Православный женский день. День жен-мироносиц: дата, история, традиции Кто это такие

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее праздн...

День жен-мироносиц: дата, история, традиции

От Masterweb

07.04.2018 04:00

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее празднование тесно связано с евангельскими событиями, последовавшими за распятием Сына Божия на кресте в преддверии иудейской Пасхи. Об этих событиях, а также о православном Дне жен-мироносиц поговорим подробнее.

Кто это такие?

История праздника День жен-мироносиц восходит к событиям, описываемым в Евангелиях, а также в Священном Предании. Из этих источников известно о том, что мироносицами были женщины, которые утром дня, следовавшего за субботой, пришли к гробу Иисуса, чтобы совершить ритуал умащения тела. По древней восточной традиции, это делалось с помощью мира – специальным образом приготовленного и освященного ароматического масла. Отсюда и пошло название.

Мироносицы были обыкновенными женщинами, ни богатыми, ни знатными, ни особо образованными. Во время миссионерских путешествий Иисуса Христа они часто сопровождали его и его учеников. Эти женщины принимали их в своих домах, помогали им всем, чем в состоянии помочь хозяйка и мать, заботящаяся о детях.

Сохранившиеся имена

День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:

  • Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
  • Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
  • Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
  • Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
  • Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
  • Сусанна, о которой нет никаких сведений.

В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.

Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.

Любовь и верность

Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).

В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.

Какого числа день жен-мироносиц?


Этот день в православном календаре является подвижным праздником и приходится на второй воскресный день, следующий за Пасхой. В 2018 году это 22 апреля. Еще праздник в честь мироносиц называют "Неделей святых жен мироносиц", в которую чествуют также Иосифа и Никодима, являвшихся тайными учениками Иисуса Христа. Как сказано в Евангелии, Иосиф Арифомейский был богатым и знатным человеком, членом Синедриона.

Он испросил тело Иисуса у Понтия Пилата и вместе с Никодимом похоронил его в гробнице, вырубленной в скале, которая была его собственностью. При этом тело Христа было обернуто плащаницей, по одной из версий, это – Туринская плащаница. В православной традиции День жен-мироносиц еще называют «День женщин-христианок».

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Другие варианты обряда


Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы - “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.

Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.

После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.

Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.

Сценарий праздника


Как уже говорилось выше, в некоторых местностях День жен-мироносиц назывался «Маргоски», что, по всей вероятности, связано с псковским и тверским диалектами, в которых это слово обозначает «умильничать», «кокетничать». Это говорило о том, что праздник полностью посвящался женщинам, все они считались именинницами. Поэтому в обрядах мужчины, как правило, не участвовали.

Вот как выглядел сценарий праздника Дня жен-мироносиц в некоторых российских губерниях. Женщины, собравшись вместе (иногда и в одиночку), ходили по дворам, где им давали яйца и прочую снедь. Затем происходило так называемое окликанье жен-мироносиц. Это выражалось в проведении обряда, в соответствии с которым женщин призывали выйти на крылечко, держа в руках яйцо. Обычно оклички проходили ранним утром, еще до того, как начинался рассвет.

В День жен-мироносиц каждая из женщин ходила в церковь, чтобы принять участие в обеденной службе. По окончании службы по совместному заказу женщин проводился общий молебен. При этом оплачивался он не деньгами, а яйцами, в некоторых случаях яйца заменялись отрезом из льняной ткани.

По окончании обедни, ближе к вечеру, происходила бабья пирушка. Она сопровождалась песнями, танцами и продолжалась до поздней ночи. Мужья участвующих в гуляньях женщин могли присоединиться к ним лишь в крайнем случае – в виде исключения.

В некоторых местностях пирушки устраивались за околицей, на выгоне. Гуляющие разводили костры, на которых жарили яичницу. Ее съедали с различными присказками, например, с просьбой к Богу о том, чтобы уродился лен куделен, то есть пригодный для прядения. Затем пелись песни, посвященные весне. В других деревнях яичницу готовили в домашних условиях, и женщины, обходя все дома поочередно, угощались этим блюдом.

Поминальная сторона


Одной из особых сторон празднования Дня жен-мироносиц была поминальная. При этом весь день или даже вся неделя посвящались памяти умерших. Например, каждый год, с понедельника праздничной недели, которую еще называют «мироносицкой», в приходах служили мирской сорокоуст по всем прихожанам, которые ушли в мир иной. В некоторых местах обязательным был приход на кладбище в субботу, накануне праздника. При этом на могилах оставлялись крашеные яйца.

Исследователи считают, что мотивы, связанные с поминовением усопших, прослеживающиеся в празднике жен-мироносиц, не являются случайными. Существует большая вероятность того, что произошло наложение христианского праздника на женский, который был связан с аграрным культом. А как известно, его частью у славян является культ предков.

Поздравления с Днем жен-мироносиц


В заключение приведем несколько коротких поздравлений, которыми можно приветствовать верующих женщин-христианок, отмечающих этот праздник.

Поздравление 1

Жен-мироносиц опять вспоминая,

Поклоняемся им до земли.

С праздником светлым всех поздравляем,

Желаем смирения, веры, любви.

Поздравление 2

Священный праздник наступает,

Он светом чуда озарен,

С днем мироносиц поздравляю

И прославляю незабвенных жен.

