Сергей георгиевич горшков морская мощь государства. Горшков, сергей георгиевич

Горшков,_Сергей_Георгиевич

Вершина карьеры

главнокомандующий Военно-Морским флотом - заместитель Министра обороны СССР, Адмирал флота Советского Союза,

Серге́й Гео́ргиевич Горшко́в (13 (26) февраля 1910, г. Каменец-Подольский, Подольская губерния, Российская империя - 13 мая 1988, Москва) - советский военачальник, флотоводец, создатель отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ - заместитель министра обороны СССР (1956-1985). Дважды Герой Советского Союза (1965, 1982).

Биография

Сергей Георгиевич Горшков был видным флотским военачальником, внесшим большой вклад в строительство и развитие советского Военно-Морского Флота. Он родился 26 февраля 1910 г. в Каменец-Подольске Хмельницкой обл. Отец, Горшков Георгий Михайлович, впоследствии заслуженный учитель республики, более 50 лет преподавал математику и физику. Мать, Горшкова Елена Федосеевна, была учительницей русского языка. В судьбе будущего Главкома отразились многие важные для страны и флота события. В 1927 г. семнадцатилетним юношей по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в 1931 г. окончил это учебное заведение. После окончания училища несколько лет служил вахтенным начальником, штурманом на надводных кораблях Черноморского флота. Затем С.Г. Горшков прошел все командирские ступени: командир сторожевого корабля, эсминца, бригады эсминцев ТОФ, а с 1939 г. – командир бригады эсминцев ЧФ. В тридцатилетнем возрасте Сергей Георгиевич возглавил бригаду крейсеров Черноморского флота, а в мае 1941 г. окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава флота при Военно-морской академии. В годы Великой Отечественной войны С.Г. Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады героически защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант в районе Григорьевки. В октябре 1941 г. С.Г. Горшков, которому незадолго до этого было присвоено звание контр-адмирал, был назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 г. корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила 11-ю немецко-фашистскую армию перейти к обороне под Севастополем. Азовская флотилия стала одним из первых морских формирований, принявших участие в битве за Кавказ. 9 августа 1942 г. военные советы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота приняли решение возложить на 32-летнего контр-адмирала командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз. В самый разгар тяжелых боев с фашистами 27 августа 1942 г. Сергей Георгиевич был принят в ряды ВКП(б). После расформирования Азовской флотилии в сентябре 1942 г. С.Г. Горшков был назначен заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом. В феврале 1943 г. в связи с успешным наступлением советских войск и освобождением ряда городов на юге нашей страны была воссоздана Азовская флотилия. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. Весной 1943 г. флотилия под командованием С.Г. Горшкова принимала участие в ряде десантных и набеговых операций для содействия войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десант в Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта и, наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 г. по высадке частей отдельной Приморской армии на Керченском полуострове. За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашист¬скими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 сентября 1943 г. наградил контр-адмирала С.Г. Горшкова орденом Кутузова I степени. В 1944 г. наступление войск 3-го Украинского фронта потребовало поддержки со стороны флота. Азовская флотилия переформировывается в Дунайскую и перебазируется в Одессу. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. В сентябре 1944 г. ему присваивают звание вице-адмирал, его имя за умелое командование флотилией не раз упоминается в Приказах Верховного Главнокомандующего. Во время боевых операций судьба столкнула Сергея Георгиевича с маршалом Г.К. Жуковым. Встреча оказалась не из приятных. Немцы тогда остановили наше наступление на берегу какой-то реки. Чтобы изменить ситуацию, приехал Жуков. Он встретился с армейскими военачальниками, которые объяснили маршалу, что не могут переправиться из-за отсутствия плавсредств. Срочно нашли командующего флотилией. Как вспоминал много лет спустя Сергей Георгиевич, Жуков дал время до семи утра следующего дня (встреча произошла около пяти часов вечера): "Если к этому времени два ударных батальона не будут переправлены на тот берег, – заявил Жуков, – я Вас расстреляю". Поскольку у Горшкова необходимых плавсредств просто не было, пришлось срочно разбирать деревянные дома в близлежащих деревнях и сооружать плоты, а для жителей рыть землянки. На плотах размещали людей и технику, и корабли флотилии буксировали их к другому берегу. В пять часов утра войска были переправлены, и под их ударами фашисты вынуждены были отступить. В январе 1945 г. Сергей Георгиевич назначается командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В представлении сказано, что назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала. В ноябре 1948 г. вице-адмирал С.Г. Горшков становится начальником штаба, а в августе 1951 г. – командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 г. ему было присвоено звание адмирал. С июля 1955 г. он – первый заместитель Главнокомандующего, а с января 1956 г. – Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР. С именем С.Г. Горшкова связано становление и развитие советского ракетно-ядерного Военно-Морского Флота.

Умер в 1988 году. Похоронен на Новодевичье кладбище.

Воинские звания

  • [Контр-адмирал ] (16.09.1941).
  • [Вице-адмирал ] (25.09.1945).
  • [Адмирал ] (03.08.1953).
  • [Адмирал флота ] (28.04.1962).
  • [Адмирал Флота Советского Союза ] (28.10.1967).

Награды

Высшие степени отличия

  • две Медаль «Золотая Звезда» (СССР) Дважды Героя Советского Союза (№ 10684- 07.05.1965, № 118 - 21.12.1982) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года «за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне».Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года «за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им».

