что квакеры призваны быть «странными людьми». Только некоторые Друзья до сих пор следуют этой идее, но в целом Друзья по-прежнему рассматривают простоту как фундаментальную ценность квакерства. Они определяют ее по-разному: для некоторых это значит быть невзыскательным, а некоторые видят в ней отказ от потребительства или ограничение материальной собственности человека. Другие рассматривают ее как ограничивающее обязательство, призванное сделать человека открытым для неожиданных указаний или призывов Бога.


// Мэри Дайер ведут на казнь. Неизвестный автор. Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк.

3. Настроение собрания. Эта особенность относится к квакерскому процессу принятия решений: решая деловые вопросы, квакеры не голосуют. Председательствующий квакер зовется клерком, и его (или ее) обязанность ― определить волю Бога, которая проявляется в дискуссиях группы. Клерк проверяет свои ощущения, предлагая собранию краткий итог обсуждений и формулируя решение, которое следует принять. Если оно точно отражает волю группы, то оно одобряется, но если некоторые Друзья, пусть даже и небольшая группа, расходятся во взглядах, обсуждение продолжается. Этот отказ от голосования основывается на убеждении, что воля Бога не обязательно совпадает с волей большинства людей.

4. Честность. Друзья с самого начала чувствовали себя призванными поддерживать высокие стандарты правдивости и честности. Так, например, квакерские торговцы отказывались завышать цены, считая, что у них есть право просить только то, что справедливо и честно. Друзья настаивали на выплате долгов: объявить себя банкротом обычно означало потерять членство. Также они чувствовали призыв быть откровенными, даже если это могло быть политически и социально неудобно. Друзья были одной из первых групп, использовавших фразу «в правде власть».

5. Мир. Друзья с самого начала ассоциировались с пацифизмом, верой, что смертоносная сила, даже в целях самозащиты или в благих целях, всегда является злом. Один верховный судья однажды заметил, что квакеры воспринимают Нагорную проповедь буквально. Раньше квакеру было достаточно взяться за оружие, чтобы потерять членство, но сегодня такие решения считаются вопросом личной совести. Тем не менее многие Друзья остаются пацифистами и принимают активное участие в движениях и объединениях, выступающих за мир. Квакерские организации, такие как Американский комитет Друзей на службе обществу и Совет Друзей на службе обществу, видят миротворчество своей главной миссией.

Дальнейшее развитие квакерских традиций

Самая главная перемена среди квакеров ― это растущее разнообразие Друзей: квакерская теология сейчас выходит за рамки спектра христианских воззрений. Как уже упоминалось выше, большинство Друзей отвергли старые традиции молчаливого, ожидающего богослужения (хотя значительное меньшинство до сих пор его практикует) и приняли пасторские, программированные формы богослужения, которые несильно отличаются от богослужений в других протестантских течениях.


// Основание Пенсильвании. 1680. Частная коллекция.

Друзья также серьезно пересмотрели вопрос о том, что такое быть «странными людьми». Только немногие консервативные Друзья до сих пор придерживаются традиции с «простым платьем» и говорят «простым языком» с использованием thee и thy . Если попросить Друзей определить, что делает их Друзьями, они скорее укажут на обязательства быть честными или поддерживать мир, чем на какие-то внешние особенности.

Друзья, так же как и другие религиозные группы, прошли через дискуссии о сексуальных вопросах. Некоторые Друзья придерживаются крайне традиционных взглядов на сексуальную мораль, рассматривая любую сексуальную активность за пределами гетеросексуального брака как противоречащую воле Бога. Другие определили себя как «приветствующих и принимающих» и одобряют однополые браки.

Община квакеров в современном мире

Оценки количества Друзей в современном мире разнятся, но, по общему убеждению, их около 350 000–400 000 человек. Из них около 90 000 живет в США и Канаде, около 20 000 в Европе и около 1 600 в Австралии и Новой Зеландии; еще около 10 000 в Восточной Азии, около 57 000 в Латинской Америке и около 200 000 в Африке ― почти все из них в Восточной Африке. Присутствие квакеров в Северной Америке и на Британских островах отражает исторические модели их проживания.

Малые группы квакеров, привлеченные либеральным богословием, появились в XX веке в Европе, Австралии и Новой Зеландии. Квакерство в Латинской Америке, Азии и Африке обязано своим существованием миссионерской работе, проведенной преимущественно американскими Друзьями, ― она началась в 1860-х и продолжается по сей день.

Это перевод статьи нашего англоязычного издания Serious Science . Прочитать оригинальную версию текста можно по ссылке .