Поздравление 3

Я православных женщин поздравляю,

Всех тех, что мир, любовь несут в семью всегда,

Им счастья, радости желаю,

И пусть минует их беда.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

15 мая, в воскресенье – в 3-ью неделю по Пасхе – настоятель храма Божией Матери Иверской отец Игорь отслужил Божественную литургию и Водосвятный молебен. Проповедь настоятеля была посвящена великому Празднику, который в этот день отмечает Православная Церковь. О значении этого праздника для православных людей отец Игорь не раз говорил и раньше, напоминая прихожанам и прихожанкам, что в русской жизни и культуре это был главный православный женский праздник, который торжественно отмечался в дореволюционной России, а затем был вытеснен светским женским праздником 8 марта… Если за праздником 8 марта стояли женщины-революционерки и безбожницы, то за праздником жен-мироносиц – великая победная и одновременно поучительная история, которая во многом сформировала в отечественной культуре идеал русской православной женщины, соединяющий в себе внутреннюю красоту, простоту, милосердие, верность и жертвенность.

В третью неделю после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых женщин-мироносиц – Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сосанны. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему. Это те самые женщины, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста… Они не разбежались от Него, как ученики, не оставили Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте. Любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас и страх. Как повествует Евангелие, в награду за это жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст… На отваленном камне сидит Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес!»…

Семь слабых женщин навечно остались в евангельской истории и подарили праздник всем – праздник жен-мироносиц. Этот праздник издревле чтился на Руси. Это событие мировой истории воспето в стихах выдающихся русских поэтов:

День наступил, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть - гроб опустел!..

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес;
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: - Воскресну - и воскрес!

Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что будет час -
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

(Константин Случевский, «Воскрес», 1891 )

Солнце плыло из-за утренней зари,
Мироносицы ко Гробу тихо шли.

Скорбь овеяла их облаком седым:
Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах,

Озаряет солнце темный, низкий вход.
Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,
Ангел белый над Гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:

Не ищите Иисуса: Он Воскрес,
Он на Небе и опять сойдет с Небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец всех жен исторг.

Лобызают ткани светлые пелен.
Солнце встало. В небе светлый, вечный звон…

(Сергей Городецкий «У Гроба Воскресшего Господа», 1911 )

Именно идеал женщин-мироносиц кротко и мужественно несли в своей душе русские женщины в годы безбожных пятилеток, оставаясь верными христианской вере. Женская жертвенность, сострадание и любовь помогали стране выстоять в страшных испытаниях Великой Отечественной войны. И читая эти пронзительные строки стихотворения Михаила Исаковского «Русской женщине» (1945), видишь, как просвечивает через строки о наших бесхитростных матерях и бабушках времени войны высокий христианский идеал святых женщин-мироносиц:

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты
.……………………………
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

Отец Игорь напомнил прихожанам, что рядом с нами обездоленные, заброшенные и больные старики, которым так не хватает любви и милосердия, и призвал прихожан к милосердным богоугодным делам.

Рассказывая о жизни прихода во второй половине мая и в июне, настоятель призвал прихожан готовиться и принять участие во всероссийской акции «Свеча ПАМЯТИ», поддержанной Церковью. Эта акция планируется на вечер 21 июня – накануне дня памяти и скорби, дня начала Великой Отечественной войны: на окнах в каждом доме в 21.00 мы зажжем свечи по числу погибших в нашей семье.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7 мая.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Соломии, Сусанны и других. Эти богоугодные женщины воочию созерцали мученическую смерть Христа Спасителя. Они видели затмение солнца, великое землетрясение и воскресение праведников в тот момент, когда Мессия был распят на судьбоносном кресте.

Эти жены принимали в своих домах Божьего Сына и любовно стояли у распятия, когда книжники и воины проявляли небывалую злобу. День святых жен мироносиц - особенное событие в православной традиции, оно чрезвычайно почитается. Эти святые матери символизируют благую весть и героическое самоотвержение.

История праздника

Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии . Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.

Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.

О женщинах в православии:

В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя . Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.

  • Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
  • Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она - сестра Магдалены, по другим - жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
  • В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
  • В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна - верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
  • Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
  • Сусанна - еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.

Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.

Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства. Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.

Событие, давшее начало торжеству

Мироносицы - женщины, жившие в тех местах, где проповедовал собственное учение Иисус Христос. Они радостно и с большой любовью встречали Спасителя в своих домах, считали Его истинным Мессией, верно ему служили и беспрепятственно следовали по его стопам.

  • Все эти женщины являлись свидетелями страданий Божьего Сына на Голгофе . Наутро они пришли к телу, которое сняли после распятия, и похоронили Его. Вскоре мироносицы навестили Гроб Господень, чтобы совершить ритуал Помазания, как велели традиционные иудейские обычаи. Этот эпизод и дал название православному торжеству.

Икона Святые Жены-мироносицы

  • Жены-мироносицы колоссально почитались на территории православной Руси. Религиозная нравственность, строгие традиции глубоко укоренились в умах нашего народа. Женщины Руси издавна отличались великим благочестием и духовностью, что отразилось на огромном почтении к этому торжеству. Обыкновенные крестьянки, представительницы дворянства, купечества и мещанства вели праведную жизнь, боясь греховных поступков. В их сердцах рождалось стремление к добрым делам, пожертвованиям, милосердным поступкам, угодившим Всевышнему Отцу.
  • Православная традиция чрезвычайно целомудренно относилась к священному таинству брака. Русская женщина отличалась верностью своему слову, данному на алтаре, который знаменует заветы Христа. Эти идеалы встречаются и в настоящее время.

Жены-мироносицы восхваляются за их несравненную кротость, смиренный нрав, бесконечное терпение и всепрощение. За эти богоугодные качества они и стали святым примером для восхваления.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Праздничные действа

День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.

Богоматерь - ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.

  • На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.
  • В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
  • Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
  • Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры. Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
  • В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер. Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины - продолжательницы людского рода.
Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала.

Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться 3 мая 2020 г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.

Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день