Тест возрастные особенности. Тест по возрастной психологии

Главная > Программа

Контрольные тесты по Возрастной психологии

Тест 1:
  1. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста; в) показателей умственного развития и состояния памяти.
    В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения; б) нерасчлененность детского мышления; в) искусственность, созданость мира; г) одушевленность.
    К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект; б) возраст; в) умение и навыки; г)морфофизиологические особенности.
    Движущими силами психического развития являются:
а) интересы; б) задатки и способности; в) морфологические особенности г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
    Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн г) А.Валлон.
    Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями; б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами; в) ходом созревания органических особенностей; г)стадиями в развитии интеллекта.
    Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма; б) уровнем развития психологической структуры личности; в) умениями и навыками; г) психодинамическими свойствами.
    Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение; б) деятельность; в) способности; г) интроспекция.
    Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии; б) ведущие модальности человека; в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности; г) принципов формирования личности в деятельности.
    Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность; б) развитие новообразований возраста; в) доминантность во времени; г) развитие познавательных процессов.
    Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Мослоу; б) К. Лоуренс; в) Ж.Пиаже; г) Дж. Уотсон; 12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
  1. саморегуляцией; сензитивностью; комфортностью; эмпатией;
13. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
  1. эмоционально-непосредственное общение; орудийно-предметноая деятельность; сюжетно-ролевая игра; учебная деятельность;
14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
  1. человеческого рода; млекопитающих; приматов; животных;
15 . Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
  1. метаморфозы; оптимального развития; развитие высших психических функций; неравномерности возрастного развития;
16 . Геронтология – это наука о:
  1. старении, старости и долголетии человека; самосовершенствовании человека; взрослении человека; развитии человека;
17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
      эпигенеза; филогенеза; эмбриогенеза; гетерогенеза;
18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
  1. революционными; эволюционными; консервативными; кризисными;
19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
  1. психологией развития; акмеологией; геронтологией; возрастной психологией;
20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:
  1. экстериоризацией; экстраполяцией; интериоризацией; эгоцентризмом;
24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
  1. семантической; символической; образной; культурной;
25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
  1. мотивационно-потребностную; эмоциональную; мотивационную; потребностную;
26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
      базовыми; предметными; эмоциональными; функциональными;

Задания:

Задание 1. Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
1. Сенсомоторная 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.
2. Предоператорная 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.
3. Фомально-оперативная 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.
4. Конкретных операций. 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.
Задание 2. Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3 х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.Задание 3. Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.Задание 4. Допишите недостающие понятия: Задание 5. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?Задание 6. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Контрольные тесты по Педагогической психологии.

    Л.С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка:
    ни один из ответов не верен объективный и субъективный высший и низший уровень актуального развития и уровень ближайшего развития
    Средствами учебной деятельность являются…
    методы обучения теоретические и практические задания интеллектуальные действия, мыслительные операции, знаковые языковые средства предметы окружающей действительности
    Критериями выделения возраста Д.Б. Эльконин считает:
    социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования особенности интеллектуальных структур телесную зону сосредоточения Либидо особенности поведения человека

    Под …… педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

    перцептивные,

    дидактические,

    академические

    организаторские

    Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является …… готовность.

    ситуационная

    школьная

    мотивационная

    позиционная

    Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от:
    Умений Мотивов Действий Целей.
    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью. Л.С. Выготский проанализировал проблему соотношения:
    Обучения и воспитания Обучения и развития Развития и общения Усвоения и понимания
    Автором развивающего обучения в отечественной психологии является:
    П.Я.Гальперин В.В. Давыдов А.Н. Леонтьев Л.С. Выготский
    Автором психологической теории, выдвинувшей категорию самоактуализации человеческих потребностей, является:
    Л.С. Выготский А. Маслоу Ж. Пиаже Дж. Уотсон
    Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:
      попустительским, авторитарным, демократическим, игнорирующим

    …. считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

1) Амонашвилли2) Божович3) Выготский

4) Леонтьев

Приложение № 4.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Самостоятельная работа № 1.

Тема: Возникновение и история развития психологии как науки

    Характерные черты древнегреческой психологии. Развитие психологии в эпоху Нового времени.
  1. Научный подход к пониманию психики. Роль ассоциативной теории в развитии психологии.

  2. Основные зарубежные психологические школы.

Тема 1. История психологии .

Литература:

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004

    Бостанджиева Т.М., Алфёрова Е.И. Задания для самопроверки знаний по разделу «Общая психология. История психологии». Учеб. пособ. для студ. педвуза. – Тобольск. ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007.

Дополнительная литература:

    Ж. Годфруа. Что такое психология. Т. 1. - М., 1992.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Понимание психической реальности в древнегреческой философии:
А) Гиппократ и учение о темпераментах;Б) идеалистический подход Платона к объяснению фактов душевной жизни человека;В) материалистический подход Аристотеля к объяснению «души».При изучении 2 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Рациональный период в исследовании сознания:
А) концепция «души» в учении Гартли;Б) сущность интроспекции Декарта;В) открытие неосознаваемых восприятий Лейбницем.При изучении 3 вопроса основное внимание уделить проблемам: 1) Ассоциативный подход к объяснению сознания и поведенияА) теория элементов сознания (Вундт);Б) ассоциативные законы запоминания (Г. Эббингауз);В) Торндайк: законы интеллекта как научение.При изучении 4 вопроса придерживаться следующего плана:

Психологические школы

Сущность подхода

Представители

Предмет исследований

Функционализм
Бихевиоризм
Психоанализ
Гештальтпсихология
Гуманистическая психология
Когнитивная психология

Самостоятельная работа № 2

Тема: Развитие отечественной психологии (2)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Становление и развитие взглядов на психику в отечественной психологии; Культурно – историческая теория развития психики.
Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 8. § 4, 5.; с. 375-380.

    А. Н. Ждан. История психологии. М.,1990.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема: История психологии.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса самостоятельно отработать вопросы:
    Рефлекторная природа психики в учении И.М. Сеченова и её развитие И.П. Павловым; Рефлексология В.М. Бехтерева;
При изучении 2 вопроса рассмотреть :
      теория высших психических функций Л.С. Выготского; теория единства сознания и деятельности во взглядах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; концепция Б.Г. Ананьева о человеке как предмете познания.
В ходе самостоятельной работы выделить ведущие понятия, дать им определения; в изучении теорий ориентироваться на умение воспроизвести их сущность. По СРС 1, 2 – коллоквиум.

Самостоятельная работа № 3.

Тема: Развитие психики в филогенезе.

    Развитие зоопсихологии как отрасли психологии

    Стадии развития психики животных.

А) стадия элементарной сенсорной психики,б) стадия перцептивной психики,в) стадия интеллекта.

    Развитие нервной системы у животных.

  1. Основные формы поведения животных.

А) инстинктБ) научение

    Мозг и психика.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема 3. Развитие психики в филогенезе.

Литература:

М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г., с. 167 – 178

Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.; - Питер. 2001., Гл. 6. Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. С. 219-249-261, 277-284 .

А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 62-68.

Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 83-92.

Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Дополнительная литература:

    Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

Методические указания:

По первому вопросу ознакомиться с историей развития зоопсихологии и исследованиям в области поведения животных Второй и третий вопросы следует рассматривать исходя из материалистического подхода, т. е.: изменение условий существования, образа жизни живых существ и развитие в связи с этим нервной системы приводит к усложнению типа раздражимости и возникновению простейшей формы психического отражения – ощущению. Психика – это свойство материи и это свойство всегда развивается в единстве с ней. Важно отметить стадиальность в развитии форм отражения от простейших к более сложным (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная), которые развиваются непрерывно и характеризуются преемственностью. Качественное изменение материи ведёт к совершенствованию способов отражения и возникновению более целесообразных и гибких форм поведения. Заполнить расширенную таблицу на основе изученной литературы:

Стадия отражения

Тип нервной системы

Характеристика психического отражения

Форма поведения

Представители

По четвёртому вопросу уделить внимание психологическим характеристикам поведения. Необходимо знать понятия, определения темы. По пятому вопросу необходимо рассмотреть проблему соотношения психики с деятельностью мозга, которая отражена в концепциях «психофизического параллелизма» и «психофизического тождества», также, необходимо ознакомиться с исследованиями А.Р. Лурия.По СР № 3 – проверочная работа.

Самостоятельная работа № 4.

Основные подходы к пониманию и исследованию личности (4 ч.)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Зарубежные теории личности

    Отечественные концепции личности

Для самопроверки и подготовки к промежуточному контролю решить предложенные тесты: Тема 4. Личность (тест1,2)

Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004. или М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 7.

    С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    Б. Г. Ананьев. Социальная ситуация развития личности и её статус./ Хрестоматия по общей психологии. М. - Просвещение, 1987. С. 134-139.

Методические указания:

Перед семинарским занятием № 4 необходимо получить рекомендованную литературу и изучить проблемы:По 1 – му вопросу:

    сделать общий обзор по зарубежным теориям личности:
- психодинамическая теория (З. Фрейд) - психоаналитическая теория (К.Г. Юнг) - гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс) - поведенческая теория (Б. Бандура) - диспозициональная теория (Г. Оллпорт, А. Айзенк).
    современные отечественные теории личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев).
При изучении теорий личности необходимо в каждой выделить главное:
    понятие личности суть концепции структура личности


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

Тип работы: Тесты
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Тесты для итоговой аттестации
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на 2012-2013 учебный год

1. Возрастная психология – это наука, изучающая:
А) закономерности обучения и воспитания детей на различных этапах психического развития ребенка;
Б)закономерности психического развития и становления личности на разных этапах онтогенетического развития личности;
В) закономерности психического развития взрослеющего человека.
2. Развитие – это:
А) процесс количественных преобразований в психическом и анатомо-физиологического развития человека;
Б) процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью оптимизации психического развития ребенка;
В) процесс количественных и качественных преобразований в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
3. Движущими силами развития являются:
а) наследственность;
б) среда;
в) воспитание;
г) обучение;
д) совместная деятельность.
4. Основоположником детской психологии является:
А) В. Прейер;
Б) Л.С. Выготский;
В) Дж. Локк;
Г) Д.Б. Эльконин.
5. Теорию интеллектуального развития ребенка разработал:
А) Л.С. Выготский;
Б) Ж. Пиаже;
В) Л. Колберг;
Г) А. Маслоу.
6. Смена ведущих видов деятельности происходит следующим образом:
А) общение с матерью, общение со сверстниками, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, предметная деятельность;
Б) предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение с матерью, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
В) общение со взрослыми, предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
Г) игра, предметная деятельность, общение со взрослым, учебно-профессиональная деятельность, общение со сверстниками, учебная деятельность.
7. В младенческом возрасте ведущей является:
А) предметно-манипулятивная деятельность;
Б) общение со взрослым;
В) интимно-личностное общение с матерью.
8. Эпигенетическая теория Э. Эриксона выстраивается на прохождении:
А) 10 кризисов;
Б) 5 кризисов;
В) 8 кризисов.
9. Недостатком теории психосексуального развития является:
А) излишняя сосредоточенность на влиянии либидо;
Б) излишняя сосредоточенность на формировании различных видов характера;
В) излишняя сосредоточенность на влиянии семьи в становлении личности ребенка.
10. Теория самоактуализации нашла отражение в работах:
А) Ж. Пиаже;
Б) Ш. Бюллер;
В) А. Маслоу;
Г) К. Роджерс.
11. Выберите правильный ответ. Ассимиляция – это …
А) механизм установления равновесия между имеющимися представлениями о внешней среде и реальной действительностью;
Б) механизм изменения имеющихся внутренних структур психики человека при взаимодействии с окружающей средой;
В) Механизм изменения внешней среды при неизменяемости внутренних психических структур.
12.Выберите правильный ответ. Интенциональность в работах Ш. Бюллер понимается в качестве:
А) опора на внутреннее содержание личности, т.е. интернальность;
Б) самостоятельность, умение выдвигать цели;
В) внешний локус контроля.
13. В подростковом возрасте ведущей является:
А) предметная деятельность;
Б) общение с матерью;
В) интимно-личностное общение со сверстниками.
14. Критерием классификации интеллектульного развития Ж. Пиаже является:
А) ассимиляция;
Б) аккомодация;
В) равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.
15. В основе периодизации Л.С. Выготского лежит соотношения:
а) стабильных и критических периодов;
б) ведущего типа деятельности и социальной ситуации;
в) механизмов ассимиляции и аккомодации.
16. В основе периодизации Д.Б. Эльконина лежит понятие:
а) соотношения стабильных и критических периодов;
б) ситуации социального развития;
в) ведущего типа деятельности.
17. Изначально возрастная психология существовала как:
а) педагогическая психология;
б) дифференциальная психология;
в) детская психология.