Ордена

  • Семь орденов Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 07.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982);
  • орден Октябрьской Революции (22.02.1968);
  • четыре орден Красного Знамени|ордена Красного Знамени (03.04.1942; 24.07.1943; 06.11.1947; 23.07.1959);
  • орден Ушакова I степени (28.06.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.09.1943);
  • орден Ушакова II степени (16.05.1944);
  • орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
  • орден Красной Звезды (03.11.1944);
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).

Медали

  • медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»;
  • медаль «За оборону Одессы»;
  • медаль «За оборону Кавказа»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «За взятие Будапешта»;
  • медаль «За освобождение Белграда»;
  • медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «За укрепление боевого содружества»;
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
  • медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»|медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «В память 250-летия Ленинграда».

Премии

  • 1980 - Государственная премия СССР.
  • 1985 - Ленинская премия Постановление ЦК КПСС и Совмина от 21.02.1985 г. № 172.

Именное оружие

  • Почётное оружие - именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР (22.02.1968).

Иностранные награды

  • ГДР :
    • Орден Заслуг перед Отечеством|орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (1970);
    • орден Шарнхорста (1980);
  • ПНР :
    • Орден Возрождения Польши|орден Возрождения Польши 2-го класса (1968);
    • Орден Возрождения Польши|орден Возрождения Польши 3-го класса (1978);
  • СФРЮ :
    • два Орден Партизанской Звезды|ордена Партизанской Звезды 1 степени (1945, 1965);
  • Социалистическая Республика Румыния|СРР :
    • Орден Тудора Владимиреску|орден Тудора Владимиреску 1-й степени (1969);
    • Орден Звезды Румынии (СРР)|орден «Звезда Румынии» 3-й степени (1950);
    • Орден Защита Отечества|орден Защита Отечества (1950);
  • МНР :
    • орден Сухэ-Батора (1971);
    • медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль 30 лет Халхин-Гольской Победы;
    • медаль 30 лет Победы над милитаристской Японией;
  • ВНР :
    • Орден Венгерской Народной Республики|орден Венгерской Народной Республики 1 степени (1965);
  • БНР :
    • три Орден Народной Республики Болгария|ордена Народной Республики Болгария (1970, 1974, 1985);
    • Большой крест [[Орден «Святой Александр»|ордена «Святой Александр» с мечами (1945);
  • Египет :
    • Медаль военных заслуг|медаль военных заслуг 1 степени (1972);
  • Вьетнам|СРВ :
    • Орден Военных Заслуг (Вьетнам)|орден Военных Заслуг 1-й степени (1983);
  • Индонезия :
    • звезда и знак [[Орден «Звезда Индонезии»|ордена «Звезда Индонезии» 1-го класса (1961);
  • Йемен :
    • Орден Дружбы Народов (Йемен) |орден Дружбы Народов (1983);
  • Перу :
    • Орден Военно-Морских Заслуг|орден Военно-Морских Заслуг (1978);
  • Тунис :
    • Орден Республики (Тунис)|орден Республики (1977);

Другие почести

  • Почётный гражданин Севастополя (1974) , Владивостока, Северодвинска
  • Памятники С. Г. Горшкову установлены в городах Коломна (автор - скульптор Л. Е. Кербель) и Новороссийск .
  • На здании штаба Черноморского флота установлена мемориальная доска.
  • Имя С. Г. Горшкова увековечено в названиях Центрального госпиталя ВМФ, гимназии № 9 в г. Коломне, которую он окончил в 1926 году, улицы и гимназии в микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской области, улицы в новом жилом микрорайоне «Снеговая Падь» г. Владивостока и Технико-экономического лицея и микрорайона г. Новороссийска.
  • В знак признательности выдающихся заслуг С. Г. Горшкова перед Отечеством в области укрепления Российского флота, а также за постоянную его заботу о флотских спортсменах в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 октября 1996 года № 513-рп, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 января 1997 года № 17 (приказ подписал первый заместитель МО генерал армии В. Самсонов) Центральному спортивному клубу Военно-Морского Флота установлено наименование - Центральный спортивный клуб Военно-Морского Флота имени Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С. Г.
  • В 2006 году учреждена ведомственная медаль МО РФ Медаль «Адмирал Горшков».
  • Его имя носил авианесущий крейсер Адмирал Горшков , проданный Индии и переименованный в «Викрамадитья».

Деятельность

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ. Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. "Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и "школа Горшкова" – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения. Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана. …Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам" (Красная звезда, 1997, 26 февраля).

26 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, военачальника, адмирала Флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза (1965, 1982), в 1956-1985 годах занимавшего пост главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР.

В последние годы жизни Сергей Горшков работал над книгой воспоминаний. Эти материалы под названием "Во флотском строю" в 1996 году были опубликованы издательством "Логос" (Санкт-Петербург).

Сергей Георгиевич Горшков скончался 13 мая 1988 года , похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем адмирала Горшкова назван тяжелый авианесущий крейсер, головной фрегат для ВМФ России, Центральный госпиталь ВМФ, школа в г. Коломне, улица в п. Купавна Московской области, Технико-экономический лицей и микрорайон г. Новороссийска.

