Мир творчества евгения евтушенко. Поэзия – поступок Евтушенко направление творчества

Первые публикации стихов Евгения Евтушенко появились в 1949 году в газете «Советский спорт», а первый сборник «Разведчи-ки будущего» в 1952 году. Материал для него дала работа автора в изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем ощутимо стремление автора передать повседневный героизм труда советских людей («Геологи», «Обыкновенный подвиг»). Но не-смотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторический декла-ративный тон. Но уже в следующих книгах («Третий снег», 1955; «Шоссе энтузиастов, 1956) лирический голос поэта звучит уверен-нее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и кон-фликты, волнующие людей, автор находит им талантливое вопло-щение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика. Критически рассматривая многие явления жизни, поэт был строг к самому себе. Он с тревогой и беспокойством говорил о трудностях и противоречиях, обнаруживающихся в ха-рактере его героя («Я что-то часто замечаю…», «Не понимаю, что со мною сталось?» и др.). В последующих сборниках: «Обещание» (1957) и в поэме «Станция Зима» (1953-56) формируются вырази-тельные особенности поэтического почерка Евтушенко — богатство ритмики, тяготение к стихам лирически исповедальным и сюжетно-балладным. Осознание себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», заметно в двух сборниках «Свадьбы» и «Фронтовик» (1955) и в про-граммном стихотворении «Лучшим из поколения» (1957).

В 60-е годы в стихах Евтушенко стала обнаруживаться поверх-ность и камерная ограниченность поэтического мира. Поэт сам чув-ствовал это, стремясь глубже и серьезнее всматриваться в жизнь. В 1960 году поэт побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде аф-риканских государств. Стихи зарубежного цикла обозначали выход к более многообразной тематике и богатому миру впечатлений. Большое значение имели для Евтушенко поездки на Кубу («Балла-да о Йорисе Ивенсе», «Кубинская мать», «Три минуты правды» и др.). Зарубежная публицистика составляет значительную и луч-шую часть в сборниках «Взмах руки» и «Нежность» (1962). Поэт не-мало пишет о нежности и доброте, о внимательном отношении к человеку («Дядя Васи», «Первая машинистка», «Настя Карпова»). В любовной лирике этих сборников немало чистых и светлых сти-хов («Какая-то такая тишь…», «На лыжах празднично я бегаю…», «Когда взошло твое лицо…»).

В стихах 1963-1964 годов порой звучат мотивы всеобщей отчуж-денности и непонимания («На Печоре», «Зачем ты так?»).

Свой идейно-нравственный кодекс поэт не однажды называл кодексом гражданственности («Поэт в России — больше, чем по-эт…»). Крупными событиями как литературной, так и общественной жизни стали поэмы: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Свою гражданскую позицию поэт выразил открыто и прямо — от-крытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колони-заторской войны в Афганистане.

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризуют и его поэмы «Станция Зима» и «Братская ГЭС» (1964), «Казанский университет» (1970), написанную к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980), приуроченная к 800-летию Куликовской битвы. Поездки за границу вдохновили поэта на создание поэм «Коррида» (1967) и «Под кожей статуи Свободы». В ключе сюжетных повество-ваний о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). Синтез эпики и лирики отли-чает развернутую в пространстве и времени политическую панора-му современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку» (1985). Для каждой поэмы Евтушенко находит свою доми-нанту, не исключая, однако, многоразличия форм и внутри отдель-но взятой поэмы.

В стихотворениях конца 70-х — начала 80-х годов появляется мотив неудовлетворенности, душевного непокоя, разлада с «застой-ной» эпохой. И как поэт, чья возрожденная вера обрела новые сти-мулы, Евтушенко выразил себя в стихах 2-й половины 80-х годов: «Пик позора», «Перестройщикам перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Материал с сайта

В 90-е годы поэтическая активность несколько ослабевает. Объ-ясняется это не только его длительным пребыванием на препода-вательской работе в США, но и все более интенсивными творче-скими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт — «Ягодные места» — вызвал разноречивые отзывы и оценки. Второй роман — «Не умирай прежде смерти» (1993) с под-заголовком «Русская сказка» — при всей калейдоскопичности сю-жетных линий имеет своим направляющим стержнем драматиче-ские ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга Евгения Евтушенко «Волчий паспорт» (1998).

Итогом более чем двадцатилетней не просто составительской, но и исследовательской работы стало издание на английском в США (1993) и русском (Минск, 1995) языках антологии русской поэзии 20 века «Строфы века». Фундаментальный труд, достойный внимания и поддержки — свидетельство огромного вклада Евтушенко в бла-городное дело пропаганды русской поэзии как в нашей стране, так и за рубежом.

Газетные и журнальные публикации стихов, датированных 1992-96 годами, «Стихи из последней книги», включенные в роман «Не умирай прежде смерти», книга «Поздние слезы» (1995), эксклю-зивное издание «Бог бывает всеми нами…» и поэма «Тринадцать» (1996) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Ев-тушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и раз-очарования. Его творческий мир — это мир человека, чутко улав-ливающего состояние современного общества, его духовное состояние и умонастроения и воссоздающего его в своей лирике.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • . жизнь и творчество евтушенко
  • евтушенко свадьбы анализ
  • творчестыо евтушенко
  • основные темы лирики евтушенко
  • е евтушенко годы жизни

Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) — русский поэт. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области в семье геологов. Рос и учился в Москве, военные годы провёл в эвакуации в Сибири, на своей малой родине. Сочинять стихи Евтушенко начал в детстве, первые публикации были уже в шестнадцатилетнем возрасте. Евтушенко рано определил своё призвание: он учился в Литературном институте, в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей и тогда же издал первый сборник стихотворений «Разведчики грядущего», проникнутый юношеским пафосом строительства нового общества.

В 1950-е годы Евтушенко издаёт четыре сборника стихотворений, пишет поэмы. В это время крепнет его мастерство как поэта, и в следующее десятилетие Евтушенко вступает настоящим поэтом-«шестидесятником». Особенностью поэзии Евтушенко была её актуальность. Он откликается на все значимые события, происходящие в стране и мире. География стихов Евтушенко огромна: Сибирь, Крайний Север, Заполярье, Дальний Восток. Для поэтического описания современности он опирается на традиции русской классической поэзии. Например, во вступлении к поэме «Братская ГЭС», посвящённой строительству гидроэлектростанции на сибирской реке Ангаре, он обращается к поэтам прошлого — Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Маяковскому как источнику вдохновения:

Дай, Пушкин, мне твою певучесть,

Твою раскованную речь,

Твою пленительную участь —

Как бы шаля, глаголом жечь.

Творческая деятельность и активная гражданская позиция Евтушенко определяются поэтической декларацией, высказанной им самим в начале вступления к поэме:

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться.

Важное место в творчестве Евтушенко занимает тема памяти. Ей посвящена поэма «Бабий яр» (1961) об одном из самых трагических событий в истории человечества — массовом расстреле фашистами еврейских семей в 1941 году в Киеве.

Основные темы поэзии Евтушенко — гражданский долг, любовь, вечные философские вопросы. Бережно и любовно поэт относится к живой природе. Так, в «Балладе о нерпах» (1966) он с горечью пишет об этих животных, истребляемых из-за ценного, красивого меха:

Нерпы, нерпы, вы как дети,

Вам бы жить и жить на свете...

Гражданской лирике поэт остаётся верен всю жизнь. В любовной лирике сильны исповедальные интонации, лирический герой Евтушенко словно рассказывает о своих чувствах и своей душе. В философской лирике Евтушенко объединились мотивы родины, судьбы, личного выбора. Таково, к примеру, стихотворение «Идут белые снеги» (1965).

Евгений Евтушенко (фото см. ниже) является русским поэтом. Также он получил известность в качестве сценариста, публициста, прозаика, режиссера и актера. Фамилия поэта при рождении - Гангнус.

Евгений Евтушенко: биография

Родился поэт в городе Зиме Иркутской области 18 июля 1932 года. Его отец, прибалтийский немец по происхождению, Гангнус Александр Рудольфович, был поэтом-любителем. Мать, Евтушенко Зинаида Ермолаевна, являлась геологом, актрисой, заслуженным деятелем культуры. После возвращения в 1944 году в Москву из эвакуации она дала сыну свою девичью фамилию.

