Самолет пролежал в болоте с начала второй мировой. Как поднимают самолёты из болота (63 фото) Подъем самолетов из болот вов

Вот уже второй год на месте падения самолёта ДБ-3 поисковый отряд "Пирамида" ведет работу по поиску и подъему экипажа самолёта. Работа ведётся в тяжелых условиях - в болоте, в 15 км. от берега; на глубине до 5,5 метров. Работу можно проводить только в зимний период времени, когда болото замерзло!
И вот наконец-то поисковикам улыбнулась удача - были подняты останки одного из членов экипажа. Им оказался старший сержант (стрелок-радист) ОСИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ. При нём были обнаружены записная книжка с адресами, личный дневник, профсоюзный билет, водительское удостоверение на мотоцикл (с фото), по которому и удалось установить личность Осинцева А.В. Также был обнаружен смертный медальон, образца 1925 года, к сожалению незаполненный.
Работа по поиску остальных членов экипажа продолжается.

02. Поднято на месте падения самолета

03. Парашют, найденный с останками летчика. Выпуск 1940 год. Сохран изумительный... болото.

04. Пилотка, пролежавшая более 76 лет в болоте.

05. Медицинская сумка летчика

06. Сумка с документами и картой

07. Место проведения работ

08. Пилотки летчиков, на одной до сих пор держится пришитый нитками знак "Серп и молот".

09. Детали ДБ-3

10. С приборной доски

11. Удостоверение мотоциклиста. 76 лет пролежало в болоте.

12. Детали погибшего ДБ-3

13. Летный комбинезон летчика

14. Удостоверение мотоциклиста, сохранилось даже фото!!!

15. Часы штурмана

16. Так выглядел ДБ-3

17. На месте проведения работ

18. Предметы, которые достали с глубины 5 метров

19. Не заполненный смертный медальон, образца 1925 года!!!

20. Обломки самолета

21. Парашют летчика, с клеймом завода-изготовителя.

22. Красный флаг с надписью, найденный в кабине пилота.

23. Унты пилота. Сохранились даже портянки.

24. Надпись на шильдике: Завод 203 им. Орджоникидзе

25. Серп и молот, пришитый летчиком к пилотке. Держится спустя 76 лет!

26. Надпись на обломке деревянного ящика: ..."Камчатка..."

27. Пилотка летчика

28. Детали самолета

29. Вечная память... Символическое фото.

30. Часы

31. Ткань, уцелевшая и найденная при подъеме самолета.

32. Кожаная маска пилота, защищавшая от ветра и холода.

33. Шасси

35. Знаки различия летчика. Старший сержант... Сильное фото...

36. Медицинская сумка, виден оранжевый жгут

37. Йодовая настойка. Бумага сохранилась!!!

38. Детали приборной доски

39. Сохранилась даже Блок-книжка для командира!!!

40. Вещи летчика

41. Тот самый красный флаг с надписью

42. Приборы

43. Читаются надписи!

44. На месте работ

45. Удостоверение с фото летчика. Сохранилось. Редчайший случай!!!

46. Ведутся работы

47. Ящик деревянный с надписью Камчатка, оказался из-под консервов с лососем

48. Читаются все данные

49. Деталь с ДБ-3

50. Унты

51. Вещи пилота

52. Вечная память солдатам и командирам, павшим за Родину!

Карп Платонович Вовк. Год рождения - 1919–й. Место рождения - Полтавская область, Украина. До вчерашнего дня никто не знал, где и как погиб 22–летний Карп. Сегодня известно место и день гибели солдата Великой Отечественной - Ивацевичский район, болото в нескольких километрах от деревни Выгонощи. В минувшие выходные поисковики достали двигатель, фрагменты самолета, а также останки летчика, которые переданы на хранение в Телеханский сельисполком и позже будут с почестями захоронены.


С Владимиром Бухтой, руководителем историко–патриотического отряда «Авиапоиск–Брест» , мы встретились в мемориальном комплексе «Брестская крепость–герой», он привез двигатель и фрагменты самолета на базу, где хранятся остатки более трех десятков самолетов, участвовавших в боях на территории Брестской области:

- Вместе с 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном Министерства обороны из болота мы достали все, что осталось от двухмоторного Ил–4: двигатель, обшивка со следами от пуль, фрагменты крепления крыла, шасси. В составе 212–го полка дальнебомбардировочной авиации под командованием легендарного Александра Голованова самолет бомбил немецкие танковые колонны 24 июня 1941 года. Это был его второй боевой вылет. Два летчика выпрыгнули, спаслись - они, как выяснилось, воевали до победы, а третий - стрелок–радист - погиб в воздухе. Мы достали из болота его останки. Информацию об экипаже нашли в архивах по номеру двигателя самолета.


От информации о месте падения самолета (а ее прислали на сайт «Авиапоиск–Брест» читатели) до подъема прошло три года.

Поднимали остатки боевой машины прямо из болота. Подъехать туда невозможно. Три километра - пешком. Чтобы подобраться к нужному месту, соорудили два мостика. Владимир Бухта признается, что такого трудного подъема у них еще не было:

- В минувшем году пытались поднять трактором - не получилось. Сейчас пытались лебедками - тоже безрезультатно. Пришлось нырять в очень холодную воду и тянуть тросами. Фрагменты доставали с глубины около трех метров. Так как работы проводили на территории филиала «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща», содействие нам оказали руководители - гендиректор нацпарка Александр Бурый и руководитель филиала Владимир Загоровский. Отдельное спасибо также 69–летнему жителю деревни Выгонощи Сергею Куратнику, который все время со своим трактором был с нами. Один день мы ему не позвонили, так жена заставила его самого с нами связаться, мол, хлопцев нельзя оставлять, доводи с ними дело до конца. Спасибо председателю Телеханского сельисполкома Трофиму Демянчику. Если бы не эта помощь, не знаю, сколько лет мы бы еще подбирались к этому подъему.

«Железо» вчера было аккуратно сложено на цементный пол одной из казарм Брестской крепости. Владимир Бухта мечтает, что когда–нибудь в мемориальном комплексе появится музей авиации, сражавшейся за освобождение Брестчины.

Председатель Телеханского сельисполкома Трофим Демянчик вспоминает, что в детстве немало слышал от старших жителей о жарких боях в здешних краях:

- Говорили, что в болото между Выгонощанским и Бобровичским озерами упало не менее трех десятков самолетов. Те, которые лежали на поверхности, местные жители разбирали по частям. Такова правда жизни. В годы войны металл был нужен в хозяйстве.

Один из затонувших в болоте бомбардировщиков «Авиапоиск–Брест» собирается поднимать уже в ближайшее время. Боевая машина была сбита 25 июня 1941 года и упала в трех километрах от только что поднятого.

Поисковики намерены найти родственников погибшего летчика Карпа Вовка, который так и остался 22–летним парнем. После этого будет принято решение о месте его захоронения.

В июне 2014 года поисковый отряд "Демянск" предпринял очередную попытку поднять из болота советский бомбардировщик ДБ-3Ф.

Кратко о машине.

ДБ-3Ф - дальний бомбардировщик, разработанный под руководством С.В. Ильюшина. С марта 1942 года называется Ил-4.

Экипаж - 3 человека: пилот, штурман и стрелок. При наличии нижней люковой установки в экипаж добавлялся еще один стрелок.

Бомбовая нагрузка - до 2500 кг. Длина - 15 метров, размах крыльев - 21 метр. Максимальная взлётная масса - 12 тонн.

ДБ-3Ф был основным самолётом советской авиации дальнего действия. Именно эти самолёты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Предположительно осенью 1941 года в одно из демянских болот упал самолёт.

Через 60 лет поисковики отряда "Демянск" обнаружили на болоте странное окно в трясине, заполненное водой. После тщательного исследования оказалось, что это воронка, которая образовалась от падения самолёта. Попытались вытащить, не получилось. Не хватило знаний, техники.

С тех пор опыт отряда только рос. Поднимались самолёты, лётчики, выяснялась судьба экипажей.

И вот, спустя более чем 10 лет было решено вернуться к этому, первому и не очень простому, самолёту.

Тогда был найден номер самолёта. К сожалению, выяснить по нему судьбу самолёта и лётчиков не удалось и было решено отправится к самолёту еще раз. Лето выдалось достаточно сухое и можно было рассчитывать достичь некоторых результатов малыми силами.

Итак, июнь 2014 года. Демянский район Новгородской области. Болото...

Просто работа.

После недолгих сборов отряд готов к выезду. Отрядная ГТСка загружена в буквальном смысле выше крыши - запас карман не тянет. Берём с собой и воду.

Благодаря лесорубам в новгородских лесах еще можно встретить приличные дороги...

В помощь отряду прибыли несколько ребят из Центра духовного, патриотического и нравственного воспитания Подольского благочиния РПЦ. Ребята хоть и молодые, но в поисковых делах опыт имеют большой и подготовлены к экстремальным условиям на отлично. За исключением накомарников...

Болото встречает нас прекрасной погодой и нереально глубоким небом.

Воронка от падения самолёта. С мая ничего не изменилось.

Результаты предыдущей работы.

Выгружаемся... Самое главное в такой работе - помпы и вёдра. И побольше.

"Чего стоим? Кого ждём?..."

Хотя и завещал сэр Артур Конан Дойл держаться подальше от торфяных болот, но иногда они бывают очень и очень красивыми.

Обломки бомбардировщика ДБ-3Ф.

Где-то там самолёт и, возможно, лётчики. Хотя, все конечно надеются, что их там нет, что им удалось покинуть машину и что они продолжили сражаться с захватчиками...

Командир поискового отряда "Демянск" Анатолий Степанович Павлов.

Огромная мощная машина размером 15 на 20 метров превращается груду небольших обломков...

Начинаем обустраивать место работы.

Мошкара и слепни не дают расслабиться.

Включили помпы. Водозаборные фильтры надо постоянно очищать и для этого прямо в воронке находится специальный человек.

Владимир - главный специалист отряда по подъёму самолётов и вдохновитель множества подобных экспедиций.

Иногда приходится прочищать и саму помпу.

Одна из находок, подтвердившая версию о типе самолёта. Крышка заливной горловины топливного бака.

Несколько раз приходится ездить за лесом для крепления стенок воронки.

Болото стремится вернуть своё и поэтому надо постоянно крепить стенки воронки.

Имея под ногами "твердую почву" работать гораздо легче и поэтому по периметру делаются настилы из досок.

Советская мембранная помпа. В паре с японским мотором творит чудеса. Качает медленно, но уверенно, меньше страдает от засоров. Незаменима, когда надо убрать из воронки небольшое количество постоянно стекающей туда воды.

Разведка воронки проводится при помощи 6-метрового(!) щупа.

Работать щупом приходится постоянно - с понижением уровня воды постоянно находится что-то новое.

Работаем длинными стальными крюками. Воронка прочёсывается крюком по сантиметру. Если что-то удалось зацепить - тянем. Легкое в одиночку, тяжелое - вдвоём, совсем тяжёлое - лебедкой.

Болото коварно. Вроде бы уже 100 раз прошёл по этому месту, а потом проваливаешься по пояс.

Очередной засор. Боец на переднем плане вытаскивает тину граблями.

Но самый главный инструмент в подобной работе - обычное ведро. Чистая вода занимает лишь небольшую часть объёма воронки. Главное - мох, тина, грязь. Всё это необходимо вычерпать, чтобы добраться до того, что на дне.

Обратите внимание на вёдра - они укреплены стальными полосами, так как в штатном исполнении просто не выдерживают. Ведь наполненное "болотом" ведро может весить далеко за 10 кг.

Вот так с шутками-прибаутками, войдя в ритм, за день можно перекачать несколько тонн болотной жижи.

Но веселее всех, конечно тому, кто черпает в самой воронке...

Делим воронку на 2 части, чтобы упростить работу по откачке.

Когда удаётся зацепить нечто серьёзное на помощь приходит лебёдка болотохода. В данном случае пришлось использовать ещё и два блока.

"Давай, родная!..."

Болотоход начинает стаскивать в воронку и приходится заякорить его за вторую машину.

Вытаскиваем один из цилиндров двигателя. Вещь вроде бы лёгкая, но поднимаясь из глубины, такой крупный обломок тащит на себе ещё тонну тины и мха.

Надо сказать, что данная находка была очень важной. На цилиндре выбивается номер мотора. Имея номер мотора можно установить и судьбу самолёта.

После очередного серьезного зацепа принимается решение заякорить и второй болотоход.

РАКЕТА, САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ? Сколько бы ни говорили о будущих кораблях и станциях, не только конструктивные проблемы определяют возможность и экономику их создания. Такова уж природа космонавтики, что во все времена многое будет зависеть от средств сугубо

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Сосна в болоте Бог наказал сосну за что-то И сбросил со скалы, Она обрушилась в болото Среди холодной мглы. Она, живая вполовину, Едва сдержала вздох. Ее затягивала тина, Сырой багровый мох. Она не смела распрямиться, Вцепиться в щели скал, А ветер - тот, что был

Из книги Я - врата. Биография (Избранные беседы, том VI) автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-саньяса: лотос на болоте После окончания университета Раджнеш занялся поиском работы. Бунтарство, проявлявшееся и раньше, он продемонстрировал еще раз - когда искал работу. Он пересказывает инцидент следующим образом: «Окончив университет, я обратился в управление

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

В БОЛОТЕ Я спрашивал себя, что сталось с другими орудиями, с братом, со всей дивизией? Уничтожены? Рассеяны? Ушли по другой дороге? И что будем делать мы, здесь находящиеся? Сможем ли мы найти дивизию или добраться до наших у Харькова? Ведь на всех дорогах отступающие

Из книги Репин автора Пророкова Софья Александровна

В КРОВАВОМ БОЛОТЕ Это был царский заказ. Отказываться от дворцовых заказов, как мы уже говорили, считалось непозволительным. Придя на заседание Государственного совета, Репин воодушевился мыслью написать это торжественное собрание. Как художника, его вдохновило

Из книги Вся моя жизнь: стихотворения, воспоминания об отце автора Ратгауз Татьяна Даниловна

На болоте На весенней проталинке За вечерней молитвою - маленький Попик болотный виднеется… А.Блок Пахнет можжевельником и мятой. Веет сырью. Комары звенят. Может быть, под кочкою мохнатой Логово болотных чертенят? Бугорки, крапленные черникой, Поросли, как шубкой,

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

8. В болоте Весь день мы шли по направлению к Ильичам и не без причины. Я уже рассказывал раньше, что в этой местности в лесу была зарыта в ящиках ручная типография перед тем, как мне пришлось бежать из Потапова. Я знал приметы на деревьях, по которым мог во всякое время

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-санньяса. Лотос на болоте После окончания университета в г. Саугара Ошо стал искать работу учителя. Но его пренебрежение нормами поведения в обществе снова поставило под угрозу его планы. Он рассказывает об одном интересном эпизоде: «Закончив университет, я

Из книги Следопыты автора Стаднюк Иван Фотиевич

ОСТРОВОК НА БОЛОТЕ Разведчики опять развернулись в цепочку и опушкой пошли вдоль болота. Торопились. Болото лежало в низине, и чуть пологий склон, отделявший его от леса, был голым, изрезанным ручейками талой воды. Заметить здесь след можно было с первого взгляда. Но вот

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Самолет «130» Эту машину проектировали под двигатель АШ-83. Ожидалось, что ее максимальная скорость достигнет 725 км/ч на высоте 7500 м, дальность – 1450 км, а потолок – 10 500 м. Но запланированного двигателя, как вы уже знаете, так и не дождались, и его заменили испытанным в боях

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Самолет «152» После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше

Из книги Боевые самолеты Туполева автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Поколение одиночек автора Бондаренко Владимир Григорьевич

Самолет для ВДВ Бомбардировщик Ту-16 стал основой для создания авиалайнера Ту-104, но мало кто знает, что последний послужил базой для военно-транспортного самолета.Июльским 1954 года постановлением правительства ОКБ-156 обязали создать реактивный военно-транспортный

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Колдунья с евангельскими стихами в русском болоте Пожалуй, в нашем поколении у Татьяны Ребровой был один из самых ярких взлетов в самом начале её поэтической судьбы. В шестидесятые годы, еще совсем юной поэтессой начинала вместе со смогистами – Ленечкой Губановым,

Из книги Страницы из летной книжки автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

VI. Ночевка в болоте Неприятная была эта ночь. Пришлось приткнуться между корнями большой ели, где было хоть немного сухого места и куда мы трое могли приткнуться, только скорчив ноги. Кругом была сплошная мокрота. Мох, серый и жесткий в сухие дни, набух от дождей и тумана,

Из книги автора

Самолет - в дым «...12.1.45 в 20,47 час. произошла поломка самолета По-2. Самолет оторвался перед самыми направляющими воротами, но высоту не набрал... Нагрузка: 6 бомб...» Я думаю: что такое везение? Вспоминаются мне самые первые мои полеты, когда хочется отличиться. Вокруг все в

Самолеты падают в мох. February 12th, 2012

Еще в те далекие времена, когда выделенный интернет был непозволительной роскошью для физического лица и связь со всемирной сетью осуществлялась по телефонной линии, натолкнулся я в русскоязычном интернете на любопытный артефакт, известный под именем “Карта Марка Кострова. Карта эта напомнила мне иллюстрации из книги “Остров сокровищ”. Такие же непонятные обозначения, символы и названия, во многом отражающие своеобразный внутренний мир своего составителя. О чем можно подумать, отыскивая такие, например метки – “Предполагаемые клады” или “Там где чудиться”, “Заброшенные библиотеки” или “Клад в колодце”. Прочитав почти все произведения писателя Марка Кострова, я так поразился его замечательному слогу, историям, простым и щемящим что уверовал в существование затерянного и заброшенного мира среди болот на границе Псковщины и Новгородчины.

Тогда еще я не знал, что через 10 лет окажусь в самом центре этой карты, как в волшебном мультфильме. Своими собственными глазами буду искать следы путешествий писателя, слушать истории о героях его рассказов. Так становится ясно, что действительно видел или слышал автор, что он благодаря своему мировоззрению домыслил, где приукрасил, а когда для остроты ощущений круто повернул сценарий чьей-то реальной жизни в своем описании. Но речь не об этом, а о третьей метке на костровской карте. Итак, небольшой рассказ о самолете в болоте.

Филиппыч, что часто гостит в своем доме в умирающей деревне на берегу озера Полисто, производит впечатление крепкого старика. Все-то у него есть, а главное – лодка с хорошим мотором, вездеход для передвижения по болотам, жилистые руки и память о прошлом Полистовья. Вот в одно прекрасное время вспомнилось Филиппычу, как в 1946 году видел он торчащий из болота металлический хвост большого самолета, о чем и сообщил спустя 65 лет Великолужскому (по-моему) военкому. Поиск погибших в войну, подьем останков героев дело благое, а тут нашлись сподвижники и спонсоры и вот уже разведка поискового отряда связалась с заповедником, как мол и что, а как бы нам там местность осмотреть.

Слухи ходили о лежащих в болоте самолетах. На Рдейщине (в восточной части болотного массива) рассказывают о самолете с грузом золота, упавшем в болото осенью 41 года. Мой проводник и инспектор заповедника рассказывал о самолете с грузом оружия, направлявшимся или к немцам в Демянский котел, или в Партизанский край, что существовал в Полистовье до середины 1942 года. Сам я видел непонятные металлические части вдали от минерального берега и были они явно не от саней или телеги. Так что найти нечто среди болот вполне возможно.

А вот чем чревата операция по подъему самолета в центре особо охраняемой болотной территории, какие усилия людей и техники потребуются и что потом останется от охраняемого участка – все это было непонятно и волнительно. “Не можешь помешать, тогда надо возглавить” – сказал директор заповедника и мы отправились в экспедицию к озеру в центре заповедника, за которым и должен лежать Ил-4. По данным поисковиков, самолет потерпел катастрофу на высоте нескольких километров, попав в грозовой фронт. По словам специалистов, в тот вылет авиация дальнего действия потеряла от погоды несколько машин. Именно этот самолет еще в полете разломился и упал, пилот и штурман погибли, один из стрелков воспользовался парашютом и выжил, продолжив затем войну. Но мне найти подтверждение подобной истории в сети не удалось.

Военкомовские отправились со своим поисковым оборудованием в моторной лодке на Полисто. Филиппыч на вездеходе, который носит в обиходе название “каракат” дожен подхватить их тяжелый груз и доставить в болото. А мы на вездеходе “Argo” с запасом топлива пойдем по топям и, преодолев за сутки более 35 километров непроходимого для колесной или тяжелой гусеничной техники болота, должны встретиться в районе поиска.

Район поиска встретил нас проливным дождем, настолько сильным, что когда мимо нашего вездехода на расстоянии в три десятка метров прошла лосиха с двумя лосятами, она не сразу обратила на нас внимание.

Этот район покрыт различными формами болотных сосен, примерно одного возраста, но разной высоты. На грядах и мочажинах открытого пространства сосны возрастом около 50-60 лет невысоко возвышаются надо мхом, всего на 60 сантиметров или метр. Основная часть их ствола и корней может на пару метров быть погружена в мох. Однако, чем ближе к озеру, тем стволы толще и кроны выше, достигая высоты в 4-5 метров. Это уже высокие, большие деревья. Там нельзя проехать на вездеходе, потому что сосны можно поломать, а это совсем не согласуется с заповедным режимом. И ничего не видно уже на расстоянии в десяток шагов.

Наша группа соединилась и начала поиски, осматривая мох в поисках следов большой ямы, следы от которой должны все же проступать во мху. Только после обнаружения таких старых и глубоких мочажин можно начинать работу со специальными металлоискателями, которые могут обнаружить металл на глубине в несколько метров.
Однако, везде волны моховых кочек, нет ни следа падения, люди устают, энтузиазм потихоньку пропадает.
“Филиппыч, ну ты что-нибудь помнишь? Похожа ли местность?” – спрашивают поисковики. “Нет, непохожа – отвечает наш аксакал и следопыт – мы там лошадей в ночном пасли, в костер кусочки обшивки с хвоста кидали, они так смешно горели с искрами, искры прожигали одежду а мать потом драла….” Филиппыч мечтательно улыбается, вспоминая детство. А я понимаю, что в топи верхового болота лошадей пасти нельзя. Что-то не складывается в рассказе, за 65 лет произошли изменения в памяти ли в природе. И самолет нам с ходу точно не найти.

Поисковики предполагают, что действовать надо зимой, когда замерзнет болото. Но зимой невозможно увидеть следы падения. На поиски можно потратить дни, недели и месяцы работы. Так что тайна, скорее всего останется тайной и будет ждать того момента, пока на остатки бомбардировщика случайно наткнется кто-нибудь из ученых, что будут составлять детальную карту растительности заповедника.

Но напоследок несколько свидетельств, что артефакты войны все-же есть в Полистовье.

Немецкий транспортник Ю-52 сфотографировала ботаник Наташа Решетникова, другой исследователь Татьяна Новикова в глубине болот наткнулась на такие вот детали техники, которые я гарантированно не смог опознать. Может вы знаете, что это?
Кстати, около половины названий на карте Марка Кострова имеют неточности, имеют ошибку, доходящую иногда до трех километров. Теперь я рекомендую относиться к рассказам своего любимого писателя больше как к произведению литературы. В нем только малая толика от достоверного полевого дневника.