Линия сталина киевский укрепрайон. Засекреченный бункер Сталина

После Первой Мировой Войны во многих странах началось сооружение фортификационных линий обороны. СССР начал строительство "Линии Сталина", состоявшей из десятков укрепрайонов. Наибольшим из них был Киевский, построенный в 1928-1937 гг. Он включал около 300 железобетонных пулеметных и артиллерийских ДОТов.

На данный момент в более-менее нормальном состоянии находится возле 85 ДОТов. Все они размещены вокруг Киева и добраться до них можно даже на городских маршрутках. Около многих дотов есть таблички с номерами, но большинство исследователей использует другую нумерацию. Наиболее полная карта ДОТов была составлена в 2004 году, используйте ее.


Наш маршрут. Красные линии - на маршрутках, зеленые - пешком. Точки на карте можно посмотреть .


Исследованием и реконструкцией ДОТов занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск " (их страничка на Facebook). Это неправительственная организация, которая производит все восстановительные и ремонтные работы за свой счет и руками небезразличных людей. В момент нашей прогулки мы встретили ребят, которые занимались восстановлением ДОТа №152 (Wikimapia). На базе ДОТа планируется открыть музей.


Такой музей уже был открыт в ДОТе №180 (Wikimapia). Ранее в нем был погреб местного жителя.


На этом информационном плакате описан один из самых больших ДОТов - №205 (Wikimapia). Общая длина галерей - 358 метров. В данный момент ДОТ полузатоплен и проводится его расчистка. В ДОТе также планируется музей, и когда это произойдет, то этот объект станет обязательным для посещения.


Найти доты довольно сложно, никаких указателей на них нет. Наилучшим вариантом будет поиск координат в Google по номеру дота. На карте внизу обозначен ДОТ №211, который также довольно большой, интересный и построен по индивидуальному проекту (Wikimapia). Выходить надо на остановке Вита Почтовая, возле моста через трассу и поворота на Круглик. Обратная остановка - с другой стороны дороги. ДОТ справа от трассы, метрах в 100. Вы найдете его по табличке "ДОТ №100", которая неверна, и по монументу из артиллерийских снарядов.


Есть три входа в ДОТ, первый - в виде дыры в земле. Мы не полезли в нее и, обойдя холм, нашли два других входа, один из которых довольно хорошо расчищен.


Для посещения вам обязательно понадобятся хороший фонарик и желательно не слишком нарядная одежда. Хотя мы были аккуратны и нисколько не испачкались.


С другой стороны трассы возле дороги на Круглик расположен ДОТ №179 (Wikimapia). Он обычный снаружи, но зато отлично сохранившийся и двухэтажный.


Возле Одесской трассы расположен еще один ДОТ - №210 (Wikimapia). Он обычный, хотя и взорван, и к нему можно подойти по красивой березовой аллее. Выходить возле красного памятного знака возле дороги (попросите водителя остановить около "Кургана" ДОТа №210).


Большинство ДОТов "стандартные". Нам же были наиболее интересны необычные сооружения. Такие, как единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131 (Wikimapia). Он расположен в селе Кременище, доехать можно на маршрутке на Круглик от метро Лыбедская и потом пройти пешком, либо проехать на маршрутке до Кременища. Само сооружение находится за черным металлическим забором. Сейчас ДОТ расчищен, хотя иногда бывает немного затоплен, будьте внимательны. Вход внизу, наверх в дот можно подняться по железной лестнице.


В селе Круглик недалеко от ныне восстанавливаемого ДОТа №152 в лесу расположен ДОТ №151 (Wikimapia). Дорога к ДОТу идет через небольшую свалку. В ДОТе интересный длинный вход-туннель и массивные двери в основную комнату.


Один из самых живописных ДОТов расположен посреди пруда возле села Ходосовка. Это ДОТ №127 (Wikimapia). Доехать можно от метро Выдубичи на маршрутке №738 (№735) "Выдубичи - Ходосовка/Подгорцы". Попросите водителя высадить около пляжа и ДОТа на озере.