18. Расставьте стадии психосексуального развития ребенка в соответствующей последовательности:
а) анальная, латентный период, фаллическая стадия, генитальная стадия, оральная стадия;
б) оральная стадия, анальная, латентный период, генитальная стадия, фаллическая стадия;
в) оральная стадия, анальная, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
19. Раннее детство является наиболее сензитивным периодом для развития:
а) воображения;
б) восприятия;
в) речи.
20. Периодизация А.В. Петровского базируется на механизмах:
а) идентификации / обособления;
б) адаптации / индивидуализации / идентификации;
в) принятия / отвержения.
21. Периодизация нравственного развития Л. Колберга основывается на:
а) понятии конвенциональности;
б) понятии индивидуализации;
в) понятии социализации.
22. Факторами психического развития ребенка являются:
а) психологические новообразования;
б) ведущая деятельность и социальная ситуация развития;
в) наследственность и среда.
23. Закономерностями психического развития ребенка являются:
а) периодичность;
б) неустойчивость;
в) системность.
24. Огромное значение для развития возрастной психологии имели труды:
а) Л.С. Выготского и его учеников;
б) В. Прейера и его последователей;
в) Ж. Пиаже.
25. В дошкольном возрасте ведущей является:
а) учебная деятельность;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) игровая деятельность.
26. Ведущей деятельностью в период ранней юности является:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) игровая деятельность.
27. Кризис 3 лет – это кризис:
а) чувства взрослости;
б) неперсонализованности;
в) «Я-сам».
28. В концепции Бромлей младенческий возраст включает период:
а) от рождения до 18 меясяцев;
б) от рождения до 2 лет;
в) от рождения до 3 лет.
29. Основным новообразованием младенческого возраста является:
а) комплекс оживления;
б) симбиоз с матерью;
в) хватательный рефлекс.
30. Период, который является наиболее благоприятным для развития определенных психических функций называется:
а) критическим;
б) развивающим;
в) сензитивным.
31. В подростковом возрасте ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) учебная деятельность;
В) общение со сверстниками.
32. В младенческом возрасте наиболее медленно развивается:
А) осязательная чувствительность;
Б) слуховая чувствительность;
В) зрительная чувствительность.
33. В младенческом возрасте преобладает:
А) непроизвольное внимание;
Б) произвольное внимание;
В) послепроизвольное внимание.
34. Во втором полугодии жизни ребенка ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) предметно-манипулятивная деятельность;
В) игровая деятельность.
35. В раннем возрасте наиболее быстрыми темпами развивается:
А) воображение;
Б) память;
В) речь.
36. Дошкольный возраст – это возраст:
А) самостоятельности;
Б) возраст почемучек;
В) активности.
37. Одним из основных новообразований в дошкольном детстве является:
А) комплекс оживления;
Б) формирование образа-Я;
В) соподчиненность мотивов.
38. В младшем школьном возрасте наиболее быстрыми темпами развиваются:
А) эмоциональная сфера личности;
Б) волевая регуляция поведения;
В) познавательные психические процессы.
39. Основными психологическими новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
А) соподчиненность мотивов;
Б) чувство взрослости;
В) внутренний план действий.
40. Ведущим психологическим новообразованием в подростковом возрасте является:
А) произвольность психических познавательных процессов;
Б) чувство взрослости;
В) формирование этических инстанций.
41. По мнению Д.И. Фельдштейна, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А) общение со сверстниками;
Б) просоциальная деятельность;
В) учебная деятельность.
42. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
А) наглядно-действенное мышление;
Б) словесно-логическое мышление;
В) наглядно-образное мышление.
43. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст:
А) 27-33 года;
Б) 18-24 лет;
В) 28 до 39 лет.
44. В младшем школьном возрасте психические познавательные процессы характеризуются:
А) послепроизвольностью;
Б) непроизвольностью;
В) произвольностью.
45. В периодизации Э. Эриксона взрослость включает:
А) 2 периода;
Б) 4 периода;
В) 3 периода.
46. Невербальный интеллект достигает своего оптимума в:
А) 30 лет;
Б) 40 лет;
В) 25 лет.
47. В концепции эго-идентичности средняя взрослость включает период времени:
А) от 25 до 60 лет;
Б) от 35 до 60 лет;
В) от 25 до 50 лет.
48. Период поздней взрослости изучается:
А) дифференциальной психологией;
Б) общей психологией;
в) геронтопсихологией.
49. Кризис середины жизни приходится на возраст:
А) 40 лет;
Б) 30 лет;
В) 50 лет.
50. Позитивным вектором в концепции эго-идентичности в период поздней взрослости является:
А) продуктивность;
Б) доверие к людям;
В) эго-идентичность.


