Считаешь ли ты современному школьнику. «Дети читают

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в формировании нравственного, интеллектуального, эстетического развития подростков напрямую играют средства массовой информации и книга. Классики педагогической мысли уделяли чтению исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. Ян Амос Каменский, великий педагог и ученый ХVII века, размышлял в книге «О пользе чтения»о следующем: «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…». «Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное».

На дворе XXI век. Век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим в повседневном общении, на уроках в школе. Ограниченный кругозор, неумение высказать свои мысли. При изучении произведений русской классики, мы сталкиваемся с абсолютным незнанием эпохи, описываемой в них, что затрудняет анализ, понимание авторской позиции и общественно-исторического значения произведения. Программа по истории «отстаёт» от литературы, поэтому понятия «крепостное право», «восстание декабристов», «война 1812 года» и др. остаются за гранями подростковой эрудиции.

Подростковое чтение - тема, которая волнует учителей литературы. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Это обусловило выбор темы моего исследования «Читательское предпочтение подростков нашей школы» .

Объект исследования : читательские предпочтения подростков в возрасте от 13 до 17 лет.

Предмет исследования : оценка значимости литературы в жизни молодых людей, проблема чтения среди учащихся-подростков в возрасте от 13 до 17 лет.

Цель исследования: выяснить отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки

Гипотеза : Поколение начала ХХІ века не считает чтение важной составляющей духовного развития личности, поэтому подростки читают мало, не интересуются классической литературой, т.к. отсутствует эмоциональный компонент чтения.

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить место чтения в жизнедеятельности современного подростка:
  • глубже изучить предпочтения учащихся, что влияет на выбор литературы?
  • является ли литература ценностью для учащихся, чем именно привлекает их книга.

2. Описать структуру подросткового чтения.

3. Проанализировать соотношение книга-компьютер в жизни подростков.

Актуальность проблемы:

Какую роль играют в настоящее время книги и чтение? По-моему, чтение – это в первую очередь путь к духовному развитию. Кроме того, это каждый раз новый фантастический мир, в котором мы можем совершать различные путешествия с героями книг, переживать грусть и радость вместе с ними. Сегодня чтение зачастую вытесняется компьютером, кружками и другими увлечениями. Однако следует заметить, что читают значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Но основная причина нерегулярного чтения – это нехватка времени. Его очень мало, а чтение книг требует времени и осознания. Есть среди тех, кто мало читает, и те, кому просто не нравится это занятие. Они считают чтение бесполезным, ненужным и даже скучным делом. А зря.

В разное время как отношение к чтению, так читательские предпочтения бывают разными. То, что было популярно вчера, может оказаться забытым уже завтра. Именно поэтому тема читательских интересов всегда актуальна.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ современных исследований в данной области;
  2. анкетирование;
  3. методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся);
  4. статистические исследования (подсчёт, вычисление).
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§ 1.1. Современные социологические исследования в области подросткового чтения

Электронная энциклопедия «Википедия» даёт такое определение чтения: «Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» - это способность воспринимать, понимать информацию». У ученых существует множество аргументов в пользу чтения книг, которые говорят не только о личностном развитии читателя, но даже о будущем карьерном росте. Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан: у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Социологи пишут: идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и наши учителя. Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это “любовь к чтению”. Под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной, ориентированность круга чтения на лучшие произведения классической литературы, приключенческий жанр, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”, которые служат примером.

А что же такое новая модель чтения? Меняются основные характеристики чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами; репертуар чтения, читательские предпочтения и пр. Читательские интересы - проявление посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах жизненных интересов и осознанных потребностей. Они формируются на основе духовных интересов и, в свою очередь, влияют на последние.Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое обстановкой в обществе. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы - к ее разновидности «фэнтези». Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов молодежи (60%)в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.

В наше время приобретает выраженный характер тенденция обращения подростков к чтению с практической целью-«деловое»или прагматическое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям,- лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов. Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции.

Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные наших исследований «подросткового» чтения.

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В основном исследовании приняли участие 33 учащихся 8-11 классов нашей школы, мини-опросы проводились в среде учителей и родителей.

§ 2.1. Отношение подростков к чтению

Что читают подростки в возрасте от 13 до 17 лет? Для того, чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе и чтению вообще, круг интересов наших сверстников, была составлена анкета (Приложение 1).

Вот некоторые факты. На вопрос «Любишь ли ты читать?»(Приложение 2) видно, что в целом 65% подростков нравится читать. 17% читают в интернете краткое содержание программных произведений. 27% опрошенных считают- их сверстники читают мало, 28 % ответили, что читают немногие, и только 45% считают наше поколение читающим. В целом позитивное отношение к чтению у школьников нашей школы сохраняется.

