Витамины. Общие сведения о витаминах и их недостаточности Что такое витамины определение

Витамины, что такое за субстанция, и почему необходимы нашему организму? Они представляют собой элементы, без которых невозможны различные процессы в организме. Данные вещества не способны синтезироваться, поэтому их прием крайне необходим либо с пищей, либо в виде приема поливитаминных комплексов.

Общая характеристика витаминов поможет разобраться с каждым из них и понять, зачем они нужны для нормальной жизнедеятельности. Потребность организма в микроэлементах организма высока, хоть и поступления некоторых из них достаточно миллиграмма или микрограмма. При недостаточном содержании их в пище возможно развитие серьезных нарушений и даже хронических заболеваний. В настоящее время хорошо изучено около 20 веществ, которые имеют особое значение для нашего организма. Витамины для человека имеют огромное значение и должны поступать в организм ежедневно, ведь предотвратить болезнь намного проще, чем вылечить.

Классификация витаминов

Виды витаминов представлены двумя обширными группами: жирорастворимыми и водорастворимыми. Растворимыми в жирах витаминами являются А, Е, К, Д. Рассмотрим общие свойства этой группы:

  • недостаток этих соединений наблюдается редко, так как они очень медленно выводятся из организма;
  • в жирах растворяются;
  • в основном поступают с пищей животного происхождения (различные сорта рыб, мясо), небольшое содержание в растительных продуктах.

Польза этих соединений огромная. Их роль заключается в поддержании работы клеточных мембран, обеспечивании полной усвояемости продуктов, содержащих жиры, и т.д.

Вернуться к оглавлению

Витамин А и его польза

Что такое витамин А? По-иному его еще называют ретинол, витамин для зрения и др. Кладезем этого вещества являются яйца, сливочное масло, печень, морковь. В день взрослым витамина А необходимо 2 мг. Усвояемость ретинола в первую очередь зависит от того, с какой пищей витамин попадает в организм. Обязательное условие — чтобы пища была обогащена большим содержанием жира.

Ретинол оказывает огромное влияние на организм и выполняет определенные функции:

  • благоприятно воздействует на половые железы;
  • улучшает тургор кожи, состояние ногтей, волос;
  • улучшает зрение, в частности предотвращает куриную слепоту и многое другое.

Признаки недостатка ретинола:

  • незаживающие раны, повреждения кожи;
  • падение зрения;
  • ухудшение состояние волос;
  • снижение иммунитета, частые простудные заболевания.

Необходимо помнить, что точное определение недостатка какого-либо витамина сможет определить только врач при сдаче лабораторных анализов.

Вернуться к оглавлению

Витамин Е и его особенности

У витамина Е существует еще одно название — токоферол. Содержание в продуктах этого вещества намного меньше, чем предыдущего витамина. Токоферол содержится в молоке, яйцах (в желтках) и в печени. Самое большое количество его находится в орехах, брокколи, шпинате. Суточная необходимость в токофероле составляет 14 мг.

Основная роль токоферола в организме заключается в защите клеток от повреждений, то есть антиоксидантная активность. Помимо этого, он оказывает благоприятное воздействие на половую функцию, ускоряет регенерацию тканей совместно с приемом ретинола.

Недостаточность токоферола влечет за собой:

  • нарушение половой функции;
  • снижение иммунитета;
  • мышечную дистрофию.

Витамины оказывают обширное комплексное воздействие, и как правило, недостаток одного витамина ведет к нехватке другого. К примеру, витамин Е улучшает всасываемость ретинола, так как не дает ему окислиться в кишечнике.

Что касаемо витамина К, другое его название — кровоостанавливающий компонент, менадион. Представители этой группы имеют интересное химическое строение витаминов, чем и объясняются уникальные свойства веществ. Имеются 2 вида — это К1 (филлохинон) и К2 (менахинон). Потребность в соединении минимальная, составляет 0,4 мг. Содержится менадион во всех зеленых растениях (главное — присутствие хлорофилла), в свежих листовых овощах.

  • улучшение кроветворной функции;
  • образование форменных элементов клеток;
  • участие в образовании энергии в организме.

Нехватка менадиона грозит:

  • нарушением свертываемости крови при различных кровотечениях;
  • малышам — геморрагической болезнью.

Дополнительное применение витаминов группы К увеличивается при:

  • кровотечении;
  • заболеваниях, связанных с нарушением свертываемости крови.

Вернуться к оглавлению

Витамин Д: основные достоинства

Также данное соединение называют эргокальциферол, холекальциферол, антирахитический витамин. Содержится витамин Д в твороге, сыре, в рыбьем жире, в скумбрии, тунце. Свойства витаминов группы Д уникальны, ведь он способен не только поступать с пищей, но и вырабатываться под действием солнечных лучей в нашем организме. Суточная доза составляет 15 мкг.

Влияние на организм эргокальциферола:

  • обмен фосфора, кальция;
  • потребность витамина для роста костей;
  • укрепление иммунитета;
  • используется в комплексной терапии трудноизлечимых болезней (псориаз, некоторые виды туберкулеза, эпилепсия).

Основой признак недостатка холекальциферола — это ломкость и хрупкость костей.

Характеристика витаминов данной группы в очередной раз подсказывает, что необходимо заботиться о своем здоровье, больше гулять, находиться чаще на солнце и свежем воздухе.

Совокупность витаминов, растворимых в воде, представлена группами B, Н, С, Р.

Изучены определенные виды группы В: В1,В2, В3, В5, В6, В9 и В12.

Общим свойством представителей является то, что они укрепляют нервную и иммунную системы организма, а также улучшают обмен веществ, в частности межклеточный.

Вернуться к оглавлению

Какие еще витамины полезны?

Важные витамины группы B:

Витамин В1 (тиамин).

Его основные функции: стимулирующее воздействие на головной мозг, повышение сопротивляемости организма, улучшение метаболизма, всех клеток организма.

Потребность в сутки составляет 2,5 мг. В организме не накапливается, поэтому его прием необходимо контролировать ежедневно. К дефициту данного вещества склонно все население земного шара. Источниками являются: гречка, свинина с «жирком», орехи, чечевица.

Недостаток проявляется нервозностью, нарушением сна, аппетита, головными болями.

Витамин В2 (рибофлавин).

Основные функции: повышение остроты зрения, нормализация работы всего организма, участие в обмене веществ. Суточная доза составляет 2,5 мг. Возможен синтез небольшого количества рибофлавина в кишечнике. К недостатку витамина В2 чаще всего склонны женщины молодого возраста.

Содержится в: молочных продуктах, кедровых орехах. Дефицит выявляется: боязнь света, шелушение кожи, слезоточивость.

Витамин В3 и В5 (кислота пантотеновая).