Евгений Евтушенко стал печататься в 1949-м, его самое первое стихотворение опубликовали в «Советском спорте». В 1952-1957 гг. он обучался в имени Максима Горького, однако был исключен за поддержку романа «Не хлебом единым» Дудинцева и «дисциплинарные взыскания».

В 1952 году вышла первая книга стихов Евтушенко под названием «Разведчики грядущего». Позже автор назвал её незрелой и юношеской. В этом же 1952 году Евгений, минуя ступень кандидата, стал самым молодым членом Союза писателей.

В период 1950-1980-х годов, характеризовавшихся настоящим поэтическим бумом, Евгений Евтушенко вышел на арену колоссальной популярно-сти вместе с Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавой, А. Вознесенским, Р. Рождественским. Своим воодушевлением они заразили всю страну, в их творчестве чувствовались независимость, свежесть, неофициальность. Выступления данных авторов собирали большие стадионы, и вскоре поэзию периода «оттепели» начали называть эстрадной.

Очерк творчества

Поэт Евгений Евтушенко - самый «громкий» лирик плеяды стихотворцев того времени. Он напечатал немало сборников стихов, приобретших популярность. Это и «Шоссе энтузиастов», и «Нежность», и «Третий снег», и «Яблоко», и «Обещание», и другие.

Его произведения отличаются разнообразием жанров и широкой гаммой настроений. Первая строка вступления к поэме 1965 года «Братская ГЭС» «Поэт в России больше, чем поэт» стала крылатой фразой, устойчиво вошедшей в обиход, и манифестом творчества самого Евтушенко.

Не чужда ему и тонкая, интимная лирика (например, стихотворение 1955 года «Бывало, спит у ног собака»). В поэме 1977 г. «Северная надбавка» Евтушенко слагает оду пиву. Несколько циклов стихотворений и поэм посвящено антивоенной и зарубежной тематике: «Коррида», «Мама и нейтронная бомба», «Под кожей Статуи Свободы» и др.

Приобрели известность сценические выступления поэта: он успешно декламирует собственные произведения. Евгений Евтушенко, биография которого очень насыщенна, выпустил в своем исполнении несколько аудиокниг и дисков («Ягодные места» и другие).

1980-1990-е годы

В 1986-1991 гг. Евтушенко был секретарем в правлении Союза писателей, а с декабря 1991-го назначен секретарем в правлении Содружества писательских союзов. С 1988 года — участник общества «Мемориал», с 1989-го — сопредседатель ассоциации писателей «Апрель».

В мае 1989 г. был избран народным депутатом от Дзержинского ИО Харькова и работал на этой должности до распада Союза.

В 1991 г. Евгений Евтушенко заключил контракт с университетом в американском городе Талса (Оклахома) и уехал туда преподавать. В США поэт проживает по настоящее время.

Состояние здоровья

В 2013 г. Евгению Александровичу ампутировали ногу. В декабре 2014-го поэту стало плохо, когда он находился на гастролях в Ростове-на-Дону, и его в связи с резким ухудшением здоровья госпитализировали.

24 августа 2015-го поэту установили кардиостимулятор, чтобы устранить проблемы с сердечным ритмом.

Критика

Манера и литературный стиль Евтушенко давали для критики большое поле деятельности. Часто его упрекали в пафосной риторике, славословии, скрытом самовосхвалении.

Иосиф Бродский в интервью 1972 г. очень негативно отзывался о Евтушенко как о человеке и поэте. Он охарактеризовал Евгения как «огромную фабрику по репродукции самого себя».

Личная жизнь

Официально Евтушенко был женат четырежды. Его первой женой стала (с 1954 года). Они часто ругались, но быстро мирились, поскольку любили друг друга самозабвенно. Когда Белла забеременела, Евгений попросил ее сделать аборт, так как был не готов к роли отца. На этой почве звезды советской литературы развелись. Затем, в 1961 году, женой Евтушенко стала Галина Сокол-Луконина. Женщина не могла иметь детей, и в 1968-м пара усыновила мальчика по имени Петр. С 1978 года супругой поэта стала его страстная ирландская поклонница Джен Батлер. В браке с ней появились на свет сыновья Антон и Александр. В настоящее время женой Евтушенко является Мария Новикова 1962 года рождения. Они познакомились в 1987 году, когда Мария, на тот момент только окончившая медучилище, подошла к поэту, чтобы попросить для своей мамы автограф. Уже спустя пять месяцев они поженились. У пары есть два сына: Дмитрий и Евгений. Таким образом, всего у поэта пять сыновей.

Сам Евтушенко говорит, что ему повезло со всеми женами, и в разводах виноват только он. 83-летнему поэту есть о чем вспоминать, ведь он разбил немало женских сердец!

Евгений Евтушенко — одна из наиболее ярких фигур в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились сила искреннего чувства, страстного желания вмешаться в жизнь, собст-венным опытом постичь ее сложности. По определению критика Е. Сидорова, «поэзия Евтушенко — это как бы кардиограмма времени, иногда искаженная неточностью поэтического инструмента, но все-гда искренняя, честная. Его стихи, то и дело теряющие в гармонии, цельности эстетической оснащенности, нередко выигрывают в ак-туальности, злободневности».

В ранней поэзии Евгения Евтушенко значительное место зани-мают стихи о любви. В них звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоя-щее («Ты большая в любви…»), и искреннее, глубокое обожание, и бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страш-но…»), и первая любовная коллизия — переживания от разобщен-ности «близких душ» («Со мною вот что происходит…»). Написанное в 1957 году стихотворение «Со мною вот что происходит…» было по-священо Белле Ахмадулиной. В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать:

…чужих людей соединенность и разобщенность близких душ!

Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как «ста-рый друг» к нему не ходит, а вместо любимой «совсем не та ко мне приходит». Эта разобщенность людей в мире — причина грусти по-эта и его одиночества. Тема одиночества промелькнет в стихотво-рении «Я комнату снимаю на Сущевской…», а потом в стихотворе-нии «Не надо…» Оно одновременно и разговор с самим собой и монолог, обращенный к любимой. Рефрен «не надо…», повторяю-щийся в начале каждой строфы, вносит дисгармонию в звучание стихов и тем самым подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с любимой. С годами к поэту придет более полное и глубокое понимание чувства любви. Одним из лучших

стихотворений любовного цикла конца 60-х годов стало стихотворе-ние «Когда взошло твое лицо…» Здесь резко меняется понимание сущности любви. Если несколькими годами раньше она казалась всего лишь «соединеньем» близких душ, то ныне за любовь прини-мается другое («Я понимаю — этот страх и есть любовь»). В этих стихах возникает образ любимой женщины, наделенной детской доверчивостью и мужской выдержкой, и мужеством, и юношеской порывистостью, и увлеченностью, и долготерпением. К таким жизнь не бывает покладиста и добра. С такими в жизни трудно, но надежно:

Живу я тревогой и болью двойной. Живу твоим слухом, твоим осязаньем, Живу твоим зреньем, твоими слезами, Твоими словами, твоей тишиной. Мое бытие — словно два бытия. Два прошлых мне тяжестью руки согнули. И чтобы убить меня, нужно две пули: Две жизни во мне — и моя, и твоя.

Образ любимой усложняется в другом стихотворении («Ты на-чисто притворства лишена…») В нем поэт отрешается от внешних обстоятельств судьбы любимой женщины и целиком уходит в об-ласть психологии любви. Побег из прошлого и расплата с ним — это еще не победа любви: «И я был просто первым, на кого ты, убе-гая, в темноте наткнулась». Истинный драматизм характера люби-мой раскрывается после и именно во внутренней сфере, в психоло-гии:

И вроде ты со мной, и вроде нет. На самом деле я тобою брошен. Неся в руке голубоватый свет, По пепелищу прошлого ты бродишь. Что там тебе? Там пусто и темно! О, прошлого таинственная сила! Ты не могла любить его само, Ну а его руины — полюбила. Могущественны пепел и зола. Они в себе, наверно, что-то прячут, Над тем, что так отчаянно сожгла, По-детски поджигательница плачет.

Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен-ко — его «Заклинание», которое можно поставить в ряд с выдаю-щимися произведениями этого жанра в русской поэзии. Достоинст-во и благородство, с которыми выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично соединились с широким и свободным распевом стиха и строгой кольцевой композицией. Глу-бокое лирическое волнение все нарастает, нарастает с каждой стро-кой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе, в последней мольбе:

Молю тебя — в тишайшей тишине, Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне — Весенней ночью думай обо мне И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

С. Владимиров отмечал: «Пожалуй, русская поэзия не знала та-кой степени, такого уровня откровенности в стихе, такой энергии самораскрытия, как в творчестве Евтушенко. Весь мир как бы со-средоточивается, переносится в душу поэта, все воспринимается только в качестве его собственного эмоционального состояния.