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Методы исследования психического развития ребенка.

3. Основные понятия психологии развития: рост и развитие.

4. Условия и движущие силы психического развития.

5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

6. Законы психического развития ребенка.

7. Проблема биологического и социального в возрастной психологии.

8. Проблема “возраста” в детской психологии.

9. Критические и сензитивные периоды развития.

10. Развитие и деятельность. Основные положения деятельностного подхода к развитию психики С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

11. Концепция психического развития Д.Б.Эльконина.

13. Основные положения концепции психического развития детей в работах Д.И.Фельдштейна.

14. Основные положения концепции психического развития детей в работах Л.И.Божович.

15. Теория и периодизация развития психики Э.Эриксона.

16. Современная американская психология развития.

17. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев.

18. Взгляды Б.Г.Ананьева на процесс психического развития.

19. Становление личности в социально-психологической теории развития личности А.В.Петровского. Подход к периодизации детского развития Д.И.Фельдштейна.

20. Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (Ю.Н.Карандашев, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева, В.И.Слободчиков).

21. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии. Работы Р.Сирса.

22. Периодизация развития личности Ш.Бюлер.

23. Периодизация психического развития Д.Бромлей.

24. Общая характеристика новорожденности. Особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Безусловные рефлексы младенца. Рефлексы-атавизмы. Ранние условные рефлексы.

25. “Комплекс оживления” как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.

26. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.

27. Развитие мануальных действий. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте.

28. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития речи ребенка.

29. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года.

30. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте.

31. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.

32. Основные закономерности развития восприятия. Развитие речи. Особенности развития пассивной и активной речи ребенка.

33. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений. (Л.С.Выготский) Развитие памяти в раннем детстве.

34. Понятие о “кризисе трех лет”.

35. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте (развитие психических познавательных процессов). Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками.(М.И.Лисина)

36. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Виды игр.

37. Значение других видов деятельности дошкольника для формирования личности и психического развития: изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, элементы труда и учения.

38. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные и половые различия в поведении.

39. Понятие о кризисе семи лет. Проблема готовности к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности к школе.

40. Основное содержание младшего школьного возраста. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности.

41. Развитие личности детей младшего школьного возраста. Динамика внутренней позиции школьника на протяжении начального периода обучения. (Л.И.Божович) . Мотивация учения. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.

42. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.

43. Готовность к обучению в средней школе. Типичные трудности, возникающие у детей при переходе из начальной школы в среднюю.

44. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового периода развития. Границы и этапы подросткового возраста. Сравнение различных культур.

45. Кризис подросткового возраста (кризис 13-ти лет). Влияние кризиса на формирование личности.

46. Характеристика психического развития в подростковом возрасте. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.

47. Особенности развития познавательных процессов в младшем и старшем подростковом возрасте и их влияние на “специфически подростковые” характеристики личности и поведения.

48. Мотивация учения. Развитие познавательной мотивации. Падение интереса к школе и учению. Интересы в подростковом возрасте. Соотношение интересов и склонностей.

49. Формирование личности в подростковом возрасте. Становление нового уровня самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку. Нестабильность самооценки.

50. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития. Ранняя юность. Обращенность в будущее как центральная характеристика ранней юности. Потребность в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива.

51. Психологическая готовность к самоопределению и формирование личности. Нравственное развитие. “Переоценка ценностей”.

52. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения. Развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.

53. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста. Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста.

54. Особенности развития психических процессов. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни.

55. Периодизация старения. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости.

56. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Особенности познавательной деятельности в период зрелости.

57. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и т.д. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

58. Характеристика психического развития в период старения и старости.

59. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.

60. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Старость как социальная проблема.