Свойства: улучшает работу нервной и эндокринной систем, оказывает благотворное действие на обмен веществ, устраняет стресс, утомление. В сутки необходимо принимать 20 мг. Содержится в основном в печени, цветной капусте, молоке,

Недостаток проявляется: вялость, снижение аппетита, потеря сна, бледность кожных покровов.

Витамин В6 (пиридоксин).

Влияние на организм: участие в образовании ферментов, в обмене белков и аминокислот, поддержание центральной нервной системы, устранение судорог мышц.

Суточная доза составляет 2 мг. Большое содержание пиридоксина находится в креветках, кедровых орехах, курином мясе, твороге, сыре.

Нехватка пиридоксина характеризуется симптомами: потеря сна, тошнота, анемия, сухость кожных покровов, раздражительность.

Витамин В9 (фолиевая кислота).

Основные свойства: участвует в делении клеток, образовании форменных элементов крови, ускоряет обмен веществ, улучшает развитие нервной системы у плода. Потребность в сутки 1000 мкг. Источником являются: арахис, печень, шпинат, фасоль, грецкий орех.

Недостаточное потребление можно определить: кровоточивость десен, малокровие, поражение органов желудочно-кишечного тракта.

Витамин В12 (цианокобаламин).

Значение: поддержание нормального кроветворения, укрепляет иммунитет, регулирует липидный и углеводный обмен, защищает от ожирения, удаляя жир из печени.

Суточная доза мала, всего 3 мкг. Содержится цианокобаламин в осьминоге, печени, скумбрии, свинине, говядине, сыре. Дефицит проявляется слабостью, утомляемостью, истерическими состояниями, головокружением.

Уникальность данного витамина заключается в том, что он способен накапливаться в организме: легких, почках, печени.

Внимание: витамин Н (биотин).

Участвует в обмене веществ, а также принимает участие в синтезировании глюкозы, благотворно воздействует на половую функцию. Потребность в нем составляет 0,2 мг. Больше всего биотин содержится в печени, яйцах куриных, овсянке, горохе.

Недостаток: выпадение волос, подавленность, нервозность, бледность кожных покровов.

Доброго времени суток, уважаемые посетители проекта «Добро ЕСТЬ! », раздела « »!

В сегодняшней статье речь пойдет о витаминах .

На проекте ранее уже была информация о некоторых витаминах, эта же статья посвящена общему пониманию этих, так сказать соединений, без которых жизнь человека имела бы множество трудностей.

Витамины (от лат. vita - «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, необходимых для нормальной жизнедеятельности организмов.

Наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях называется – Витаминология .

Классификация витаминов

Исходя из растворимости, витамины делят на:

Жирорастворимые витамины

Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень.

Водорастворимые витамины

Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются и при избытке выводятся с водой. Это объясняет большую распространённость гиповитаминозов водорастворимых витаминов и гипервитаминозов жирорастворимых витаминов.

Витаминоподобные соединения

Наряду с витаминами, известна группа витаминоподобных соединений (веществ), которые обладают теми или иными свойствами витаминов, однако, всех основных признаков витаминов не имеют.

К витаминоподобным соединениям относят:

Жирорастворимые:

  • Кофермент Q (убихинон, коэнзим Q).

Водорастворимые:

Основной функцией витаминов в жизни человека является регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечение нормального течения практически всех биохимических и физиологических процессов в организме.

Витамины участвуют в кроветворении, обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, участвуют в образовании ферментов, гормонов, повышают устойчивость организма к действию токсинов, радионуклидов и других вредных факторов.

Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей.

Функции витаминов

Гиповитаминоз (недостаточность витаминов)

Гиповитаминоз — заболевание, возникающее при неполном удовлетворении потребностей организма в витаминах.

Подробнее об антивитаминах будет написано в следующих статьях.

История витаминов

Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком . В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.

В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса - неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило появлением крайне обидной клички для матросов - лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком.

В 1880 году русский биолог Николай Лунин из Тартуского университета скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B.

В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей - излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров, углеводов и т. д., пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory food factors». Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом, работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от латинского vita - «жизнь» и английского amine - «амин», азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни - цинга, рахит - тоже могут вызываться недостатком определенных веществ.

В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый не содержал аминового компонента. Так «витамайны» стали «витаминами».

В 1923 году доктором Гленом Кингом была установлена химическая структура витамина С, а в 1928 году доктор и биохимик Альберт Сент-Дьёрди впервые выделил витамин С, назвав его гексуроновой кислотой. Уже в 1933 швейцарские исследователи синтезировали идентичную витамину С столь хорошо известную аскорбиновую кислоту.

В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ - не получили. Лунин стал педиатром, и его роль в открытии витаминов была надолго забыта. В 1934 году в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунин (ленинградец) не был приглашён.

В 1910-х, 1920-х и 1930-х годах были открыты и другие витамины. В 1940-х годах была расшифрована химическая структура витаминов.

В 1970 году Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин С, обычная простуда и », в которой дал документальные свидетельства об эффективности витамина С. С тех пор «аскорбинка» остается самым известным, популярным и незаменимым витамином для нашей повседневной жизни. Исследовано и описано свыше 300 биологических функций этого витамина. Главное, что, в отличие от животных, человек не может сам вырабатывать витамин С и поэтому его запас необходимо пополнять ежедневно.

Заключение

Хочу обратить Ваше внимание, дорогие читатели, что к витаминам следует относится очень внимательно. Неправильное питание, недостаток, передозировка, неправильные дозы приема витаминов могут серьезно навредить здоровью, поэтому, для окончательных ответов на тему о витаминах, лучше проконсультироваться с врачом – витаминологом, иммунологом .

Это органические соединения, которые преимущественно поступают в организм с пищей. Исключения составляют: витамины D (он вырабатывается в коже под воздействием ультрафиолета), К и В3 (они образуются в кишечнике). Каждый из витаминов (а их всего 13) выполняет определенную роль. Разные соединения есть в разных продуктах, поэтому чтобы обеспечить организм ими, необходимо максимально разнообразить свой рацион. Вредным является как дефицит, так и избыток витаминов.

В этом списке отсутствуют витамины:

Эти вещества существуют, и когда-то они также считались витаминами В комплекса. Позже было выяснено, что данные органические соединения либо вырабатываются самим организмом, либо не являются жизненно необходимыми (именно данные качества определяют витамины). Таким образом, их стали называть псевдовитаминами , или витаминоподобными веществами . В комплекс витаминов группы В они не входят.

Витамин С

Вещество, необходимое для синтеза коллагена, важная составляющая соединительных тканей, клеток крови, сухожилий, связок, хрящей, десен, кожи, зубов и костей. Важный компонент в метаболизме холестерина. Высокоэффективный антиоксидант, залог хорошего настроения, здорового иммунитета, сил и энергии. Это водорастворимый витамин, который в природном виде встречается во многих продуктах, может синтетически добавляться в них или употребляться в виде пищевой добавки. Люди, в отличие от многих животных, не способны самостоятельно вырабатывать витамин С, поэтому он является необходимым компонентом в рационе.