При этом ничто не выпадает, не выносится за пределы этого ми-ра. Недаром возникают упреки в чрезмерном самомнении, не-скромности. И действительно, может показаться, что поэт чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальны его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты».

Лирика Евгения Евтушенко выходит за пределы нравственного самовыражения. Поэт внимателен к жизни, его пытливый ум и зоркий глаз видят все вокруг. Интерес к людям, поиски характеров проявляются уже в самой ранней лирике Евтушенко. Поэт углуб-ляется в область личной жизни окружающих его людей и Видит, что у каждого есть свои мечты и свое горе, свои праздники и свои будни, свои надежды и разочарования — у каждого своя судьба. Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена в 1960 году как первый итог наблюдений. Это стихотворение обращено к тем людям, которых принято называть простыми:

Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет, У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.

Евтушенко видит в каждом человеке свой неповторимый мир и беспокоится о том, чтобы мы как можно больше знали друг о друге, в том числе и о самых близких. «Тайный личный мир» остается за-крытым и неведомым для окружающих людей, и смерть каждого человека — непоправимая утрата:

И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой. Всё это забирает он с собой… Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных… А что мы знали, в сущности, о них? Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.

Евгений Евтушенко пришел в поэзию с ощущением мятежной роли поэта. Еще до «Мастеров» Вознесенского он провозгласил: «Большой талант всегда тревожит и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа». Но прошло не-сколько лет, как в полном противоречии с первоначальными дек-ларациями поэт высказался: «Хочу я быть немножко старомодным — не то я буду временностью смыт…» Тема поэзии звучит во многих произведениях Евтушенко (поэма «Братская ГЭС», цикл стихов о Севере, стихотворение «Долгие крики»). В стихах северного цикла Евтушенко не раз задает вопрос — нужна ли его поэзия народу, на-стоящее ли все то, что осталось позади, — многолюдные вечера, ус-пех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени? Стремление быть услышанным своим народом остро и пронзительно звучит в стихотворении «Граждане, послушайте меня…», написанном в 1963 году. На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смя-тения и боли, мучительный крик в начале песни: «Граждане, по-слушайте меня…» Слова эти звучат как мольба о помощи, стремле-ние преодолеть человеческое равнодушие к чужой мольбе. Но поэту трудно достучаться до чужих сердец. Он одинок, и его страдание выливается в мучительные строки:

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, Вдруг в ней все ничтожно будет, кроме Этого мучительного, с кровью: «Граждане, послушайте меня…»?!

В своей статье «Воспитание поэзией» Евгений Евтушенко писал: «Стать поэтом — это мужество объявить себя должником. Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни… Поэт в долгу перед потомками, ибо его гла-зами они когда-нибудь увидят нас». Убежденность в особой роли поэта в России с особой силой звучит в «Молитве перед поэмой» («Братская ГЭС»). Вступление к поэме содержит целый ряд харак-терных для творчества Евтушенко тем и мотивов: тема гражданско-го служения поэта, его особой роли в России — роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее; мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям. Наконец, «молитва», обращенная к семи крупнейшим русским поэтам, по сути своей представляет со-бой манифест, поэтическую программу Евтушенко. Начиная «Пуш-кинский перевал» с самоуничижения перед именами Пушкина и Грибоедова, Евтушенко ведет мысль к характеру художника, к то-му, «что «гений тоже слабый человек», но силою характера преодо-левший свою слабость. И вот тут-то обозначается крупная цель: учиться у гениев преодолению слабостей: «Чтоб нас не утешали па-раллели, когда толкают слабости в провал, чтоб мы смогли, взош-ли, преодолели — пушкинский открылся перевал…». Материал с сайта

В «Молитве перед поэмой» Евтушенко подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Обращаясь к Пушкину, Евтушенко просит дать ему его певучесть и способность «глаголом жечь сердца людей», к Лермонтову — его желчный взгляд на жизнь, к Некрасо-ву — дать боль его иссеченной музы, к Блоку — дать вещую туман-ность, к Пастернаку — чтобы его свеча вовеки горела, к Есенину — дать на счастье его нежность, к Маяковскому — дать грозную не-примиримость, чтобы и он, поэт Евтушенко, прорубаясь сквозь вре-мя, мог сказать о нем товарищам-потомкам. Самое замечательное в этой «Молитве» то, что Евтушенко чуть ли не первым из поэтов его поколения выразил только что обозначившуюся тенденцию поворо-та к классике, к традициям русской литературы.