Ему установлены памятники в городе Коломне Московской области и в Новороссийске, мемориальные доски в Москве и Новороссийске.
Сергей Горшков был почетным гражданином ряда городов: Севастополя, Владивостока, Бердянска, Ейска, Северодвинска Архангельской области и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Сергей Георгиевич Горшков принял эстафету командования Военно-морским флотом СССР у Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова в 1955 году, в момент очередного перелома в судьбе Николая Герасимовича и на рубеже начавшейся бурной научно-технической революции.


Именно при С.Г. Горшкове ВМФ СССР из прибрежного «верного помощника Рабоче-Крестьянской Красной Армии» превратился в могучий океанский ракетно-ядерный Военно-Морской флот государства, способный самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в отдаленных районах Мирового океана. Именно при Главнокомандующем ВМФ СССР С.Г. Горшкове политическому руководству страны стало ясно, что великая мировая держава не может быть только сухопутной, что международный престиж и всеобщее уважение государству приносит сильный современный военно-морской флот, являющийся основой его морской мощи.

Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 года в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области в семье учителей. Родители стремились воспитать своих детей трудолюбивыми, честными и самостоятельными. Питая склонность к физике и математике, Сергей Георгиевич по окончании школы в возрасте 16 лет поступил в Ленинградский университет. Жизнь в городе морской славы, работа в порту и встречи с моряками, развернувшееся в стране шефство комсомола над флотом заронили в сердце молодого человека интерес к морю и изменили его жизненные планы. Будущий Главком одного из самых мощных в мире ВМФ предпочел университету море и после первого курса перевелся в Военно-морское училище, о чем потом никогда не сожалел.

В 1931 г. выпускник ВМУ С. Горшков полу­чил назначение на эсминец Черноморского флота "Фрунзе". Затем – служба на Тихоокеанском флоте, где в 1934 г. он был назначен команди­ром сторожевого корабля «Бурун».

Во время боев у озера Хасан капитан 3 ранга Горшков уже командовал 7-й бригадой кораблей ТОФ. Его корабли конвоировали транспорты, под­возившие войска и боевую технику к районам боевых действий, вывозили раненых, несли дозорную службу. События у озера Хасан показали, что армия и флот должны действовать совместно, «как две руки большого организма». Так приобретался боевой опыт, пригодившийся с первых дней войны с немецко-фашистскими захватчиками. В 1939 г. капитан 2 ранга С. Г. Горшков был переведен на Черномор­ский флот и возглавил сначала бригаду эсминцев, а после окончания Курсов усовершенствования выс­шего начальствующего состава флота при Военно-морской академии РККА им. К. Е. Ворошилова в мае 1941 г. – бри­гаду крейсеров. Разгоравшееся пламя второй мировой войны, жаркие бои на море, атаки немецких подводных лодок и массированные налеты самолетов заставляли учитывать их уроки и делать выводы. Норвежская десантная операция, неограниченная подводная война, события на других театрах военных действий давали богатую пищу для размышлений о военно-морском искусстве, тактике и боевой подготовке флота. Флот больше внимания стал уделять отработке совместных действий с армией, десантной подготовке, стрельбе по береговым и воздушным целям.

"Немало славных страниц в биографию С. Горшкова вписала Великая Отечественная, - писал В. Н. Чернавин в статье, посвященной 80-летию со дня рождения С. Г. Горшкова. - Постоянно участвуя в боях различно­го значения, командующий флотилией во всем проявлял гибкость мыш­ления, инициативу и самостоятельность...". В середине сентября 1941 года командование Черноморским флотом приняло решение на высадку морского десанта в поддержку войск Одесского оборонительного района. Капитан 1 ранга Горшков был назначен командиром сил высадки, а общее руководство морской частью десанта было возложено на командующего эскадрой ЧФ контр-адмирала Л.А. Владимирского. План операции предусматривал встречу кораблей десанта с отрядом высадочных средств в точке рандеву в районе Григорьевки. Однако в назначенное время высадочных средств в этом районе не оказалось. Получив сообщение о гибели эсминца «Фрунзе» с контр-адмиралом Л.А. Владимирским и планом операции, штаб флота возложил командование операцией на капитана 1 ранга Горшкова. Не дожидаясь подхода высадочных средств, С.Г. Горшков принимает решение на высадку войск десанта корабельными плавсредствами под прикрытием корабельной артиллерии. Здесь сказалась его предусмотрительность, благодаря которой на палубы кораблей были взяты дополнительные моторные баркасы и шлюпки, а десантники еще на переходе морем были по ним расписаны. Мастерски проведенная десантная операция завершилась успехом. К вечеру 22 сентября войска десанта соединились с частями 421 стрелковой дивизии. Противник лишился плацдарма, с которого вел обстрел Одесского порта. Решающими условиями успеха этой десантной операции были четкое планирование, всестороннее обеспечение и подготовка, и в первую очередь – самоотверженные действия моряков.

Сразу после этих событий С. Г. Горшкову было присвоено звание контр-адмирала, а 13 октября 1941 г. он был назначен командующим Азов­ской военной флотилией. Азовская флотилия была разнородным оперативным объединением, состоявшим в основном из переоборудованных под военные нужды гражданских судов. В ее состав также входили: береговая артиллерия, отдельный зенитный артдивизион, батальон морской пехоты и 87 отдельная истребительная авиаэскадрилья. Перед объединением стояли задачи содействия частям армий, действовавшим в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечения морских сообщений по Азовскому морю в интересах армии и народного хозяйства, а также защиты южного побережья от морских десантов противника. Здесь, в самый трудный для страны первый период Великой Отечественной войны, при управлении столь разнородной группировкой сил и средств в тесном взаимодействии с частями сухопутных войск и авиации начал раскрываться флотоводческий и организаторский талант С.Г. Горшкова.

Во время крупнейшей в первом периоде Великой Отечественной войны Керченско-Феодосийской десантной операции, проводившейся в период с 25 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г., С. Г. Горшков руко­водил высадкой десантных частей на северное побережье Керченского полуострова. Для решения поставленной задачи переброски на Керченский полуостров более 7 тыс. человек с техникой и вооружением командованию и штабу флотилии в кратчайшие сроки удалось собрать и подготовить к приему десанта более 300 разнородных единиц маломореходных судов, так как специальных десантно-высадочных средств на флоте тогда не было. В ночь на 26 декабря 1941 г., несмотря на штормовую погоду, пять десантных отрядов флотилии вышли в море с расчетом прибытия к местам высадки за 2 часа до рассвета. Тяжелые погодные условия и отсутствие средств связи и навигации на большинстве судов привели к задержкам на переходе и потере части высадочных средств с людьми и вооружением, а это, в свою очередь, значительно снизило боеспособность первого эшелона десанта и отрицательно сказалось на ходе высадки. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, сильное огневое противоборство противника, отсутствие истребительного прикрытия и специальных высадочных средств, Азовская флотилия поставленную задачу все же выполнила, перевезя на северное побережье Керченского полуострова с 26 по 31 декабря более 6000 десантников с оружием и вооружением. Действия войск, высаженных на северное побережье Керченского полуострова, отвлекли на себя значительные силы противника, чем способствовали успешной высадке главных сил десанта, форсировавших Керченский пролив, а также прекращению немецкого наступления на Севастополь, предпринятого 17 декабря.

Осмысливая позже итоги этого десанта, одного из наиболее крупных в минувшей войне, С.Г. Горшков отчетливо сознавал недостатки в его планировании, организации и особенно взаимодействии между всеми родами сил. Главный из них – это недооценка командованием фронтом и Черноморским Флотом надежной авиационной поддержки, и особенно истребительного прикрытия, а также изменения метеорологической обстановки – важных условий для успеха операции. Командующий Азовской флотилией считал, что при нашей географии морские десантные действия займут важное место в практике совместных операций, и не только в Отечественной войне. Много лет спустя память об этом и других героических десантах заставила Главкома принимать меры к строительству, как крупных десантных кораблей, так и кораблей с малой осадкой, в том числе на воздушной подушке. Уже в послевоенное время в составе ВВС флотов была восстановлена истребительная и штурмовая авиация берегового, а затем и морского базирования. Опыт морских десантов Великой Отечественной войны показал, насколько необходимо иметь в составе ВМФ СССР соединения и части специально подготовленной морской пехоты, которая проявила на всех этапах войны высокие морально-боевые каче­ства, в особенности стойкость и упорство в обороне, стреми­тельность и неудержимость в наступлении, дух крепкого флотского товарищества. В кампанию 1942 года враг рвался на Кавказ и к середине августа вышел к Новороссийску. Заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом по морской части и членом военного совета НОР был назначен контр-адмирал С.Г. Горшков. Здесь он приобрел ценный опыт организации обороны военно-морской базы и взаимодействия флота с сухопутными войсками, возглавил оборону города, а с 19 сентября – и всего НОР с исполнением обязанностей командующего 47 армией – редкий случай в истории, когда моряку поручают командовать сухопутными войсками.

В дальнейшем после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом контр-адмирал С.Г. Горшков вновь возглавил сначала Азовскую, а затем Дунайскую флотилии, силы которых оказывали мощную поддержку приморским и приречным флангам наступающих фронтов. Об интенсивной деятельности Азовской флотилии в этот период говорит, например, тот факт, что за 27 дней напряженной боевой деятельности осенью 1943 года были подготовлены и успешно проведены четыре десантные операции: Таганрогская, Мариупольская, Бердянская и Темрюкская, сорвана попытка высадки десанта противника на южное побережье Азовского моря и нарушены его морские перевозки. Венцом боевой деятельности флотилии на Азовском море явилось ее участие в крупнейшей за годы Великой Отечественной войны Керченско-Эльтигенской десантной операции Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота. Действуя на главном направлении, корабли и суда флотилии к 11 ноября 1943 г. переправили на Керченский полуостров более 75 тыс. человек, 582 орудия, 187 минометов, 128 танков, 764 автомашины, 7160 тонн боеприпасов, 2770 тонн продовольствия и другого имущества. С окончанием операции флотилия приступила к снабжению высаженных войск. 165 суток авиация, мор­ские и наземные силы флотилии вели борьбу с неприятелем, пытавшим­ся прервать перевозки, и поддерживали действия войск на плацдарме.

В апреле 1944 г. приказом Ставки ВГК Азовская флотилия была переименована в Дунайскую военную флотилию. После перебазирования все ее корабли и части начали готовиться к предстоящим действиям на новом, теперь уже речном, театре. И первой проверкой боевой зрелости командования и сил флотилии стало форсирование приморской части Днестровского лимана и высадка войск специальной 169-й группы 46-й армии 3-го Украинского фронта в рамках Ясско-Кишенёвской наступательной операции. При подготовке и проведении этой десантной операции ярко проявились и организаторские и незаурядные флотоводческие качества С.Г. Горшкова. В основу дерзкого замысла преодоления сильной противодесантной обороны противника был положен принцип внезапности в сочетании с всеохватывающими мерами по оперативной маскировке, обеспечению скрытности и введению противника в заблуждение относительно истинных целей действий советских войск. В течение ограниченного времени подготовки удалось собрать и скрытно сосредоточить более 400 рыбацких лодок и других маломореходных плавсредств, отработать организацию их движения в темное время суток, обучить и натренировать морскую пехоту и солдат десанта в погрузке, высадке и бесшумной гребле, а экипажи катеров – в буксировке лодок с правильным удержанием направления движения. Все это требовало тщательного планирования, детального согласования действий десанта с силами огневой корабельной и авиационной поддержки, старания, умения и высокой дисциплины соблюдения плана операции.

В ночь с 21 на 22 августа 1944 г. на десантно-высадочных средствах одновременно было размещено 3,5 тыс. десантников с оружием и техникой. Благодаря мерам скрытности, маскировки и гидрографического обеспечения противник заметил приближение десанта лишь за 100-200 м от берега. Во второй половине дня войска десанта при поддержке корабельной и береговой артиллерии и авиации Черноморского флота с боем сломили сопротивление врага и овладели городом Аккерман, а к концу суток захватили плацдарм на южном побережье лимана по фронту в 40 км и более 15 км в глубину. Быстрый захват значительного по своим размерам плацдарма дезорганизовал оборону приморского фланга немецко-фашистской группы армий Южная Украина и позволил в короткий срок ликвидировать важный узел сопротивления противника в районе Аккермана.

В ходе подготовки и ведения боевых действий при форсировании Днестровского лимана проявилась зрелость Советского военно-морского искусства, развитого на основе опыта первого и второго периодов Великой Отечественной войны. Командование фронтом, флотом и флотилией при выборе сил и средств десанта правильно учло навигационно-гидрографичес­кие особенности акватории лимана и прилегающих к нему райо­нов Черного моря. Планирование и подготовку операции удалось провести скрытно, а высадку десанта на широком фронте - внезапно. Совместные действия разнородных сил характеризова­лись тесным взаимодействием сухопутных войск, фронтовой и морской авиации, сил флотилии, непрерывным и гибким управ­лением ими.

В ходе Ясско-Кишеневской операции была полностью разгромлена одна из крупнейших группировок немецко-фашистских войск на юге. Начался освободительный поход Советской Армии к центру Европы.

Корабли трижды орденоносной Дунайской флотилии про­шли с боями от устья Дуная до австрийского города Линца боль­шой путь, протяженностью свыше 2 тысяч километров. За 9 ме­сяцев непрерывных боевых действий они высадили 16 десантов, обеспечили бесперебойную работу 23 армейских переправ, перевезли только на своих средствах и кораблях более 870 тысяч солдат и офицеров, тысячи танков, десятки тысяч орудий и ог­ромное количество другой боевой техники, боеприпасов, снаб­жения для войск.

Небольшими силами и средствами Дунайская флотилия под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова в наступательных боях летом и осенью 1944 года, благодаря мужеству и самоотвер­женности личного состава, добилась важных результатов, внесла значительный вклад в дело победы советского народа над гер­манским фашизмом.

В конце декабря 1944 года вице-адмирал С.Г. Горшков приказом наркома ВМФ назначен ко­мандующим эскадрой кораблей Черноморского флота, самым крупным в морских силах того времени корабельным объединением. В представлении по этому поводу было сказано: «Назначение тов. С. Г. Горшкова на должность ко­мандующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала».

В 1944 г. боевые действия на Черном море закончились. Экипажи кораблей эскадры, имея хороший боевой опыт в огневой поддержке сухо­путных войск, высадке десантов, борьбе с воздушным против­ником, подводными лодками и торпедными катерами, были явно недостаточно подготовлены к ведению морских боев и операций. Необходимо было начинать не только с тактической подготовки, но и с переформирования прибрежного сознания личного состава эскадры на морское и океанское направление.

С.Г. Горшков требовал от командиров знать тактику использования своих кораблей и оружия, уметь взаимодействовать с другими кораблями и авиацией. В практику боевой учебы эскадры были введены зачеты для допуска командиров к управлению кораблем и система сбор-походов, когда корабли эскадры в реальных условиях отрабатывали взаимодействие с соединениями авиации, торпедных ка­теров и подводных лодок. Сбор-походы позволяли организовать учебу в море в масшта­бе соединения, совершенствовать в комплексе боевую подготов­ку кораблей. «…Можно смело утверждать, что в то время эскадра была образцовым соединением, а именно, здесь была заложена основа школы морской службы С.Г. Горшкова," - писал адмирал В.С.Сысоев. В последствии и система зачетов на допуск к самостоятельному управлению кораблем и заведованием, и система сбор-походов получили признание в ВМФ.

В конце 1946 года С.Г. Горшков был назначен начальником штаба, а в 1951 году – командующим Черноморским флотом. Послевоенные годы, проведенные в Севастополе, стали одними из самых плодотворных в его жизни. Это было время активной боевой учебы, освоения новых кораблей, практической разработки основ ведения морских операций и боев.

Послевоенная международная обстановка постоянно усложнялась. Уже прозвучала речь Черчилля в Фултоне, уже началась холодная война и были взорваны первые атомные бомбы. После американских испытаний у атолла Бикини среди многих государственных и военных деятелей появилось мнение, что с появлением ядерного оружия эра военно-морских флотов прошла и наступает расцвет авиации.

Адмирал С.Г. Горшков осознавал, что минувшая война была для СССР континентальной. Основные задачи в ней решались на сухопутных фронтах, а флот, выполняя важные, а порой и решающие задачи на прибрежных морских направлениях, существенно помогал сухопутным войскам. Основной вывод, к которому пришел командующий Черноморским флотом, был в том, что если в прошедшей войне главные морские державы мира – США, Англия, Франция были нашими союзниками, то при новой расстановке сил на мировой арене начала складываться иная ситуация. Следовательно, для обеспечения военной безопасности государства с океанских и морских направлений необходимо создавать флот не прибрежного, а океанского плавания, который станет первым рубежом обороны страны, и главное – нужно продолжать перестраивать мышление адмиралов и офицеров с прибрежного на океанское. Другой вывод флотоводца и теоретика ВМФ состоял в том, что в современной войне ни один из видов Вооруженных сил не способен решить свойственные ему задачи самостоятельно. Как показало время, эти выводы оправдались. Период командования Черноморским флотом совпал с началом активной внешнеполитической деятельности Советского государства. Участие в работе различных делегаций, выезжавших в зарубежные поездки, успех визитов советских кораблей в порты дружественных стран выявили для командующего важную роль ВМФ в установлении добрососедских отношений между государствами и его отрезвляющее воздействие на недавних союзников, вставших на путь конфронтации. Страна начала заявлять о своей растущей мощи.

В июле 1955 года С.Г. Горшков получил назначение – первым заместителем Главнокомандующего Военно-морским флотом Советского Союза, а в январе 1956 года вступил в должность Главнокомандующего ВМФ Союза ССР - заместителя Министра обороны СССР, сменив на ней опального Н.Г. Кузнецова.

К этому моменту первая послевоенная кораблестроительная программа была в целом выполнена. Создавались современные по тому времени надводные корабли различных классов с артиллерийским вооружением, а с середины 50-х г.г. началось массовое строительство дизель-электрических подводных лодок. Однако флот в оперативно-стратегическом плане оставался оборонительным фактором прибрежного действия. В теории военно-морского искусства продолжали господствовать взгляды прошедшей войны.

В конце 1956 года под руководством Главкома ВМФ состоялось совещание командования флотов и флотских ученых, посвященное проблемам развития флота, где С.Г. Горшков выступил с докладом о приоритетном развитии подводных сил. Преимущественное развитие подводных лодок, по его мнению, «…позволяло в кратчайшие сроки резко увеличить ударные возможности флота и с меньшей затратой средств умножить морское могущество нашей страны». В результате дискуссии удалось выработать четкую концепцию развития флота на ближайшие 10-15 лет. Чтобы противостоять угрозе флотов США и НАТО с моря, надо было «сосредоточить усилия на создании мощного подводного флота и морской торпедоносной и ракетоносной авиации». Надводные корабли ограниченного водоизмещения предлагалось строить для обеспечения развертывания в океане подводных лодок и защиты берега. Кроме того, они должны были составить основу десантно-высадочных средств и сил поддержки десанта, им принадлежала главная роль в борьбе с минной опасностью и в защите своих коммуникаций. Такое направление развития флота было поддержано видными советскими учеными И.В. Курчатовым, А.П. Александровым, руководителями судостроительной промышленности.

Принятый в 1956 году научно обоснованный семилетний план военного кораблестроения стал важнейшим поворотным этапом в создании современного флота в условиях начавшейся научно-технической революции. В его разработке приняли участие Военно-морская академия и другие НИИ ВМФ. Руководство страны впервые поставило перед флотом стратегические задачи, сосредоточив внимание на создании морских стратегических ядерных сил на основе подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В результате выполнения этого плана в состав ВМФ вошли четыре ракетных крейсера с ПКР П-35 и ЗРК «Волна», противолодочный крейсер «Москва», 8 рпкСН, 14 пла с КР и 14 торпедных пла. На Совете обороны летом 1964 года был в целом одобрен план строительства флота на 1966-1975 годы, предусматривавший дальнейшее развитие морской стратегической ядерной системы страны и создание противолодочных сил для борьбы с ядерной подводной угрозой со стороны США и других стран НАТО. В этой связи предусматривалось строительство значительного количества больших противолодочных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок.

Сложная международная обстановка, опыт начального периода Великой Отечественной войны, Кубинский кризис вызвали необходимость пересмотра системы боевой готовности ВМФ. В результате кропотливой работы сроки приведения флотов в высшие степени боевой готовности были сокращены, а в дополнение к боевому дежурству стала развиваться специфическая для Военно-Морского флота форма поддержания постоянной боевой готовности флотов – боевая служба. Были теоретически разработаны и практически внедрены на флотах такие понятия, как вывод сил из-под удара, радиоэлектронная борьба и др.

К началу 80-х годов ХХ века стараниями Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, сотен конструкторских бюро и предприятий, миллионов советских людей СССР и США достигли примерного опертивно-стратегического паритета в морских вооружениях.

Советский Военно-Морской флот надежно охранял морские рубежи и государственные интересы Родины. Появление в иностранных портах советских кораблей, отличавшихся чистотой и порядком, создавало у жителей других стран благоприятное впечатление. Помощь жертвам урагана на острове Маврикий, расчистка гавани Читтагонга (Бангладеш) в 1972 году от затопленных судов, разминирова­ние Суэцкого канала в 1974 году явились не только проверкой умения советских моряков действовать в трудных условиях, но и свидетельствами дружеского отношения СССР к этим странам.

Развитие научно-технического прогресса, вызвавшее появление новых классов кораблей, оружия и технических средств, сопровождалось развитием теории военно-морского искусства. Накопленный к 70-м годам ХХ века опыт оперативно-стратегических учений (в частности, маневров "Океан"), военных игр и исследований явился основой для разработки теории стратегического применения ВМФ. В плане признания значения ВМФ особое место заняла стратегическая операция на океанском ТВД, ставшая теоретической вершиной военно-морского искусства.

Для выполнения широкого круга новых задач, поставленных перед ВМФ, в течение всего послевоенного периода развивались различные виды, способы и формы военных действий сил и войск флота.

30 лет Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков стоял на «флагманском капитанском мостике» Военно-Морского флота СССР. В ка­честве главнокомандующего ВМФ он стал наследником Н.Г. Кузнецова и других организаторов отечественного флота - сторонников создания морской силы, достойной великой державы. С 1956 по 1985 год ВМФ СССР прошел путь от серьезного сокращения и волюнтаристских решений о его развитии до современного сбалансированного ракетно-ядерного океанского флота, способного самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в любых районах Мирового океана.

Заботясь о воспитании новых поколений моряков, С.Г. Горшков излагал свои представления о роли флота в периодических изданиях и на страницах книг. Основной труд Главкома ВМФ "Морская мощь государства" о месте флота в современном мире и задачах по поддержа­нию морской силы на уровне, достаточном для безопасности страны, получил высокую оценку не только советских читателей, но и за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас, спустя почти тридцать лет после издания, этот научный труд является ценным источником знаний о природе и характере морской силы государства и образцом предвидения основных направлений развития флотов мировых держав и их боевого применения.

26 февраля 1910 года родился будущий главнокомандующий Военно-Морским Флотом, заместитель министра обороны СССР, дважды Герой Советского Союза - Адмирал Сергей Георгиевич Горшков. Человек, связавший всю свою жизнь с флотом, внесший неоценимый вклад в укрепление обороноспособности нашей Родины.

Сергей Георгиевич Горшков


Сергей Георгиевич родился в городе Каменец-Подольский на Украине, в 1912 году переехал с семьёй в Коломну, где окончил школу и проживал вплоть до поступления в Ленинградский университет в 1927 году, который бросил в том же году и поступил в Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе.

Окончив училище, в 1931 году Горшков проходит службу на Черноморском флоте на эсминце "Фрунзе", затем молодой штурман получает назначение на Тихоокеанский флот, где продолжает службу на эсминце "Томск". Командует сторожевым кораблём "Бурун". В 1937 году Сергей Георгиевич оканчивает командные курсы ВМФ и принимает командование над эсминцем "Разящий", а спустя год становится командиром седьмой морской бригады. Громит японцев в районе озера Хасан.

В 1939 году капитана второго ранга Горшкова вновь переводят на Черноморский флот на должность командира бригады крейсеров. В этой должности Сергей Георгиевич встречает начало Великой Отечественной войны. Соединение под его руководством участвует в обороне Одессы. В августе 1941 Горшков принимает командование над Азовской флотилией, участвует в в Керченско-Феодосийской десантной операции, после отхода сухопутных сил к Новороссийску, осуществляет прорыв из Азовского в Чёрное море. С августа 1942 руководит морской обороной Новороссийского района. В ноябре того же года принимает командование над 47 армией, участвует в обороне Кавказа.

Памятник морякам Азовской военной флотилии в городе Таганроге


В феврале 1943 года возвращается к должности командующего Азовской флотилией. Освобождает Южную Украину и Тамань. В апреле 1944 принимает командование над Дунайской флотилией, участвует в Ясско-Кишинёвской, Белградской и Будапештской операциях. В декабре того же года Горшков получает назначение на должность командующего Черноморской эскадрой. В этой должности Сергей Георгиевич встретит Победу.

После войны Сергей Георгиевич Горшков занимает должность начальника штаба Черноморского флота, а в 1951 году принимает командование над ним. В 1956 году Адмирал Горшков становится главнокомандующим военно-морским флотом Советского Союза, эту должность он занимает на протяжении, без малого, тридцати лет до 1985 года.

За годы службы Горшкова на посту главкома, Советский флот претерпел кардинальные изменения. Сергей Георгиевич был сторонником подводного и авианесущего флота большого радиуса действия, способствовал появлению подводных атомных ракетоносцев - надёжного ядерного щита нашей страны, авианесущих кораблей, специализированных самолётов и вертолётов морской авиации. Советский флот стал ракетно-ядерным, а эскадры встали на боевое дежурство в мировых океанах.

За заслуги перед Родиной, Сергей Георгиевич Горшков был дважды удостоен звания Героя Советского союза в 1965 и 1982 годах. Награждён орденами - Ленина (семикратно), Октябрьской Революции, Красного Знамени (четырежды), Ушакова I и II степени, Кутузова I степени, Отечественной Войны I степени, Красной Звезды, За службу Родине в вооружённых силах СССР III степени, медалями.

Скончался Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков 13 мая 1988 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

26. 2. 1910 - 13. 5. 1988

Горшков Сергей Георгиевич - главнокомандующий Военно-Морским Флотом Союза Советских Социалистических Республик - заместитель министра обороны СССР, Адмирал Флота Советского Союза.

Родился 13 (26) февраля 1910 года в городе Каменец-Подольский ныне Хмельницкой области Украины в семье учителя. Русский. В Военно-Морском Флоте с 1927 года. В 1931 году окончил Военно-морское училище, в 1937 году - курсы командиров миноносцев, в 1941 году - Курсы усовершенствования командного состава при Военно-морской академии.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Во время обороны Одессы С.Г. Горшков руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в районе Григорьевки (ныне Коминтерновский район Одесской области Украины), который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. С октября 1941 года - командовал Азовской военной флотилией. С августа 1942 года - заместитель командира Новороссийского оборонительного района, с ноября того же года - командующий 47-й армией, с февраля 1943 года вновь командующий Азовской флотилией, а с апреля 1944 года - Дунайской военной флотилией. 25 сентября 1944 года контр-адмиралу Горшкову С.Г. было присвоено воинское звание "вице-адмирал".

В ноябре 1944 года корабли Дунайской военной флотилии были переброшены вверх по Дунаю для участия в штурме Будапешта. Командующий флотилией вице-адмирал С.Г. Горшков считал, что ключевым звеном этой операции должна стать высадка десанта в Герьене, так как это - идеальный плацдарм для наступления к озеру Балатон, достигнув которого десантники замыкали кольцо окружения вокруг столицы Венгрии. Поскольку с западного берега бронекатерам с десантом угражали батареи противника, в помощь им был выделен отряд артиллерийской поддержки. Немецкие орудия заговорили, когда оба отряда бронекатеров уже находились на подступах к Герьену. Как и предусматривал план операции, в бой с гитлеровцами вступили только катера отряда прикрытия. В это время десантные корабли продолжали двигаться вперёд самым малым ходом, стараясь не нарушать маскировки. В итоге десант был доставлен к месту высадки без потерь, и 1 декабря 1944 года после ожесточённого трёхчасового боя с советскими морскими пехотинцами противник оставил Герьен. Это была последняя фронтовая операция, которой руководил С.Г. Горшков…

В январе 1945 года вице-адмирала Горшкова С.Г. назначают командующим эскадрой Черноморского флота. В этой должности он встретил победу над гитлеровской Германией.

В 1948-51 годах С.Г. Горшков - начальник штаба, в 1951-55 годах - командующий Черноморским флотом.

С июля 1955 года адмирал Горшков С.Г. - первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года до 1985 года - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель министра обороны СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года "за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне" адмиралу флота Горшкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10684).

26 октября 1967 года С.Г. Горшкову присвоено высшее воинское звание "Адмирал Флота Советского Союза".

Возглавляя советский Военно-Морской Флот, он внёс большой вклад в его послевоенное развитие и строительство, в оснащение современными кораблями, военной техникой. По праву считается, что Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков - создатель самого крупного и мощного флота за всю историю нашего Отечества.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года "за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им" Горшков Сергей Георгиевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 118).

С 1985 года С.Г. Горшков в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1961 года он член ЦК КПСС (кандидат с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов. Лауреат Ленинской (медаль № 3591 от 21.04.85 г.) и Государственной премий СССР (медаль № 9250 от 06.08.80 г.).

Награждён семью орденами Ленина (№ 225064 от 26.02.53 г., № 333575 от 25.02.60 г., № 342635 от 28.04.63 г., № 343485 от 07.05.65 г., № 391856 от 25.02.70 г., № 400292 от 21.02.78 г., № 429830 от 21.12.82 г.), орденом Октябрьской Революции (№ 11 от 22.02.68 г.), четырьмя орденами Красного Знамени (№ 22023 от 03.04.42 г., № 3317/2 от 24.07.43 г., № 4396/3 от 06.11.47 г., № 561766 от 23.07.59 г.), орденами Ушакова 1-й (№ 36 от 28.06.45 г.) и 2-й (№ 233 от 16.05.44 г.) степеней, Кутузова 1-й степени (№ 206 от 18.09.43 г.), Отечественной войны 1-й степени (№ 451261 - 06.04.85 г.), Красной Звезды (№ 851200 от 03.11.44 г.), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (№ 17 от 30.04.75 г.), медалями, Почётным оружием, а также пятьюдесятью двумя иностранными орденами и медалями.

Почетный гражданин города Северодвинска Архангельской области (26.07.1978).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза С.Г.Горшкова установлен в городе Коломне Московской области. В Севастополе на здании штаба Краснознамённого Черноморского флота, в честь Героя, установлена мемориальная доска.