Витамин D

Это «солнечный витамин». Помогает поддерживать здоровье костей, сохраняет их крепкими и сильными. Отвечает за здоровые десна, зубы, мышцы. Необходим для поддержания работы сердечно-сосудистой системы, помогает предотвратить деменцию и улучшить работу мозга.

Витамин Е

Это мощный антиоксидант, который препятствует распространению активных форм кислорода и способствует улучшению общего состояния здоровья. Кроме этого, он приостанавливает функционирование свободных радикалов, а в качестве регулятора ферментативной активности играет роль в правильном развитии мышц. Влияет на экспрессию генов, поддерживает здоровье глаз и нервной системы. Одна из основных функций витамина Е – поддержание здоровья сердца, сохраняя баланс уровня холестерина. Улучшает кровообращение кожи головы, ускоряет процесс заживления ран, а также защищает кожу от пересыхания. Витамин Е защищает наш организм от воздействия вредных внешних факторов и сохраняет нашу молодость.

Витамин F

Термином витамин F называют незаменимые жирные кислоты, а именно линолевую и альфа-линолевую . Они поступают в организм из продуктов питания в виде насыщенных и ненасыщенных (моно- и поли-) жирных кислот и играют важную роль в снижении уровня холестерина, регуляции артериального давления, а также снижении риска инсультов и сердечных приступов. Вдобавок, витамин Ф необходим для развития мозга у плода в утробе, новорожденного и ребенка, и для поддержания его функции у взрослых.

Витамин Н

Витамин Н признан одним из самых активных витаминов-катализаторов. Иногда его называют микровитамином, т.к. для нормальной работы организма он необходим в очень малых количествах.
Витамин Н участвует в обмене углеводов, белков, жиров. С его помощью организм получает энергию из этих веществ. Он принимает участие в синтезе глюкозы. Биотин необходим для нормальной работы желудка и кишечника, влияет на иммунитет и функции нервной системы, способствует здоровью волос и ногтей.

Витамин Н1

Парааминобензойная кислота необходима организму мужчины, особенно когда возникает так называемая болезнь Пейрони, которой чаще всего страдают мужчины средних лет. При этой болезни ткань пениса у мужчины становится ненормально фиброидной. В результате этой болезни во время эрекции пенис сильно изгибается, что причиняет больному большую боль. При лечении этой болезни используются препараты данного витамина. Вообще же в питательном рационе человека должны присутствовать продукты, содержащие этот витамин.
Парааминобензойная кислота назначается при таких заболеваниях, как задержка развития, повышенная физическая и умственная утомляемость; анемия фолиеводефицитная; болезнь Пейрони, артрит, посттравматическая контрактура и контрактура Дюпьютрена; светочувствительность кожи, витилиго, склеродерма, ожоги ультрафиолетовыми лучами, алопеция.

Витамин К

Витамин К объединяет группу жирорастворимых веществ - производных нафтохинона с гидрофобной боковой цепью. Два основных представителя группы - это витамин K1 (филлохинон) и K2 (менахинон, вырабатывается здоровой микрофлорой кишечника). Основная функция витамина K в организме - обеспечение нормального свертывания крови, формирование костной ткани (остеокальцин), поддержание функции кровеносных сосудов, обеспечение нормальной работы почек.
Витамин К влияет на формирование сгустков крови и повышает устойчивость стенок сосудов, участвует в энергетических процессах, образовании основных источников энергии в организме - аденозинтрифосфорной кислоты и креатинфосфата, нормализует двигательную функцию желудочно-кишечного тракта и деятельность мышц, укрепляет кости.

Витамин L-Карнитин

L-Карнитин улучшает обмен жиров и способствует выделению энергии при их переработке в организме, повышает выносливость и сокращает период восстановления при физических нагрузках, улучшает деятельность сердца, снижает содержание подкожного жира и холестерина в крови, ускоряет рост мышечной ткани, стимулирует иммунитет.
L-Карнитин повышает окисление жиров в организме. При достаточном содержании L-карнитина жирные кислоты дают не токсичные свободные радикалы, а энергию, запасаемую в виде АТФ, что существенно улучшает энергетику сердечной мышцы, которая на 70% питается жирными кислотами.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»

ВИТАМИНЫ.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(научно-исследовательская работа)

Выполнил:

Филиппова Кира

ученица 2 класса А

МБОУ «Гимназия № 22»

(Алтайский край, г.Барнаул)

Руководитель:

Зайцева И.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22»

Барнаул - 2016

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Витамины, их значение для здоровья школьников (обзор литературы)………………………………………………………………….

7

Глава 2. Оценка знаний школьников о витаминах ……….………………

10

Глава 3. Оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах (киви, апельсине, болгарском перце)……………………………………………..

12

Выводы….………………………………………………………………..

Список литературы……….…………………………………………………

19

Приложение 1………………………………………………………………..

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Однажды случилось так, что я простудилась и заболела. У меня появился насморк, кашель, поднялась температура. Это случилось прошлой осенью, когда я только пошла в первый класс. Такое со мной уже случалось и раньше в детском саду. А так как я совсем не люблю болеть, и мне не хочется пропускать занятия в школе, то я задала вопрос маме о том, как же я могу укрепить свое здоровье. Мама сказала, что для этого нужно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и кушать полезные продукты, которые содержат витамины. Все, о чем она мне сказала, было понятно, кроме одного, что такое витамины? И я спросила об этом маму, она работает в медицинском университете и учит студентов - будущих врачей. Вот, что он мне рассказала.

Витамины - это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается во всех витаминах без исключения для роста, работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной работы всей нервной системы. При этом, с ростом и взрослением общее количество витаминов, в котором нуждается детский организм, растёт. Правильное развитие ребёнка возможно только при достаточном поступлении в организм витаминов с пищей. В тоже время известно, что неправильное питание влияет на количество поступающих витаминов, что влечет за собой нарушения здоровья . Частичный недостаток витамина в организме называется гиповитаминозом, полное отсутствие какого-либо витамина - авитаминозом.

Организм может испытывать недостаток только одного витамина, но чаще встречается недостаток нескольких витаминов. Есть некоторые общие характерные моменты:

    быстрая утомляемость, сонливость

    раздражительность,

    слабость, головокружения

    плохой аппетит,

    уязвимость к болезням,

    кровоточивость десен и др.

Я подумала, что ученики младших классов, как и я, недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся. Мне пришла идея попросить маму помочь разобраться в этом вопросе, чтобы рассказать об этом одноклассникам. Мама и я решили, что о ценка содержания витамина «С» в различных овощах и фруктах, позволит наглядно показать наличие в продуктах питания витаминов, а изучение литературы о витаминах позволит, в доступной для одноклассников форме, рассказать об их пользе, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования : Научное обоснование роли и значения витаминов в питании школьников.

Гипотеза: Ученики младших классов недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся.

Задачи исследования:

    Изучить данные литературы о значении и пользе витаминов для здоровья школьников.

    Оценить знания учеников 2 классов о витаминах.

    Оценить содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

    На основании полученных результатов объяснить школьникам, как витамины влияют на организм человека, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья .

Материалы и методы исследования:

Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая часть исследования), ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» (лабораторная часть исследования). Исследование проходило в период сентябрь-ноябрь 2015 года.

Объекты исследования: ученики 2 класса, овощи и фрукты.

Предмет исследования: значение витаминов в питании школьников, содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

Использовались следующие методы исследования : гигиенические, лабораторные, анкетирование.

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам значения витаминов для здоровья школьников.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 2 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилась оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах. Метод определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах основан на окислительно-восстановительной реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса. Раствор краски реактива Тильманса в нейтральной и щелочной средах имеет синюю окраску, в кислой среде розовую. После окисления всего количества аскорбиновой кислоты избыток краски, попадая в кислую среду, окрашивается в розовый цвет.

На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, как витамины влияют на организм детей, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья . А так же подготовлена презентация «Витамины, их значение для здоровья школьников».

Практическая значимость:

Полученные данные оформлены в виде презентации «Витамины, их значение для здоровья школьников» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 2 классов о пользе витаминов.

Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 20 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. ВИТАМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы.

Важно знать, что дети нуждаются во всех витаминах без исключения. В организме у детей витамины расходуются значительно быстрее и требуют регулярного пополнения из-за высоких затрат энергии и различных веществ.

Самой же главной особенностью при разработке детского рациона является то, что потребность в разных витаминах у ребёнка меняется с возрастом. В два года соотношение этих витаминов в рационе должно быть одним, в пять лет - несколько иным, а к десяти оно и вовсе поменяется.

Витамины в детском организме выполняют самые разнообразные функции. Например:

    Витамин А – «ВИТАМИН РОСТА», крайне необходимый, во-первых, для нормального зрения, во-вторых - для формирования скелета, в-третьих - для нормального роста детей, развития их лёгких и пищеварительного тракта.

    Витамин В1, который также поддерживает зрение, но в первую очередь обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность. Именно благодаря витамину В1 ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.

    Витамин В2, также участвующий в обмене веществ и поддерживающий рост и хорошее состояние волос, ногтей и кожи.

    Витамин В6, отвечающий за развитие иммунитета ребёнка и нормальное формирование красных кровяных телец. В достаточных количествах витамина В6 нуждается нервная система детей.

    Витамин В12, важный активатор работы нервной системы и компонент, участвующий в кроветворении.

    Витамин С, являющийся главным защитником ребёнка от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий тормозить различные аллергические реакции.

    Витамин D, необходимый для развития скелета детей и регуляции количеств магния и кальция в их организме.

    Витамин Е, который обеспечивает нормальную работу нервной, мышечной и кровеносной систем и повышает защитные силы организма.

    Витамин К, обеспечивающий гармоничную работу кровеносной системы.

    Витамин РР, участвующий в процессах обмена веществ и усвоения всех необходимых компонентов пищи: жиров, белков, углеводов, минералов и других витаминов.

Так как основным источником витаминов для человека служит пища*, то недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение усвоения витаминов на уровне желудочно-кишечного тракта является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей и приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Следовательно, важно знать продукты, в которых содержатся витамины (табл.1):

*не только пища может быть источником витаминов, например, витамин Д так же вырабатывается в коже под действием солнечных лучей

Таблица 1.

Витами -

ны

Продукты-лидеры по содержанию витаминов

Витамин А

Морковь, боярышник, шиповник, цитрусовые фрукты. Среди животных продуктов питания: сыр, сливочное масло, печень, яйца и рыбий жир.

Витамин Д

Жирные сорта рыбы, печень трески, рыбий жир, яйца, икра рыбы.

Витамин Е

Печень, яйца, растительные масла. А также в брюссельской капусте, брокколи, шиповнике, облепихе, рябине, черешне, семенах яблок, подсолнечника. В миндале, арахисе, зеленых овощных листьях, в бобовых и злаковых культурах.

Витамин К

Яичный желток, печень, рыбий жир, зеленые листовые овощи, зеленый горошек, помидоры и тыква, соевое масло.

Витамин В1

В животных продуктах питания: печени и сердце, яичном желтке, молоке. Есть в составе сухих дрожжей, хлеба, круп, гороха, отрубей, арахиса, грецких орехов.

Витамин В2

Печень, сыр, яйца, проростки пшеницы, капуста брокколи, пшеничные отруби, соевые бобы и шпинат.

Витамин В6

В печени, яйцах, рыбе и молочной продукции. Из растительных продуктов: в дыне, зеленом перце, капусте и моркови.

Витамин В12

В растениях встречается только в водорослях и дрожжах. В животных продуктах питания витамин В12 есть в сердце, почках и печени, сыре, в мясе птицы, в крабах, сардинах и лососевых рыбах.

Витамин С

Только свежие фрукты и овощи, ягоды. Лидеры: красный перец, черная смородина, шиповник, зелень и облепиха.

Витамин РР

Печень, мясо белых сортов, яйца и рыба. Хлеб из муки грубого помола, пивные дрожжи, постное мясо, сыр, кунжут, семечки подсолнуха, финики, фасоль и чернослив, картофель.

Витамин Р

В основном содержится в плодах цитрусовых растений. В некотором количестве витамин можно встретить в гречихе, ежевике, черной смородине, абрикосах, черешне, салате, петрушке, черноплодной рябине и в шиповнике.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ВИТАМИНАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 2 классов о том, что такое витамины, где они содержатся и какую пользу приносят здоровью. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 57 учеников. В результате установлено: 60% учеников считают, что знают, что такое витамины, 35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего (рис.1). 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах (рис.2).

Рисунок – 1. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о витаминах, %.

Рисунок – 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся 2 классов, %.

При этом, 96% второклассников знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты и только 4% думают, что это торты и пирожные (рис.3). В целом же, второклассники знают о пользе витаминов. Так 77% указали, что витамины защищают от болезней, 67% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 70% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. И только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы (рис.4).



Рисунок – 3. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о продуктах – источниках витаминов, %.

Рисунок – 4. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о пользе витаминов, %.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА «С» В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (киви, апельсине, болгарском перце)

От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.

Методом определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах, основанном на реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса, проведена оценка содержания витамина С в фруктах киви, апельсине и овоще болгарском (сладком) перце (рис. 1-7.).

Рисунок – 1.

Рисунок – 2. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 3. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 4. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 5. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 6. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

Рисунок – 7. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г (рис.8).

Рисунок – 8. Содержание витамина С в овощах и фруктах, мг на 100 граммов.

Такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец.

Болгарский, или сладкий, перец - это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. Именно такой вид наиболее популярен, он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей!

Витамины в сладком перце содержатся в огромных количествах, всего пару кусочков плода помогут полностью возместить нехватку витаминов в организме взрослого человека. Сладкий перец может быть желтым, зеленым, красным и оранжевым. Многие люди ошибочно считают, что из-за цвета они различаются и по составу. Однако, это не так. Количество витаминов в разных плодах фактически одинаковое, но иногда они немного различаются по вкусу.

ВЫВОДЫ

1. Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать то, что говорит учитель и лучше учиться, а так же активно заниматься спортом.

2. В исследовании установлено, что 40% второклассников мало или ничего знают о витаминах (35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего). Только 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах. 4% второклассников думают, что основными источниками витаминов являются торты и пирожные. В целом же, второклассники знают о пользе витаминов, только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы.

3. В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г. Таким образом, такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец. Он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей.

Врачам-педиатрам, учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, информировать об этом родителей.

Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких , М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». – 2012. – 43 с.

2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8 (233). – С. 20-22.

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации МР 2.3.1. 2432 – 08. – М., Издательство стандартов, 2008. – 26 с.

5. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание – здоровая нация». – Москва, 2011. – С. 59-61.

6. Румянцев, Г.И. Гигиена: учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 608 с.

Приложение 1.

Фамилия:

Имя:

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое витамины?

Да

Нет

Знаю, но мало

2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты?

1-2 раза

3-5 раз

Каждый день

3. В каких продуктах содержится больше витаминов?

Торты и пирожные

Фрукты и овощи

Колбаса, сосиски

Мороженое

4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей?

Не имеют значения

Помогают расти и заниматься спортом

Помогают лучше учиться и запоминать

Защищают от болезней

Спасибо!

Витамины! Мы почти ежедневно слышим это слово! Знаем, какие существуют витамины, что их надо обязательно употреблять в пищу, что при недостаточном потреблении этих веществ могут возникнуть болезни, которые связаны с дефицитом витаминов: авитаминоз и гиповитаминоз, что они архи важны для правильного роста и развития организма! Что они НЕОБХОДИМЫ!

Витамины – это наши хранители от болезней, от воздействия внешней среды, они помогают нам жить!

Прошли времена, когда витамины были для человека чем-то таинственным! Много ученых трудилось над раскрытием роли и механизма действия витаминов, над определением их химической формулы, над их синтезом.

История открытия витаминов

Вторая половина 16 века. К берегам Северной Америки подошел парусник, на его борту которого находились 110 участников экспедиции известного мореплавателя из Франции Жака Картье. Задачей экспедиции был поиск прохода в Тихий океан и в Азию, где их ждали «несметные сокровища: золото, рубины и другие драгоценности». Путешествие было продолжительным – 14 месяцев. По открытой экспедицией реке, которой было дано название Святого Лаврентия, команда проникла почти на сотни км в глубь континента. К тому времени уже поздно было возвращаться на Родину – приближалась зима, реки замерзали, и команде пришлось остаться на зимовку, которая оказалась долгой и суровой. В середине февраля среди моряков началась цинга, с каждым днем болезнь усиливалась. Команда потеряла 25 человек, да и остальные моряки представляли собой печальное зрелище. Они молились о спасении и надеялись на чудо. И чудо пришло в облике индейцев. Узнав от капитана Жака Картье о бедственном положении моряков, они дали путешественникам отвар из листьев, почек и коры местного дерева с названием аннедда, и погибающие моряки начали быстро выздоравливать. Это средство спасло команду экспедиции от катастрофы.

Рис.1 Портрет Жака Картье

Так французы, очевидно, впервые познакомились с действием аскорбиновой кислоты, одного из важнейших витаминов.

Но прежде, чем люди открыли витамины, смерть под названием ЦИНГА оборвала безвременно множество жизней, человечество претерпело столько страданий!

В середине 17 века эта болезнь стала принимать повальный характер и получила название «лагерная болезнь». Во время войн, когда войска осаждали города и крепости, осада, как правило, длилась очень долго, и среди осажденных, и среди осаждающих часто вспыхивала эпидемия, которая уносила жизни тысяч воинов с обеих сторон.

В 15-16 веках, когда необычайно бурно стало развиваться мореплавание, цинга стала завсегдатаем на морских судах, которые отправлялись в длительное плаванье. Бывало, что кораблям не удавалось вернуться к родным берегам из плаванья из-за гибели от цинги всего экипажа! По данным историков за время участия морского флота в географических открытиях от этой страшной болезни умерло свыше миллиона моряков. И это больше, чем погибло людей во всех морских сражениях. Русский капитан Беринг в 1741 году так же погиб от цинги.

А исследователи Арктики! Во время своих походов они боролись не только с холодом, льдом, но и с цингой. Например, предполагается, что жизнь полярного исследователя, гидрографа Седова Г.Я. также была оборвана цингой, когда во время одно из своих походов он отправился на собачьих упряжках покорять Северный полюс.

С этой болезнью надо было как-то бороться, надо было искать причины этого заболевания! Постепенно набирался какой-то опыт! «Личное дело» цинги росло, можно было уже делать некоторые обобщения и выводы.

В 1753 году вышла в свет книга английского ученого Линда Джеймса, в которой он описал способ лечения и, самое главное, предупреждения этого заболевания. Он показал, что регулярное употребление в пищу фруктов и овощей помогут избежать возникновения цинги. Особенно он рекомендовал употребление лимонного сока. И хотя Линд не был первым, кто предложил использовать лимоны и апельсины для лечения цинги, но он был первым, кто провел клинические испытания, сравнил несколько методов. Он разделил 12 матросов, больных цингой, на несколько групп. Все они получали в пищу одни и те же продукты, и ежедневно, в зависимости от группы, им дополнительно давали: морскую воду, сидр, мускатный орех, чеснок, уксус, разбавленную серную кислоту, молодой хрен, апельсины и лимоны. Положительный эффект наблюдался только в той группе, где моряки получали апельсины и лимоны: через неделю они были уже здоровы! Кстати, до проведения этих исследований Линд полагал, что причиной цинги служит гниение тела, и что предотвратить его можно, употребляя кислоты. Но его исследования показали, что причиной излечения является не кислота.

Рис.2 Портрет Джеймса Линда

Внедрение предложения Линда по использованию лимонов в ежедневном рационе моряков в долгосрочных морских походах позволило прекратить цингу на флоте. Русский адмирал Крузенштерн, когда отправлялся в кругосветные плавания, приказывал интендантам следить за пополнение продовольственных запасов фруктами и лимонами, и случаев цинги на его кораблях не было ни разу!

Рис.3

Тогда, когда население Европы мучилось от цинги, в странах Азии была своя напасть – заболевание под названием «бери-бери». В Китае это заболевание было уже известно около 14 веков тому назад, а в Японии – около десяти веков. И даже в 20 веке ежегодно от этой болезни умирало до пятидесяти тысяч человек. Например, это заболевание занимало на Филиппинах второе место, уступая только туберкулезу, а последняя вспышка заболевания «бери-бери» там наблюдалась в недалеком прошлом – в 1953 году. Заболевание «бери-бери» долго считалось инфекционным. Голландский ученый Эйкман, проводя эксперименты на курах, установил, что у птиц, которых кормили белым, очищенным от оболочки рисом (мы называем его полированным или шлифованным) появлялись симптомы болезни бери-бери, при замене полированного риса на красный, неочищенный рис, симптомы заболевания пропадали. Тогда ученый предположил, что в белом рисе есть какой-то яд, и в шелухе красного риса – противоядие. Вот только ни яда, ни противоядия в рисе не было найдено!

Так что же это за вещество, которое содержится в оболочке риса и предохраняет от заболевания бери-бери? Исследования продолжались!

Большой вклад в дело открытия витаминов внес Николай Иванович Лунин - русский ученый, врач, который на мышах изучал, какое значение имеют минеральные вещества в питании. Одну группы мышей кормили пищей, состоящей из чистых белков, углеводов, жиров. В их же рацион он вводил и необходимые минеральные соли. Но мыши этой группы умирали. Вторую же группу мышей он кормил коровьим молоком, и мыши чувствовали себя прекрасно. «Значит, - ученый сделал вывод, - в искусственных смесях, которыми кормили мышей, отсутствуют какие-то вещества, которые в очень малом количестве содержатся в продуктах естественного происхождения, таких как молоко».

Рис.4

В 1911 году Казимиру Функу удалось выделить из оболочек зерен риса кристаллы какого - то вещества, добавление которого в малых дозах в пищу больных «бери-бери» подопытных голубей привело к полному излечению птиц. Работы с полученным веществом продолжалась на притяжении года. Функ, проведя химический анализ этого вещества, обнаружил в нем наличие азота (аминной группы). Ученый назвал это вещество ВИТАМИНОМ! Так в 1912 году был сделан первый шаг на пути глобального изучения витаминов. Позднее выяснилось, что и другие органические соединения, не относящиеся к аминам, обладают такими же физиологическими свойствами. Эти вещества получили название витаминов.

Состояние, при котором в организме не хватает витаминов, стали называть авитаминозом. Изучение причин таких заболеваний, связанных с авитаминозом, как рахит, пелларга, «куриная слепота», привела к открытию витаминов D, PP, А.

Роль и место витаминов в обмене веществ.

Витамины – это пищевые вещества, которые в человеческом организме не образуются, но они безусловно необходимы для его роста и развития, для обмена веществ, для осуществления всех физиологических процессов: для гормональной и иммунной систем, для работы мозга, для работы сердца и всех кровеносных сосудов, для работы мышц.

Почему же витамины так важны? Каков механизм их действия?

В основе процессов всех сфер жизнедеятельности, будь то работа живой клетки, или постоянно протекающие обменные процессы, или физические движения, совершаемые человеком, или даже человеческая мысль(!), лежит огромное количество сложных биохимических превращений, которые протекают в совершенно разных, и к тому же узкоспециализированных тканях и органах. Все эти превращения должны быть скоординированы: скорости реакций, которые протекают одновременно, должны быть согласованы, а продукты этих реакций должны быть сбалансированными и взаимно дополняющими друг дружку в стройной системе обменных процессов.

Кто (или что) выполняет эту труднейшую задачу? На кого природа возложила эту миссию? Всю работу по согласованию биохимических превращений природа поручила ферментам. Ферменты представляют собой сложные белки. Это биокатализаторы, отвечающие за скорость течения химических реакций, активизирующие процессы расщепления и образования новых веществ. Ферменты приводят в действие эти химические реакции, замедляют или ускоряют их, доводят их до финального результата – получения требуемого продукта. При этом они не мешают друг другу, каждый из них работает на своем поле деятельности, несет ответственность за свой «объект»: за то вещество, которое подвергается превращению, за свою реакцию, которая им управляется. Деятельность ферментов создает условия для роста и обновления тканей, для мышечной активности и секреции биологических жидкостей, а так же для генерации и проведения нервных импульсов.

Ферменты разделяются на две группы, одни - состоят только из белков, а другие – из двух частей: белковой (апофермент) и небелковой (конфермент). И именно конфермент образует основной исполнительный орган фермента, является его каталитическим центром, ответственным за осуществляемые ферментом химические превращения.

И причем же здесь витамины? Зелинский Н.Д., великий русский ученый, в 1921 году предположил, а позже это было доказано, что витамины представляют из себя строительные материалы для ферментов, что из них организм «изготавливает» конферменты. Поэтому без витаминов работа ферментов невозможна. Если организму не хватает витаминов (а сам он не способен их синтезировать), то ему не из чего «изготавливать» конферменты, которые необходимы вместо «износившихся»! Вот тогда и возникают нарушения обмена веществ, что в конечном итоге может привести к плачевным результатам, даже к гибели человека (вспомним цингу, бери-бери, рахит и т. д.)!

Названия витаминов

На сегодняшний день в списке витаминов 13 наименований. Это витамины А, группы В (В1, В2, В6, В12, РР), С, D, Е, К, а также кислоты фолиевая и пантотеновая.

Сложилось так, что изначально, когда была неизвестна химическая структура витаминов, они назывались буквами латинского алфавита и именно в том порядке, в котором были открыты. Витамин же К получил свое название от первой буквы слова Koagulations vitamin, что в переводе означает витамины коагуляции (но есть версия, что он назван так по первой букве фамилии ученого, который первый открыл этот витамин – Куика). Витамин РР обозначает «предупреждающий пеллагру». С открытием химической формулы витаминов многие из них называют по наименованию химического вещества.

Если мы посмотрим список известных витаминов, то заметим, что есть целая группа витаминов В. В начале 20 века был открыт витамин, предотвращающий такие болезни, как пелларга, бери-бери. Его назвали витамином В. Но впоследствии выяснилось, что он состоит как минимум из двух. Так появились витамин В1, который боролся с болезнью «бери-бери», и В3, предотвращающий появление пеллагры (к этому времени уже существовал В2). С течением времени было установлено строение всех известных витаминов. Стало ясно, что многие вещества, которые считали витаминами, ими не являются, некоторые из них совпадали с формулой известных аминокислот (В11), некоторые витамины были одновременно открыты разными учеными и в связи с этим имели два и три названия (В7 и Н, В9 , Вс и М (фолиевая кислота)).

Ниже расположена Таблица 1, в которой приведены официальные названия витаминов, их химические названия, буквенные названия, которые встречаются в описаниях наряду с официальными.

Таблица 1. Названия витаминов
Официальные названия витаминов Химические названия витаминов Названия витаминов, которые можно встретить в описаниях
А ретинол
В1 тиамин
В2 рибофлавин
РР витамин В3, никотинамид, ниацин
В6 пиридоксин, пиридоксаль, пиридоксамин
В12 кобаламин, цианокобаламин
С аскорбиновая кислота
D кальциферол
E токоферол
K нафтохинон
Фолиевая кислота фолиацин Витамин В9 витамин Вс, витамин М
Пантотеновая кислота Витамин В5
Витамин Н биотин Витамин В7

Классификация витаминов

Поскольку все витамины относятся к различным классам химических соединений классифицировать их по химической природе не представляется возможным. Но их можно разделить по другим признакам, например, самая «старая» классификация по растворимости: есть витамины, которые растворяются только в жирах – это витамины А, Д, Е, К, а есть растворимые только в воде – это витамины группы В (В1, В2, В5, В6, РР, В9, В12), витамины С и Н.

Стоит заметить, что витамины первой группы (жирорастворимые) имеют способность накапливаться в тканях организма, а витамины, растворимые в воде, ею практически не обладают. Это приводит к тому, что их недостаток очень быстро приводит к дефициту, и организм должен регулярно их получать.

Существует научная классификация витаминов на три группы с точки зрения их механизма действия в организме (таблица 2).

Про первую группу витаминов - конферментов мы говорили выше, когда рассматривали роль и место витаминов в обмене веществ.

Витамины-антиоксиданты защищают клетки и ткани организма от разрушительного действия кислорода, а точнее, свободных радикалов.

Чем же страшны эти самые свободные радикалы? Это молекулы, по той или иной причине лишившиеся одного или даже нескольких электронов, или неправильно сформировавшиеся под действием каких-либо причин, превратились в нестабильную систему. А, как известно, в природе все стремиться к устойчивости, стабильности. Вот и свободные радикалы отнимают электроны у других молекул, восстанавливая при этом свою стабильность, но превращая в свободные радикалы другие молекулы, которые тоже хотят восстановиться. Процесс получает характер цепной реакции, в которую могут быть втянуты практически все органические молекулы. Эти неблагоприятные внутриклеточные изменения (особенно, если в этот процесс вовлечены молекулы ДНК) могут привести к нарушениям всех биохимических процессов, вызвать разрушение тканей, органов, клеток. Витамины-антиоксиданты призваны защищать организм от вредного влияния свободных радикалов. Например, жирорастворимый витамин Е перехватывает свободные радикалы внутри мембраны, которая состоит из молекул липидов, а в водном пространстве с этой задачей справляется витамин С.

К третьей группе относятся витамины, из которых в организме рождаются очень важные гормоны. Например, D – витамин. После попадания в организм он подвергается различным превращениям с образованием кальцитриола, который представляет собой гормон, оказывающий регулирующее действие на усвоение организмом кальция. Витамин А в виде образующейся из него ретиноевой кислоты оказывает воздействие на процессы роста, развитие таких тканей как кожа, слизистые оболочки желудка, легких, кишечника.

Также витамины можно классифицировать по их физиологическому действию на организм (таблица 3).

Таблица 3
Действие витаминов А В1 В2 В12 РР С К Фолиевая кислота
Повышение общей сопротивляемости организма
антигеморрагические
антианемические
Антиинфекционные
Регуляторы зрения

Каждый витамин в организме обладает своим «рабочим местом», круг его деятельности определен его индивидуальными особенностями. Ниже мы можем видеть подробное досье на каждый витамин.

Витамин Полезные свойства витаминов в организме

Витамин A

Является важнейшим витамином для зрения; влияет
на работу иммунной системы, защищает организм от различных инфекций, сокращает
продолжительность болезни; способствует росту и укреплению костей; способствует
здоровому состоянию кожи, волос, зубов, десен; поддерживает и восстанавливает
клетки кожи и слизистой, способствует выработке коллагена, обладает
антирадиационными и антираковыми свойствами.

В1 – «витамин бодрости духа»

Способствует улучшению работы мозга, памяти,
внимания, мышления, способности к абстракции, нормамизует настроение, повышает
способности к обучению, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца;
способствует росту; улучшает переваривание пищи, особенно углеводов,
преобразует питательные вещества, поступающие с пищей, в энергию. Замедляет
процессы старения, уменьшает негативное воздействие алкоголя и табака.

В2 витамин – «двигатель жизни»

Все обменные процессы протекают при участии этого витамина: он создает ферменты, необходимые для обмена веществ сахаридов или для транспортировки кислорода, а значит, для дыхания каждой клетки нашего организма; участвует в обмене белков, жиров и углеводов, а также повышает активность некоторых клеток иммунной системы, успешно помогает в лечении такого тяжелого состояния как сепсис, участвует в синтезе гемоглобина, необходим для регуляции роста и репродуктивных функций в организме; необходим для здоровья в целом здоровья организма, включая функцию щитовидной железы; необходим для нормального зрения, для здоровья кожи, ногтей, для роста волос.

РР (В3) -«витамин спокойствия»

Необходим для синтеза ферментов, которые извлекают энергию из сложных молекул. Когда наступает дефицит витамина РР, организм встает перед выбором: либо физически здоровое тело, либо хорошее настроение! И, естественно, выбор организма остается за физическим здоровьем! В результате мы остаемся с плохим настроением, с депрессией и раздражительностью. Является самым эффективным «регулировщиком» холестерина в крови, снижает уровень «плохого» холестерина; усиливает кровообращение и снижает повышенное кровяное давление, защищает человека от сердечно - сосудистых заболеваний, тромбозов, гипертонии и диабета. Участвует в синтезе половых гормонов. Придает коже здоровый вид, отвечает за образование пигмента в волосах (при недостатке этого элемента очень рано седеют волосы)

Пантотеновая кислота (В5)

Помогает при построении клеток, поддерживает нормальный рост и развитие центральной нервной системы; стимулирует выработку гормонов надпочечников, которые в свою очередь защищают организм от таких серьёзных заболеваний, как аллергия, колит, инфаркт миокарда и артрит; лечит аллергию, помогает расти волосам, ликвидирует множество кожных заболеваний; «запускает» регенерацию тканей, особенно кожи и слизистых оболочек, защищает слизистые оболочки от инфекций; при помощи витамина В5 организм вырабатывает антитела и иммунитет к различным болезням, особенно ОРВИ. В5 - чудо-витамин, он замедляет старение и продлевает жизнь.

В6 – «витамин – антидепрессант»

Считается кладовой ферментов, без него невозможно зарождение и сохранение Жизни; необходим для образования антител и красных кровяных клеток; следит за своевременным расходом энергии, запасенной в форме гликогена; важен для обмена веществ, улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот; способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению, влияет на формирование антител. Витамин В6 иногда называют «витамином-антидепрессантом», так как он участвует в синтезе нейромедиаторов, к которым относится и «гормон счастья» серотонин – вещество, которое отвечает за хорошее настроение, аппетит и крепкий сон.

Биотин (В7) – «витамин красоты»

Содержит вещества, которые очень важны для здоровья волос, ногтей и кожи. Регулирует уровень сахара в крови и очень важен для углеводного обмена, контролирует процессы глюконеогенеза, отвечая за участие глюкозы в обмене веществ; играет важную роль в усвоении белка и сжигании жира; необходим для нормальной деятельности нервной системы; принимает участие в синтезе полезной флоры кишечника.

Фолиевая кислота (В9)

Принимает участие в обмене веществ, в производстве ДНК, играет важную роль в синтезе иммунных клеток крови, нормализует функцию пищеварительного тракта. Для беременных женщин фолиевая кислота крайне необходима, поскольку она играет важную роль в развитии нервной трубки плода, необходима для нормального роста и развития плаценты.

В12 - «красный витамин»

Участвует в клеточном делении, присущем всем живым клеткам, без него невозможен синтез тканей нашего тела; активно участвует в обмене белков, жиров и углеводов, необходим для образования костей; участвуют в выработке моноаминов – нервных раздражителей, которые определяют состояние нашей психики, витамин В12 участвует в строительстве защитного слоя нервов. Витамин В12 во взаимодействии с другими веществами приводит в действие основной жизненный процесс – синтез рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеиновой кислот, белковых веществ, из которых состоят клеточные ядра и которые содержат всю наследственную информацию. Одной из главных задач витамина В12 является производство метионина – вещества, которое в нашей психике «дирижирует» такими чувствами, как любовь, доброта, ощущение радости

Витамин C

Мощный антиоксидант, играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, отвечает за сильный иммунитет и защищает сердце от перегрузок, участвует в синтезе коллагена и проколлагена, отвечает за эластичность и защитные функции кожного покрова, регулирует свертываемость крови, нормализует проницаемость капилляров, необходим для кроветворения, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие. Является фактором защиты организма oт последствий стресса. Усиливает репаративные процессы, увеличивает устойчивость к инфекциям, играет профилактическую роль в отношении рака толстой кишки, пищевода, мочевого пузыря и эндометрия. Витамин С улучшает способность организма усваивать кальций и железо, выводить токсичные медь, свинец и ртуть

Витамин D

Витамин D необходим для усвоения и обмена кальция и фосфора (это особо важно для костной системы), является регулятором иммунной системы, предупреждает расстройства нервной системы, снижает риск развития рассеянного склероза, играет главную роль в поддержке нормальной работоспособности мозга в пожилом возрасте, снижает тяжесть и частоту приступов астмы, уменьшает риск развития ревматоидного артрита, является одним из факторов защиты организма от повреждения низкими уровнями радиации, минимизирует риски появления онкоболезней, кожных заболеваний, позитивно влияет на работу щитовидной железы, обеспечивает нормализацию свертывания крови, предупреждает появление рахита и остеопороза.

Витамин E

Мощнейший антиоксидант. помогает при регенерации тканей, ускоряет заживление ран, сглаживает шрамы, предупреждает появление катаракты, нормализует кровяное давление, поддерживает здоровье мышечных и нервных тканей, укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает возникновение анемии, участвует в биосинтезе белков и кровяных телец, принимает участие в развитии плаценты, предотвращает развитие болезни Альцгеймера, доставляет кислород к тканям, профилактика атеросклероза, препятствует образованию тромбов, нейтрализует действие химикатов, укрепляет иммунитет. Помогает усвоению витамина А, совместно с витамином С оказывает противораковое действие.

Витамин K

Нормализует свертываемость крови, без этого витамина организм не справился бы даже с малейшей раной, заживляемость была бы практически нулевой (даже серьезные раны и повреждения быстро покрываются коркой кровяных клеток, препятствующих проникновению вирусов и бактерий в рану); предотвращает и снижает интенсивность внутренних и внешних кровотечений; нейтрализует вещества, которые разрушают наше тело и приводят к быстрому старению; помогает нейтрализовать токсины и вывести их из организма; предотвращает развитие многих заболеваний, в том числе и злокачественных опухолей; играет очень важную роль в процессе обмена веществ, происходящем в соединительной и костной тканях, способствует сохранению здоровья почек, облегчает усвоение организмом кальция и помогает улучшить его взаимодействие с витамином D, предотвращает такие болезни как остеопороз, остеохондроз. Синтез некоторых белков, крайне нужных для сердечной и легочной ткани, может происходить только с участием витамина К.

Сколько нужно человеку витаминов?

Витамины необходимы человеку в течение всей его жизни: и тогда, когда он еще находится в утробе материи, и в младенческом возрасте, когда он начинает приноравливаться к новым условиям жизни, когда ему надо учиться есть, дышать, когда надо учиться держать головку, переворачиваться, ползать, ходить, говорить, когда он начинает осваивать этот огромный мир. И в возрасте, когда он стремительно начинает расти, и когда он, наконец, вступает во взрослую жизнь! Без витаминов не может существовать и взрослый человек, и люди преклонного возраста.

Любой из нас должен постоянно принимать полный набор витаминов и в количестве, которое необходимо для обеспечения суточной потребности организма. В настоящее время официально разработаны рекомендации по нормам потребления витаминов для различных возрастов (правда, носят эти нормы исключительно условный характер, т.к. уровень физиологической потребности человека зависит от многих причин: от условий внешней среды, условий проживания, от возраста, от условий труда, от физической активности человека, от состояния его здоровья). И для разных стран эти нормы также разнятся.

Сбалансированное и рациональное питание является первоосновой в обеспечении человека всеми пищевыми веществами, в том числе и витаминами. Чтобы квалифицированно построить свой рацион, нужно знать, какие продукты содержат необходимые нам витамины и каково их содержание в этих продуктах. Но, во-первых, не во всех продуктах находится необходимое количество витаминов, во-вторых, не все продукты могут быть постоянно на нашем столе, в–третьих, некоторые продукты, являющиеся рекордсменами по содержанию витаминов, для нас экзотика или вовсе недоступны. И, наконец, не существует такого природного продукта, в котором все витамины, необходимые человеку, были в полном наборе и в нужном количестве.

Поэтому надо восполнять недостающее количество витаминов, поступающее с пищей, принимая витамины, которые производятся в виде витаминных препаратов или БАД . Считается, что эти витамины не так эффективны как натуральные, что они могут содержать вредные примеси. Это предположение неверно! Все витамины, которые выпускаются, точно такие же, как и природные по химической структуре и по своей активности. Это те же соединения, которые действуют в животной или растительной клетке, внутри живого существа. «Синтетические» витамины либо выделяются из природных источников, либо при их производстве используется природное сырье.

Витамины выпускаются в соответствии со стандартами GMP. Производятся они по отработанным технологиям, гарантирующим их чистоту, на всех стадиях производства выполняется контроль. Любите себя! И будьте здоровы!