Сегодняшнее творчество Евгения Евтушенко многообразно. В последние годы поэт обращается к самым различным вопросам со-временности. «Нелегкий талант» гражданственности накладывает большую ответственность за действенную силу слова. Свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении «Что я скажу тебе, Россия?»:

Чем помогу тебе, Россия?

Да и возможно ли помочь той, что от власти не впервые поэтов мудро гонит прочь?

Россия — женский образ Бога. Твои хлеба — мои хлеба. Твоя печаль — моя тревога. Твоя судьба — моя судьба. (1997)

«Природа творческой натуры Евтушенко не дает ему возможно-сти покоя и мудрой взвешенности суждений. Он обгоняет себя на каждом повороте жизни, причем замечательно, что это свойство не проходит с годами… Какая-то вечная, быстроногая и легкодумная юность клокочет внутри, создавая характер уникальный, очень обаятельный, но и раздражающий своим нежеланием остановиться на чем-нибудь главном.

Критик Лев Аннинский точно подметил однажды: «Подробности быта светятся у Евтушенко как бы самостоятельным светом, так что иногда пропадает связь подробностей с целым, и сама необязатель-ность красок становится здесь поэзией». «Необязательность» под-робностей, становящихся поэзией, характерна для поэта и по сей день. Бытовые детали, мастерски освоенные стихом, придают его произведениям теплоту и обаяние, которые усиливаются, когда де-таль подсвечена юмором…

Евтушенко — поэт очень русский, продолжающий демократиче-ские традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковско-го. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, придав стиху живую пластичную интонацию разговорной речи» (Евгений Сидоров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • евтушенко лирика
  • критики о поздней лирике евтушенко
  • Лирика евтушенко
  • лирические стихи евтушенко
  • анализ произведения евтушенко

Вопросы по этому материалу:

  • dsgssdf
  • sdfsdf
  • sdfsdf

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО О ПОЭТАХ И ПОЭЗИИ («Воспитание поэзией» - Статья впервые опубликована в 1975 г.). (ЕВТУШЕНКО 42 года)

Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию "внешнюю", а и биографию "внутреннюю", неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событиями в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитанного.

Поэт Сельвинский когда-то справедливо сказал: "Читатель стиха - артист". Конечно, и читатель прозы должен обладать артистизмом восприятия. Но обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыки слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Строчку Пушкина "глядим на бледный снег прилежными глазами" почувствует во всей её свежести только читатель высокой квалификации.

Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей...

Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение "Граждане, послушайте меня...". Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке "пальцами растерянно мудря" воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: "Какая вкусная строчка!" Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, - убеждён.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить мою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней оставался бы преданным читателем поэзии.
Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, что талантливые:

"Отстреливаясь от тоски,
Я убежать хотел куда-то,
Но звёзды слишком высоки,
И высока за звёзды плата..."

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему:

Жеребец под ним сверкает белым рафинадом.
(Э.Багрицкий)

Крутит свадьба серебряным подолом,
А в ушах у неё не серьги - подковы.
(П.Васильев)

От Махачкалы до Баку
Луны плавают на боку.
(Б.Корнилов)

Брови из-под кивера дворцам грозят.
(Н.Асеев)

Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей.
(Н.Тихонов)

Тегуантепек, Тегуантепек, страна чужая,
Три тысячи рек, три тысячи рек тебя окружают.
(С.Кирсанов)

Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга.

В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таёжных сёлах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?

Человеком, любящим и народное песни, и стихи современных поэтов, оказался мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского. Особенно поразило: "Собственных костей качаете мешок". Помню, я спросил: "А кто такой Есенин?" - и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней, и современной поэзией.

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..." Симонова, "Горе вам, матери Одера, Эльбы и Рейна..." Суркова, "Не зря мы дружбу берегли, как пехотинцы берегут метр окровавленной земли, когда его в боях берут..." Гудзенко, "Госпиталь. Всё в белом. Стены пахнут сыроватым мелом..." Луконина, "Мальчик жил на окраине города Колпино..." Межирова, "Чтоб стать мужчиной, мало им родиться..." Львова, "Ребята, передайте Поле - у нас сегодня пели соловьи..." Дудина; всё это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа.

Нравилась мне книга Шефнера "Пригород" с её остранёнными образами: "И, медленно вращая изумруды зелёных глаз, бездумных, как всегда, лягушки, словно маленькие будды, на брёвнышках сидели у пруда". Твардовский казался мне тогда чересчур простоватым, Пастернак слишком толстым. Таких поэтов, как Тютчев и Баратынский, я почти не читал - они выглядели в моих глазах скучными, далёкими от той жизни, которой мы все жили во время войны.
Однажды я прочитал отцу свои стихи о советском парламентёре, убитом фашистами в Будапеште:

"Огромный город помрачнел,
Там затаился враг.
Цветком нечаянным белел
Парламентёрский флаг".

Отец вдруг сказал: "В этом слове "нечаянный" и есть поэзия".

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района. Наша руководительница Л.Попова была человеком своеобразным - она не только не осуждала увлечение некоторых студийцев формальным экспериментаторством, но даже всячески поддерживала это, считая, что в определённом возрасте поэт обязан переболеть формализмом. Строчка моего товарища "и вот убегает осень, мелькая жёлтыми пятнами листьев" приводилась в пример. Я писал тогда так:

"Хозяева - герои Киплинга -
Бутылкой виски день встречают.
И кажется, что кровь средь кип легла
Печатью на пакеты чая".

Однажды к нам приехали в гости поэты - студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров.

На всю жизнь благодарен я поэту Андрею Досталю. Более трёх лет он почти ежедневно занимался со мной в литературной консультации издательства "Молодая гвардия". Андрей Досталь открыл для меня Леонида Мартынова, в чью неповторимую интонацию - "Вы ночевали на цветочных клумбах?" - я сразу влюбился.

В 1949 году мне снова повезло, когда в газете "Советский спорт" я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему. Его друзья - тогда геофизик, а ныне литературный критик В.Барлас и журналист Л.Филатов, ныне редактор еженедельника "Футбол-Хоккей", - тоже многому научили меня в поэзии, давая почитать из своих библиотек редкие сборники. Теперь Твардовский не казался мне простоватым, а Пастернак чрезмерно усложнённым.

Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время печатал, моё расширявшееся "поэтическое образование" совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта. Я в основном подражал Кирсанову и, когда познакомился с ним, ожидал его похвал, но Кирсанов справедливо осудил моё подражательство.

Неоценимое влияние на меня оказала на меня дружба с Владимиром Соколовым, который, кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несмотря на отсутствие аттестата зрелости. Соколов был, безусловно, первым поэтом послевоенного поколения, нашедшим лирическое выражение своего таланта.

Для меня было ясно, что Соколов блестяще знает поэзию и вкус его не страдает групповой ограниченностью - он никогда не делит поэтов на "традиционалистов" и "новаторов", а только на хороших и плохих. Этому он навсегда научил меня.

В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни. Именно эта безжалостная искренность моих товарищей и помогла мне спрыгнуть с ходуль. Я написал стихи"Вагон", "Перед встречей" , и, очевидно, это было началом моей серьёзной работы.

Я познакомился с замечательным, к сожалению до сих пор недооценённым поэтом Николаем Глазковым, писавшим тогда так:

"Я сам себе корежу жизнь,
валяю дурака.
От моря лжи до поля ржи
дорога далека".

У Глазкова я учился рассвобождённости интонации. Ошарашивающее впечатление на меня произвело открытие стихов Слуцкого. Они были, казалось, антипоэтичны, и вместе с тем в них звучала поэзия беспощадно обнажённой жизни. Если раньше я стремился бороться в своих стихах с "прозаизмами", то после стихов Слуцкого старался избегать чрезмерно возвышенных "поэтизмов".

Учась в Литинституте, мы, молодые поэты, не были свободны и от взаимовлияний.

