Освящение церкви. Чин великого освящения храма

В сонм храмов старообрядческой Церкви добавился еще один. В пятницу, 17 августа, в уральском поселке Староуткинск освящен . В знаменательный день здесь собрались христиане со всей Уральской епархии , и даже гости из Нижнего Новгорода .

Смотрю я вокруг и не налюбуюсь на красоты, на эти прекрасные дали, — отметил высокопреосвященнейший (Титов), митрополит Московский и всея Руси, после окончания богослужения.

…Прекрасные дали, о которых говорит владыка, и впрямь открываются здесь во все стороны — и из алтаря, и с крыльца. Так уж расположен этот храм — на горе, видный отовсюду. По словам попечителя общины Алексея Сюкосева , власти не «мурижили» местную старообрядческую общину и предложили место, которое оказалось идеальным… Сам Алексей в этот день заслуженно был в центре внимания, поскольку — надо отдать ему долг и земно поклониться — на своем энтузиазме с привлечением нескольких неравнодушных староуткинцев возвел храм буквально за год с небольшим. В это сложно поверить, но иконы для иконостаса новопостроенного храма писали дольше, чем возводили сам дом Божий!

Торжество, как водится, началось здесь накануне дня освящения — в четверг днем жители поселка и гости встречали владыку Корнилия с сопровождающим протодиаконом и чтецом, прибывших из Екатеринбурга, где те отдыхали после прилета. Чинная вечерня, неспешный ужин в местном кафе, где владыке и гостям накрыли постный, но очень вкусный стол — день завершался разговорами о ходе строительства, о трудностях, которые пришлось преодолеть общине, духовно поддерживаемую протоиереем Михаилом Татауровым , благочинным старообрядческих приходов Свердловской области.

Среди тех, кто в 7:00 встречал архиерея у стен храма, оказался и глава местной администрации Сергей Кузовков . Он не просто пришел и ушел, поставив «галочку» в этом деле, как обычно поступают многие власть предержащие.

В храме вместе со старообрядцами — сам он к общине верующих не принадлежит, но с большим уважением относится к древлеправославным христианам, проживающим и развивающим свой приход на вверенной ему территории, — с небольшим перерывом он пробыл до вечера, до самого конца длительной службы, чем немало удивил владыку. Но это было позже, а пока начиналось чинное освящение.

Погода утром окончательно испортилась — в день прилета митрополита в Екатеринбург, казалось, небеса смилостивились и расступились, подарив всем великолепный закат. Но синоптики предупреждали и были правы: в пятницу Староуткинск окутала хмурь, да такая, что дождь в этот день был одним из главных «действующих лиц». И, когда старообрядцы вышли из храма, чтобы пройти крестным ходом, разверзлись хляби небесные.

…В храме темно, свет сквозь небольшие оконца проникает тусклый. Но в этом нет ни ошибок проектировщиков, ни желания общины сэкономить. « » уже писала, что маленькие оконца здесь решено установить из антивандальных соображений. А, благодаря тому, что под храмом массивный фундамент, с улицы к окнам просто так не подобраться.

Моя бы воля — я бы храм даже без светильников сделал, ведь мы старообрядцы, а у наших предков вместо осветительных приборов были свечи, — смеется Алексей Сюкосев.


Он сегодня нарасхват — то дает интервью журналистам, специально приехавшим из Екатеринбурга, чтобы рассказать о значимом не только для уральцев, но и для всех российских старообрядцев событии, то решает хозяйственные задачи, то помогает завершать приготовления к праздничному обеду. Это и его праздник — он, строитель, взвалил на себя… посильную ношу. Построил храм. Конечно, не один — в общине у него все наперечет, все — помощники, молитвенники, трудяги.

Елизавете Федоровне Горбуновой — 95 лет. Несмотря на почтенный возраст, она среди молящихся. Не сидит — стоит, радуется, что дожила до дня, когда храм становится полноценным зданием для совершения богослужений.

Немногочисленные гости — редко кто смог вырваться за 120 километров от Екатеринбурга в рабочий день — удивляются простоте, но искренности и душевности торжества. Так и должно быть, а не иначе!

Дождь идет не случайно — было бы солнечно, во время службы люди бы выходили погулять вокруг храма, осматривали бы окрестности, а осадки словно дают нам понять, как важно в этот день быть внутри освящаемого храма, — справедливо отмечает клирошанин Евгений Доронин , приехавший сюда из поселка Баранчинского.


В новоосвященном храме после небольшого перерыва начинается Литургия — чинно, с красивым пением: клиросы строго поделены в этот день на мужской и женский. Но, когда на исходе богослужения звучит многолетие владыке-митрополиту в исполнении сводного хора, храм содрогается.

Поздравляя горстку собравшихся с праздником, митрополит Корнилий отмечает и временного настоятеля храма сего, и все того же Алексея.

Я наблюдал этот храм и четыре года назад, когда работа здесь только начиналась, и вижу его сейчас — радуюсь, что вложен колоссальный труд, и он не напрасен, — говорит владыка. — Конечно, доделывать есть что, а Сергея Яковлевича, как представителя власти, я бы попросил содействовать благоустройству территории вокруг храма.

Вспоминая святого Владимира, в честь которого впервые в новейшей истории старообрядческой Церкви освящен храм, митрополит отметил, что был князь, по сути говоря, первым старообрядцем на Руси. И, развивая тему, заметил:

В отличие от новообрядцев, мы прошли через всю свою историю, ничего не изменяя, никого не предавая, и ничего не раскалывая»…


Мой труд не такой большой, как кажется, выступил с ответным словом отец Михаил Татауров . — Я бы сказал, что сейчас работы только начинаются — нам надо укреплять веру в Староуткинске и вовлекать в общину население ближайших территорий.

Глава поселка обещал содействовать старообрядцам — конечно, настолько, насколько это будет в силах местной власти.

Сергей Кузовков с благодарностью принял памятный презент с доброй надписью от предстоятеля Церкви, а попечитель храма, кажется, даже растерялся, когда владыка пригласил его ближе к амвону и поблагодарил за великий труд созидания, который наверняка ведет в Царствие небесное…

На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.

На берегу Днепра этот культовый, значимый не только для горпоселка, но и всей Оршанщины объект возвели меньше чем за год.

Здание – из натурального дерева, ведь все предыдущие церкви в Копыси тоже были деревянными. Первую заложили на этом же самом месте больше 300 лет назад. С тех пор раз-два в столетие перестраивали. В радостный день торжественного открытия и освящения храма Преображения Господня его заполнили верующие со всей округи. Новый отсчет в истории начался с благословления Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Он искренне поблагодарил всех, кто созидал и создал этот прекрасный храм. И пожелал, чтобы каждый, кто сюда будет приходить, ощущал благодать Святого Духа, прикасался к Небу.

После освящения состоялась праздничная божественная литургия. Участие в мероприятии также приняли помощник Президента - инспектор по Витебской области Виталий Вовк, председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев и заместитель председателя Витебского облисполкома Владимир Пенин.

Настоятель местного храма отец Сергий Воробьев невероятно воодушевлен событием:

- Оно стало возможным, благодаря пожертвованиям меценатов, в том числе основным – Николаю Васильевичу Мартынову, главе холдинга «Марко», а также «Белагропромбанку». Всего нашими спонсорами выступили более десяти организаций. Каждому, причастному к этому чуду, - огромное спасибо!


Необходимость обновления возникла давно, ведь век деревянных церквей недолог, не скрывает собеседник. Предыдущий храм построили в 1947-м, неудивительно, что за больше чем 70 лет здание стало ветшать. Реконструкцию, а, учитывая фронт работ, скорее, возведение заново, начали в октябре 2017-го и справились к августу этого года. Изменили все – от старого бутового фундамента до величественных сводов. На время большой стройки приход временно разместился в часовне Святой Параскевы Пятницы. Сегодня его наполнили прежним убранством храма Преображения Господня, иконами конца XVIII-XIX веков. А для полностью преобразившегося храма в Копыси написали новый иконостас. К его созданию приложили старания местные, оршанские, мастера. Есть и особенная реликвия, которую, вероятнее всего, перенесут в новый храм. Это – Иверская икона Божьей Матери, которая сделана не на деревянной, а на кафельной доске, делится отец Сергий:

- Мы связываем это с богатым ремесленническим прошлым нашего населенного пункта. В XVI-XX столетиях Копысь являлся центром художественной и промышленной керамики. Иверская икона Божьей Матери – красноречивое напоминание о былой славе Копыси, как города уникального кафеля и изразцов.


Церковь во имя Преображения Господня была построена из дерева в 1694 году. Она была трехпрестольной и представляла собой характерный образец трехбашенного храма: центральный, более высокий объем венчал световой купол, более низкие алтарь и притвор завершались маленькими главками. В церкви находился большой иконостас размером 8,9 на 9,25 метра. Помещение освещалось 19 окнами. Роль теплого храма выполняла находящаяся рядом приписная Введенская церковь. Рядом располагалась деревянная часовня 1910 года постройки.

Храм Преображения Господня переживал разные времена, но что бы ни случилось, всегда вел к свету. Даже в сложную для христианства пору приход сохранялся, а двери храма были открыты.

Напомним, что Копысь стал первым в Беларуси так называемым «поселком будущего». Именно здесь, на малой родине Александра Лукашенко, стартовал пилотный проект по благоустройству малых населенных пунктов. Когда Президент принимал поселок, местные жители обратились с просьбой о строительстве церкви. Мечты и надежды верующих сбылись: величественный, возрожденный храм смотрит в синее небо.

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru