Люблинская линия. Новые станции люблинско-дмитровской линии: «окружная», «верхние лихоборы» и «селигерская

Метро в шаговой доступности теперь еще у почти полумиллиона москвичей. В столице сегодня открыли сразу три новые станции - «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Быстро и удобно до центра смогут добираться жители таких крупных районов как Бескудниково, Восточное и Западное Дегунино, где в последнее время появляется все больше новостроек. А значит, транспортный вопрос особенно актуален.

Каждый житель этого района теперь вполне может почувствовать себя парижанином - высокие сводчатые потолки, изогнутые формы, гранитный пол, стены оформлены травертином и композитными панелями в виде разноцветных треугольников. Это стиль ар-нуво, как в Парижском метрополитене.

Провести метро сюда хотели еще в 60-х, но дальше планов дело не шло. Реальные работы начались шесть лет назад. И вот 22 марта открываются сразу три станции: «Верхние Лихоборы», «Селигерская», «Окружная». Таким образом продлили Люблинско-Дмитровскую линию.

Новый участок протяженностью чуть более шести километров разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию, северный радиус Замоскворецкой ветки, а также наземные магистрали. И, конечно, облегчит жизнь москвичам, живущим на севере столицы.

«Раньше мы ездили до метро полтора часа! Это просто счастье, просто счастье!» - радуется Галина Резанцева.

«А сейчас спасибо, нам так повезло, мы приобрели квартиру, и очень довольны!» - рассказывает Татьяна.

Сергей Собянин лично оценил качество работ, прокатился в вагоне поезда, осмотрел новые станции.

«Семь районов Москвы захватывает потенциально свой радиус действия эти станции метро. Почти полмиллиона москвичей, для них Москва становится ближе. Мы работали поэтапно. Сначала дошли до «Петровско-Разумовской», затем до «Селигерской», - сообщил мэр столицы Сергей Собянин.

Этот участок салатовой ветки оказался одним из самых сложных за всю историю метростроя. Чтобы протянуть пути через водонасыщенные грунты, специалисты применяли метод химической заморозки.

«Все эти притоннельные сооружения находятся именно в водоносных слоях, в известняках. Вот именно там потребовалось химическое закрепление грунта, что позволило и реализовать эти проекты», - пояснил строитель.

«Строительство велось очень сложно, потому что большая часть этого радиуса была глубокого залегания, со сложными геологическими породами, с притоком воды огромным, много ручной работы. Но тем не менее строители справились с этой задачей и мы получили вот такие прекрасные станции», - подчеркнул Сергей Собянин.

Тут все сделано для удобства и безопасности пассажиров: комфортное освещение платформ, понятные информационные стенды, лифты для маломобильных граждан, продуманная система пересадок. Линия стыкуется с МЦК.

А станция «Окружная» будет включать и станцию МЦК, и платформу Савеловского направления Московской железной дороги

Строительство метро в северном направлении продолжается. В ближайшие годы салатовая ветка уйдет за МКАД: появятся станции »Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех».

Длина, км 19,7 Количество станций 10 Время поездки, мин. 25 Максимальное число вагонов в составе поезда 8 Количество вагонов в составе поезда 7 Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс./сутки 352,6 (2005) Наземные участки нет Метродепо
Люблинская линия
Марьина Роща
Достоевская
Трубная
Римская
Дубровка
Борисово
Шипиловская

Любли́нская линия - десятая линия .

В состав линии входит 10 станций, общая длина 17,6 км. Среднее время поездки по всей линии 25 минут. Средняя скорость движения подвижного состава - 37 км/ч.

Движение открыто на участках:

«Чкаловская» - «Волжская» в 1995, «Волжская» - «Марьино» в 1996. Станция «Дубровка» - в 1999 Линия целиком проходит под землей. Участок "Чкаловская - «Дубровка» глубокого заложения, участок «Кожуховская» - «Марьино» - мелкого.

История

Люблинской линии «не везло» с самого начала… Строительство линии началось вместе с «перестройкой» в середине 80-х, и предполагалось, что к началу нового века линия полностью войдет в строй.

Однако неприятности начались практически сразу же. По первоначальному проекту планировалось трассировать линию мимо станции Люблино Курского направления МЖД, обеспечив удобную пересадку на электропоезда. Дальше линия должна была протянуться вдоль Краснодонской улицы, станция «Люблино» предполагалась на пересечении со Ставропольской улицей.

Однако, из-за близости трассы линии к охранной зоне памятника архитектуры «Усадьба Дурасова», под давлением «общественности» (а на самом деле политиков, сделавших на этой волне свою карьеру [ ]), проект был изменен, трассу линии перенесли на Совхозную улицу с добавлением еще одной станции.

На прежнюю трассу (на Люблинскую улицу) линия возвращается только после станции «Братиславская». В результате изменения трассы и недостатка финансирования первый участок был пущен с пятилетним опозданием.

Из-за водонасыщенных грунтов возникли проблемы со строительством наклонного хода станции «Дубровка». Положение осложнялось тем, что крупные промышленные предприятия на поверхности, из-за утечек горячей воды, постоянно «подогревали» находящийся внизу , и из-за этого не удавалось применить глубокую заморозку. Поезда более 4 лет следовали через станцию без остановки. Однако общий кризис в экономике страны здесь сыграл «на руку» метростроителям. Остановившиеся заводы перестали подогревать грунтовые воды, и удалось, заморозив грунт, достроить злополучный наклонный ход. Станция была открыта 11 декабря 1999 года.

Колонная станция «Римская» построена по новому проекту, без подплатформенных помещений. Станции «Крестьянская застава» и «Дубровка» - колонно-стеновые, внутренние несущие элементы конструкции опираются на монолитную железобетонную плиту. Водозащитные зонты на станциях выполнены из полимерных трудногорючих материалов. В художественном оформлении станции «Римская» принимали участие итальянские архитекторы.

Обделка перегонных тоннелей и притоннельных сооружений на участках закрытого способа работ выполнена из чугуна и сборного железобетона. Впервые на строительстве Московского метрополитена, при проходке сложного переходного участка с глубокого заложения на мелкое между станциями «Дубровка» и «Кожуховская», применен тоннелепроходческий комплекс «Herrenknecht» диаметром 6,2 м., с использованием активного бентонитового пригруза забоя и гидротранспорта для выдачи грунта по трубопроводам.

На этом участке в качестве обделки использована новая конструкция из высокоточных железобетонных блоков. Стыки герметизированы эластомерными резиновыми уплотнителями, устанавливаемыми на блоки перед их монтажом.

При пересечении Люблинского пруда проходка велась открытым способом в песчаной дамбе, отсыпанной в русле водоема. По периметру котлована со свайным креплением была устроена защитная стена из замороженного грунта. После окончания проходки дамба была разобрана и водоем восстановлен.

Наступивший в стране кризис не позволил продолжить строительство начатыми темпами, и сейчас линия сильно «недогружена» пассажирами из-за отсутствия удобных пересадок в центральной части.

Перспективы

Строится участок «Чкаловская» - «Сретенский Бульвар» (с переходом на «Чистые Пруды» и «Тургеневскую») - «Трубная» (переход на «Цветной Бульвар») - «Достоевская» (в перспективе переход на станцию «Площадь Суворова» Кольцевой линии) - «Марьина Роща».

Первый пусковой участок северного продления состоит из станции «Сретенский Бульвар» с обеими пересадками и выходом в город и «Трубной» с пересадкой и выходом. Второй пусковой участок - «Достоевская» с наклоном и подготовкой к пересадке на «Суворовскую», «Марьина Роща» с наклоном, пассажирским залом.

В дальнейшем эта линия пройдет вдоль ул. Милашенкова (ст. «Шереметьевская», «Бутырский Хутор») Дмитровского шоссе (ст. «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Лихоборы», «Селигерская», «Юбилейная», «Дегунино».

С окончанием строительства второй станции «Петровско-Разумовская» пути Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий будут разделены. Сейчас (так как построена только половина двухстанционного комплекса), поезда северного направления Тимирязевского радиуса используют пути будущей Люблинской линии, переходя по соединительной ветви.

Одновременно строится участок «Марьино» - «Зябликово» со станциями «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». На последней будет переход на станцию «Красногвардейская» Замоскворецкой линии.

Участки «Чкаловская» - «Трубная» - «Марьина Роща» и «Марьино» - «Зябликово», запланированы к пуску в 2007 и 2008 г., О сроках дальнейшего строительства линии на север говорить пока рано. Подробности о Люблинско-Дмитровской линии в разделе «Будущее метро».

Продление Люблинско - Дмитровской линии

Люблинско-Дмитровскую линию планировалось построить за очень короткий срок, к середине 90-х она должна была уже быть готова на полную длину, от «Дегунино» до «Зябликово». Но наступивший в стране кризис не позволил продолжить строительство начатыми темпами, и сейчас линия «недогружена» пассажирами из-за отсутствия удобных пересадок в центральной части и недостроенного южного участка, который позволит оттянуть часть пассажиров с перегруженной Замоскворецкой линии.

Центральный участок

Центральный участок линии, строящийся уже более 15 лет, включает станции «Сретенский Бульвар» (пересадочный узел со станциями «Чистые Пруды» и «Тургеневская»), «Трубная» (пересадка на станцию «Цветной Бульвар»), «Достоевская» и «Марьина Роща».

Характеристики строящегося участка:

Строительная - 6,7 км пусковая - 5,0 км эксплутационная - 6,2 км

Среднее расстояние между станциями- 1530м.

Наибольшее - 1710м. наименьшее - 1347м.

Тип рельсов - Р65.

Станция «Сретенский Бульвар» расположена под Тургеневской площадью. Станция пилонная, безлотковая с комбинированной обделкой, первая такого типа в Московском метро. Станция будет соединена пересадочными коридорами со станциями «Чистые Пруды» и «Тургеневская». Строительство началось в 1990 году, на сегодняшний день закончено сооружение станционных тоннелей. Строительство наклонных эскалаторных тоннелей практически не начато. Выход в город будет в существующий совмещенный подземный вестибюль. Подробнее о строительстве станции «Сретенский Бульвар» можно прочитать в № 31 газеты «Метростроевец» от 16 августа 2002 года.

Станция «Трубная» по конструкции колонно-стеновая. Каждая четвёртая колонная секция заменена простенком, что увеличивает их прочность, опорами колонн служит монолитная железобетонная плита. На сегодня построен наклонный эскалаторный ход, натяжная камера и боковые станционные тоннели. На «Трубной» пересадка на станцию «Цветной Бульвар» Серпуховско-Тимирязевской линии будет осуществляться из северного торца центрального зала, а из южного - выход в город на Трубную площадь. Пройден правый перегонный тоннель на участке «Сретенский Бульвар» - «Трубная». На участке «Сретенский Бульвар» - «Трубная» принят минимальный радиус кривой 500 метров вместо стандартных 600. Это сделано для увода трассы из охранной зоны памятника архитектуры «Рождественский женский монастырь».

Станция «Достоевская» расположена под Театром Советской Армии в месте пересечения с Кольцевой линией. Станция колонно-стеновая. Первоначально предполагалось одновременно построить станцию «Суворовская» на Кольцевой линии, чтобы организовать пересадку. Однако ввиду недостатка средств, строительство станции «Суворовская» откладывается на неопределенное время и «Достоевская» будет открыта без пересадки.

Станция «Марьина Роща» - располагается около театра Райкина и кинотеатра «Гавана». Тип станции - пилонная, за станцией предусмотрены оборотные тупики.

После продолжительной остановки строительства, в 2005 году, наконец, вновь началось выделение средств на завершение работ на центральном участке линии.

Заявленные сроки окончания строительства: «Чкаловская» - «Трубная» - «Трубная» - «Марьина Роща» -

К сожалению, под давлением риэлторской компании «ОАО Открытые инвестиции», претендующей на участок, занимаемый шахтным комплексом, через который осуществляется строительство станции «Марьина Роща», Правительством Москвы 5 декабря 2003 года принято «Распоряжение N 2239-РП» о ликвидации шахтного комплекса и освобождении строительной площадки. Таким образом, сроки пуска станции отодвигаются на неопределенное время.

Окончание строительства центрального участка Люблинской линии позволит снизить нагрузку на пересадочные узлы в центре города.

Дмитровский радиус

В дальнейшем эта линия пройдет вдоль ул. Милашенкова (ст. «Шереметьевская», «Бутырский Хутор») Дмитровского шоссе. На станции «Петровско-Разумовская» будет совмещенная пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию (пути будут переключены как на станции «Китай-Город»)

Недавно был озвучен один интересный проект. Предлагается построить 4 станции на север от «Петровско-Разумовской» не дожидаясь строительства сложного и дорогого связующего участка глубокого заложения от ст. «Марьина Роща». Метрогипротрансу дано задание откорректировать ТЭО (технико-экономическое обоснование) первоочередного строительства северного участка. Ускоренное строительство второй станции «Петровско-Разумовская» позволит организовать удобную кроссплатформенную пересадку. На первоочередном участке предполагаются 4 станции:

«Петровско-Разумовская-2» - параллельно существующей, колонная, глубокого заложения. На станции уже сооружен в конструкциях левый станционный тоннель.

«Окружная» глубокого заложения, расположена на пересечении Дмитровского шоссе с малым кольцом МК МЖД, возможно, будет построена изначально в конструкциях, без отделки.

«Лихоборы» с веткой в электродепо, мелкого заложения, расположена на Дмитровском шоссе в начале Бескудниковского бульвара

«Селигерская», мелкого заложения, на Дмитровском шоссе в районе развилки с Коровинским шоссе.

В дальнейшем предполагается продление линии дальше на север, со станциями:

«Юбилейная», мелкого заложения, в районе пересечения Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы;

«Дегунино», мелкого заложения, на Дмитровском шоссе в районе Долгопруднинской улицы;

И уж в совсем отдаленном будущем, линия, возможно, дойдет до района Северный. Однако, это планы на столь далекую перспективу, и могут еще столько раз поменяться, что всерьез обсуждать их не следует. Возможно, вместо продления Люблинско-Дмитровской линии будет построена линия легкого метро.

Южный участок

Строительство южного участка Люблинской линии началось в начале годов, однако уже около 10 лет все работы прекращены. От станции «Марьино» линия протянется через район Борисово (станции «Борисово», «Шипиловская») к станции «Зябликово». На последней будет переход на станцию «Красногвардейская» Замоскворецкой линии.

Станции «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово» будут мелкого заложения. Под станцию «Шипиловская» вырыт котлован, однако работы прекращены, котлован затоплен водой.

Частично пройдены перегонные тоннели от монтажной камеры у станции «Шипиловская» в сторону «Зябликово». Проходческим комплексом LOVAT «Полина» пройдено от монтажной камеры в пойме реки Городни (в районе будущей станции «Борисово») около 190 колец в сторону «Марьино». В настоящее время комплекс демонтирован и отправлен на строительство

9 10 Люблинская 11 Л1

Люблинско-Дмитровская линия - десятая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая север Москвы через центр с юго-восточными районами. Полностью подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения. Линия обозначается на картах салатовым цветом.

Лишь один небольшой участок линии имеет давнюю историю проектирования. Трасса от Крестьянской заставы в район Дубровки обозначена на схеме развития метро , принятой 21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР. Осенью 1957 г. в рамках разработки новой перспективной схемы был предложен вариант радиуса, проходящего через Шарикоподшипниковскую ул. В 1960 г. по такой же трассе, через Крестьянскую заставу и Шарикоподшипниковскую ул. планировался Ждановский радиус , однако его проект был изменён уже в 1961 г.

В генплане развития Москвы 1971 г. появляется Тимирязевский радиус Серпуховско-Тимирязевской линии с разветвлением и трассировкой от ст. «Петровско-Разумовская» на север вдоль Дмитровского шоссе в Бескудниково и далее до пл. Марк, а также участок перспективной линии, соединяющий районы Марьина и Зябликова на юго-востоке и идущий на севере в район Лианозова в обход центра. Тем не менее, какая-либо прямая связь между данными участками, а также какое-либо строительство центрального участка проектом не предполагается.

Известна дата начала проектирования линии: 11 октября 1983 года. Строительство первоочередного участка от ст. «Курская» до ст. «Люблино» планировалось на XII пятилетку (1986-1990 гг). На участке первоначально были запроектированы 6 станций: «Курская», «Серп и Молот», «Крестьянская застава», «Шарикоподшипниковская», «Печатники» и «Люблино», с вводом ст. «Кожуховская» во вторую очередь. Однако общая концепция линии была разработана изначально от пересадочной станции «Красногвардейская» на Горьковско-Замоскворецкую линию до посёлка Северный за МКАД. За всё время проектирования общая концепция не менялась, несмотря на то, что различные участки были неоднократно подвергнуты перетрассировке.

Первое изменение трассировки произошло во время строительства первой очереди. Первоначально предполагалось обойти Люблинские пруды с юга, однако линия попадала в охранную зону усадьбы Дурасова, и под давлением общественности линию перенесли на северный берег пруда. При этом было измененно расположение ст. «Люблино», а между «Печатниками» и «Люблино» появилась ст. «Волжская». В связи с изменением проекта первая очередь была сокращена до «Волжской», которая была построена по новой ускоренной технологии: с однопролётным балочным перекрытием с опорой на стены в грунте. Выемка грунта из тела станции производилась уже после сооружения перекрытия.

Работы по строительству линии начались в 1987 г. Первый шахтный ствол ст. «Римская» был пройден в июле 1987 г. Самым сложным в строительстве был переходный участок с глубокого на мелкое заложение между станциями «Дубровка» и «Кожуховская». Здесь проходка велась с помощью немецкого ТПМК Wayss und Freytag. Левый перегонный тоннель был пройден в июле 1990 г., после чего щит был перемонтирован и начал проходку правого перегонного тоннеля.

В 1994 году началась застройка микрорайонов Марьинского парка, и ввод линии в эксплуатацию больше нельзя было откладывать, в то же время финансирование строительства с учётом постоянной гиперинфляции практически прекратилось. Ввод первой очереди был ознаменован героизмом метростроевцев и штурмовщиной. Так всего за 18 дней до открытия линии проходчики ТО-6 ещё боролись с прорывом плывуна на самом сложном переходном участке «Кожуховская» - «Дубровка» (такое название получила в итоге «Шарикоподшипниковская»). Первый в СССР импортный тоннелепроходческий механизированный комплекс Wayss und Freytag, используемый на строительстве линии, также пришлось в срочном порядке демонтировать, после того, как он застрял в строящемся тоннеле после полного израсходования ресурса режущих элементов.

Первая очередь была торжественно открыта 28 декабря 1995 года при участии Председателя правительства В. С. Черномырдина. Участок из 6 станций и депо был открыт с множественными недоделками. Из запроектированных пересадочных узлов полностью готов был только узел «Площадь Ильича» - «Римская», на «Чкаловской» не действовала пересадка на ст. «Курская» Арбатско-Покровской линии , а пересадка со ст. «Крестьянская застава» на «Пролетарскую» ещё только строилась. Самая глубокая станция - «Дубровка» - была сооружена в конструкциях без наклонного хода, проходку которого никак не могли осуществить из-за высокой температуры грунтовых вод под территорией ГПЗ №1, делающей невозможной заморозку грунта. Оборот осуществлялся по временному перекрёстному съезду перед ст. «Волжская», а непосредственно за станцией уже начинался строящийся участок открытого способа работ.

Отрезок линии от «Волжской» до «Марьино» строился по большей части открытым способом. Тоннели из сборного железобетона были проложены по поверхности вдоль Люблинского пруда и засыпаны сверху грунтом. Аналогичным образом строился участок со станцией «Братиславская»: станция была сооружена без котлована в месте естественного понижения рельефа, которое впоследствии было засыпано. На станции был сделан задел под пересадку на будущее Большое кольцо. Тоннели от «Братиславской» к ст. «Люблино» сооружались в открытом котловане, проведённом по зачищенной свободной от застройки территории Люблинских полей фильтрации. Станция «Марьино» так же сооружалась в открытом котловане, став второй однопролётной станцией в Московском метро.

Участок «Люблино» - «Марьино» был сдан в эксплуатацию 25 декабря 1996 года. Станция «Братиславская» на момент открытия оказалась фактически на территории огромной стройплощадки, где только-только были приняты в эксплуатацию первые корпуса нового микрорайона.

Дальнейший период жизни страны ознаменован практически полным прекращением метростроения. С большим трудом велась достройка небольших незавершённых объектов. Так 23 июля 1997 года был открыт долгожданный переход со ст. «Пролетарская» на «Крестьянскую заставу», а 11 декабря 1999 года пущена в эксплуатацию станция «Дубровка».

Строительство центрального участка от ст. «Чкаловская» до «Марьиной рощи » началось ещё в 1990 году. Были пройдены стволы и созданы шахтные комплексы, началась проходка станционных и перегонных тоннелей. В период с 1995 по 2000 год строительство велось эпизодически, а затем было полностью остановлено. Создалась угроза провалов дневной поверхности в связи с невыделением средств на поддержание выработок.

Также заброшенным на десятилетие оказался и южный участок линии от ст. «Марьино» до «Зябликова ». Здесь работы были начаты в 1993 году на участке между станциями «Шипиловская » и «Зябликово». Был построен один тоннель перегона, частично вырыт котлован станции «Шипиловская». Велись работы и на стройплощадке станции «Борисово », где был пройден 190-метровый участок перегона с помощью ТПМК Lovat Полина, принадлежавщего Протонтоннельстрою. В 1998 году работы были окончательно свёрнуты, часть оборудования вывезено, а часть - брошено. В марте 2004 года был демонтирован и вывезен в Казань ТПМК Lovat.

Строительство линии было возобновлено 3 сентября 2005 года. Все силы были брошены на участок «Чкаловская» - «Трубная ». Станция «Трубная» была открыта 30 августа 2007 г., а 29 декабря 2007 г. была открыта промежуточная ст. «Сретенский бульвар ». 19 июня 2010 г. пущен в эксплуатацию участок «Трубная» - «Марьина роща».

Проект Люблинско-Дмитровской линии изначально предусматрил продолжение строительства на север. От станции «Марьина роща » было предложено 3 варианта прохождения линии, в результате был выбран наиболее короткий: линия на 60-метровой глубине проходит под Огородным проездом и улицей Милашенкова, далее восточнее Дмитровского шоссе пересекает Серпуховско-Тимирязевскую линию с использованием совмещённого (кросс-платформенного) пересадочного узла на «Петровско-Разумовской », где изначально был запланирован второй зал. Следующая станция - «Окружная » - должна была обеспечить удобную пересадку не только на электропоезда Савёловского направления, но и на будущее пассажирское движение по Малому кольцу Окружной ж. д., а также на перспективную станцию Второй кольцевой линии. Отсюда должен был начинаться переходный участок на мелкое заложение, однако в связи с невозможностью частичного перекрытия Дмитровского шоссе проект был изменён: станции «Верхние Лихоборы » и «Селигерская » будут глубокого заложения.

Строительство участка «Марьина роща» - «Селигерская» началось летом 2011 года. За «Селигерской» запроектировано продление линии дальше вдоль Дмитровского шоссе со строительством станции «Улица 800-летия Москвы» («Юбилейная»). Дальнейшая трассировка была изменена в 2011 году, и вместо ещё одной станции на Дмитровском шоссе - «Дегунино» - должна появиться станция «Лианозово », объединённая в ТПУ, где помимо ж. д. платформы и перехватывающих парковок будет создана станция будущей линии скоростного трамвая в мкрн Северный.

Перед ст. «Верхние Лихоборы» будут отходить две ССВ в депо Лихоборы - второе депо линии, которое будет построено на участке между железными дорогами возле платф. НАТИ. Ранее предполагалось также строительство в перспективе ответвления в район Коровино. Был представлен и проект строительства однопутной станции «НАТИ » на ответвлении возле электродепо, который дальнейшего развития не получил.

Строительство южного участка линии от «Марьина» до «Зябликова» было возобновлено в 2008 году. При этом посадка ст. «Борисово» была сдвинута к северу, в связи с чем был частично разобран и забутован сооружённый ранее участок перегонного тоннеля. Строительство всех трёх станций в конструкциях было завершено в 2011 году. 2 декабря 2011 г. участок «Марьино» - «Зябликово» с пересадкой на ст. «Красногвардейская» Замоскворецкой линии вошёл в строй.

Последнее обновление в ноябре 2011 г.

Ст.м. Петровско-Разумовская (Люблинско-Дмитровской линии) August 30th, 2016

Внезапно открылся второй зал станции метро "Петровско-Разумовская". Пока только платформенная часть и пока сюда приходят только поезда Серпуховско-Тимирязевской линии. Те, кто ехал сегодня из центра уже могли побывать на новой станции. Теперь "Петровско-Разумовская" будет такой же, как ст.м. " " - станцией с кросс-платформенной пересадкой. Если едешь в центр по "серой" ветке, путем перехода на соседнюю платформу можно будет пересесть на "салатовую" и двигаться в центр уже по ней. Сейчас на старой станции закрыли один путь, а на новой, соответственно открыли тоже один. Обещают, что осенью (ну до конца то года точно) откроют участок от ст.м. " " до "Петровско-Разумовской" вот тогда и посмотрим будет ли перераспределение пассажиропотоков. Интересно, что старая станция с открытием нового участка ЛДЛ для этой самой Люблинско-Дмитровской линии станет конечной, хотя в составе Серпуховско-Тимирязевской она конечной никогда не была.

Довольно странно конечно, что станцию не открыли целиком, а только платформенную часть, но что есть то есть. Будем смотреть так.
Как всегда начнем с рендеров. Станция очень похожа на рендеры. Это конечно круто, так как все построено в соответствии с тем, что задумывал архитектор.

"Пьяные" пилоны и свет из-за "волны" облицовки путевой стены. Но тут название станции выглядит нормально. В жизни все не так хорошо.

Цвет станции почти белый - цветовые акценты только в переходах.

Очень интересно сделан рисунок пола.

В переходах планировалось сделать стеклянное ограждение, я так понял, что может быть его еще приведут в соответствие. По крайней мере нижнюю секцию, которая выходит на станцию застеклят. Одна из лестниц оборудована пандусом. Тут же прикольно выполненный указатель перехода. Удивительно, но его в итоге тоже сделали.

Небольшим бонусом - поперечный разрез по станции. Тут, если приглядеться видны даже скамейки, которые в итоге тоже воплотили в жизнь.

1. А теперь на станцию. Вход в новый зал лежит через 2 сдвоенных перехода.

2. На старой станции повесили указатель, но пока не наклеили на него ничего.

3. Переходы оборудованы поручнями. Лестницы и поручни довольно далеко выдаются в центральный зал.

4. На старой станции переходы не везде доделали облицовку.

5. А вот сами переходы получились очень круто.

6. Стены отделаны розовым с прожилками камнем, а поручни утоплены в ниши.

7. Отделка переходов - это единственный яркий акцент. Сама станция выдержана в светлых спокойных тонах. Тут тоже лестницы заходят в центральный зал. Один из лестничных сходов оборудован пандусом. Чисто теоретически его могут использовать инвалиды и опять же старую станцию теперь можно считать доступной для инвалидов. Жалко, что пока ограждения не доделаны, та часть, которая выходит на станцию должна быть застеклена, как на рендере.

8.Тут тоже есть вывеска, но она вполне рабочая, на нее наклеили указатель. Правда доехать до ст.м. Зябликово отсюда не получится.

9. Торцы в боковых залах открашены черным. По-моему такого еще не было, обычно их красят в светлый.

10. Часть стены тут отделана перфорированной нержавейкой.

11. Фишка станции - это конечно отделка пилонов, вернее их форма. Скажу честно, на рендерах не верилось, что получится круто, но круто в итоге получилось.

12. Еще здесь очень понравились скамейки. Возможно они и не очень удобные, но безусловно очень стильные.

13. Одни из самых красивых лавочек. Помните убогие лавочки на ст.м. "Саларьево", "Румянцево", "Котельники"? Их явно делали по остаточному принципу. Чем отличается хороший архитектор от плохого - это внимание к деталям. Метрогипротранс к большому моему сожалению выдавливают из проектирования станций метро, поэтому органичных интерьеров, с учетом всех мелочей будет все меньше. Эпоха большого стиля в метро уходит.

14. Лавочек довольно много, но все они в торцах боковых залов.

15. Путевая стена не подсвечивается отдельно, она в полумраке - такое нетипичное решение.

16. На путевой стене висит указатель и на нем уже есть пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию.

17. Из платформенного зала наверх можно будет подняться из торцов центрального зала по эскалаторам, но пока они закрыты. Очень оригинально сделали - нарисовали эскалаторы на плакате.

18. Первое время пассажирам трудно ориентироваться. Неожиданно они приезжают не на привычную "Петровско-Разумовскую" а на какую то неизвестную станцию. Но я думаю к этому все быстро привыкнут.

19. Надпись на путевой стене, как я уже говорил, когда мы на строительство станции, не читаемая.

20. Неплохо сделана подсветка центрального зала, такими полосами.

21. На полу рисунок как на рендерах, но отчего то камень не серый, а на пересечении черный, а наоборот. Немного странно.

22. Интересный факт. В проектировании старой станции "Петровско-Разумовская" принимал участие архитектор Владимир Зиновьевич Филиппов. Станция была открыта в 1991 году. И вот спустя 25 лет открылась новая станция и в ее проектировании тоже принимал участие В.З. Филиппов. Такая вот получается преемственность. Еще над станцией работали Некрасов А.В., Мун Г.С.

23. Станция не монохромная, камень, которым отделаны пилоны приятного кремового теплого цвета.

24. Навигация и схема метро старого образца. Скорее всего их сделали исключительно для открытия зала, это временная навигация, в итоге тут появится навигация в соответствии с новыми требованиями.

25. Все, теперь будем ждать, когда станция станет кросс-платформенной и отсюда поезда будут уходить на "салатовую" ветку. Также ждем, когда откроют вестибюли, будет интересно посмотреть.

Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена на схеме обозначена цифрой 10 и светло-зеленым (салатовым) цветом. Линия состоит из 20 станций, время следования, общая длина составляет 33,4 км, среднее время следования из конца в конец – примерно 51 минута.

На начало 2017 года построены южный радиус линии, центральная часть и первый участок северного радиуса. В ближайшее время Люблинско-Дмитровскую линию планируется продлить в такие районы как Бескудниковский, Западное Дергунино и Дмитровский.

Проект строительства Люблинско-Дмитровской линии начали разрабатывать в конце 1970-х годов. Планировалось, что ветка свяжет север и юго-восток столицы, не пересекая Москву-реку. Однако при такой планировке трасса проходила бы вблизи охранной зону памятника архитектуры "Усадьба Люблино", и под влиянием общественности проект изменили. Также рассматривался вариант связать линию с центром пересадкой на узел "Лубянка"-"Кузнецкий мост", но из-за невозможности присоединения контура к Таганско-Краснопресненской линии этот (чересчур короткий перегон в сторону станции "Китай-город") проект также отвергли.

Строительство Люблинского радиуса линии (кстати, сама линия также долгое время называлась просто Люблинской), было начато в 1988 году. По первоначальным планам ветку планировалось построить в сжатые сроки. Однако экономический кризис 1990-х годов перекроил эти планы, и задержка при строительстве составила более пяти лет.

Станции Люблинско-Дмитровской линии

  • Петровско-Разумовская
  • Станция "Петровско-Разумовская" располагается в Тимирязевском районе Северного административного округа Москвы. Это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 61 метра. "Петровско-Разумовская" – самая удаленная от центра станция глубокого заложения в метро Москвы.

    Западный зал станции был открыт 1 марта 1991 года. Восточный зал начал работать только 29 августа 2016 года, он также обслуживает поезда Серпуховско-Тимирязевской линии, следующие из центра города. Таким образом, станция состоит из двух залов и обслуживает две линии: Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую. В западный зал прибывают поезда обеих линий, следующие в центр Москвы, а в восточный – наоборот. Пока для Люблинско-Дмитровской линии восточный зал является конечной – здесь производится только высадка пассажиров.

    Строительство станции было запланировано давно. Еще в 1938 году ее можно было увидеть на планах метро в составе Таганско-Тимирязевского радиуса, а позднее – в составе Калужско-Тимирязевского. В Генеральном плане развития Москвы 1971 года "Петровско-Разумовская" была отмечена как станция Серпуховско-Тимирязевской линии. Уже тогда предполагалось, что эта станция станет кроссплатформенным пересадочным узлом.

    Массивные колонны западного зала облицованы светлым мрамором со вставками из датолит-волластонитово-геденбергитового скарна. На полу уложены плиты желтого гранита (ближе к выходу – серого гранита).

    В торце зала установлены декоративные вазы с гипсовыми цветами. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Над эскалаторным тоннелем и в окнах наружного вестибюля размещены витражи З.К. Церетели. Сейчас поезда из западного зала по обеим веткам отправляются к центру города.

    Восточный зал станции открылся 29 августа 2016 года, а 16 сентября 2016 года до этой станции была продлена и Люблинско-Дмитровская линия. Из восточного зала можно уехать в направлении от центра Москвы. Мощные колонны этого зала напоминают пилоны. Колонны выполнены в виде наклонных параллелепипедов, через один наклоненные в сторону центрального зала и в сторону платформ. Колонны отделаны белым мрамором, а путевые стены – светло-серыми панелями из искусственных материалов. На полу уложены плиты серого гранита с черными вставками, образующими черные полосы, смещенные по отношению друг у другу и пересекающиеся в центре зала.

    Станция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля можно выйти к пересечению улицы Линии Октябрьской Железной Дороги и Локомотивного проезда. Из южного вестибюля по подземному переходу можно выйти на обе стороны Дмитровского шоссе в районе Верхней аллеи.

  • Фонвизинская
  • Станция "Фонвизинская" располагается в Бутырском районе Москвы, В северо-Восточном административном округе. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 65 метров под землей.

    Станция "Фонвизинская" была открыта 16 сентября 2016 года. В ее торцах расположены подземные вестибюли, совмещенные с подземными переходами.

    Зал станции вызывает ассоциации с интерьерами будущего или космическими станциями – такими, как их показывают в кинофильмах. Торцы Х-образных пилонов облицованы матовым материалом, который пропускает свет, а внутри установлены осветительные элементы. Свод над пилонами устроен таким образом, что края колонн наверху чуть выступают наружу, и на эти выступы опирается выступающая округлая конструкция, соединяющая противоположные пилоны. За этой конструкцией также спрятаны светильники. В итоге, если смотреть вдоль зала, то видно ряд светящихся белых полусфер, обрамляющих зал. Фасадные части пилонов, облицованные белым мрамором, изначально предполагалось оформить цифровыми 3D-панно с изображением персонажей комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".

    Путевые стены "Фонвизинской" обшиты светлыми панелями из искусственных материалов. Пилоны со стороны платформ облицованы черным мрамором с белыми прожилками. Пол выложен плитами светло-серого и черного гранита.

  • Бутырская
  • Станция "Бутырская" располагается в Бутырском районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 60 метров.

    Станция была открыта 16 сентября 2016 года. С "Бутырской" имеется два выхода: один ведет на улицу Руставели, а второй – в сторону проезда Добролюбова.

    Оформление станции выполнено в современном стиле. Путевые стены отделаны светлыми панелями из искусственных материалов. Пилоны имеют Х-образный силуэт. Со стороны платформ они облицованы цветным мрамором, а со стороны центрального зала – белым. Пол выложен плитами светло-серого и черного гранита. Над каждым пилоном закреплены оригинальные светильники в виде вогнутых прямоугольных плоскостей, похожих на солнечные панели (по 3 над каждым пилоном).

  • Марьина роща
  • Станция "Марьина роща" располагается в одноименном районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 60 метров.

    Открытие станции состоялось 19 июня 2010 года. На церемонии присутствовали мэр Москвы Юрий Лужков и начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

    Станция оформлена в приятных теплых тонах. Вдоль центрального зала в два ряда стоят длинные пилоны по 6,8 метров каждый. Каждый пилон со стороны центрального и боковых залов облицован черно-зеленым мрамором с белыми прожилками и украшен четырьмя элементами в виде усеченных конусов из бежевого мрамора. Между пилонами и сводом проходит зеленый карниз, также декорированный элементами из светлого мрамора. Пол в центральном зале и проходы между пилонами также выложены бежевыми полированными плитами. Вдоль платформенных стен установлены скамейки. Вдоль края платформ проложены светодиодные полосы. Путевые стены облицованы бежевыми алюминиевыми панелями и украшены красочными мозаичными панно с изображением пейзажных видов владений князей Шереметьевых. Автор мозаики – народный художник РФ С.В. Горяев. Подобные панно располагаются и над выходами со станции.

    В ближайшие годы со станции "Марьина роща" планируется построить переход на станцию "Шереметьевскую" Третьего пересадочного контура.

  • Достоевская
  • Станция "достоевская" располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Это колонно-стеновая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 60 метров.

    Станция была открыта 19 июня 2010 года. Она располагается в районе Театра Российской Армии, неподалеку от Кольцевой линии, на которую в ближайшее время будет строиться пересадка.

    Строительство станции "Достоевской" начали в середине 1990-х годов, однако затем на долгое время его заморозили. Оформление станции выполнено в монохромной гамме, поэтому фотографии "Достоевской" кажутся черно-белыми. Путевые стены украшены иллюстрациями к произведениям Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы". Только здесь можно увидеть фрагменты синего цвета. В остальном для отделки использовались материалы серого и черного цветов. Например, некоторые колонны также украшены черно-серой мозаикой. В конце коридора, на выходе со станции располагается мозаичный большой портрет писателя. Автор изображений художник И.В. Николаев в ответ на претензии к излишней депрессивности оформления ответил, что тема достоевского не может обойтись без соответствующей трагичности. Над колоннами устроен ряд круглых кессонов, в которых скрыты источники освещения.

  • Трубная
  • Станция "Трубная" располагается в Мещанском районе Центрального административного округа Москвы. Это колонно-стеновая трехсводчатая станция, расположенная на глубине 60 метров.

    "Трубная" была открыта 30 августа 2007 года. В северном торце центрального зала располагается переход на станцию "Цветной Бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии. Чтобы отвести трассу от охранной зоны памятника архитектуры "Рождественский женский монастырь", минимальный радиус кривой вместо стандартных 600 метров насчитывает всего 500 метров.

    Идея строительства станции на этом месте появилась еще в 1931 году. В разные периоды времени она планировалась в составе разных линий метро, и только в 1970-х годах был принят проект строительства станции в составе Люблинско-Дмитровской линии.

    На сводах станции установлены водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика. Путевые стены отделаны светлым мрамором. Колонны станции облицованы зеленым мрамором, а через каждые три колонны располагаются простенки из белого мрамора со вставками из зеленого мрамора. Также простенки украшены витражами с видами старинных русских городов (Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль). По бокам мозаик закреплены круглые бульварные фонари с коваными кронштейнами в стиле модерн. Также для освещения применяется мягкий закарнизный свет. Внизу установлены скамейки. Пол выложен плитами светлого камня с ковровым узором бордового и черного цветов. По краю платформ проложена светодиодная линия. Эта станция стала второй, на которой появилось подобное новшество. Первая - "Международная" и это был опытный вариант.

    После открытия станции у некоторых пассажиров ее оформление вызвало недоумение, так как купола многих церквей на витражах были без крестов. Спустя несколько месяцев после открытия, кресты появились – кто-то из пассажиров наклеил на купола маленькие нательные крестики. Руководство метрополитена посчитало, что самовольное дополнение не портит облик станции, и оставило их на месте.

  • Сретенский бульвар
  • Станция "Сретенский бульвар" располагается в Красносельском районе Центрального административного круга Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 60 метров.

    Строительство станции было начато в 1990 году, и растянулось на целых 14 лет. Причин тому несколько: и финансовые проблемы, и опасность возникновения аварийной ситуации из-за того, что изначально использовались временные конструкции со сроком службы 2-3 года, которые по факту простояли без замены больше 8 лет.

    Станция была открыта 29 декабря 2007 года. Вплоть до мая 2011 года она не имела собственного выхода в город, и пассажирам приходилось пользоваться выходами через станции "Тургеневская" и "Чистые пруды". Сейчас у "Тургеневской" и "Сретенского бульвара" общий вестибюль, встроенный в подземный переход.

    Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором. Пол выложен плитами светло-серого гранита с полосами черного цвета. Также для отделки использовали нержавеющую сталь. Пилоны со стороны центрального и боковых залов имеют полукруглые ниши, в которых размещены 24 панно художника Ивана Лубенникова. Панно представляют собой своеобразные аппликации из стали на мраморных плитах. Методом травления на панно изображены виды Бульварного кольца, люди и памятники.

    Залы освещаются люминесцентными светильниками. В центральном зале осветительные приборы установлены за карнизами между пилонами и над пилонами – чтобы панно были хорошо освещены. В боковых залах светильники более крупные, они установлены за карнизами декоративных водозащитных зонтов.

    В северном торце центрального зала находится переход на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии. В южном торце располагается переход на станцию "Чистые пруды" Сокольнической линии. В переходе можно увидеть памятник Кирову, именем которого раньше называлась станция "Сретенский бульвар".

  • Чкаловская
  • Станция "Чкаловская" располагается в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 51 метра.

    Станция была открыта 28 декабря 1995 года. В северном торце центрального зала устроен переход на станции "Курскую" Арбатско-Покровской линии и "Курскую" Кольцевой линии.

    Пилоны станции отделаны серо-голубым мрамором. Пол выложен серым гранитом с ковровым узором в виде контурных квадратов с красным центром и черным бордюром. Противостоящие пилоны по своду соединены между собой полосой из оригинальных светильников, которая также заходит и на верхнюю часть пилонов. Путевые стены отделаны светлым мрамором.

    Декор станции посвящен авиации и Герою Советского Союза летчику Валерию Чкалову, именем которого с 1980-х по 1992 год называлась нынешняя улица Земляной вал.

  • Римская
  • Станция "Римская" располагается в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Это трехсводчатая колонная станция глубокого заложения, построенная на глубине 54 метра.

    Станция была открыта 28 декабря 1995 года. В создании художественного оформления станции принимали участие итальянские архитекторы, а темой стали римские достопримечательности. Путевые стены станции "Римской" отделаны светлым мрамором разных оттенков. Колонны облицованы белым мрамором. На полу в виде диагональных полос выложены гранитные плиты серого, красного, черного и бежевого цвета.

    По центру зала станции нет ни одного указателя, чтобы они не портили перспективный вид на фонтан, расположенный в торце зала. Это единственный фонтан в московском метро, он изображает будущих основателей Рима – младенцев Ромула и Рема. Над колоннами располагается ряд круглых кессонов, в которых скрыты светильники.

    В северном торце зала устроена эскалаторная пересадка на станцию "Площадь Ильича" Калининско-Солнцевской линии.

  • Крестьянская застава
  • Станция "Крестьянская застава" располагается в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Это трехсводчатая колонно-стеновая станция глубокого заложения, построенная на глубине 47 метров.

    Станция была открыта 28 декабря 1995 года, и была названа по одноименной площади, расположенной на поверхности. Это первая станция подобной конструкции, которая была построена в столице, а затем на Люблинской линии появились и другие колонно-стеновые станции.

    Единственный вестибюль станции "Крестьянская застава" совмещен с вестибюлем станции "Пролетарской" Таганско-Пресненской линии. Он же служит переходом между двумя станциями.

    Оформление станции посвящено крестьянскому труду. Узкие и длинные колонны больше похожи на участки стен с проемами для прохода людей. Путевые стены и фасадные части колонн облицованы светлым мрамором. Торцевые части колонн украшают панно в технике римской мозаики с изображением серпов и молотов, кос и граблей, снопов сена, колосьев и т.д. Сюжеты картин повторяются, но мелкие детали в аналогичных панно отличаются, так как изготовляли их вручную. Пол выложен плитами серого и темно-красного цвета, расположенными в шахматном порядке. "Шахматные" участки перемежаются участками серого цвета. За карнизами скрыты люминесцентные светильники, при помощи которых освещается станция.

  • Дубровка
  • Станция "Дубровка" располагается в Южнопортовом районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 62 метров.

    Станция была открыта 11 декабря 1999 года, и была названа по одноименной местности, хотя изначально проектное название "дубровки" было "Шарикоподшипниковая".

    При строительстве станции возникли проблемы, которые значительно растянули запланированные сроки. Грунты были слишком насыщены влагой. Свой вклад добавляли и многочисленный предприятия, на которых периодически случались утечки горячей воды. Таким образом, заморозить плывун не получалось. Только в конце 1990-х годов, когда из-за кризиса многие предприятия прекратили свою работу, строители смогли заморозить почву и достроить наклонный участок. Кстати, перегон между "Дубровкой" и "Кожуховской" – один из самых крутых в московском метро – перепад высот между станциями составляет около 50 метров.

    Путевые стены станции отделаны темно-серым, почти черным мрамором с участком из светлого мрамора сверху. Колонны облицованы светлым мрамором с тонким черным цоколем. Пол выложен геометрическим узором из плит серого, черного и красного гранита. Торцевую стену "Дубровки" украшает большой мозаичный витраж с изображением птиц (автор - З.К. Церетели). Освещается станция при помощи люминесцентных ламп, расположенных внутри полупрозрачных участков карниза над колоннами.

  • Кожуховская
  • Станция "Кожуховская" располагается в Южнопортовом районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, ее глубина – 12 метров. Свое название "Кожуховская" получила по одноименной местности, но сейчас в Восточном административном округе Москвы появился район Кожухово, и из-за этого возникает путаница. Рассматривается возможность переименования станции в "Южнопортовую", тем более, что в планах развития метро- строительство Кожуховской линии.

    Станция была открыта 28 декабря 1995 года. В отделке использован гранит различных оттенков и алюминиевый профиль. Тема оформления – автомобильный дизайн, так как неподалеку находится старейший московский авторынок.

    Невысокие путевые стены облицованы серо-коричневым гранитом. Пол выложен геометрическим узором из гранита красного, светло- и темно-серого цвета. Вдоль свода станции с двух сторон подвешены кожухи из красного металла, за которыми скрыты осветительные приборы.

    У "Кожуховской" имеется лишь один южный вестибюль с выходом на улицы Южнопортовую, Трофимова, Петра Романова и 5-ю Кожуховскую.

    Интересные факты: ударение в названии станции возможно в двух вариантах: "КожУховская" и "КожухОвская", но автоинформатор использует традиционное для Москвы "КожУховская".

    Перегон между "Кожуховской" и соседней "Дубровкой" является одним из самых крутых в московском метро – перепад высот между станциями составляет около 50 метров.

    По некоторым данным, эта станция – самая дорогая в Московском метрополитене. Ее строительство превысило смету на 225% процентов от запланированной суммы.

  • Печатники
  • Станция "Печатники" располагается в одноименном районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Ее глубина – 5 метров, и это самая мелкая станция в Московском метрополитене.

    Колонны станции облицованы розовым мрамором. Путевые стены отделаны серым мрамором, а пол – красным и серым гранитом. Подвесной потолок из анодированного алюминия имеет волнистую форму. На потолке закреплены светильники с люминесцентными лампами. Вестибюль украшает большое панно, выполненное в технике росписи по металлу. Тема панно: "Труд и отдых москвичей".

    Через восточный вестибюль по лестницам можно выйти к улицам Гурьянова, Полбина и Шоссейной. Западный вестибюль почти всегда закрыт, иногда его используют для выхода пассажиров.

    В перспективе неиспользуемый выход планируется задействовать при продлении Каховской линии от станции "Каширской" с пересадкой через этот выход.

  • Волжская
  • Станция "Волжская" располагается на границе трех районов: Текстильщики, Люблино и Кузьминки Юго-Восточного административного округа. Это однопролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров. Свое название станция получила по близлежащему Волжскому бульвару.

    "Волжская" была открыта 25 декабря 1995 года. Она строилась по новой технологии "полузакрытым" способом. Монолитные стены отливали прямо в грунте. А зачем по все площади станции грунт выбрали, и установили балки перекрытий, а также выполнили все прочие необходимые работы, после чего вновь засыпали грунт. Такой способ строительства позволил сократить время работ на25% и сэкономить расход металла для несущих конструкций.

    И зал станции, и вестибюли оформлены в едином стиле. Путевые стены обшиты эмалированным алюминием – белым вверху и красным посередине. Нижняя часть стен облицована черным мрамором. Пол выложен светло-серым гранитом. По центральной оси зала установлены скамейки и торшерные светильники. Станция выглядит довольно темной и мрачной.

  • Люблино
  • Станция "Люблино" располагается в одноименном районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров.

    Станция открылась 25 декабря 1996 года. "Люблино" строили по типовому проекту, ее оформление очень скромное – оно практически отсутствует. По центру свода станции устроена продольная ниша, в которой закреплены светильники, Порталы в торцах зала выполнены в виде присобранных штор и украшены литыми медальонами в память о 850-летнем юбилее Москвы. Путевые стены облицованы серо-коричневым мрамором. Пол выложен гранитом в виде ковровой дорожки с серым центром и красными краями.

  • Братиславская
  • Станция "Братиславская" располагается в районе Марьино Юго-Восточного административного округа. Это двухпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров.

    Станция была открыта 25 декабря 1996 года. Тема оформления "Братиславской" – российско-словацкая дружба. Колонны установлены по центру зала, отделанные серым мрамором с белыми разводами. Путевые стены облицованы серо-голубым мрамором. Пол выложен плитами черного и белого мрамора, расположенными в шахматном порядке. Станцию украшают лепные медальоны с изображениями крепости Девин и Братиславского замка. Над краями острова закреплены осветительные конструкции.

    Станция "Братиславская" имеет два вестибюля. Восточный вестибюль – с выходом на Братиславскую улицу, западный – на улицу Перерва и Мячковский бульвар.

  • Марьино
  • Станция "Марьино" располагается в одноименном районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это однопролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров.

    Станция была открыта 25 декабря 1995 года. Тема оформления станции "Марьино" – отдых москвичей. Путевые стены отделаны золотистыми рельефными плитками из штампованного алюминия с участками, облицованными темным мрамором. На полу выложен ковровый узор из гранита серого и черного цвета. По центру зала установлены указатели станций, а вокруг них располагаются скамейки. Потолок станции разделен на секции оригинальными перемычками, внутри каждой секции закреплены по две шестирожковых люстры с шарообразными плафонами. Станция "Марьино" также принадлежит к самым темным в московском метро.

    Через северный вестибюль со станции можно выйти на Люблинскую и Новомарьинскую улицы. Южный вестибюль выводит на Новочеркасский и Марьинский бульвары.

  • Борисово
  • Станция "Борисово" располагается в районе Братеево Южного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 9 метров.

    Станция была открыта 2 декабря 2011 года. Название выбрано по бывшей деревне Борисово, которая вошла в состав Москвы в 1960 году.

    Строили станцию "Борисово" по индивидуальному проекту, разработанному архитекторами ОАО "Метрогипротранс". Этот же коллектив разрабатывал проекты двух следующих станций на линии, поэтому "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово" составляют единый архитектурный ансамбль, но "Борисово" из этой тройки – самая красивая. Оформление станции очень лаконично, но в то же время выразительно.

    Путевые стены обшиты красновато-коричневыми композитными панелями "под медь". С узкими черными промежутками. На полу уложены полированные плиты красивого серого с белыми разводами гранита. Ритм черных вставок на стенах продолжают черные гранитные полосы на полу. По центру зала установлены длинные скамейки, совмещенные с информационными щитами. Щиты также выполнены из прозрачного стекла, и прикреплены к невысоким блестящим колоннам из нержавеющей стали.

    Вдоль свода проходят два ряда больших овальных кессонов, в которых закреплены крупные цилиндры из прозрачного стекла, выполняющие роль плафонов. Оригинальное освещение стало самой яркой декоративной деталью в декоре станции "Борисово".

    У станции есть два подземных вестибюля. Северный вестибюль выходит на улицу Борисовские пруды, а южный – к Братеевскому проезду. Оба вестибюля оснащены лифтами для доступа маломобильных пассажиров, а на путях движения и платформе имеется система индикации для слабовидящих.

  • Шипиловская
  • Станция "Шипиловская" располагается на территории района Забляково, в Южном административном округе Москвы. Это односводчатая станция, заложенная на глубине 10 метров.

    Станция была открыта 2 декабря 2011 года. Проект разработан архитекторами института "Метрогипротранс", как и для станций "Борисово" и "Зябликово", поэтому станции оформлены одинаковыми материалами, отличаются лишь цвета и архитектурные решения сводов. На "Шипиловской" композитные панели на путевых стенах – светло-коричневые, напоминающие состаренную бронзу. Монолитный свод разрезан огромными треугольными кессонами, в которых установлены металлические светильники треугольной формы. Пол покрыт плитами светло-серого и черного мрамора, с широкими участками черного цвета и узкими участками серого цвета. По центру зала установлены скамейки и стеклянные инфощиты на блестящих металлических колоннах.

    Оба подземных вестибюля станции "Шипиловской" совмещены с подуличными подземными переходами. Из южного вестибюля выходы ведут на обе стороны улицы Мусы Джалиля, из северного - три выхода на ул. Шипиловскую. В южном вестибюле установлены лифты для маломобильных пассажиров.

  • Зябликово
  • Станция "Зябликово" – конечная южного радиуса Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Станция располагается на границе районов Зябликово и Орехово-Борисово Южное. Эта односводчатая станция мелкого заложения, находится на глубине 15 метров.

    Станция была открыта 2 декабря 2011 года. Проект станции разработан группой архитекторов института "Метрогипротранс". Путевые стены станции обшиты композитными панелями бирюзового цвета. По задумке архитекторов – это цвет патинированной меди. Свод разделяют арочные секции, потолок в образованных проемах украшен рельефами, здесь же установлены светильники. В центральной части зала свод приподнят, и над путями устроены пересадочные балконы, связанные с платформами двумя лестницами. По лестницам можно пройти к переходу на станцию "Красногвардейскую" Замоскворецкой линии. Со стороны станции "Красногвардейской" переход оснащен лифтом, а со стороны "Зябликово" лифт расположен на выходе через северный вестибюль, и чтобы воспользоваться им, нужно выйти из оплаченной зоны и вновь пройти через турникет.

    По центру зала установлены скамейки со стеклянными инфощитами, закрепленными на металлических колоннах. Пол отделан серым и черным мрамором, так же как и на станции "Шипиловской", но здесь ширина участков темных и светлых участков одинаковая.