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Выберите правильный вариант ответа. Что объединяет концепции П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина:
1. Представления о продолжительности и границах периодов детства
2. Интерес к вопросу об историческом происхождении периодов детства
3. Взгляды на содержание кризисов психического развития
Выберите правильный вариант ответа. Укажите основную причину раннего приобщения ребенка к труду взрослых на ранних ступенях развития человечества, показанную Д.Б. Элькониным на основе изучения этнографических материалов:
1. Раннее физическое созревание
2. Раннее психическое созревание
3. Наличие острой борьбы за место обитания и пищу
4. Использование собирательства с применением примитивных орудий в качестве основного способа добывания пищи
5. Трудные условия жизни и высокая смертность среди детей
Выберите правильный вариант ответа. По мнению Д.Б. Эльконина, возникновение новых возрастов происходит путем:
1. Надстраивания нового периода развития над уже имеющимся
2. Вклинивания нового периода развития
Выберите правильный вариант ответа. Автор теории психического развития, основу которой составляет "биогенетический закон": онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза:
1. Ч. Дарвин
2. Э. Геккель
3. Ст. Холл
Выберите четыре правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории А. Гезелла:
Выберите два правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории Л. Термена.
1. Введение в психологию метода лонгитюдного исследования
2. Формулировка закона затухания темпа психического развития
3. Создание батареи тестов для измерения умственных способностей, введение понятия коэффициента интеллектуальности
4. Использование близнецового метода для анализа отношений между созреванием и научением
5. Проведение самого длительного в психологии лонгитюдного исследования одаренных детей, длившегося пятьдесят лет
6. Анализ различий между показателями интеллекта и креативности
7. Использование "зеркала" (полупроницаемого стекла) для объективного наблюдения за детьми
8. Разработка тестов творческого мышления (МТТМ)
9. Создание "Атласа поведения младенца" объемом 3200 фотографий
Выберите два правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории П. Торренса.
1. Введение в психологию метода лонгитюдного исследования
2. Формулировка закона затухания темпа психического развития
3. Создание батареи тестов для измерения умственных способностей, введение понятия коэффициента интеллектуальности
4. Использование близнецового метода для анализа отношений между созреванием и научением
5. Проведение самого длительного в психологии лонгитюдного исследования одаренных детей, длившегося пятьдесят лет
6. Анализ различий между показателями интеллекта и креативности
7. Использование "зеркала" (полупроницаемого стекла) для объективного наблюдения за детьми
8. Разработка тестов творческого мышления (МТТМ)
9. Создание "Атласа поведения младенца" объемом 3200 фотографий
Выберите из предложенных вариантов ответа правильные. К. Бюлер выделял три ступени психического развития: инстинкт, дрессура, интеллект. По его мнению, причинами психического развития являются:
1. Приобретение новых форм поведения в результате научения
2. Созревание ЦНС
3. Развитие аффективных процессов, смещение переживания удовольствия с конца действия на его начало
4. Конфронтация между природными влечениями и социальными запретами
5. Конвергенция средовых и наследственных факторов
6. Социальное научение
Выберите правильный вариант ответа. Автор структурной теории развития личности:
1. Р. Декарт
2. К. Коффка
3. З. Фрейд
4. Э. Эриксон
5. А. Фрейд
1. Групповая идентичность формируется благодаря конфликту между "Оно" и "Сверх-Я" в процессе развития личности
2. Групповая идентичность формируется благодаря ориентации воспитания индивида на включение его в определенную социальную группу
3. Групповая идентичность формируется благодаря разрешению задач психомоторного развития
4. Групповая идентичность формируется благодаря появлению у субъекта чувства устойчивости своего "Я"
Выберите правильный вариант определения.
1. Эго-идентичность формируется на основе групповой идентичности и остается неизменной на протяжении всей жизни субъекта
2. Эго-идентичность формируется до появления групповой идентичности благодаря преодолению психосексуальных комплексов в личностном развитии
3. Эго-идентичность формируется в борьбе за личностную независимость и самостоятельность и создает у субъекта чувство доверия к миру и защищенности
4. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и тождественности "Я", несмотря на изменения, происходящие с ним в процессе роста развития личности
Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, кризисы это:
1. Болезнь личности и проявление невротического расстройства
2. Время для выбора между прогрессом и регрессом в развитии личности
3. Переход от одной стадии развития к другой
Выберите правильный вариант ответа. Термин "социальное научение" был введен в 1941 г. исследователями:
1. Р. Сирсом, Дж. Уайтингом
2. Дж. Уотсоном, Э. Торндайком
3. И. П. Павловым
4. Н. Миллером, Дж. Доллардом
5. З. Фрейдом, А. Фрейд
6. Э. Эриксоном
Выберите правильные варианты из пунктов 1-11. К основным положениям теории социального научения. Н. Миллера и Дж. Долларда относятся:
1. Поведение человека не является следствием врожденных побуждений человека, оно формируется прижизненно
2. Помимо первичных (врожденных) побуждений, определяющих поведение, существуют вторичные - гнев, вина, потребность во власти, деньгах и т.д
3. Основной принцип психического развития - принцип удовольствия
4. Основной принцип психического развития - принцип подкрепления
5. Научение - это усиление связи между ключевым стимулом и ответом
6. Научение происходит только путем проб и ошибок
7. При отсутствии побуждения научение возможно
8. Подражание поведению другого уменьшает количество проб и ошибок
9. Детство - это период преходящего невроза
10. Основное понятие - социализация как движение от асоциальности к полноценности
11. Основное понятие - идентификация как процесс заимствования мыслей, чувств, действий другого человека
Выберите правильные варианты из пунктов 1-8. К основным положениям теории социального научения Р. Сирса относятся следующие:
1. Все действия человека первоначально связаны с врожденными побуждениями
2. Подкрепление действий, вызванных первичными драйвами, приводит к вторичным побуждениям
3. Влияние родителей на психическое развитие ребенка не значимо в сравнении с опытом собственных действий
4. Новорожденный ребенок находится в состоянии аутизма, постепенно проходя путь социализации
5. Успешное психическое развитие характеризуется возрастанием репертуара действий, направленных на удовлетворение только врожденных потребностей
6. Центральный компонент научения - зависимость в рамках диадической системы контактов с партнером
7. Детское развитие - зеркало практики воспитания
8. Для успешного развития зависимость от взрослого, а соответственно идентификация с ним, должна быть максимально выраженной
Выберите правильный вариант ответа. Показ детям фильмов с образцами агрессивного и неагрессивного поведения взрослого с последующим наказанием или поощрением, использованный в исследовании А. Бандуры, направлен на выявление:
1. Роли эмоциональной регуляции поведения в социальном взаимодействии
2. Особенностей возникновения условно-рефлекторных связей между действием и его последствиями
3. Роли подражания модели в процессе усвоения социального опыта
4. Влияния психотравмирующих переживаний на поведение ребенка
Выберите один правильный вариант ответа. По Ж. Пиаже, эгоцентризм - это:
1. Личностная особенность
2. Фактор познания
3. Особенность речи
4. Фактор восприятия
Выберите один правильный вариант ответа. Согласно Ж. Пиаже, с возрастом коэффициент эгоцентрической речи меняется следующим образом:
1. Увеличивается и к пяти годам достигает 75% от всей спонтанной речи
2. Неизменен до семи лет, а после исчезает
3. В три года достигает наибольшей величины в 75% от всей спонтанной речи и к семи - исчезает
4. С момента начала речи максимален, постепенно снижается и исчезает к семи годам
Исключите неправильные варианты ответов. К ключевым понятиям теории Ж. Пиаже относятся:
1. Социализация
2. Зона ближайшего развития
3. Эгоцентризм
4. Первичное подкрепление
5. Ритуализация
6. Модель для научения
7. Ассимиляция и аккомодация
8. Бессознательное
Выберите четыре правильных варианта ответа. Отличительные признаки высших психических функций:
1. Социальность
2. Опосредованность
3. Осознанность
4. Врожденность
5. Конвергентность
6. Произвольность
7. Системность
Выберите правильный вариант содержания закона развития высших психических функций
1. ВПФ рождаются дважды. Первоначально как интрапсихическая форма сознания ребенка, а затем как форма коллективного поведения (т.е. интерпсихическая функция)
2. ВПФ рождаются дважды. Первый раз как форма коллективного поведения ребенка (т.е. как интерпсихическая функция), а затем как индивидуальная (интрапсихическая) функция
Выберите правильный вариант ответа. Первый психологический кризис ребенок переживает:
1. В начале младенческого возраста
2. В 1 год
3. В первые недели после рождения
4. На границе раннего и позднего младенчества

Выберите правильный вариант ответа.
Какому поведению характерны следующие черты:

· оно всегда связано с актуальной потребностью организма;

· потребность организма вызывает неспецифическое (аппетантное) поведение;

· специфическое поведение начинается лишь тогда, когда животное попадает в среду действия безусловного раздражителя и направляется к нему или от него;

· при любых условиях сохраняется характерное специфическое завершение этого поведения - так называемая завершающая реакция

Выберите правильный ответ. Выберите, для какого возраста, по словам Л.С. Выготского, характерна социальная ситуация развития "МЫ".
1. Новорожденность
2. Младенчество
3. Ранний возраст
4. Дошкольный возраст
Выберите правильный ответ. Определите ведущий тип деятельности в младенческом возрасте.
1. Игровая деятельность
3. Предметно-манипулятивная деятельность
Выберите пять правильных вариантов ответа. Новообразования младенческого возраста:
1. Формируется первое представление о себе, о своем физическом облике. Младенец начинает представлять границы своего собственного тела
2. Возникает чувство гордости за свои достижения
3. Меняются сенсомоторные возможности ребенка. Ребенок начинает ходить, начинает выполнять функциональные действия с предметами
4. Ребенок усваивает грамматическую структуру языка
5. Возникает иерархия мотивов
6. Формируются аффективно заряженные представления
7. Появляется автономная речь
Выберите правильный ответ. Определите ведущий тип деятельности в раннем возрасте.
1. Игровая деятельность
2. Внеситуативно-личностное общение с близким взрослым
3. Орудийно-предметная деятельность
4. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
Найдите правильный вариант ответа. Какая из перечисленных характеристик не относится к новообразованиям раннего возраста:
1. Усвоение грамматической структуры языка
2. Обобщение переживаний
3. Появление феномена "Я сам"
4. Возникновение самосознания
5. Возникновение чувства гордости за свои достижения
Выберите правильный ответ. Характеристики раннего возраста.
1. Аутистическое мышление
2. Память в центре сознания ребенка
3. Память носит непроизвольный характер
4. Наглядно-действенное мышление
5. Восприятие в центре сознания ребенка
6. Внимание и память носят произвольный характер
Выберите один правильный вариант ответа. Игра в дошкольном возрасте является:
1. Предметно-орудийной деятельностью
2. Продуктивной деятельностью
3. Учебно-познавательной деятельностью
4. Символико-моделирующей деятельностью
Выберите четыре правильных варианта ответа. Восприятие сказки в дошкольном возрасте:
1. Способствует повышению уверенности в себе
2. Открывает пути решения жизненных проблем
3. Помогает понять и принять самого себя
4. Служит источником освоения культурного опыта человечества
5. Способствует развитию логического мышления
6. Несет мораль в чистом виде
7. Отражает мироощущение и эмоциональный мир взрослых
8. Дезориентирует в реальной жизни, так как сказки неправдоподобны и переносят ребенка в мир фантазии
Выберите два правильных варианта ответа. Границей между дошкольным и младшим школьным возрастом считаются симптомы:
1. Потеря чувствительности к критике
2. Негативизм
3. Потеря непосредственности
4. Феномен "горькой конфеты"
5. Гордость за свои достижения
6. Обесценивание взрослых
Найдите правильный вариант ответа. Ведущий тип деятельности в подростковом возрасте
1. Освоение предметного мира и орудий культуры
2. Учебно-профессиональная деятельность
3. Личностное общение со сверстниками
4. Эмоционально-личностное общение с близким взрослым
5. Производствено-профессиональная деятельность
Выберите правильные варианты ответа. Характеристики самоопределения как новообразования подросткового возраста:
1. Осознание своего места в обществе
2. Стремление к самоактуализации
3. Прогнозирование будущей жизни, мечты о будущем
4. Устойчивые интересы и стремления с учетом внешних обстоятельств
5. Объективное признание собственных способностей
6. Достижение эго-интеграции
7. Осознание реализованности жизненного замысла
8. Понимание самого себя, своих возможностей
Выберите два правильных варианта ответа. Учение о кризисах развития отсутствует в теориях:
1. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
2. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
3. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
4. Теория о поэтапном и планомерном формировании умственных действий П.Я. Гальперина