От Круглика до Ходосовки мы прошли пешком, найдя по дороге еще несколько ДОТов и остатки недостроенной узкоколейки 1914-15 гг. (Wikimapia)

Как добраться: Чтобы посмотреть основные ДОТы южного участка, необходимо ехать по Одесской трассе. От железнодорожного вокзала это маршрутка №726 на Калиновку. От метро Лыбедская - маршрутка в сторону Виты-Почтовой (например, №801) или до Круглика, только чтобы шла через Виту-Почтовую.

Пешеходный маршрут на день (на карте в начале статьи) - едем на маршрутке до ДОТа №210 (хотя можно его и пропустить), далее также на маршрутке до 211, идем пешком до 180, возвращаемся к трассе и по мосту переходим дорогу, далее идем в сторону Круглика, смотрим 179. Тут можно сесть на маршрутку до Круглика или Кременища или пойти пешком (5 км), посмотрев по дороге 154. В Круглике смотрим 152, 151. Идем в сторону Кременища до 131. Далее необходимо идти в сторону Ходосовки через лес и смотреть 128, 129 и 127. Если вы не знаете, как идти, лучше вернуться на маршрутке в Киев из Кременища. А к 127 приехать на машрутке от метро Выдубичи, как описано выше.

Построенный в 30-е годы Киевский укрепленный район (КИУР) в начале Великой Отечественной войны был восстанов­лен и частично оборудован заново. Он состоял из трех полос, имел подготовленную систему пехотного, артиллерийского и противотанкового огня.

Передний край первой полосы проходил по восточному бере­гу р. Ирпень, от населенного пункта Борки до Белогородки, да­лее - севернее Боярки, Виты-Почтовой, Кременища, Мрыги. Глубина полосы достигала 6-10 км. На протяжении 85 км было 750 долговременных оборонительных сооружений, 40 км противо­танковых рвов, 100 тысяч противотанковых и противопехотных мин, около 30 км проволочных заграждений. Все дороги перекры­вались металлическими ежами. Берега рек и оврагов эскарпирова­лись. На лесных участках создавались минированные завалы.

Вторая полоса, имевшая также большое количество дзотов, проходила по линии Вышгород, Пуща-Водица, Святошино, Жуляны, Пирогово, Чапаевка. Третья полоса непосредственно примыкала к окраинам города.

Первая полоса делилась на два сектора. Оборона северного сектора (от Борок до Белогородки) обеспечивалась силами 3-й воздушнодесантной бригады, 4-го полка НКВД, 161-го и 193-го отдельных пулеметных батальонов, 2-го стрелково-пулеметного |втальона, 2-го Киевского артиллерийского училища и 377-го гаубичного артиллерийского полка. В резерве коменданта сектора комбрига Д. В. Аверина находились также окружные интендантские курсы. Южный сектор (от Белогородки до Мрыги) обороняли 600-й и 640-й полки 147-й стрелковой дивизии, 28-й отдельный пулеметный батальон, 1-е Киевское артиллерийское училище, 344-й гаубичный артиллерийский полк, 45, 538 и 555-й истребительно-противотанковые артиллерийские дивизионы. Комендантом сектора был назначен майор С. П. Лучников. В его резерве находился 1-й стрелково-пулеметный батальон.

Оборона второй полосы от Беличей до Никольской Борщаговки возлагалась на 206-ю стрелковую дивизию, а на участке от станции Пост-Волынский до Корчеватого - на 2-ю воздушно-десантную бригаду. Третья полоса войсками не занималась.

В резерве коменданта Киевского укрепленного района нолков-ика Ф. С. Сысоева (возглавлял УР с 9 по 19 июля) находились 132-й танковый полк и 20-й пограпотряд.

На позициях КИУРа в это время насчитывалось около 40 тысяч бойцов, 29 танков, 288 артиллерийских орудий, 148 минометов.

6 июля создается штаб обороны города. В его состав вошли представители Юго-Западного фронта - полковник А. Ф. Чернышев (начальник штаба) и майор М. Д. Чукарев (начальник инженерной службы), а также секретарь обкома КП(б)У М. П. Мишин, председатель облисполкома Т. Я. Костюк, секретари горкома партии Т. В. Шамрило и К. Ф. Москалец, председатель горисполкома И. С. Шевцов. Штаб разработал план борьбы с противником в случае прорыва укрепленного района. Город разбивался на три сектора. В каждом из них создавался свой штаб оброны.

Правый сектор включал северо-западную часть города от Днепра до Житомирского шоссе. В распоряжение штаба сектора поступали подразделения Киевского танко-технического училища, два истребительных батальона (700 человек) и два отряда народ­ного ополчения (4600 человек), сформированные из коммунистов и комсомольцев Подольского района. Начальником был назначен подполковник А. В. Шевелев из Киевского танко-технического училища, комиссаром - первый секретарь Подольского райкома партии И. И. Миронов.

Центральный сектор охватывал западную часть города от Житомирского шассе до станции Пост-Волынский. Штаб сектора имел пять истребительных батальонов и 9 отрядов народного ополчения общей численностью 13 тысяч человек. Начальник сектора - командир 4-го полка НКВД полковник М. А. Косарев, комиссар - первый секретарь Октябрьского райкома партии А. И. Давыдов.

Юго-Западная часть Киева от станции Пост-Волынский до Днепра составляла левый сектор. Штаб сектора располагал истребительными батальонами и отрядами народного ополчения общей численностью около 12 тысяч человек. Во главе сектора стояли начальник 1-го Киевского артиллерийского училища полковник С. С. Волкенштейн и первый секретарь Московского райкома партии Ф. П. Остапенко.

На начальников и комиссаров возлагалась ответственность за строительство и дальнейшее совершенствование оборонительных сооружений, организацию системы огня и заграждений, боевую подготовку, морально-политическое состояние и дисциплину лич­ного состава. Большое внимание штаб обороны города уделял охране двух железнодорожных, трех автогужевых, четырех пон­тонных мостов и 30 паромных переправ. Для защиты их привле­кался Днепровский отряд кораблей Пинской военной флотилии. С воздуха войска укрепрайона и город прикрывали 3-я зенитная и 36-я авиационная дивизии ПВО, а также истребительная авиа­ция фронта.

Благодаря огромной организаторской работе ЦК КП(б)У, руководства фронта, округа и городской партийной организации Киевский укрепленный район к 9 июля был приведен в боевую готовность.

Фото: ДОТ№127 расположился в самом живописном месте (РБК-Украина)

Сегодня "городских сталкеров" и просто любителей истории Киева привлекают железобетонные "памятники" Второй мировой войны – ДОТы Киевского укрепрайона

Еще в 1928 году в СССР началось сооружение фортификационной линии обороны – так называемая "Линия Сталина". Специальные укрепительные районы пролегали от Карельского перешейка до берегов Черного моря. При этом наибольшим считался именно Киевский укрепрайон (КиУР), растянувшийся почти на 85 км с севера на юг и охвативший Киев полукольцом вдоль правого берега Днепра. Глубина оборонительной полосы достигала 5 км.

Киевский укрперайон был создан в 1928-1937 гг. Внутри этой оборонительной линии вырыли около 30 км противотанковых рвов, построили 750 дотов, заложили 15 км минных полей. Также было построено 217 ДОТов (долговременные огневые точки).

Именно южный укрперайон с июля по 19 сентября 1941 года (дата, когда немцы вошли в Киев ) служил основой обороны украинской столицы. Однако ДОТы и минные поля так и не смогли удержать наступление оккупантов, которые обошли линию обороны и ударили с тыла.

ДОТы Киевского укрепрайона: Как добраться и отыскать

Фото: На маршруте можно увидеть указатели (РБК-Украина)

Конечно, большая часть огневых точек разрушена и представляет собой груды бетона и ржавого металла. И все же чуть больше 80 ДОТов находятся в более-менее нормальном состоянии.

При этом расположены они вокруг Киева и добраться до них труда не составит.

Кроме того, в свободном доступе можно найти карты Киевского укрепрайона. Правда, очень часто исследователи пользуются разной нумерацией ДОТов.

Силами добровольцев некоторые ДОТы отреставрировали и сделали из них мини-музеи. К примеру, реконструкцией огневых точек за свой счет занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск". Однако оставшиеся сооружения линии обороны Киева не украшают собой путеводители. Да и многие киевляне не знают о их существовании.

Бывалые "ходоки" по интересным местам Киева советуют пользоваться картой, составленной в 2004 году все той же командой "Пошук" - она считается наиболее детальной.

Фото: Карта Киевского укрепрайона с указанными на ней ДОТами (poshyk.com.ua). Чтобы увеличить, кликните по картинке

Также следует отметить, что некоторые ДОТы отыскать будет сложно – возле них нет никаких указателей. Поэтому исследователи советуют воспользоваться картой с координатами каждой отдельной огневой точки. Так, есть достаточно подробная карта с координатами, просмотреть которую можно (ДОТы отмечены как Pillbox).

Один из наиболее популярных маршрутов (на его пути можно рассмотреть много хорошо сохранившихся ДОТов) – от села Вита-Почтовая до Ходосовки.

Открывает познавательную прогулку пулеметный ДОТ №181 (координаты), построенный в 1929-1930 годах. Он имеет статус мемориала. Однако сильно разрушен и, если честно, не впечатляет. Поэтому лучше здесь не останавливаться, а ехать сразу в Виту-Почтовую к ДОТу №180 (координаты).

Сегодня в бывшей огневой точке №180 расположен музей. А когда-то один из местных жителей обустроил здесь погреб.

За музеем ухаживает Ветеран вооруженных сил Токарь Анатолий Александрович, который проживает в Вите-Почтовой, и с 10:00 до 19:00 может провести небольшую экскурсию по огневой точке. Номер телефона Анатолия указан на двери ДОТа.

Фото: ДОТ №180 – сегодня здесь обустроили музей (РБК-Украина)

Фото: Вход в 180-й ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Внутри музея – небольшая экспозиция боеприпасов и орудий (wikimapia.org ©Igor Chernoknizhniy)

Толщина стен железобетонных ДОТов достигала 150 сантиметров. Наиболее распространенными были одноэтажные трехамбразурные ДОТы типа "М" (малые), предназначенные для ведения фронтального огня. Из-за небольшого размера такого ДОТа гарнизон (составлял 5-16 человек во главе с лейтенантом) мог находится в нем только во время боя: здесь не было жилого помещения, да и больших запасов боеприпасов тоже.

Еще один тип ДОТов – тип "Б" (большие). Здесь уже могло разместить несколько боевых казематов, а на нижнем подземном этаже размещались склады оружия, провизии.

Для ведения бокового огня строились 1-2 пулеметные ДОТы, по своей конструкции – капониры и полукапониры.

В большинстве ДОТов была своя автономная система водоснабжения (артезианские скважины). Гарнизоны в таких боевых точках должны были удерживать свой рубеж в течение 7-10 дней. Ожидалось, что за это время к бойцам успеет подойти резерв, усилить оборону и начать наступление.

ДОТ №211 – "Здесь в 1941 году стояли на смерть воины-артиллеристы младшего лейтенанта А.М. Федорака"

Фото: Один из входов ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: "Командир артиллерийского взвода 737-го стрелкового полка 206-й дивизии младший лейтенант Ануфрий Михайлович Федорак, выставив свои орудия на прямую наводку, в упор расстреливал наступавших фашистов. Когда расчет одного из орудий выбыл из строя, командир взвода сам стал к орудию и вел огонь, пока не был сражен осколком вражеской мины" - отрывок из книги "Так начиналась война", И. Баграмян (РБК-Украина)

Находится в пешей доступности от 180-го ДОТа.

Здесь следует отметить, что на некоторых картах 211-й ДОТ (координаты) отмечают под номером 179 или 100. Хотя в действительности 179-й расположен по другую сторону от трассы. Почему возникла такая путаница? Скорее всего, причина банальна – некоторые исследователи перепутали левую сторону с правой.

211-й построен по индивидуальному проекту в 1930 году. Кстати, по индивидуальным проектам было построено четыре ДОТа типа "Мина", которые представляли собой группу дотов, соединенных между собой подземными галереями.

Фото: С нумерацией возникла настоящая путаница. 211-й и 179-й ДОТы часто путают, но они расположены по разные стороны от трассы Киев-Одесса (РБК-Украина)

Фото: И уж точно это не ДОТ под №100 (РБК-Украина)

Фото: "Главный" вход в ДОТ №211 (РБК-Украина)

ДОТ №211 имеет три входа и многие "любители приключений", вооружившись фонариками, могут спокойно лазить по этим проходам.

Один из входов находится в метрах ста от моста через трассу и поворота на село Круглик. Ориентир – скульптура из артиллерийских снарядов.

Фото: Монумент из снарядов – один из ориентиров 211 ДОТа (РБК-Украина)

ДОТ имеет разветвленную систему тоннелей и лазов протяженностью 227 м, глубиной залегания - 7 м.

Огневая точка была рассчитана на 11 человек гарнизона ДВС и 35 человек личного состава наблюдательного пункта. В 1941 году во время наступления немецких войск на Киев ДОТ удерживал этот рубеж 73 дня.

Фото: Спускаясь в тоннели ДОТа, обязательно возьмите с собой фонарик (РБК-Украина)

Фото: Тоннели ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: Указатели в ДОТе №211 (РБК-Украина)

Фото: Силами любителей истории ДОТ расчистили и сделали безопаснее (РБК-Украина)

Многим ДОТам был присущ ряд существенных недостатков . Так, амбразуры ДОТов имели достаточно примитивное устройство и не могли защитить гарнизоны при обстреле из автоматического оружия или огнеметов. Толщина бронезаслонок оказалась недостаточной, чтобы выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда. Заслонки бронеколпаков имели слабое крепление. Толщина выступления направляющей составляла всего 30 мм, поэтому при прямом попадании бронезаслонками выбивало вместе с направляющей.

Фото: Один из обзорных пунктов 211-го ДОТа (РБК-Украина)

Кроме того, большинство ДОТов были лишены возможности кругового обстрела, в связи с чем поддержать контратаку при захвате противником участки обороны было сложно, последний мог обойти ДОТ с фланга.

Эффективность огня на близких дистанциях значительно падала из-за отсутствия надлежащего осмотра. Как результат, саперы противника практически без проблем могли вплотную подойти к огневой точке.

К сожалению, многие ДОТы стали братскими могилами, а не надежными местами защиты.

Фото: А вот над входом в ДОТ указан №179 (РБК-Украина)

Посмотрев 211 ДОТ, переходим мост и идем в сторону Круглика. В пешей доступности (буквально 10 минут) находится 179-й ДОТ (координаты).

И вновь неточности нумерации. На табличке рядом указано, что это ДОТ №178. При этом на многих картах Киевского укрепрайона видим, что 178 дот полностью разрушен, а вот 179 – цел.

Фото: На табличке указано, что ДОТ – двухэтажный типа "Б". Толщина стен – 150 см, покрытия – 110 см. Выдерживал прямое попадание снаряда калибром 203 мм. Основное вооружение – 4 пулемета "Максим" калибра 7,62 мм. Гарнизон – 15-18 бойцов.

Фото: Такая вот советская символика украшает каждый ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Сегодня ДОТ затоплен (РБК-Украина)

Фото: ДОТ №179/178 (РБК-Украина)

Фото: Спуститься в ДОТ может каждый (РБК-Украина)

Просмотрев эти ДОТы, возвращайтесь к трассе и садитесь на маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Если у вас есть свободное время и сильное желание прогуляться, можно отправиться в путь пешком и посмотреть по дороге еще несколько ДОТов. Однако следует предупредить, что особо интересных огневых точек на этом отрезке пути не будет – многие из них разбомблены, поросли бурьяном или превратились в несанкционированные мусорные свалки.

Фото: ДОТ №176 полностью разрушен, координаты (РБК-Украина)

Фото: Опоры недостроенного моста (РБК-Украина)


Фото: Вид с него открывается потрясающий (РБК-Украина)

Здесь должны были пересекаться две железные дороги. Одна, шедшая вдоль КиУРа, другая – от урочища Серяков от тоннеля "сталинского метро" у южного Пирогова. В 1939 году КиУР "законсервировали". А остатки виадука остались, под ним должна была проходить ветка железной дороги "сталинского метро" в южном направлении.

Единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131

Многие ДОТы представляют собой стандартные железобетонные сооружения. Правда, система галерей повсюду разная.

Наиболее интересный ДОТ находится именно в селе Кременище под №131 (координаты). Считается единственным сохранившимся цельнометаллическим ДОТом. Он хорошо сохранился и сегодня расчищен.

Фото: Разрыв снаряда в ДОТе (РБК-Украина)

Фото: Заслонка внутри ДОТа (РБК-Украина)

Фото: По глубоким бороздам в металле можно только догадаться, насколько активно отстреливались бойцы (РБК-Украина)

Фото: Следы от пули на ДОТе №131 (РБК-Украина)

Рядом с ДОТом установлен мемориальный знак, где указано, что все 11 бойцов, защищавшие здесь границы Киева в 1941 году, погибли.

Добраться до Кременища можно двумя путями: от метро "Лыбедская" до Круглика и пройти пешком, или отправиться прямиком на маршрутке до Кременища.

ДОТ №127 – самая живописная огневая точка

"Маршрут ДОТов" Вита-Почтовая – Ходосовка завершается наиболее живописной огневой точкой №127 (координаты).

Двухэтажный ДОТ типа "Б" расположен прям посреди пруда и он также более-менее неплохо сохранился. Был построен в 1930-1931 гг.

Кстати, недалеко от пруда в Ходосовке расположены еще два ДОТа типа "М"- №128 (координаты) и №129 (координаты).

Фото: ДОТ №129, построен в 1931-1933 гг. (РБК-Украина)

ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Конечно же, каждый может самостоятельно проложить свой маршрут изучения ДОТов Киевского укрперайона. Советуем воспользоваться вот этими исследованиями .

Добраться к основным огневым точкам южного участка труда не составит. До Виты-Почтовой можно доехать от метро "Лыбедская" или "Дружбы Народов" (к примеру, маршрутка №801). У трассы "словить" маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Также можно начать исследовать ДОТы от Ходосовки. Сюда едут маршрутки от метро "Выдубычи".

В рассекреченных архивах НКВД за 1939 год имеются сведения о сверхсекретном для того времени КУР (Киевском укрепленном районе). Долговременный военно-полевой оборонительный комплекс с инженерными заграждениями был подготовлен, чтобы защитить старые границы Советского Союза, еще до присоединения согласно пакту о ненападении с фашистской Германией земель Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины.

В досье упоминается, что потайной бункер в качестве центрального командного пункта всей защитной фортификационной огневой линии на украинской земле строился в обстановке совершенной секретности исключительно военными под управлением инженерных частей НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Подземное строение предназначалось для командного пункта самого верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР Иосифа Виссарионовича Сталина.

Согласно сохранившейся старой карте Киевского укрепрайона, выставленной в витрине центрального музея, КУР имел 257 укрепленных дотов (долговременных огневых точек). Целая система траншей вокруг железобетонных укреплений района предназначалась для размещения артиллерии и пехоты. В некоторых дотах могло поместиться до сотни солдат, в построенных внутри блиндажах хранились запасы питьевой воды и припасы продовольствия, на случай долгой осады. Но нигде, ни на одной сохранившейся карте того военного времени не обозначен секретный бункер Сталина. Миф ли спецбункер под Киевом или реально созданное хорошо продуманное военное укрепление штаба?

Подземное сооружение, строительство которого в соответствии с засекреченным планом военного ведомства велось где-то рядом с украинской столицей, уходило под землю на целых три этажа вглубь. Нижний этаж громадного трехъярусного бункера находился на глубине 47 метров и был физически не досягаем ни для артиллерийских снарядов, ни для авиабомб. Военный комплекс согласно технической архивной документации имел свою разветвленную систему воздушно-вентилируемых переходов, коридоров, автономное электропитание, телефонное соединение с внешним миром и радиосвязь.

В архивных документах указывается, что в готовый секретный командный пункт в начале Великой Отечественной войны укрыли ценности и документы, которые не успели эвакуировать из Киева перед сдачей города немецким нацистам в сентябре 1941 года.

Вокруг располагалась двадцатикилометровая заминированная территория, на которой должны были действовать снайперы. После обстрела врага, для отхода партизан, во время преследования противником в минных полях были предусмотрены узкие проходы по направлению к лесу, а рядом с ними находились замаскированные огневые точки, способные по расчетам военных инженеров внезапно поразить преследователей, захватив их в «огневой мешок». Однако такой оптимистичный план существовал лишь на бумаге, ведь проектировался укрепрайон в начале 20-х годов 20-го века и к 40-м годам безнадежно устарел, в связи с тем, что поменялась как сама тактика ведения боя, так и вооружение противоборствующих армий. Основной наступательной силой врага была уже не конница, против которой готовились пулеметные доты, а мощные по тем временам немецкие танки.

Продвигаясь вглубь страны части фашистской армии, действительно наткнулись на доты, однако, героизм и стоическое мужество русских огнеметчиков, стоявших на своем боевом посту до конца, не стали особой преградой нацистам. Немецкие войска просто брали их в кольцо на несколько месяцев, обрекая на мучительную смерть от голода, и неуклонно двигались дальше.

В отличие от подобных фортификационных огневых сооружений, к примеру, неразрывной линии Маннергейма в Финляндии, французской линии укрепления Мажино или немецкой сплошной линии Зигфрида, советские несокрушимые доты были разрозненны, и разрыв между ними порой доходил до 50 километров. Из-за череды просчетов и ошибок в строительстве укрепрайона фашистам так легко и быстро удавалось проходить через сталинскую линию обороны.

Историки предполагают, что именно из таинственного подземного бункера посылались сигналы радиоуправляемым взрывным устройствам в период с 24 сентября, спустя пять дней после начала немецкой оккупации Киева, и вплоть до 28 сентября 1941 года. С интервалами в 15 минут взрывались друг за другом мины, заранее перед войной тайно заложенные специальными подразделениями НКВД в гостиницы, магазины, кинотеатры, здания киевских учреждений и жилые дома вдоль Крещатика. От взрывов несколько дней пылала центральная городская улица и прилегающие к ней соседние улицы.

Эта масштабная диверсия привела к огромным немецким потерям и нанесла колоссальный психологический урон высшему фашистскому руководству Германии. Перехватив направление радиосигналов, специальные разведывательные немецкие части Абвера искали затем потайной бункер на протяжении двух лет оккупации украинской земли, но поиски опасного подземного советского военного укрепленного центра, оказались для фашистов безрезультатными.

Упоминание о командном пункте (КП) встречается и в материалах от 1939 года инспекции строительства сооружений киевского укрепрайона вдоль старой госграницы службами наркомата, министерства обороны и НКВД. В протоколе №8/07-КРС-1939 результатов проверки встречаются записи о недоделках в центральном командном пункте этой оборонительной линии, расположенном в селе Святошино. В них говорится, что после повторной инспекции прямо накануне войны в Святошинском командном пункте все еще были выявлены следующие недоделки: КП не был оборудован лифтами, водопроводом, в нем не была установлена дизельная электростанция. Из этих документов следует, что засекреченный бункер и КП Сталина, фашистами так и не обнаруженный, реально существовал. Действительно исследователи нашли в указанном месте легендарный подземный бункер, но сейчас он абсолютно заброшен и его размывают грунтовые воды, поэтому в скором времени от самого мощного героического довоенного проекта ничего не останется.

No related links found