Чем же является чтение для школьников? (Приложение 3). 3% подростков ответили, что это их хобби, 36% считают, что чтение нужно для саморазвития, 15% - получают новые ощущения и жизненный опыт. Для 6% -это способ избежать двойки на уроках литературы. 14 % опрошенных просто не знают, зачем читают. При этом никто из школьников не ответил, что читать модно или престижно, нужно для будущего или является средством духовного развития.

Наше исследование показало, что чтение занимает немного времени в жизни подростков: 36 % посвящают этому занятию до 30 минут в день, 51% - от 30 минут до часа, только оставшийся 13% - более 1 часа.

Из исследования я также узнала о том, что в старших классах школьники предпочитают произведения небольшого объёма. Почему это происходит? Школьники аргументируют недостатком времени для знакомства с полным текстом, «поглавное» чтение не даёт целостного представления об идейном содержании произведения, а малое количество учебных часов литературы не позволяет детально обсудить судьбы и взгляды героев и авторов, получить ответы на все вопросы. Старшеклассники должны читать то, что им предписано программой. На всё остальное у них уже просто не остаётся времени. Правда ли, что современные школьники вынуждены в рамках школьной программы читать так много, что у них не остается времени читать то, что им интересно? Существуют данные, в которых подсчитано, что для прочтения в полном объёме обязательных произведений в 10-11 классе надо в день читать около 11 страниц. Как видно, не так уж и много.

2.2. Досуговые предпочтения подростков

Так чем же предпочитают заниматься ребята в свободное время, и какое место в ряду досуговых предпочтений занимает чтение? Исследование показало, что 39% учащихся в свободное время занимается чтением разной литературы, а оставшаяся часть исследуемых указывала на любимые занятия:

1.провожу время за компьютером

2.слушаю музыку

3.помогаю родителям

4.гуляю с друзьями

5.смотрю телевизор

6.отдыхаю

7.занимаюсь спортом

Отсюда следует, что в силу своего возраста молодежи более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице. Но самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером».

2.3. Соперничество компьютера и книги

Психологи о нас пишут: подростки, родившиеся в середине 1990-х, т.е. уже в эпоху интернета, относятся к так называемому «поколению сети» (NetGeneration или I Generation). Вот мы и решили спросить у наших ребят:

  1. Заменил ли тебе компьютер чтение?
  2. Что ты делаешь в интернете?

Утвердительно ответили 33% учащихся. Ещё 12% не задумывались об этом, поэтому не ответили ни да, ни нет. Интересную информацию получили в ответах на второй вопрос. Оказывается, компьютер для подростков не только и не столько игры, но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте, а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры, книги. К сожалению, за пределами «инета», они свои таланты скрывают. Есть ребята, которые читают электронные версии популярных среди молодёжи книг, слушают аудиокниги, делая при этом домашнее задание. Учёные пишут, что современные подростки могут делать несколько дел одновременно, запоминать небольшие фрагменты информации, так называемые клипы, поэтому появился термин «клиповое сознание»- от английского clip (стрижка, нарезка). Последствия этого отмечают педагоги : обладатели клипового мышления не способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживаются в их головах надолго, школьники стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, и с трудом осиливают литературные произведения прошлого. Учителя говорят, что их ученики хорошо воспринимают краткие изложения классических книг, т. е. те же клипы, но оригинальные тексты для них непреодолимо скучны. Учёные считают, что это одна из причин- отторжения подростков от классики, т.к. подростковое современное «чтиво» не требует запоминания сюжетных деталей, читать можно с любого места.

§ 2.3. Отношение подростков к классике

В связи с вышесказанным, я проанализировала отношение наших школьников к классике.63% читают её только в рамках школьной программы . 33% считают классику неактуальной, недостаточно знают, чтобы судить -3%. Читательский прагматизм выражается и в отчуждении от поэзии: 61% опрошенных читают стихи только по программе.

Но, вместе с тем, многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире, т.к. оно предлагает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, которую иным образом человек усвоить не в состоянии, поэтому многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире.

2.4. Читательские предпочтения молодого поколения нашей школы

И всё-таки главный вопрос нашего исследования: что же вообще читают современные подростки, если они отвергают поэзию и классику? Иначе говоря, каков их круг чтения?

2.4.1. Жанрово-тематический репертуар.

Подросткам в возрасте от 13 до 17 лет было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” всего было предложено 15 вариантов выбора, кроме произведений школьной программы. Я выяснила, что ребята предпочитают и художественную литературу и научно-популярную. Первое место занимает фантастика (39 %), второе- приключения (33%), читают романтические произведения, сказки, энциклопедии, произведения о животных. 42% предпочитают журналы «Планета», «Стрекоза», «Мне 15», «Ромео и Джульетта».

2.4.2. Круг чтения школьников

В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около 25 имён авторов либо названий книг. Не трудно догадаться, что в этот список входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все учащиеся определённого возраста.Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?

Лучшими произведениями русской литературы были названы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Тарас Бульба», «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Анна Каренина», «Война и мир» Л.Н.Толстого», «Судьба человека» М.А.Шолохова. Из зарубежной литературы чаще других упоминается «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера и ГеккельбериФина».

Среди любимых авторов чаще всего встречались фамилии: А. А.Пушкин- 25%, Н.В.Гоголь -22 %, И.С.Тургенев-12%. Были названы фамилии Ф.М.Достоевского, М.Ю. Лермонтова, В.Распутина. Наиболее интересными зарубежными авторами ребята считают Джоан Роулинг с «Гарри Поттером»,А.Дюма «Три мушкетера».

Среди распространения делового чтения интересно узнать: есть ли книги, которые тронули подростков и герои, на которых они хотели бы быть похожи? 75% отметили, что такие герои есть: Дубровский, Робинзон Крузо, Маша Миронова, Алиса. 25% таковых героев ещё не нашли.

Среди произведений, которые не оставили равнодушными подростков названы: «Ася» И.С. Тургенева, «Ромео и Джульетта» Шекспира, В.Распутина «Уроки французского», «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Три мушкетёра» А.Дюма, «Дети подземелья» В. Короленко, «После бала» Л.Н. Толстого, «Приключения Тома Сойера и ГеккельбериФина» М.Твена, Д. Дэфо «Робинзон Крузо». Можно сделать вывод, что эмоциональное воздействие оказывают произведения, заставляющие сопереживать реальным героям. Удивительным было то, что, когда мы попросили ребят назвать произведения, которые произвели на них впечатление, а также любимых писателей, ответы были прямо противоположными утверждению о неактуальности классики. Это свидетельствует о несформированности самого понятия классики, а так же о том, что чтение заключается в рамках школьной программы. Мы сравнили данные опроса учащихся с ответами наших учителей, в анкетах которых были названы «Анна Каренина», «Хождение по мукам» и «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Сердце на ладони» И.Шамякина, Библия, А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Булгакова «Мастер и Маргарита», А.Гайдара «Тимур и его команда», Д.Родари «Приключения Чипполино», «Четвёртая высота», Г.Сенкевича «Камо грядеши», Мельникова «Влесах и на горах». Из любимых авторов С.Есенин, А.Блок, А.Кристи, Чейз, А.С.Пушкин, А.Ахматова, М.Шолохов, И.С.Тургенев, Б.Акунин, Э.Асадов, И. Шмелёв, И.Бунин, В.Шукшин, Ч.Айтматов. Видно, что у взрослых и детей много общих предпочтений. Возможно, если бы уроков литературы было бы больше, школьники научились бы глубже понимать и Булгакова, и Есенина, и Бунина, и многих других замечательных русских поэтов и писателей.

Мы обратили внимание на то, что во всех ответах подростков в основном преобладают произведения школьной программы. Зародилось сомнение: читают ли ребята ещё что-нибудь? Был задан вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” В подавляющем большинстве учащиеся читают произведения из программного материала. Налицо практический подход к чтению.

23% ответили, что ничего не читают.

2.5. Мотивы выбора книг для чтения

Следующий блок наших вопросов был направлен на то, чтобы узнать, как подростки выбирают книги для чтения. Больше всего выбор книг делается по совету учителя:

Мотивы выбора книг для чтения тоже разные: 35% - случайный выбор, 6% - по аннотации к книге, 3% -по рецензии в интернете, 24% - по жанру, 15%- по автору, 8% -по объёму.

Обсуждают прочитанное с родителями около 7% подростков, с учителем – 42%, с друзьями- 57% школьников.

2.6. Отношение подростков к библиотеке

Доступной литературу всегда делали библиотеки: домашние и общественные.

Поддержка мотивации детей к чтению дома - домашнее чтение - нужно рассматривать как обязательное условие развития гармоничной личности. Мы поинтересовались у подростков, есть ли сейчас домашние библиотеки и сколько в них книг. 29% отметили, что книг менее 10, от10 до 33 имеют 39%, от 50 до 60 изданий у 5,5%, а более ста имеют 11 %. Были ответы «много, но я их не читаю», не знаю, нет домашней библиотеки. Вот подтверждение того, что у нечитающих родителей растут нечитающие дети.

Мы также выяснили, как часто и с какой целью ребята посещают школьную библиотеку. Чаще других бывают в школьной библиотеке девушки 10-11 классов- 66%, юношей только 17%, и только 5% берут литературу не по программе.

Среди учащихся 8-9 классов редко бывает 47%, никогда – 15%, часто 24% опрошенных. Помогает ли библиотека найти нужные книги?

Таблица 3

Да

Не всегда

Нет

Предпочитаю интернет

Но стоит признать, что судить о пристрастиях и количестве и качестве прочитанных книг по библиотечным формулярам сегодня нельзя, т.к. чтение стало отчасти «электронным». Даже «домашнее задание» 25% читают в интернете.

2.7. Подростки и уроки русской литературы

Целью заключительного блока вопросов анкеты было выяснить отношение к урокам русской литературы.

Интересны ли подросткам произведения школьной программы?

В целом школьникам нравится обсуждать произведения, высказывать своё мнение, слушать комментарии учителя. 85% ответили, что это возможность узнать произведения русских писателей и поэтов. Не любят же школьники писать тесты и рассказывать наизусть. Школьникам хотелось бы больше уроков,изучать произведения о сверстниках, фантастику, чтобы были уроки-презентации современных авторов русской и зарубежной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже его способ изменились. Частично подтверждается гипотеза: подростки читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

Опрос среди родителей учащихся выявил, что высокие цены на книги снижают возможность родителей для покупки интересных и нужных книг. Предпочтение отдаётся учебной литературе, в крайнем случае, энциклопедическим изданиям. Также необходимо задуматься о решении проблемы снижения роли родителей в выборе школьниками книг для прочтения.

Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу.

Для того, чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Учащиеся школы предложили делать мини-презентации прочитанных книг на классных часах.

Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.

Закончить свою работу я хочу словами писателя Альберта Иванова: «Те, кто читают, те будут страной руководить, науку двигать, открытия делать; те, кто не читают, так и останутся недотепами. А жаль…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аграновская М. Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), №№ 6,7,8/2010.www.maranat.de
  2. Ильина А. Afftors.ru: от фанфика к книге.
  3. Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4.
  4. Компьютер и книга: сотрудничество или противостояние?// Библиотека в школе. – 2006. - № 5. – С. 133 – 139

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анкета

АНКЕТА

  1. Сколько часов в день ты посвящаешь чтению?

А. до 30 минут

Б. от 30 минут до 1 часа

В. более 1 часа

  1. Любишь ли ты читать?
  2. «Чтение для тебя- это…»
  3. Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
  4. Как ты обычно проводишь свободное время после выполнения домашних заданий?
  5. Заменил ли тебе компьютер книги?

7. Читаешь ли ты стихи?да__________- только по программе_______

8. Читаешь ли ты журналы? Какие?

9. Ты предпочитаешь художественную или научно-популярную литературу?

10 . Книги какого жанра тебе нравятся?

  • приключения
  • фантастику
  • детективы
  • энциклопедии
  • специальную литературу для школьных докладов
  • романтические произведения
  • историческую литературу
  • классику
  • сказки
  • всё подряд
  • только то, что надо по программе в школе
  • ничего
  • другое (что именно)__________________________________________________________

11. Читаешь ли ты классику? Актуальна ли она сегодня?

12. Есть ли у тебя любимый писатель?

13.Твой любимый литературный герой

14. Есть ли книги, которые тронули тебя?

15. Есть ли герои, которые стали примером для тебя?

16.“Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?”

17“Какую книгу ты читаешь сейчас?”

18. «Как ты выбираешь книги для чтения?»

19.Сколько примерно в вашей домашней библиотеке книг?

20. Как часто ты читаешь книги из домашней библиотеки?

21. Какой, на твой взгляд, должна быть школьная библиотека?

22. Помогает ли школьная библиотека найти интересные книги и пользоваться ими?

23.Тебе интересны произведения школьной программы?

24. «Роль уроков литературы в формировании моего читательского интереса»

  • что нравится на уроках литературы?
  • что не нравится на уроках литературы?
  • что повысило бы твой читательский интерес?

Приложение 2. Отношение подростков к чтению

Если читаю, то что-нибудь лёгкое, развлекательное

Читаю в интернете краткое содержание программного произведения

Читаю в интернете только анализ программного произведения

Приложение 3. Мотивы выбора книг для чтения

Надо

Не знаю

Новые ощущения и жизненный опыт

Читаю, когда скучно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №3»

Работу выполнил ученик 8б класса

Жданов Артём

Руководитель учитель русского языка и литературы

Климешина Галина Васильевна

Астрахань, 2014 г.

1. Вступление. Книга-источник знаний 3

2. Основная часть:

А) как создавалась книга; 3-4

Б) влияние чтения на развитие интеллекта; 4-5

в) роль интернета для образования. 5-6

3. Заключение. Люди перестают мыслить, когда перестают читать 6

(Дидро.Д)

4. Список литературы 7


  1. Книга источник знаний
В книге раскрывается весь духовный мир человечества. Она улучшает навыки и ум людей. Книга - самое универсальное средство общения народов. В нашем представлении книга - это один из видов печатной продукций, состоящий из бумажных страниц и переплёта, но в ней заключён скрытый смысл, который оставил нам писатель. Автор в произведении передаёт своё настроение, мысли, чувства. Из неё мы получаем знания, информацию, что помогает нам обогащать свой лексикон.

Книга-друг человека, так говорят нам родители, и они бесспорно правы, ведь они помогают нам с детства. В 5-6 лет сказки учат нас читать, потом с помощью учебников мы получаем знания в школе и дальше в жизни. Из них мы учимся доброте, любви, пониманию.

Раньше, чтобы получить книгу, люди отдавали целое состояние, а сейчас они стоят не так дорого и открывают доступ к знаниям любым слоям общества.

2 а) Как создавалась книга

На шу страну часто называют читающей страной.Это так, россияне любят почитать. В нашей стране до сих пор читают люди всех возрастов: и старые, и молодые. Чтение книг повышает не только интеллект. Художественная литература развивает фантазию, научная - грамотность. В современном мире книга помогает школьникам в получений дополнительных знаний, сведений. Все знания, которые у нас есть, мы получаем от книги. В книге заключена жизнь человека, его суть. Что было бы, если не было книги? Человек бы не знал самого элементарного. Ему были бы неизвестны все прелести и опасности жизни. Мыслящий человек бы вымер. А как создавалась книга? Какой она была раньше?

Книгопечатание на Руси ведет свою историю с середины XVI века. Первые книги на Руси были напечатаны в 50-х годах 16 века. Самым старым из сохранившихся изданий, имеющих точную дату, является книга «Московский Апостол», которая датирована 1563-м годом и вышла тиражом около 2000 экземпляров. Книга была создана русским первопечатником Иваном Фёдоровым. Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья». Для чернил использовали старое железо. Для украшения применяли цветные краски. Для писания использовали гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые или павлиньи перья.

Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с XVI века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на ней нитями. Сушили чернила, присыпая их песком. В монастырских и княжеских книжных мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (меди, золота или серебра). Некоторые книги помещали в оклад - своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.

Б) Влияние чтения на развитие интеллекта

Современные книги, в отличие от старинных, печатаются очень быстро. И сегодня читатели черпают с их помощью не только знания, но при этом развивают свой интеллект. Когда человек читает, он получает информацию, расширяет свой кругозор. А что такое интеллект? Это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Интеллект – это ещё и общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные качества человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Когда мы читаем, мы подпитываем свой интеллект. Чтение при этом делится на художественное и выразительное. Художественное чтение - публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение - жанр эстрадного искусства. Выразительное чтение - чтение вслух с соблюдением

норм литературного произношения, при котором передается идейно - образное содержание произведения. Особое значение, я считаю, имеет чтение классических произведений. Многие из них знакомы нам с детства. Для меня такой книгой стала поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Сказочное вступление, которое читала мама мне в пятилетнем возрасте, жило в моём воображении отдельной от поэмы жизнью. Но полностью книга Пушкина раскрылась для меня лишь недавно, хотя я впервые прочитал её в 10 лет. Значит, мой интеллект вырос и способен воспринимать то, что Пушкин написал в молодости.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия: оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором, безусловно, считался Гомер. «Одиссея» и «Илиада» уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма, классика модернизма, классика массового романа, и так далее. Классической литературы в наше время становится всё меньше, её вытесняют остальные жанры.

В) Роль интернета в образовании. Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета. Всемирная паутина дает большие возможности для развития образования: дистанционное обучение, доступ к большому количеству информации. В нём есть хорошая и плохая стороны. Когда ребёнок ищет полезную информацию, то часто вместе с ней он находит информационный мусор. Огромное количество Онлайн игр - ещё одно препятствие для школьника, отвлекающее от чтения книг. Сидя за компьютером,школьник тупеет от бесполезной информации. Однако у интернета есть и хорошая сторона: наличие различных источников, неограниченность во времени и пространстве, быстрота и обновление ресурсов.

Таким образом, интернет развивает не только интеллект, но и в какой-то мере способствует чтению, ведь нужную книгу можно скачать и напечатать.

3.Люди перестают мыслить, когда перестают читать(Дидро.Д)

Как же всё - таки решить проблему чтения у школьников? Нужно не закрывать, а развивать старые и создавать новые библиотеки. В школах не сокращать программу по литературе, а проводить больше уроков внеклассного чтения. Однако данные меры помогут мало, если в дома родители не будут читать своим детям книги. Известно, что дети стремятся быть похожими на родителей. Познакомившись с книгой в раннем детстве, человек не сможет прожить без неё. Но интерес к чтению необходимо развивать и поддерживать. Человек должен формировать свой круг чтения, отслеживать произведения любимых авторов. Ведь книга - универсальная вещь, и прожить без неё невозможно. Современный развитый, мыслящий человек будет читать много и осознанно. Не зря еще Д. Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». И я с ним полностью согласен.

Список литературы


  1. http://www.razumniki.ru/poyavlenie_knigopechataniya_na_rusi.html

  2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.- М.:Азбуковник,1997.-940с.

  3. Школьный этимологический словарь/ Сост. Г.А.Крылов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-313с.

  4. Литература 8 класс/ Коровина В.Я.- Просвещение, 2012

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?


Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..


Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Анна Кутявина

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение - один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.Кроме того, приоритетная цель ФГОС - формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески».

Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это -будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Объектом исследования являются подростки в возрасте 11- 17 лет; предметом - уровень читательской активности учеников.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты : Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Задачи исследования:

1.на основе анализа современной научной литературы рассмотреть роль чтения как важный фактор социализации личности.

2.провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей читательских предпочтений современных школьников.

а)изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся;

в) выявить, как часто читают школьники книги, помимо произведений школьной литературы;

г)определить: чему отдают предпочтение школьники в приобретении знаний о современной жизни.

4.ввести в план работы школы мероприятия и конкурсы, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

Теоретические (анализ разработанности темы в литературе и других источниках)

Практические (анкетирование, сравнение, моделирование)

Выборку исследования составляют 112 школьников в возрасте с 11 до 17 лет.

2. Основное содержание.

Роль чтения в становлении личности.

Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно - в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:- возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;- научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;- способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;- дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Однако Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение - огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. Однако Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:- произведения, созданные специально для детей- адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:- родную и- инонациональную литературу.

Кроме того, можно выделить:- художественные произведения (проза, поэзия, драматургия)- научно-популярные издания- справочные, информационные издания.

В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное - ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.

Семья и её роль в развитии детского чтения

Семья - это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще - с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).

Ребенок учится Сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого - обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;· обогащать словарь знаний о литературе;· переходить от привычки читать к потребности в чтении;· создать духовную близость с родителями;· формировать взгляды и мировоззрение· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

Отношение россиян к чтению

Газета «АИФ» провела акцию - за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал - Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!

Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, - тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».

Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.

Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

Каждый пятый россиянин - постоянный читатель журналов. Любители журналов - это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.

Ключевые показатели

Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда - 35%

Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%

79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% - журналы

Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)

У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан

Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» - подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 9-11 классов я провел опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

Вот некоторые из них:

« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет - источниками»

« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК, который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

Интересные факты о чтении:

Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Современные дети и чтение.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Я решил исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы. Для этого я составил анкету, состоящую из 10 вопросов.

Самыми читающими классами у нас оказались 5, 9 и 11 классы, 80 % учеников ответили, что они любят читать, 6 класс 76%. Хотя 5 класс предпочитает больше читать журналы, чем книги. Зато 11 класс и 9 увлекаются художественной литературой. Как видите по диаграмме: газеты наши ученики читают мало, самый высокий процент-это 32% у 7 класса. На вопрос, читаете ли вы книги, помимо школьной программы в каждом классе положительный процент выше. Хотя читают учащиеся нашей школы художественную литературу не более 1 раза в неделю и чтение для них значит- просто найти интересующую информацию-65%. Как возможность отдохнуть- 55%, и чтобы выполнить задание- 38% . На вопрос « Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?» Большинство учащихся ответили, что обратятся в интернет, на втором месте- телевидение, и только потом книги. А радио в наше утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.

Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене: Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)

Я сопоставил процент качества по гуманитарным предметам с результатами читательских интересов и получилось, что самые читающие классы, о которых говорилось выше- это 5, 6, 9, 11 классы- имеют лучший процент качества образования по гуманитарным предметам- Литературе, русскому языку и истории и обществознанию.

3.Заключение.

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:

Помогать ребенку вести читательский дневник

Воспитывать творческого читателя,

Формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,

Воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,

Презентации книг, тематические книжные выставки:

книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

Книжные выставки:

 книги-юбиляры;

 писатели - юбиляры.

В школьной библиотеке организовать выставки в помощь учебному процессу:

 «Новые учебные пособия»,

 «За страницами учебника»,

Для учащихся начального и среднего звена должны быть оформлены книжные полки:

 «Здесь мир фантазии и сказок»,

 «Дети, спешите в библиотеку…».

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использовать такие формы как:

Библиотечные уроки;

Мероприятия в игровой форме;

Комментированное чтение;

Чтение вслух.

Индивидуальное информирование,

Литературные игры,

Обзоры книг.

Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверен, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я разработала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также памятки для школьников, в которых говорится о необходимости чтения литературы как духовно-нравственном становлении личности.

4. Список литературы.

Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21-23.

Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.

Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.

PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета: Определение читательских интересов:

2.Что значит для вас чтение?

3.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

4. Как часто вы читаете?

5. Что значит для вас чтение?

6. Чему отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

7. Каким жанрам литературы отдаете предпочтение?

8. Назови свою любимую книгу.

9. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?

10. Ваши любимые писатели?

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

Как часто ты читаешь?

Что значит для тебя чтение?

Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном обществе и человеке?

Какие жанры литературы вы читаете?

Любимые книги.

Любимый герой.

Любимые писатели.

Процент качества по гуманитарным предметам.

Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат

І-ІІ ступеней №16 МОН ДНР

Доклад на педсовете:

Роль книги и чтения

в воспитании чувств и

в развитии речи школьников

Заместитель директора по УВР:

Скирта М.А.

г. Горловка

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать…!» Эта меткая фраза произнесена великим французским мыслителем Денни Дидро много-много лет назад. Можно удивляться только, насколько она актуальна сейчас. В современном обществе проблема детского чтения, увы, стоит очень остро. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ ещё в древности. Спустя века, А.П.Чехов скажет: «Для интеллигентного дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А ведь именно книга делает нас лучше, образованнее.

И существует уверенность в том, что чтение связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение. Могу сейчас, наверное, большой список этих ценностей продиктовать, но это в целом мифы. Да, действительно, существуют данные, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, дальше получают хорошее образование, делают хорошую карьеру и так далее. Но люди, которые хорошо читают ещё и относятся к семьям с высоким образовательным статусом, т.е. родители у них читающие, эти семьи ориентированы на хорошее образование, поэтому вклад самого по себе чтения выделить трудно в дальнейших успехах. Можно считать это мифом. Тем не менее, действительно, в культуре существует эта ценность, и хочется понять, на чём она базируется.

Был замечательный исследователь Нейл Постман, ещё в 1982 г., написавший брошюру, в которой сказал о том, что детство исчезает. Почему это я сейчас упоминаю в связи со чтением? Потому что главной причиной исчезновения детства он называет исчезновение чтения. Постман писал: «Разница между ребёнком и взрослым – это разница между грамотным и неграмотным». Пока не было грамотности, эта разница лежала либо в других сферах, либо её вообще не было. А когда люди разделились на тех, кто умеет читать, и тех, которые не умеют, тогда и возникло разделение на детей и взрослых. В 1982 году ещё не было интернета, поэтому он говорил о телевидении. Учёный отмечал, что люди, которые видят непосредственно картинки, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без различия хронологического возраста: и не дети, и не взрослые. Т. е. тема чтения в этой работе стала очень важным индикатором принадлежности к якобы исчезающей группе людей, которые умеют мыслить, читать. Таким образом, чтение само по себе очень важная часть человеческой жизни, если верить Постману. Это значит, что, читая, ребёнок погружается в воображаемый мир, он представляет те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства. И в этом смысле чтение – это способ проникновения в культуру, способ собственного развития, т.е., судя по всему, вещь довольно важная. Однако, если мы посмотрим на современные средства искусства, например, кино, то поймём, что там человек, погружающийся в видеоряд, тоже испытывает большое количество чувств. Но здесь есть тонкость, как утверждают психологи, потому что слишком мало приходится додумывать, анализировать контент, который предъявлен в фильме. А контент, предъявленный в вербальной и письменной форме, требует больших аналитических и личностных усилий. Поэтому, несмотря на то, что я начала с того, что ценность чтения – это миф, я бы всё-таки сказала, что есть много оснований думать о том, что этот миф отражает действительность.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребёнка, в том числе её составляющей информационной.

Учёные, занимающиеся проблемами детского чтения, выделяют 3 аспекта готовности к чтению:

1 – готовность как мотивированность к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам появляется в 3-4 года. Однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется в 5-7 лет. В редких случаях и раньше, то это исключение из правила;

2 – интеллектуальная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Как известно, устная речь – система условного обозначения объективной реальности с помощью слов, их сочетаний по определённым правилам. До конца дошкольного возраста ребёнок затрудняется в выражении своих мыслей, образов, впечатлений посредством речи. Развёрнутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно. Значение многих слов ребёнок знает приблизительно, иногда неверно. Письменная речь для него является символом второго порядка, т.е. системой графических знаков, которыми обозначают знаки устной речи.

Трудность в усвоении грамоты связана не только с тем, что буквы – это символы второго порядка. Она обусловлена ещё и высокой степенью производительности акта чтения и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Необходимо, например, сосредоточить произвольно зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всём читаемом предложении и строке. Последнее необходимо для того, чтобы, дочитав одну строку, перейти к началу второй.

3 – языковая и метаязыковая готовность.

Примерно в 5-7 лет дети становятся в определенной степени способны понимать устноречевые тексты без опоры на контекст. Это позволяет им полноценно понимать книжные тексты.

Навык чтения включает два основных компонента:

    декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устноречевую форму;

    понимание значения письменных текстов.

Процесс декодирования состоит из определения букво-звуковых соответствий, слогослияния, воссоздания звукового облика целого слова → вытекают ступени овладения чтением : овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступени становления синтетических приёмов чтения; ступень синтетического чтения.

Процесс понимания письменных текстов изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. При этом понимание значения прочитанного включает понимание значения каждого прочитанного слова и предложения в целом. Понимание смысла значительно сложнее и многограннее. Экспериментально доказано, что понимание текста слабо коррелирует с техникой чтения. Плохая техника чтения препятствует полноценному пониманию текста. Но быстрое, беглое чтение не гарантирует полноценное понимание.

Существует ряд методов обучения чтения:

1 – традиционная аналитико-синтетическая методика обучения, которая предполагает обязательное владение полным владением звуковым анализом устной речи и навыками реконструкции целого фонетического слова из отдельных звуков;

2 – глобальная методика, которая предполагает минимальные требования к анализу, основная опора делается на зрительный анализатор;

3 - полуглобальная методика обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.

Детское чтение по своей структуре состоит нескольких периодов:

- возраст 6-7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

- отроческий период – переход от детского к подростковому (10-11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального к логическому восприятию, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

- от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;

- дети от 14 лет – переход от подросткового к юношескому этапу развития личности. На этом этапе читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

Детское чтение дифференцируется на учебное и личностное. Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. Цель научно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь – знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободном детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу.

Книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребёнка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведёт к бездуховности.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук. Как утверждают учёные, фундамент данной проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят их читать, а в том, что их не всегда хорошо учат читать, т.е. у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения.

Задача обучения детей чтению - научить понимать ребёнка то, что он читает. Учёные, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению, выявили 3 основные причины:

1 – не всегда качественное обучение ребёнка чтению;

2 – не поддержание интереса детей к чтению;

3 – необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По результатам исследований, современные дети сами считают, что уровень их знаний падает, они стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

    слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

    не хватает свободного времени;

    нет желания.

В этом учебном году мы провели небольшое исследование среди старшеклассников. На вопрос: «Любите ли вы читать?»

Положительно ответили – 48%;

Читают только по необходимости – 48%;

Не читают вообще – 4 %.

На 1 месте приключенческая литература, фантастика. Классическую литературу читают по необходимости. Итак, данные результаты показывают, что большинство детей не любят читать, а ведь роль печатного слова в формировании личности очень велика.

По мнению современных учёных на смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» - «модель литературной социализации личности». Это процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом.

Кроме того, педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов. Школьники не осваивают язык классического наследия, ими не только утрачивается культура чтения, но и культура речи. А влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

«Электронная культура», в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Однако, по мнению учёных, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно представляет, к нему возникает острый интерес. Когда оно будет освоено, оно «устроится» в структуру жизнедеятельности, и займёт в ней своё место. Таким образом, сегодня меняется характер и отношение детей ко всему комплексу медиа-книгам, телевидению, мультимедиа и интернету.

Всё выше представленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, но дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Хотелось бы, конечно, чтобы СМИ, интернет совсем не вытеснил литературу. По-моему мнению, они никогда не смогут заменить старые умные, добрые книги, на которых воспитывались миллионы людей, целые поколения…

Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определёнными знаниями, в духовном и эмоциональном плане зачастую оказывается на самом низшем уровне.

Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой. Сегодня деформация личности молодого человека приобрела угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы, с помощью писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику.

Вы помните, что выше я говорила о том, что меняется сейчас «модель чтения», и учёные отмечают следующие черты, которые характеризуют её:

- «любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения; престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);

Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги разных видов и жанров;

Наличие домашней семейной библиотеки.

Именно семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению учёных, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к чтению, книге. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнок - добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера, духовное единство. Семья в определенной степени руководит чтением детей, здесь ребёнок получает информацию о книгах, но, к сожалению, резкое снижение времени семейного чтения – факт общеизвестный. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи, не способствует формированию ребёнка-читателя.

Поэтому нужно прикладывать усилия специалистам (учителям, библиотекарям) для возрождения семейного чтения, через реализацию следующих задач:

Формирование умения общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;

Обогащение знаний о литературе;

Создание духовной близости с родителями;

Формирование взглядов и мировоззрений.

Да, книга формирует ценности ребёнка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, дети учатся понимать, что такое добро, зло, долг, честь.

Значение книги неоспоримо. Она не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор или компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования мозга человек должен прочитать 20-25 страниц художественного текста каждый день.

Читающий ребёнок – надёжное культурное будущее любого государства. Через какое-то время от него будет зависеть, какое место и какую роль займёт книга в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам, сегодня необычайно важно.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).