Некоторые стихи Роберта Рождественского и мои, написанные в 1953-55 годах, были похожи как две капли воды. Сейчас, я надеюсь, их не спутаешь: мы выбрали разные дороги, и это естественно, как сама жизнь.

Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых, пожалуй, самыми интересными были Ахмадулина, Мориц, Матвеева.

Вернувшийся с Севера Смеляков привёз полную целомудренного романтизма поэму "Строгая любовь". С возращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надёжнее.

Начал печататься Самойлов. Его стихи о царе Иване, "Чайная" сразу создали ему устойчивую репутацию высококультурного мастера.

По всей стране запелись выдохнутые временем песни Окуджавы.

Выйдя из долгого кризиса, Луговский написал: "Ведь та, которую я знал, не существует...", у Светлова снова пробилась его очаровательная чистая интонация.

Появилось такое масштабное произведение, как "За далью - даль" Твардовского.

Все зачитывались новой книжкой Мартынова, "Некрасивой девочкой" Заболоцкого.

Как фейерверк возник Вознесенский.

Тиражи поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета интереса к поэзии, невиданный доселе ни у нас и нигде в мире. Я горд, что мне пришлось быть свидетелем того времени, когда стихи становились народным событием. Справедливо было сказано: "Удивительно мощное эхо, - очевидно, такая эпоха!"

Мощное эхо, однако, не только даёт поэту большие права, но и налагает на него большие обязанности. Воспитание поэта начинается с воспитания поэзией. Но впоследствии, если поэт не поднимается до самовоспитания собственными обязанностями, он катится вниз, даже не смотря на профессиональную искушённость.

Существует такая мнимо красивая фраза: "Никто никому ничего не должен". Все должны всем, но поэт особенно.

Стать поэтом - это мужество объявить себя должником.
Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.
Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.
Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание - тот воздух, которым он дышит, и его дыхание - частица того воздуха, которым дышат они.
Поэт в долгу перед своим читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.
Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжёлой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидала меня и, надеюсь, не покинет.

После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен. Но в XIX веке так называемый "простой народ" был далёк от поэзии, хотя бы в силу своей неграмотности. Сейчас, когда поэзию читают не только интеллигенты, но и рабочие, и крестьяне, понятие гражданственности расширилось - оно как никогда подразумевает духовные связи поэта с народом.

Когда я пишу стихи лирического плана, мне всегда хочется, хочется чтобы они были близки многим людям, как если бы они сами написали их. Когда работаю над вещами эпического характера, то стараюсь находить себя в тех людях, о которых пишу. Флобер когда-то сказал: "Мадам Бовари - это я".

Мог ли он это сказать о работнице какой-нибудь французской фабрики? Конечно, нет. А я, надеюсь, что могу сказать то же самое, например, о Нюшке из моей "Братской ГЭС" и о многих героях моих поэм и стихов: "Нюшка - это я". Гражданственность девятнадцатого века не могла быть такой интернационалистической, как сейчас, когда судьбы всех стран так тесно связаны с друг другом.

Поэтому я старался находить близких мне по духу людей не только среди строителей Братска или рыбаков Севера, но и везде, где происходит борьба за будущее человечества, - в США, в Латинской Америке и во многих других странах. Без любви к родине нет поэта. Но сегодня поэта нет и без участия в борьбе, происходящей на всём земном шаре.

Быть поэтом первой в мире социалистической страны, на собственном историческом опыте проверяющей надёжность выстраданных человечеством идеалов, - это налагает особую ответственность. Исторический опыт нашей страны изучается и будет изучаться и по нашей литературе, по нашей поэзии, ибо никакой документ сам по себе не обладает психологическим проникновением в сущность факта.

Таким образом, лучшее в советской литературе приобретает высокое значение нравственного документа, запечатляющего не только внешние, но и внутренние черты становления нового, социалистического общества. Наша поэзия, если она не сбивается ни в сторону бодряческого приукрашивания, ни в сторону скептического искажения, а обладает гармонией реалистического отображения действительности в её развитии, может быть живым, дышащим, звучащим учебником истории. И если этот учебник будет правдив, то он по праву станет достойной данью нашего уважения к народу, вскормившего нас.

Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. "Мощное эхо", вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии, и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

"Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать..."

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно потому, что я не знаю - сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: "Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?" Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

"Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени".

Поэзия, по известному выражению, - это самосознание народа. "Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов".