Солдаты бундесвера. Какую армию имеет Германия? Армия Германии: численность, техника, оружие

Бундесвер

Танки Leopard 1 Leopard 2
БМП Schutzenpanzer Kurz HS.30 Puma
БТР UR-416 Spz 2 Luchs Condor UR-425 TPz 1 Fuchs Boxer
Бронеавтомобили Dingo ATF Fennek Kanonenjagdpanzer Jaguar 1 Jaguar 2
Истребители танков
Самоходная артиллерия LARS-1 PzH 2000 DONAR
Системы ПВО Roland Gepard ASRAD
Грузовики и легкие автомобили MAN Mungo ESK Yak Serval AGF

Воинские звания в Бундесвере

Звания в Бундесвере делятся на три категории: офицеры, унтер-офицеры и рядовые. Звания офицеров разделены ещё на три подкатегории:
Генералы(адмиралы)
Старшие офицеры
Младшие офицеры

Звания унтер-офицеров разделены на две подкатегории:
унтер-офицеры с портупеей
унтер-офицеры без портупеи

В видах вооруженных сил армии и в Люфтваффе звания идентичны; унтер-офицеры и офицеры военно-морского флота, а также офицеры медицинской службы имеют другие звания.

Военнослужащие, уволенные в запас:

Звания военнослужащих, уволенные в запас, имеют дополнения a. D. или d. R. (außer Dienst или die Reserve). Если очередное звание присвоено по окончании действительной службы, то они комбинируются, например: OLt a. D. u. Hptm d. R. (Oberleutnant außer Dienst und Hauptmann der Reserve) - старший лейтенант запаса и капитан резерва.

Уволенные в запас могут подать ходатайство о разрешении на ношение формы. В этом случае они должны носить дополнительные знаки отличия (чёрно-красно-золотая буква R на погонах для армии и люфтваффе и золотая на погонах и рукавах для ВМС). Разрешается носить повседневную форму одежды и только в исключительных случаях (с разрешения начальника гарнизона) - полевую.

Даже самая свободная демократия нуждается в вооруженной защите. Этот довод лег в основу создания в 1956 году Бундесвера. Его задачи с самого начала ограничивались исключительно обороной. Учитывая немецкую историю, при создании Бундесвера ставка делалась на солдата с новыми качествами, солдата не на войне, а на страже мира. „Уметь бороться, чтобы не нужно было бороться,“ - таким был и остается девиз Бундесвера. Бундесвер до 2011 года комплектовался путем призывов на действительную службу. Служба по призыву в Германии была обязательной для всех совершеннолетних граждан страны.

Логотип вооруженных сил Германии

При введении в 1956 году всеобщей воинской обязанности законодательство дало Бундесверу определение - „законное дитя демократии». Бундесвер максимально учитывал ситуацию молодых людей с работой или учебой. Выпускников гимназий и техникумов старались призывать сразу по окончании школы, чтобы их демобилизация пришлась через год как раз на начало учебы в вузе. Военнообязанных могли призывать на службу в вооруженные силы, в федеральную пограничную охрану и в одну из служб гражданской обороны. Военная служба длилась 12 месяцев. Была возможна и альтернативная служба. Каждый призывник имел право по моральным мотивам отказаться от службы c оружием в руках. Тогда он, как правило, должен был отбыть альтернативную службу, например, ухаживая за больными и престарелыми в социальном учреждении. Альтернативная служба заменяла военную и длилась 15 месяцев.

Командование и боеспособность высокотехнизированной армии, комплектуемой путем призывов на действительную службу, требовала и большой доли военнослужащих по контракту. Желающие могли оставаться на сверхсрочной службе от двух до 15 лет. Большинство обычно сначала предпочитало контракт на четыре года. Сверхсрочнослужащие во время службы офицером, унтер-офицером или рядовым приобретали специальность. Вместо денежного довольствия они получали оклад, который возрастал с каждым повышением в чине. Демобилизовавшись, сверхсрочнослужащие получали денежное пособие на переходный период. Большую привлекательность сверхсрочной службе придавали возможности приобретения квалифицированных специальностей, они, однако, предполагали долгосрочные контракты. В Бундесвере насчитывалось 65 тысяч штатных должностей для кадровых военнослужащих. Последние служили командирами, воспитателями, преподавателями, выполняли плановые и организационные задачи, являлись высококвалифицированными специалистами, например, пилотами реактивных самолетов. В Бундесвере никто не начинал кадровым военнослужащим. Лишь достаточно прослужив и зарекомендовав себя на практике способным командиром или специалистом, солдат мог получить штатную должность.

В первые три месяца службы, в период общей подготовки, новобранцы в рабочие дни жили в казарме. Служба начиналась в семь утра и заканчивалась в 16 час. 45 мин. До отбоя, т.е. до 22 часов, солдат в гражданской одежде или в форме мог уйти из казармы и заниматься в свободное время, чем хочет. Большинство солдат в свободное время навещали свою семью или девушку. На выходные почти все ехали домой или к своей девушке, если не были назначены в наряд или на караульную службу, что, как правило, происходило каждые четыре недели. Для солдат, которые жили недалеко от казармы в своей квартире или у родителей, после общей подготовки „отбой“ отпадал. Они могли ночевать дома и должны были снова явиться на службу на другой день в семь утра. Число ночующих дома солдат достигало 50-60 процентов на казарму, а в больших городах нередко и 70 процентов.

Военная обязанность прекращалась с уходом с действительной службы. Профессиональные военные служили в вооруженных силах всю жизнь на командирских и других должностях, которые требовали специального, обычно технического образования. Бывшие кадровые военнослужащие в возрасте до 65 лет, а офицеры и унтер-офицеры в запасе в возрасте до 60 лет в любое время могли быть снова призваны в Бундесвер.

Пройдя общую подготовку, призывники имели возможность пойти учиться. На добровольной основе и вне служебного времени они могли посещать многочисленные курсы профобучения. Курсы школ Бундесвера и Службы содействия профобучению были бесплатными. За учебу на курсах вне Бундесвера государство могло доплачивать. Бундесвер для многих сверхсрочнослужащих являлся трамплином в благополучную трудовую жизнь. Они могли приобрести в школе Бундесвера гражданскую квалификацию или наверстать при Службе содействия профобучению все виды среднего образования и выучиться профессии. Возможности были очень разнообразными. В армии можно было научиться ремеслу или же приобрести университетский диплом. Бундесвер предоставлял офицерам возможность занятий на обычных отделениях гражданских вузов. За обучение до определенной границы платило государство.

У сверхсрочников имелся большой выбор возможностей повышения квалификации. Около 100 тысяч сверхсрочнослужащих в год учились в свободное от службы время на курсах приобретения или повышения квалификации. Примерно 25 тысяч солдат в год успешно сдавали выпускной экзамен по одной из признанных специальностей. Бундесвер, помимо этого, оказывал демобилизующимся солдатам всяческую поддержку при трудоустройстве. Он финансировал новому работодателю часть зарплаты бывшего солдата, если тому сначала требовалось приобрести трудовые навыки без отрыва от производства. Переход к гражданской жизни облегчали и денежные пособия. При увольнении в запас после длительного срока службы военнослужащий получал в месяц 75 процентов от последнего денежного содержания в течение максимум 36 месяцев. А денежное содержание у сверхсрочнослужащего очень приличное. Через несколько лет службы он получал примерно столько, сколько ремесленный мастер.

Военнообязанные во всех родах войск были социально застрахованы. Призывники находились на довольствии, включая затраты на поездки к семье. Кроме того, они получали денежное содержание, размер которого зависел от воинского звания. Но на эти деньги солдат не мог содержать семью и оплачивать квартиру. От бедственного положения его охранял закон об обеспечении содержания (семьи) при выполнении воинской обязанности. Призванные на действительную службу кормильцы получали материальную помощь. Холостые призывники, чтобы сохранять за собой свою квартиру во время службы, имели право на пособие по покрытию расходов на аренду. Если солдат до призыва был частно застрахован, за него выплачивали страховые взносы. Если он работал, когда его призвали, рабочее место по закону сохранялось за ним до конца срока службы. Государство оплачивало за всех призывников взносы по различным видам страхования.

Права солдат

Унтер-офицер заставляет новобранца чистить себе сапоги, потому что последний неправильно отдал честь? В Бундесвере такие вещи полностью исключались. Любой солдат, который считал, что с ним несправедливо обращаются, мог предпринять в свою защиту простые и действенные шаги, не боясь неприятностей. Он мог написать рапорт своему непосредственному начальнику или послать жалобу в служебный надзор. Каждый случай должен быть рассмотрен. Если этого не произошло, ответственным лицам угрожали серьезные взыскания. Парламент, кроме того, учредил особые инстанции, которые осуществляли надзор за соблюдением прав солдат и лиц на альтернативной службе. Это - уполномоченный Германского Бундестага по Бундесверу и федеральный уполномоченный по альтернативной службе.

У обратившегося к уполномоченному солдата не должно было возникать неприятностей. Командиры, нарушавшие этот закон, считались совершившими уголовно наказуемое деяние. С армейскими командирами занимались преподаватели и консультанты права. Они помогали сохранять главенство права и закона во внутреннем порядке Бундесвера. Каждый солдат мог обратиться в дисциплинарные суды первой инстанции и в высшие военно-дисциплинарные суды Федерального административного суда с просьбой поручить проверить правомерность всех мер своих командиров независимым судьям. Сюда относились и меры дисциплинарного взыскания.

Женщины в форме

Основной закон запрещал женщинам службу с оружием в руках. А вот на медико-санитарной службе находились 260 женщин. Они в ранге офицеров служили в Бундесвере врачами, аптекарями и ветеринарами. Женщины, кроме того, могли служить в военных оркестрах Бундесвера.


С 2001 года сняты все ограничения на службу для женщин

Переход к профессиональной армии

В 1994 году численность бундесвера сократилась с 470 тысяч человек до 370 тысяч. Это было началом перехода к профессиональной армии.

С июля 2011 года обязательного воинского призыва в армию Германии нет. Бундесвер осуществил переход к полностью профессиональной армии.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В области военной Версальский договор устанавливал для Германии следующие ограничения.
Численность армии не должна была превышать 100 тыс. человек постоянного и переменного состава. Армия должна была состоять из 7 пехотных и 3 кавалерийских дивизий (в то время как на 1 августа 1914 г. Германия имела 25 армейских корпусов двух дивизионного состава). Армия предназначалась только «для поддержания внутреннего порядка» в стране и полицейской охраны границ. Обязательная воинская повинность была отменена; армия должна была комплектоваться из добровольцев. Чтобы не дать возможности подготовить большие обученные резервы, срок службы устанавливался в 12 лет. Генеральный штаб и высшая военная школа были упразднены. Фортификационные сооружения на западной границе срыты, полоса в 50 км ширины к востоку от Рейна демилитаризована. На восточной и южной границах Германии запрещалось возводить какие- либо укрепления. В отношении морского флота Германии разрешалось содержать не более 6 броненосцев по 10 000 т, 6 легких крейсеров и 24 миноносца. Личный состав флота определялся в 15 000 человек. Вооружение армии определялось в 84 000 винтовок, 18 000 карабинов, 792 тяжелых и 1 134 легких пулемета, 252 миномета, 204 орудия калибра 77 мм и 84 орудия калибра 105 мм. Запрещено содержать подводные лодки, танки, военную авиацию, химические средства войны.
С самого начала действия Версальского договора Германия стремилась его обойти. Пользуясь разногласиями среди союзников, она шаг за шагом преступала договор, пока, наконец, законом от 16 марта 1935 г. о введении обязательной воинской повинности она официально объявила об окончательном устранении военных ограничений. С 1921 по 1935 г. Германия, вопреки условиям Версальского договора, добилась оснащения своей армии всеми видами военной техники, которыми пользовались другие армии, и довела количество частей и их численность до такого уровня, который позволил германскому правительству в 1935 г. восстановить обязательную воинскую повинность.
Вынужденная строить свою армию в пределах условий мирного договора, Германия старалась так ее оснастить, чтобы при первой необходимости каждая дивизия могла превратиться в корпус. Установленный договором (с целью ограничения накопления обученных резервов) 12-летний срок службы немцы использовали для подготовки командных кадров: больше половины всего состава армии превращалось в командиров будущей развернутой армии. По определению самих немцев, эта небольшая армия имела своим назначением «быть готовой армией командных кадров» (Das Fuhrerheer). Офицеры и унтер-офицеры планомерно готовились для занятия более высоких командных должностей, солдаты — для занятия унтер-офицерских должностей.
Организатором этой «армии командных кадров» был генерал-полковник Сект. Для того чтобы все же ускорить подготовку обученных резервов, создавалась целая сеть добровольных, с виду подчас «безобидных» организаций, внутри которых усиленно проводилась военная подготовка. К таковым организациям относились: «Союз бывших участников войны», «Стальной шлем», молодежные туристские организации», «Чрезвычайная техническая помощь» и другие.
В 1927 г. германская дипломатия добилась отозвания военно-контрольной комиссии союзников, а в 1929 г. — увода из Рейнской области союзных оккупационных войск. Это дало возможность германскому командованию в значительной степени усилить вооружение пехоты и кавалерии. Так, количество автоматического оружия в роте было увеличено на 50%.
Начиная с 1933 г., с момента прихода к власти Гитлера, вооружение пошло еще более быстрым темпом. И хотя армия все еще продолжала комплектоваться из добровольцев, срок службы был сокращен до 1—IV2 лет.


Немецкие солдаты в Париже


Вторжение вермахта в Голландию

К концу 1935 г., численность армии достигала уже 400 000 человек. Создавалась авиация. Армия вооружалась тяжелыми орудиями и танками. Завершением ликвидации военных ограничений Версальского договора и началом создания современной германской армии можно считать закон от 16 марта 1935 г. о введении всеобщей воинской повинности и установлении численности армии в 12 корпусов и 36 дивизий.
Незадолго до этого закона, а именно 26 февраля 1935 г., Германия объявила о создании, ею военной авиации. 18 июня 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение, по которому Германия получала право содержать флот, равный 35% английского флота. 1 июля 1935 г. восстановлен генеральный штаб. 7 марта 1936 г. германские войска заняли демилитаризованную рейнскую зону и начали строить здесь долговременные укрепления. Законом от 24 августа 1936 г. установлен двухгодичный срок военной службы.
На 1 июня 1937 г. в германской армии находилось под ружьем 850 000 человек.



Карта Европы перед Второй Мировой войной

Организация управления вооруженных сил
Во главе вооруженных сил стоит верховный главнокомандующий— рейхсканцлер Гитлер. Во главе штаба верховного командования вооруженных сил, в ранге министра, стоит генерал-полковник Кайтель. Штаб верховного командования вооруженных сил является рабочим штабом Гитлера и выполняет функции упраздненного военного министерства.
Вооруженные силы Германии слагаются из трех основных частей: сухопутной армии, воздушного и морского флотов. Во главе каждой из этих частей находится верховное командование (верховное командование сухопутной армии, верховное командование военно-воздушных сил ^ верховное командование военно-морских сил), возглавляемое соответствующим главнокомандующим (главнокомандующий сухопутной армии, главнокомандующий ВВС, главнокомандующий ВМС).
Штаб верховного командования вооруженных сил (Авиация имеет собственное министерство):
Начальник штаба (в ранге министра) генерал-полковник Кейтель.
Управление главного штаба с отделами: пропаганды, связи, обороны страны.
Управление разведки и контрразведки— с четырьмя отделами.
Управление общего руководства о отделами: общим, внутренним, довольствия и пособий, учебных заведений, научным.
Управление экономического штаба с отделами: контроля цен и договоров, сырья, военно-хозяйственным, вооружения.
Верховное командование сухопутной армии:
Главнокомандующий сухопутной армии — генерал-полковник Браухич.
Начальник генерального штаба сухопутной армии — генерал артиллерии Гальдер.
Общее войсковое управление со следующими отделами и инспекциями: инспекции родов оружия, инспекция артиллерийского и технического имущества, правовой отдел, сметный отдел, уставной отдел, центральный отдел, отдел комплектования, войсковой отдел, отдел вещевого довольствия. (Три последних отдела объединены в особую группу, через которую они входят в состав общего войскового управления.)
Управление вооружений с отделами:
1) усовершенствования и испытания оружия и
2) заготовительным.
Административное управление.
Управление личного состава.

В генеральный штаб входят следующие учреждения: военная академия, исследовательский военно-исторический институт, военный архив, пять оберквартирмейстеров с подчиненными им отделами.

Министерство авиации:
Министр авиации (он же главнокомандующий ВВС) генерал-фельдмаршал Геринг. Ему непосредственно подчинены: заместитель его генерал-полковник Мильх; начальник генерального штаба генерал-майор Ешонек; начальник управления министерства авиации генерал-майор Боденшатц; председатель комиссии ВВС генерал ПВО Рюдель; начальник военно-в оздушной академии генерал-лейтенант Фолькман; руководитель национал-социалистического-авиационного корпуса
(НСФК); вице-президент имперского союза ПВО; статс-секретарь и генеральный инспектор ВВС (заместитель министра генерал-полковник Мильх); командующие четырех воздушных флотов.
Верховное командование военно-морских сил:
Главнокомандующий военно-морских сил генерал-адмирал Редер.
Ему непосредственно подчинены:
Командующий флотом, командующий морской станцией Северного моря; командующий морской станцией Балтийского моря; представители морского командования в Гамбурге, Бремене, Штеттине, Кенигсберге.
Управление морского командования с отделами: оперативным, организационным, боевой подготовки и др.
Административное управление о отделами; административным, военным, правовым.
Общее морское управление о отделами; техническим и верфей.
Управление морского оружия.
Управление военного судостроения с отделами: машиностроения и судостроения.
Медицинское управление.
Управление личного состава.

Сухопутная армия
По своей численности, маневроспособности, технической оснащенности и огневой мощи германская армия была одной из самых сильных современных капиталистических армий.
Особенностью в строительстве вооруженных сил Германии является создание быстроподвижных легких моторизованных дивизий с возложением на них специфической роли —роли стратегической конницы недалекого прошлого.
Особенно большие изменения в количественном и качественном отношении в германской сухопутной армии падают на последние два-три года.
Эти изменения выразились в увеличении огневой мощи пехотного батальона (в настоящее время пехотный батальон имеет: 12 станковых пулеметов, 36 ручных пулеметов, 6 тяжелых и 9 легких гранатометов, 9 противотанковых ружей), в увеличении артиллерии в пехотном полку (шесть 75-мм орудий и два 150-мм орудия), в создании довольно сильной противотанковой артиллерии и в усилении моторизации пехотной дивизии.


Организация и численность:
В 1939 г., то-есть до вступления Германии в войну, германская сухопутная армия состояла из 6 армейских групп и 18 армейских корпусов, причем три корпуса (XIV, XV и XVI) — мотомеханизированные.
Территориальное деление на армейские корпуса соответствует делению на военные округа (за исключением указанных выше трех корпусов, которые своей территории неимеют и дислоцируются в мирное время на территории остальных корпусов); всего насчитывается 15 военных округов. Командир корпуса одновременно является начальником округа.
Всего имелось 55 дивизий, в том числе: 39 пехотных, 3 горные, 4 легкие и 5 танковых.
Часть пехотных дивизий моторизована.
В состав XIV, XV и XVI армейских корпусов, которые не имеют своей территории, повидимому, входили для оперативного использования. легкие, танковые и моторизованные дивизии, числящиеся за другими корпусами.
Общая численность вооруженных сил Германии до начала войны с Польшей (т. е. численность мирного времени) составляла свыше 1 млн. человек.
К началу войны с Польшей, по данным иностранной печати, Германия развернула ПО—120 дивизий. Весною 1940 г. германская армия имела 180—200 дивизий, из них 120—150 дивизий участвовали в операциях на западе.
Общее количество военнообязанных (в возрасте от 18 до 45 лет) в Германии составляет около 16 млн. человек.
Отдельные роды оружия:
Сухопутная армия состоит из: пехоты и егерей, кавалерии, артиллерии,- инженерных частей, мотомехвойск, частей связи, коннотранспортных частей, железнодорожных частей, химических частей, санитарных и др.
а) Пехота
Основной единицей пехоты является полк.
Пехотный полк состоит из: штаба со взводом связи; 1 конного взвода; 3 батальонов; 1 роты пехотных орудий; 1 моторизованной противотанковой роты.
Пехотный батальон состоит из: штаба со взводом связи; 3 стрелковых рот; 1 пулеметной роты.
Стрелковая рота состоит из: команды управления; 3 стрелковых взводов; 1 отделения противотанковых ружей — 3 ружья.
Стрелковый взвод состоит из: 4 отделений (в каждом отделении по одному ручному пулемету) и 1 звена гранатометчиков с одним легким минометом.
Пулеметная рота состоит из: 3 пулеметных взводов по 4 станковых пулемета в каждом и 1 взвода тяжелых минометов (три отделения)—6 минометов.
в качестве специальных частей в пехоте имеются: полностью моторизованные пехотные полки, полностью моторизованные пулеметные батальоны, горно-егерские полки, пограничные пехотные полки, учебные пехотные полки.


Схема состава дивизии вермахта

б) Кавалерия
Благодаря своей подвижности кавалерия предназначается главным образом для целей разведки и охранения.
В кавалерии различают кавалерийские полки и конные полки.
Кавалерийский полк состоит из; штаба полка со взводом связи; 1-го полуполка с 4 эскадронами; 1 пулеметного эскадрона; 2-го полуполка с 2—3 самокатными эскадронами; 1—2 тяжелых эскадронов.
Конный полк состоит из: штаба полка со вз1водом связи; 4 конных эскадронов; 1 пулеметного эскадрона; 1 тяжелого эскадрона (взвод противотанковых пушек, саперный взвод, взвод кавалерийских орудий).
Несколько конных полков совместно с самокатчиками, моторизованными разведывательными частями, легкой конной артиллерией и частями связи сводятся в конную бригаду.

в) Артиллерия
Основной организационной единицей артиллерии является артиллерийский полк. Артиллерийский полк состоит из штаба со взводом связи и 3—4 дивизионов.
в дивизионе имеются штаб со взводом связи и 3 батареи. Батарея располагает 4 орудиями.
В артиллерии имеются: легкие артдивизионы на конной тяге; легкие дивизионы горной артиллерии; легкие моторизованные дивизионы; легкие дивизионы конной артиллерии; тяжелые артдивизионы на конной тяге; тяжелые моторизованные артдивизионы.
На вооружении легких батарей состоят легкие (105-мм) полевые гаубицы.
Тяжелая артиллерия вооружена в своей массе тяжелыми (150-мм) полевыми гаубицами, а некоторые батареи — 100-мм пушками. На вооружении АРГК имеются 210-мм мортиры, 210-мм и 280-мм пушки.
Артиллерия вермахта пользовалась различнейшими средствами для разведки цели и пристрелки. Наряду с авиацией важнейшим из этих средств являлись дивизионы АИР (артиллерийской инструментальной разведки).
В состав дивизиона АИР входят штаб со взводом связи и батареи: светометрическая, звукометрическая, топографическая и, в большинстве дивизионов АИР, батарея аэростатов.

г) Инженерные часта
Инженерные части формируются в отдельные батальоны, иногда в отдельные роты. В каждой дивизии имеется частично моторизованный саперный батальон, состоящий из штаба со взводом связи, трех саперных рот, одна из которых моторизована, инженерного парка (моторизован) и мостовой колонны.
Кроме указанных частично моторизованных саперных батальонов, имеются еще полностью моторизованные саперные батальоны.
Саперная рота (моторизованная или вещая) состоит из отделения управления и 3 взводов по 3 отделения. В каждом отделении имеется один ручной пулемет.
д) Мотомехчасти
Весною 1940 г. германская армия имела 13—15 механизированных дивизий с 7—8 тыс. танков. Во время решающих сражений во Франции эти дивизии сыграли выдающуюся роль. В состав мотомехчастей входят:
Моторизованные разведывательные отряды, в каждом из которые имеются штаб со взводом! связи и несколько рот (разведывательные, мотоциклетнострелковые и тяжелого вспомогательного оружия).
Бронетанковые полки двухдивизионного состава. Каждый дивизион состоит из штаба со взводом разведки и нескольких рот. Несколько полков составляют бронебригаду, а последняя со стрелковой моторизованной бригадой — бронедивизию. На вооружении танковых частей к весне 1940 г. в большом количестве появились тяжелые танки, против которых французская армия не располагала эффективными средствами обороны.
Моторизованные стрелковые полки и мотоциклетно-стрелковые батальоны.

Дивизионы ПТО.
Задачей моторизованных разведотрядов является ведение оперативной (дальней) разведки. Их вооружение позволяет им прорываться через слабые силы противника.
Моторизованные стрелковые и мютоциклетно-стрелковые части обеспечивают и удерживают завоеванные бронетанковыми войсками, объекты или участки местности.
Дивизионы ПТО используются для обороны против танков и бронемашин на главном направлении.
е) Связь
Связь в германской армии осуществляется как подразделениями связи (взводами), организационно связанными со штабами частей (при каждом штабе полка, батальона и т. д. имеется взвод связи), так и батальонами связи которые обслуживают дивизии и более крупные соединения и образуют, собственно, части связи.
Каждый батальон связи состоит из штаба и нескольких рот, главным образом телефонной и радиороты. Рота подразделяется на взводы, а взводы — на различные звенья. В телефонной роте имеются легкие и тяжелые телефонные звенья, телефонно-строительные и телефонно-эксплуатационные звенья; в радиороте — тяжелые и легкие звенья, звенья ранцевых радиостанций и другие.
Все части связи, за исключением немногих телефонных рот, моторизованы.



Схема состава моторизованной дивизии вермахта



Схема комплектования немецкой армии и порядок прохождения службы

Комплектование армии и порядок прохождения службы.
Рядовым составом германская армия комплектуется как на основе закона о всеобщей воинской повинности, так и путем вербовки добровольцев.
Военнообязанными являются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет, а для Восточной Пруссии — до 55 лет.
Части и соединения армии в мирное время комплектуются главным образом по территориальному принципу. С этой целью Германия разбита на 17 военных округов. Округа подразделяются на военно-призывные инспекции, инспекции — на призывные районы и последние — на призывные участки.
Военная служба слагается из отбывания трудовой повинности, действительной службы в армии и состояния в запасе.

Военизированные организации.
Кроме кадровой армии и ее резервов, в Германии имеются различные военизированные организации. Сюда относятся; штурмовые и защитные отряды, часть из которых расположена казарменно, вооружена и проходит подготовку так же, как в кадровой армии.
Национал-социалистский автомобильный корпус содействует развитию моторизации; национал-социалистский авиационный корпус готовит кадры для авиации; организация молодежи — Гитлер-Югенд - проводит среди своих членов солидную программу допризывной подготовки.

Военно-воздушные силы (люфтваффе)
По Версальскому договору Германия, не должна была иметь военно-воздушный флот. Однако развитие авиации и подготовка авиационных кадров, хотя и окольными путями (деятельность германских авиационных фирм в других странах, подготовка кадров в системе гражданского воздушного флота и т. д.), все же шли вперед так, что в мае 1933 г. было создано министерство авиации, а 26 февраля 1935 г, официально объявлено о создании военной авиации. К этому времени насчитывалось уже около 1 000 военных самолетов.
В настоящее время военная авиация Германии является наиболее мощным средством войны. По американским данным, к весне 1940 г. она насчитывала 8—9 тыс. самолетов в строю.
Организация ВВС.
ВВС Германии представляют собой самостоятельный род вооруженных сил. Высшим оперативным соединением ВВС является воздушный флот. Все части военной авиации Германии (за исключением войсковой авиации, морской авиации и авиации Восточной Пруссии) сведены в четыре воздушных флота. Штабы этих флотов расположены;
1- й (Восточный) в Берлине;
2- й (Северный) в Брауншвейге;
3- й (Западный) в Мюнхене;
4- й (Южный) в Вене.
Штаб командования войсковой авиации находится при верховном командовании сухопутной армии, штаб командования -морской авиации — в Киле и штаб командования авиации Восточной Пруссии — в Кенигсберге.
Каждый воздушный флот состоит из: командования со штабом, двух авиационных дивизий, зенитных частей и частей ПВО, полка связи, штабов воздушных районов с подчиненными им частями, школ ВВС и т.д.
Авиационная дивизия состоит из эскадр, эскадры — из групп, группы — из отрядов.
По своему боевому назначению ВВС делятся на: бомбардировочную, истребительную и разведывательную авиацию.
Высшей тактической единицей разведывательной авиации является группа истребительной и бомбардировочной авиации — эскадра.
Эскадра состоит из штаба и трех групп, группа — из штаба, штабной роты или технической роты и трех отрядов. Отряд состоит из 9 самолетов, находящихся в строю, и 3 запасных самолетов. Кроме того, в отрядах имеются транспортные и учебные самолеты.
Придавая серьезное значение авиадесантам в тылу противника, германское авиационное командование создало дивизию парашютных десантов и дивизию посадочных авиадесантов.

Противовоздушная оборона
Руководство всеми активными и пассивными средствами ПВО централизовано и находится в ведении министерства авиации.
Все средства наземной активной ПВО входят в состав ВВС как оборонительные средства воздушной борьбы.
Территория Германии разбита на 11 воздушных районов.
Начальники воздушных районов являются одновременно и начальниками ПВО.

Средства активной ПВО.
Активная ПВО включает в себя истребительную авиацию, зенитную артиллерию, зенитные пулеметы, зенитные прожекторы, звукоулавливатели и аэростаты заграждения.
Авиация в системе ПВО применяется не только для отражения воздушных налетов противника, но и для преду- преж1дения их путем уничтожения авиации противника на земле.

Разделяется с точки зрения возможности передвижения на стационарную, моторизованную и железнодорожную; с точки зрения калибра на легкую и тяжелую. Зенитная артиллерия охватывает также и прожекторные части.
Зенитный артполк состоит из; штаба, взвода связи, одного тяжелого я одного легкого артдивизиона.
Тяжелый артдивизион имеет: штаб, 4 тяжелые батареи, 1 прожекторную батарею, 1 штабную батарею со взводом связи, метеорологическую команду, команду по обработке разведывательных данных.



Схема руководства ПВО немецкой армии

Легкий артдивизион состоит из: штаба, 4 батарей и 1 штабной батареи.
К середине 1939 г. в Германии было около 70—75 зенитных артполков.
Основным и лучшим типом германского зенитного вооружения (FLAK) является тяжелая 88-мм зенитная пушка. Большое место в частях германской зенитной артиллерии занимают также 20-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930\38г. и 37-мм легкая автоматическая зенитная пушка. Кроме того, на вооружении зенитной артиллерии имеется 105-мм зенитная пушка.
Части зенитных прожекторов состоят из дивизионов, входящих в состав зенитных артполков, и отдельных зенитнопрожекторных дивизионов.

Аэростаты заграждения применяются главным образом для ПВО крупных пунктов, зон воздушного заграждения и отдельных важных объектов.
Пассивная ПВО.
Пасоивная ПВО находится в ведении министерства авиации и организуется на местах органами полиции совместнo с пожарной охраной и населением.
Пасоивная ПВО включает в себя: мероприятия по защите от авиационных бомб, по коллективной и индивидуальной химической защите, мероприятия по обеспечению безопасности (организация наблюдения и тревоги, маскировка), санитарное обслуживание и эвакуацию, дегазацию и восстановление, борьбу с пожарами и т. д.

Военно-морские силы (кригсмарине)


Тяжелый крейсер "ЛЮТЦОВ"

Военно-морские силы Германии, как и военно-воздушные силы, являются самостоятельным родом оружия.
В 1939 г. военно-морской флот имел следующий состав: линейные корабли: «Дейчланд» (флагманский корабль), «Адмирал Шеер», «Граф Шпее» (потоплен в начале 1940 г.), «Гнейзенау», «Шарнгорст».
Соединения разведывательных сил включали крейсера: «Нюрнберг» (флаг), «Лейпциг», «Кельи», «Карлсруэ» (потоплен в мае 1940 г.), «Кенигсберг», «Блюхер» (потоплен в мае 1940 г.), 3 флотилии (по 6 кораблей в каждой) и от дельный дивизион (3 корабля) эсминцев, 3 флотилий МйНб- носцев, авианосец «Граф Цеппелин». Командующему миноносцами были приданы две флотилии торпедных катеров.
Соединение подводных лодок насчитывало в 1939 г. 43 подводные лодки. К середине 1940 г. число подводных лодок значительно возросло.
Базы морского флота.
Главной базой флота на Балтийском море является Киль, имеющий хорошо защищенную от ветров, вместительную и с большими глубинами бухту, хорошие ремонтные и кораблестроительные средства. В качестве операционных и маневренных баз на Балтийском море могут быть использованы порты Штральзунд, Свинемюнде, Штеттин, Пиллау и др.
Главной базой германского флота на Северном море служит Вильгельмсгафен, где имеются хорошо оборудованные кораблестроительные заводы, строящие линкоры.


Современная Германия образована 3 октября 1990 года в результате объединения двух немецких государств на основе Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, а также объединительного договора между ГДР и ФРГ. Площадь территории страны 357 022 км 2 . В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 федеральных земель. Общая численность населения страны около 82,16 млн человек, из них 51,1 проц. - мужчины. Столица Германии - Берлин (более 3,47 млн жителей).

Военно-политическая деятельность руководства Германии ориентирована на укрепление лидирующих позиций страны в Европе, усиление ее влияния на мировую политику, а также повышение роли в решении ключевых проблем международной безопасности. Германия настойчиво добивается предоставления ей статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, принимает широкое участие в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, в том числе с применением военной силы.

Имея самые большие по численности вооруженные силы (310 тыс. человек) среди западноевропейских государств, Германия рассматривает бундесвер в качестве важного инструмента реализации своих внешнеполитических целей. Военно-политическое руководство ФРГ настойчиво стремится привести ВС в соответствие современным требованиям. Реформирование бундесвера осуществляется согласно десятилетней программе (2001-2010).

В рамках военной реформы к 2006 году численность личного состава бундесвера планируется сократить до 282 тыс. человек, а гражданских служащих (к 2010-му) - со 120 тыс. до 80 - 90 тыс. человек.

В соответствии с конституцией страны верховным главнокомандующим вооруженными силами является федеральный канцлер, а общее руководство ими осуществляет министр обороны (гражданское лицо), который отвечает за реализацию политики правящей партийной коалиции в области обороны и военного строительства. Его рабочий орган - министерство обороны (МО). Оперативное руководство ВС осуществляет генеральный инспектор бундесвера через главный штаб.

Вооруженные силы ФРГ имеют трехвидовую структуру (сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы). В качестве отдельных компонентов в составе бундесвера в 2001 году созданы объединенные силы обеспечения (ОСО) и медико-санитарная служба (МСС).

Сухопутные силы, насчитывающие, по данным ежегодного издания Лондонского международного института стратегических исследований «Милитэри бэланс-2001», 211,8 тыс. военнослужащих, возглавляет инспектор, который осуществляет руководство ими через главный штаб. Сухопутные силы являются одним из основных видов бундесвера. В соответствии с программой модернизации к 1 июля 2001 года были расформированы национальные армейские корпуса, 1 -я горнопехотная и 5-я танковая дивизии и созданы две дивизии - аэромобильных и специальных операций, а также командование родов войск, включающее формирования боевого и тылового обеспечения. Все штабы дивизий переподчинены непосредственно оперативному командованию сухопутных сил, а военные округа в октябре того же года переданы в ОСО с сокращением их количества с семи до четырех.

На вооружении сухопутных сил состоит 2 521 танк, 2 073 орудия полевой артиллерии, РСЗО и миномета, около 2 630 БМП (БТР), 204 боевых вертолета.

После завершения реформы мотопехотные и танковые дивизии намечается преобразовать в пять механизированных дивизий. Всего в составе сухопутных сил планируется иметь: 23 бригады (девять развернутых механизированных, две воздушно-десантные, две тылового обеспечения, горнопехотную, воздушно-механизированную, армейской авиации, артиллерийскую, инженерную, ПВО, радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ) и три механизированные сокращенного состава); командование сил специального назначения; немецкий компонент франко-германской бригады.

Передачу в ОСО тыловых и медико-санитарных подразделений из состава сухопутных сил предполагается начать с января 2004 года.

Военно-воздушные силы (более 70,55 тыс. военнослужащих) возглавляет инспектор, который осуществляет руководство ими через главный штаб ВВС. Силы и средства медико-санитарной службы ВВС переподчинены ЦМСС с октября 2001 года.

В настоящее время в составе ВВС имеется четыре авиационные дивизии, 22 эскадрильи самолетов боевой авиации (восемь истребительно-бомбардировочных, четыре разведывательные и РЭБ, восемь истребительных ПВО и две учебно-боевые), шесть эскадрилий самолетов вспомогательной авиации, пять вертолетных эскадрилий и 15 зенитных ракетных эскадр.

На вооружении ВВС состоит: 434 самолета боевой авиации, около 550 пусковых установок ЗУР, более 260 орудий зенитной артиллерии, до 100 самолетов вспомогательной авиации и 104 вертолета.

По планам министерства обороны ФРГ, в дальнейшем будет сокращена на 25 проц. численность формирований боевой авиации, на 30 - зенитно-ракетных подразделений, на 50 - радиолокационных формирований и тыловых подразделений.

Реформирование организационно-штатной структуры оперативного командования ВВС предусматривалось завершить к апрелю 2002 года, а командования ВВС «Север» и «Юг» предполагалось расформировать до октября 2002-го.

Штаб 1 -й авиационной дивизии планировалось передислоцировать из Карлсруэ в Фюрстенфельдбрюк до апреля 2002 года, а к декабрю 2003-го расформировать 34-ю истребительно-бомбардировочную эскадру. Процесс передачи складов и хранилищ из состава ВВС в ОСО намечалось начать с января 2002 года.

Общую численность ВВС предполагается довести до 51 тыс. военнослужащих, что позволит иметь в их составе: четыре дивизии, включающие одну разведывательную, четыре истребительно-бомбардировочных, три истребительных эскадры и четыре эскадры ПВО, четыре района управления оперативным применением и батальон прикрытия объектов; командование военно-транспортной авиации, включающее три эскадры ВТА и авиагруппу перевозок министерства обороны ФРГ; командование оперативного управления ВВС; два полка материально-технического обеспечения и центр обслуживания вооружений.

Военно-морские силы (26,05 тыс. военнослужащих) включают флот и авиацию ВМС. Руководство военно-морскими силами осуществляет инспектор ВМС через главный штаб ВМС. Ему подчинены оперативное командование и центральное управление.

В настоящее время ВМС располагают более 50 боевыми кораблями, 30 боевыми катерами, 80 вспомогательными судами, 65 боевыми самолетами, 40 вертолетами.

В соответствии с планами министерства обороны ФРГ, общая численность ВМС будет сокращена до 20 тыс. военнослужащих, что позволит иметь в их составе пять флотилий: морской авиации, фрегатов, катеров, минных тральщиков, подводных лодок. Кроме того, структура ВМС Германии будет включать пять обеспечивающих командований и командование системами управления ВМС.

Намечено также сократить на 70 проц. личный состав подразделения охраны территориальных вод и изменить их организационно-штатную структуру. С января 2001 года начато расформирование командования районов базирования ВМС, а с октября начался процесс передачи медико-санитарных подразделений в состав МСС.

В январе 2002 года началось преобразование командования флота, а с января 2007-го предполагается начать расформировывать школы снабжения ВМС.

Объединенные силы обеспечения возглавляет инспектор в ранге заместителя генерального инспектора бундесвера. С завершением формирования ОСО, как заявил представитель МО ФРГ, на них планируется возложить задачи управления, обеспечения и обучения. В числе наиболее важных функций нового компонента ВС названы следующие: оперативное управление, централизованное обеспечение, обработка информации, обеспечение обороны национальной территории, содержание складов центрального подчинения.

В качестве основных органов управления в составе ОСО сформированы: центральное управление (с апреля 2001 года), объединенное командование обеспечения и объединенное оперативное командование (с июля 2001-го). С октября 2001 года из сухопутных сил им передаются областные штабы обороны, военной полиции и учебных центров. В подчинение объединенных сил обеспечения планируется передать также центральные службы бундесвера, а с начала 2002-го началось формирование в составе ОСО полка управления и поддержки, а также командования стратегической (космической) разведки. В 2002 - 2003 годах намечается создать штабы полков и батальонов тылового обеспечения.

Предполагается, что компонентами ОСО станут также командование поддержки ВС с четырьмя подчиненными ему командованиями военных округов, объединенное оперативное командование и командование стратегической (космической) разведки.

Такая централизация функций, по мнению министра обороны страны, позволит сократить около 8 тыс. должностей в формированиях оперативного и тылового обеспечения бундесвера.

Планируется, что общая численность ОСО достигнет 52 тыс. человек. Медико-санитарную службу бундесвера возглавляет инспектор, в распоряжении которого в перспективе должны находиться около 26,5 тыс. военнослужащих. Оперативному командованию медико-санитарной службы подчинено оперативное командование МСС и четыре военных округа. В апреле 2001 года началось формирование центрального управления МСС.

Военная администрация будет включать: службу военной администрации, четыре региональных управления военной администрации (в настоящее время семь) с тремя представительствами, 74 гарнизонных (124) и 81 районное управление (83), четыре школы военной администрации и десять специальных школ (21).

Возможность реализации вышеназванных планов находится в прямой зависимости от проблем финансирования и комплектования национальных вооруженных сил, которые в связи с активным включением ФРГ в проведение международной антитеррористической операции и миротворческой операции в Афганистане приобрели особую актуальность. После террористических актов 11 сентября для участия в ней ФРГ выделила 3,9 тыс. солдат и офицеров, 1,8 тыс. моряков направлены в район Африканского Рога и около 1,5 тыс. военнослужащих бундесвера будут действовать непосредственно в Афганистане. Кроме того, в настоящее время в Боснии и Герцеговине находятся 2 тыс. военнослужащих бундесвера, еще 4,9 тыс. были направлены в сербский край Косово. Германия играет ведущую роль в операции по поддержанию мира в Македонии, где она представлена 570 военнослужащими.

Комплектование ВС страны осуществляется по смешанному принципу: за счет призыва на действительную службу военнообязанных на основе закона о всеобщей воинской повинности. Продолжительность срочной службы с 1 января 2001 года сокращена с 10 до 9 месяцев с предоставлением возможности пройти последние три месяца службы в ходе нескольких военных сборов. При желании военнослужащий может продлевать срок службы на добровольной основе до 23 месяцев. Тем, кто служит по контракту, предоставляется право заключить его на срок от двух до 15 лет. Кроме того, бундесвер комплектуется кадровыми военнослужащими.

В современных условиях значительно возросла потребность бундесвера в кадрах для комплектования войск специального назначения, военных полицейских, специалистах РХБЗ и медико-санитарной службы. Данный дефицит возник на фоне наличия в ВС ФРГ застарелых проблем в кадровой и финансовой политике. В войсках, как сообщает информационный центр бундесвера, образовался избыток ряда категорий кадровых унтер-офицеров и офицеров-специалистов, а до 2004 года прогнозируется недостаток офицеров - командиров взводов. Вакантными являются более 17 тыс. должностей рядового и фельдфебельского состава. Имеется значительный дефицит специалистов в таких званиях, как фельдфебель и обер-фельдфебель, унтер-офицер и штабс-унтер-офицер. Из всего призывного контингента в вооруженные силы удается призвать только треть военнообязанных. Число уклоняющихся от призыва продолжает увеличиваться (более 9 тыс. человек по итогам 2001 года).

Существенно ухудшилось состояние здоровья призывников (около 20 проц. признаются негодными к военной службе), растет количество осужденных и лиц уклоняющихся от выполнения воинского долга по религиозным мотивам.

Попытки руководства МО поднять престиж военной службы за счет увеличения финансового довольствия военнослужащих не нашли поддержки со стороны федерального канцлера Г. Шредера и министра финансов Г. Айхеля, так как министру обороны, по сообщениям средств массовой информации ФРГ, пока не удалось получить существенной планируемой прибыли от программы распродажи собственности бундесвера, освобождающейся в ходе военной реформы.

Сохранение принципа комплектования бундесвера на основе всеобщей воинской обязанности одновременно с набором на контрактной основе не решило всех кадровых проблем, что обусловливается комплексом причин, основными из которых являются: развитие в НАТО объективной тенденции к уменьшению численности войск (сил) и преобразованию их в профессиональные ВС; сокращение военных бюджетов государств - членов альянса с одновременным повышением затрат на содержание военнослужащих; снижение престижа военной службы в бундесвере, обусловленное экономической, социальной и демографической ситуацией в ФРГ.

В связи с данными обстоятельствами входящая в правительство коалиция «Союз-90/ Зеленые», руководство военно-промышленного комплекса, ряд представителей кабинета министров и депутаты бундестага от фракции СДПГ инициировали в СМИ дискуссию по вопросу перехода бундесвера на профессиональный принцип комплектования. Однако их инициативы вызвали жесткую критику со стороны сторонников всеобщей воинской обязанности (министр обороны, командование бундесвера, лидеры ХДС/ХСС во главе с бывшим министром обороны страны Ф. Рюэ), которые обосновывают свое мнение в заявлениях для германских и зарубежных СМИ необходимостью сохранения основы мобилизационного развертывания НАТО на передовых рубежах зоны ответственности альянса.

Руководство министерства обороны считает, что профессионалами достаточно укомплектовывать лишь наиболее боеготовые формирования бундесвера. По мнению министра обороны, профессионализация армии неизбежно приведет к значительному увеличению военных расходов страны на длительную перспективу. В своих публичных выступлениях он подчеркивает поддержку большинством населения Германии (около 60 проц. граждан ФРГ) сохранения всеобщей воинской обязанности, которая позволяет воспитывать молодых людей в духе «национальных традиций и патриотизма».

Сторонники профессионализации ВС, напротив, обосновывают свою позицию отсутствием реальной угрозы широкомасштабных глобальных конфликтов в современных условиях. По их мнению, бундесвер способен реагировать на кризисные ситуации гораздо меньшими по численности, но более подготовленными в профессиональном отношении формированиями. Это связано прежде всего с тем, что ФРГ прикрыта с Востока новыми членами НАТО - Польшей, Чехией и Венгрией. Кроме того, создаются предпосылки для расширения «буферной зоны» за счет подготовки к вступлению в блок других стран. Современное геостратегическое положение, по оценке «Германского общества по вопросам политики безопасности», обеспечивает для ФРГ выигрыш во времени на подготовку необходимых мобилизационных ресурсов для доукомплектования чисто профессиональных ВС.

По мнению члена фракции СДПГ Р. Шмидта, такая обстановка станет решающим условием сокращения возможных потерь и основой успешного участия германских военнослужащих в операциях многонациональных сил.

Такую же позицию занимают «Зеленые», провозгласившие отказ от всеобщей воинской обязанности одним из пунктов своей программы предвыборной борьбы. По данным исследований, проведенных экспертами данной коалиции, лишь каждый пятый из военнообязанных Германии востребован вооруженными силами, и это соотношение с каждым годом будет увеличиваться, в результате чего само понятие «всеобщая воинская обязанность» со временем потеряет смысл. Кроме того, сторонники профессионализации ВС заявляют, что добровольное прохождение службы больше соответствует идеалам демократии, чем всеобщая воинская обязанность.

Тенденция к отказу от всеобщей воинской обязанности постепенно нарастает. Свидетельством тому являются следующие факты: сокращение доли военнослужащих-призывников и продолжительности срочной службы; снижение объемов финансирования бундесвера с одновременным повышением уровня денежного содержания военнослужащих-профессионалов; дальнейшее падение престижа военной службы; осложнение процесса призыва в ВС, обусловленное ухудшением демографической ситуации в стране.

Однако военно-политическое руководство ФРГ надеется в сложных финансово-экономических и социально-демографических условиях реализовать начатую военную реформу и сохранить за бундесвером лидирующие позиции среди вооруженных сил западноевропейских государств.

Майор Г. Хансов

Вооруженные силы Германии представляют собой сложную совокупность государственных организационных структур различного назначения и являются одной из наиболее современных и боеспособных армий Европы.

Реформы и состояние обороны

Днем фактического образования ВС Германии, или бундесвера, считается 12 ноября 1955г. За 60 лет своего существования бундесвер неоднократно подвергались реформированию. Однако, не все подходы к преобразованиям подтвердили свою жизнеспособность в практическом и финансовом отношении. Начало военных действий против террора, провозглашенное Западом после атаки на США 11 сентября 2001 года, привело к очередному пересмотру подходов к военному строительству.

Одновременно, военно-политическому руководству ФРГ стало ясно, что в современном мире, отличном от статичных условий «холодной войны», невозможно однозначно определить конечные параметры проводимых преобразований. Поскольку современная среда политики безопасности подвержена быстрым изменениям – детальной реформы, которая должна сразу решить все проблемы бундесвера, не существует. В итоге проявился новый подход, заключающийся в непрерывном процессе адаптации бундесвера к возникающим вызовам и обозначенный термином «трансформация».

Целью такого процесса стала создание и поддержание оперативных возможностей ВС в быстро меняющемся окружении. В интересах поддержки министерства обороны в реализации процесса трансформации в 2004г. сформирован Центр трансформации бундесвера (Zentrum für Transformation der Bundeswehr, ZTransfBw).

Одним из следствий начатой трансформации стала приостановка федеральным правительством в декабре 2010г. призыва на военную службу. Одновременно, тогдашний министр обороны Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ (Karl -Theodor zu Guttenberg ) инициировал, а его преемник Томас де МЕЗЬЕР (Thomas de Maizi è re ) в марте 2013г. представил общественности очередную программу реформирования, получившую название «Переориентация бундесвера» (Neuausrichtung der Bundeswehr ). По оценкам специалистов, «переориентация» охватывает почти все стороны деятельности бундесвера и может считаться наиболее всеобъемлющей реформой ВС Германии с момента их образования.

Состояние обороны

Согласно Конституции ФРГ необходимость применения страной оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции ФРГ, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному канцлеру.

Бундесвер – армия, находящаяся под парламентским контролем. Ее вооруженная миссия осуществляется по решению немецкого бундестага. Если ситуация требует немедленных действий, то в соответствии со специальным положением ст. 115а п.2 Конституции решение на применение ВС может принять Объединенный комитет страны. Согласно положениям ст.115a п.4 Конституции, если страна подверглась нападению, а уполномоченные федеральные органы не могут заявить о переходе к состоянию обороны – констатация такого перехода определяется самим фактом нападения.


Предназначение и задачи

В соответствии со ст.87а п.1 Конституции Федерация создает вооруженные силы для обороны. Задачи и предназначения бундесвера, вытекающие из этого положения, концептуально описаны в «Белой книге» (Weißbuch ) и с течением времени в той же степени подвержены изменениям, как и ситуация с геополитической безопасностью.

Во время противостояния между Востоком и Западом защита от нападения с Востока была главной задачей бундесвера. С 1990г. спектр его задач значительно изменился: в дополнение к классической обороне государства на передний план вышло участие в зарубежных операциях. По словам бывшего министра обороны Петера ШТРУКА (Peter Struc), защита Федеративной Республики Германии «уже не только в Хинделанге, но и в Гиндукуше» («nicht mehr nur in Hindelang, sondern auch am Hindukusch»).


Вход на территорию министерства обороны ФРГ

Предназначение

Согласно «Основным направлениям политики в области обороны» (verteidigungspolitischen Richtlinien, VPR ), опубликованным в мае 2011г., и «Белой книге 2016» вооруженные силы Германии в рамках общенационального подхода предназначены для:

  • защиты суверенитета и территориальной целостности Германии и ее граждан;
  • обеспечения устойчивости государства и общества к внешним угрозам;
  • гарантирования и поддержки дееспособности ФРГ в области внешней политики и безопасности;
  • внесения своего вклада совместно с партнерами и союзниками в защиту от угроз политики безопасности для открытого общества, а также свободных и безопасных путей мировой торговли и снабжения;
  • защиты союзников Германии и их граждан;
  • содействия безопасности и стабильности в международном контексте, укрепления европейской интеграции, трансатлантического партнерства и многонационального сотрудничества.

Задачи ВС Германии

Из этого предназначения вытекают задачи бундесвера:

  • оборона территории и союзников в рамках НАТО и ЕС;
  • защита родины, предотвращение национальных кризисов и рисков, а также оказание дополнительных услуг со стороны Германии в международном управлении кризисами, включая активное военное и гражданско-военное участие;
  • партнерство и сотрудничество также и за пределами ЕС и НАТО;
  • гуманитарная чрезвычайная помощь и помощь в случае стихийных бедствий, принятие ответственности за решение гуманитарных проблем.

Дополнительно определены задачи, которые должны выполняться ВС непрерывно:

  • оборонительные аспекты общегосударственной цифровой (по западной терминологии – кибернетической) безопасности, вклад в общегосударственную картину обстановки в цифровом и информационном пространстве в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а также гарантирование кибербезопасности сетей вооруженных сил;
  • поддержка и развитие национальных ключевых технологических областей, а также поощрение партнерства в особенности в отношении европейских и атлантических подходов к исследованиям, разработке и использованию имеющихся возможностей;
  • проведение всех необходимых мероприятий по поддержанию предприятий внутри страны, включая выполнение ведомственных задач, определение квалификации, проведение первичной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, поддержку боевой и оперативной подготовки, военной безопасности и порядка.

Руководство и структура

Высшее руководство ВС Германии

Высшим органом управления бундесвером является федеральное министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung, BMVg ). Во главе министерства стоит федеральный министр обороны, который в мирное время является главнокомандующим ВС страны. Эту должность с 17 декабря 2013г. занимает Урсула Гертруда фон дер ЛЯЙЕН (Ursula Gertrud von der Leyen ). Министр обороны является членом федерального правительства Германии.


Министр обороны ФРГ Урсула фон дер ЛЯЙЕН

Министерство обороны не входит в состав бундесвера, а как высшее федеральное ведомство, призвано поддерживать министра при осуществлении задач управления вооруженными силами. Министру подчинены два статс-секретаря и два парламентских статс-секретаря, а также генеральный инспектор ВС. Министр обороны, статс-секретари и генеральный инспектор совместно образуют высшее руководство министерства обороны.

Генеральный инспектор, или генерал-инспектор бундесвера в звании генерала или адмирала, является высшим военным советником федерального правительства Германии. Он является членом федерального министерства обороны и главнокомандующим всех военнослужащих вооруженных сил. В мирное время генерал-инспектор подчиняется министру обороны, в состоянии обороны – федеральному канцлеру. Кроме того, он подчинен государственным секретарям министерства обороны (примат политики). Генерал-инспектор отвечает за общую концепцию военной обороны и несет личную ответственность перед министром обороны за руководство операциями бундесвера.


Генеральный инспектор бундесвера генерал Эберхард ЦОРН

Общая структура ВС

Подчиненный министерству обороны бундесвер имеет военную и гражданскую составляющие, или вооруженные силы (Streitkräfte) и военную администрацию (Bundeswehrverwaltung ), соответственно. Руководство военной и гражданской составляющими в структуре министерства обороны осуществляют назначенные управления министерства.


Вооруженные силы

В составе ВС Германии выделяются три вида вооруженных сил и межвидовые компоненты. К видам вооруженных сил (Teilstreitkräfte) относятся :

  • (Heer );
  • (Luftwaffe );
  • (Marine ).

Межвидовые компоненты ВС включают:

  • (Streitkräftebasis );
  • (Cyber und Informationsraum );
  • (Zentrale Sanitätsdienst ).

Перечисленные виды ВС и межвидовые компоненты подчинены соответствующим командованиям, во главе которых стоят соответствующие инспекторы в звании генерала.

Кроме того, в состав ВС входят инстанции, непосредственно подчиненные министерству обороны, а в служебном отношении генеральному инспектору бундесвера. К ним относятся:

Управление военной контрразведки (Amt für den Militärischen Abschirmdienst, MAD );

Объединенное оперативное командование бундесвера (Einsatzführungskommando der Bundeswehr) ;

Высшая академия управления бундесвера (Führungsakademie der Bundeswehr );

Управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr );

Управление планирования бундесвера (Planungsamt der Bundeswehr );

Центр пропаганды (Zentrum Innere Führung, ZInFü ).

Военная администрация

Администрация бундесвера ведает вопросами удовлетворения материальных потребностей ВС, обеспечения его повседневной деятельности, подбором и расстановкой кадров. Функционально администрация разделена на три сферы ответственности: «Инфраструктура, охрана окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen, IUD ), «Вооружение, информационные технологии и боевое применение (Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung, AIN ), а также «Персонал» (Personal ).

Для решения практических задач в рамках указанных сфер ответственности в ходе переориентации бундесвера сформированы следующие основные учреждения:

Федеральное ведомство инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw );

Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw );

Федеральное ведомство управления кадрами бундесвера (Bundesamt für das Personalmanagement der Bundeswehr, BAPersBw );

Центр образования бундесвера (Bildungszentrum der Bundeswehr, BIZBw );

Федеральное ведомство иностранных языков (Bundessprachenamt, BSprA );

два университета бундесвера (Universitäten der Bundeswehr , UniBw ): в Мюнхене (Universität der Bundeswehr München , (UniBwM ) и университет Гельмута Шмидта в Гамбурге (Helmut-Schmidt-Universität – Universität der Bundeswehr Hamburg, UniBwH /HSU ).

Кроме того, в состав военной администрации бундесвера как самостоятельные части входят органы правовой защиты (Rechtspflege der Bundeswehr, RPflegeBw) и военно-церковная служба (Militärseelsorge) .

К органам правовой защиты относятся: федеральный военный прокурор по административно-дисциплинарным вопросам при высшем федеральном административном суде (Bundeswehrdisziplinaranwalt beim Bundesverwaltungsgericht ) и войсковые дисциплинарные суды, или суды первой инстанции «Север» и «Юг» (Truppendienstgerichten Nord und Süd )

Вопросами отправления религиозных культов в ВС Германии ведают католическое епископство ВС (Katholische Militärbischofsamt) и евангелическое управление бундесвера по делам церкви (Evangelische Kirchenamt für die Bundeswehr ).

Персонал

Весь персонал вооруженных сил Германии можно разделить на три основные группы: военнослужащие, гражданские служащие и резервисты.

Военнослужащие

После отказа федерального правительства от призыва на срочную военную службу военнослужащие (личный состав) бундесвера делится на три категории: военнослужащие, проходящие военную службу добровольно (Freiwilliger Wehrdienstleistender, FWDL ); военнослужащие по контракту (Zeitsoldat ) и профессиональные военнослужащие (Berufsoldat ).

Военнослужащие-добровольцы должны иметь возраст старше 17 лет. Продолжительность их службы составляет от 12 до 23 месяцев. Военнослужащие этой категории составляют основу группы рядового состава. Поступить на службу по контракту могут бывшие добровольцы, пожелавшие продлить военную службу. Контракт подписывается на срок от 2 до 15 лет. Военнослужащие-контрактники составляют группы рядового, унтер-офицерского и офицерского состава. Бывшие военнослужащие-контрактники, подавшие рапорт и прошедшие профессиональный отбор, могут стать профессиональными военнослужащими. Они составляют группы унтер-офицерского и офицерского состава.

По данным управления персонала министерства обороны Германии на 30 ноября 2017г. общая численность военнослужащих бундесвера составляла 179 408 военнослужащих. Из них в составе:

министерства обороны – 1 000 чел.;

инстанций, напрямую подчиненных министерству обороны – 2 243 чел.;

сухопутных войск – 60 582 чел.;

ВВС – 28 090 чел.;

ВМС – 16 213 чел.;

объединенных сил обеспечения – 28 453 чел.;

центральной медико-санитарной службы – 20 079 чел.;

силы киберопераций и информационного обеспечения – 12 519 чел.;

административных областей

«Инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» – 987 чел.;

«Вооружение, информационные технологии и боевое применение» – 1 566 чел.;

«Персонал» – 7 676 чел., из которых 4 097 чел. обучаются в университетах бундесвера.

Гражданские специалисты

В Бундесвере насчитывается около 96,6 тыс. гражданских служащих. Из них: около 24,5 тыс. состоят на государственной гражданской службе, около 67,8 тыс. являются гражданскими сотрудниками управлений и ведомств, около 4,3 тыс. проходят обучение или находятся на испытательном сроке государственной гражданской службы. Из этого общего количества персонала примерно 23,9 тыс. работников по различным причинам не находятся на активной службе. Таким образом, имеется активный штат около 72,7 тыс. гражданских служащих.

Резерв бундесвера

Резерв может быть войсковым, территориальным и общим.

Войсковой резерв включает отдельные должности и дополнительные воинские части, которые разворачиваются по мере необходимости. Как правило, резервистами являются лица со специальными гражданскими квалификациями, которыми ВС не располагают в достаточном количестве. Они необходимы для оперативной готовности дополнительных частей и должностей в мирное время и для обеспечения готовности к обороне. Сюда также относятся так называемые «зеркальные должности» для необходимой подмены отсутствующего по какой-либо причине активного военнослужащего.

Резервисты, особенно те, которые имеют специальные гражданские знания, также используются в иностранных операциях. Это относится, например, к врачам-специалистам, таким как гинекологи или педиатры, которые не состоят на активной службе в бундесвере, но чьи знания особенно необходимы в гуманитарных операциях.

Территориальный резерв включает штабы в округах и районах Германии, базы военно-гражданского сотрудничества на территории Германии (Zivil Milit ä rische Zusammenarbeit im Inland , ZMZ I ), а также новые региональные силы безопасности и поддержки (Regionale Sicherungs- und Unterstützungskräften ). Региональным командованиям федеральных земель подчинено в общей сложности 30 рот территориального резерва.

Общий резерв включает всех прочих резервистов и обеспечивает возможность долгосрочного увеличения численности бундесвера.

Планируется иметь общую численность резерва в количестве около 90 тыс. чел.

С началом реформы «переориентации» бундесвера установлена новая общая штатная численность ВС в количестве до 185 тыс. военнослужащих (PSM 185 ), из них 170 тыс. военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих, 2,5 тыс. резервистов, а также от 5 до 12,5 тыс. добровольцев. Объем гражданских должностей в вооруженных силах (т.е. не в военной администрации бундесвера) должен составлять 18,7 тыс. человек.

В рамках инициированного министром обороны Урсулой фон дер ЛЯЙЕН «поворота в кадровой политике» («Trendwende Personal «), число военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих должно увеличиться от 170 до 177 тыс. чел. в период с 2016 по 2021гг. В целом до 2023г. предусматривается создать 14,3 тыс. дополнительных служебных должностей. В качестве первой цели к концу 2016г. предполагалось снова достичь численности военнослужащих по контракту и профессионалов в 170 тыс. чел. Однако, это не удалось: их численность составила только 168 342 чел.