Кто входит в родительский комитет. Родительский комитет в классе

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет (председатель) участвует (при необходимости) в заседаниях пед. совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:

Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

Влиять на формирование культуры родительского общения;

Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

Активно участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;

Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

Проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды.

Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.



Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

Состав родительского комитета:

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей.

Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) протоколы заседаний родительского комитета;

б) положение о родительском комитете школы;

в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;

г) график заседаний родительского комитета.

Участие в родительском комитете школы имеет для родителей, как плюсы, так и минусы.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям- увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся род.комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Плюсы участия в деятельности родительского комитета:

Возможность контролировать образовательный процесс школы и влиять на него;

Влиять на педагогический коллектив, других родителей (выступление на общих собраниях, участие в проверочных комиссиях и т. д.);

Получать информацию из первоисточников (члены родительского комитета напрямую общаются с администрацией школы);

Реализовывать организаторские способности (участие во внеклассной жизни школы, класса);

Демонстрировать свою ответственность, родительскую и гражданскую позиции.

Минусы участия в деятельности родительского комитета:

Работа в родительском комитете отнимает много времени;

Создает много хлопот: организация ремонта, уборки, решение других хозяйственных проблем;

Возможны конфликты с другими родителями, не желающими участвовать в воспитании детей, общественной жизни школы.

4.4. Организация и методика проведения, конференций, лектория «Университет педагогических знаний», тематические и индивидуальные консультации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

· приобщение родителей к педагогическому процессу;

· неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

· система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

· совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

· разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа : взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов, одна из основных форм работы с родителями.

Общешкольное родительское собрание . Регулярность и заблаговременная повестка собрания, сформулированная цель и четкая постановка задач и вопросов для обсуждения, помогают собрать большую часть родительской общественности. Очевидно, что общешкольные родительские собрания, периодичность которых – 2 раза в год для каждой параллели, дают возможность родителям увидеть результаты и перспективы деятельности школы в целом. Сделать информирование более наглядным помогает использование подготовленных компьютерных презентаций.

Работа по повышению педагогической культуры родителей наиболее уместна на классных родительских собраниях . Важно то, что зачастую повестка дня является следствием тех вопросов, по которым родители были проинформированы на общешкольном собрании. При проведении родительских собраний используются интерактивные формы, такие как:

1. Групповая работа на заданную тему .

Родительское собрание включает в себя 2 этапа:

Информирование родителей о возрастных изменениях, происходящих с детьми этого возраста и глобальных социальных изменениях, затрагивающих семью.

Групповая работа родителей. Родители делятся на группы (всего было 4 группы по 5 – 6 человек). Задача каждой группы – символически выразить (на листе ватмана), как социальные изменения отражаются на детях класса. Эффективность данной формы работы оценивается через активность и общую вовлеченность в общий аналитический диалог всех участников собрания, через сплочение родителей при работе на поставленную цель, через продуктивный обмен опытом.

2. Форма обсуждения проблемы за круглым столом . Цель: разработка путей педагогической коррекции проблем в поведении ряда учеников класса. Форма круглого стола позволяет выровнять позиции педагогических работников и родителей, свободно выражать свое мнение. Эффективность данной формы в достижении взаимопонимания по ряду вопросов обучения и воспитания.

3. Форма диспута в родительских группах . Проводят педагоги начальной школы, работающие по программе развивающего обучения. Цель: активное вовлечение родителей в вопросы развивающего обучения. Родителям предлагается разделиться на группы по принципу «те, кто полностью принял РО» и «те, кто сомневается». Между группами организуется диалог «вопрос-ответ».

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Как отмечалось выше, родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и т. д.Цель родительского лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический лекторий лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Занятия проводят директор, заместители директора, социальный педагог, специалисты медицинских учреждений и профилактических центров. Обычно лекторий посвящен определенной теме педагогического просвещения и объединяет родителей одной или двух параллелей.

Педагогический всеобуч - Цель педагогического всеобуча -осуществление деятельности, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Инновационный подход в проведении родительского всеобуча мы видим в использовании таких формах работы с родителями, как

Проведение открытых родительских собраний для молодых классных руководителей;

Проведение семинаров для классных руководителей, которые направлены на увеличение арсенала способов проведения родительских собраний «Семья в контексте глобальных изменений»;

Использование нестандартных форм проведения родительских собраний,

Создание Общешкольного родительского Актива;

Использование новой формы подведения итогов года

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) - – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, обмен опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.

Цель конференций - просвещение родителей по актуальным вопросам и формирование активной педагогической позиции.

Проблемы взаимоотношений отцов и детей, особенности гендерного воспитания и обучения, профилактика наркомании – это далеко не все вопросы, поднимаемые на родительских конференциях. Конференции проводятся один раз в год. Темы конференций: "Я и мой ребенок", «В семье растет сын», «В семье растет дочь», «О ребенке и его здоровье».

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Например, на сайте образовательного учреждения, в школьной газете, в СМИ региона или города.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Здесь возможна такая форма работы как Ассамблея достижений , которая проводится как расширенное заседание родительского комитета школы. На этой встрече отчитывается администрация школы, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота -ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежатьмногих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей . Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

Положение о родительском комитете.

1. Общие положения.

Родительский комитет класса - это объединение родителей, которое создается в целях содействия школе и семье в организации общего среднего образования детей. Он оказывает помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

Родительский комитет класса руководствуется в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей;

2. Задачами родительских комитетов являются:

Всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьей;

Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

Оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

В укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

Привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеурочное время;

Осуществлении контроля за выполнением Устава школы, за углубленным изучением отдельных предметов обучающимися;

Организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

Осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

Проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.1 Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в начале учебного года на один учебный год, в составе председателя и 2-4 членов.

3.2 Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). 3.4 Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом. Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.5 Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.6 Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

4. Права родительского комитета.

Родительский комитет класса имеет право:

  • вносить на рассмотрение директора и педагогического состава школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся (директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского комитета и поставить его в известность о принятых решениях);
  • созывать родительские собрания;
  • принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;
  • вызывать на заседания родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;
  • организовывать дежурства родителей в школе и микрорайоне школы;
  • вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.
  • участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.

Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

5. Обязанности родительского комитета

Обязанности родительского комитета:
1. помощь в организации взаимодействия и налаживании хорошего контакта классного руководителя и родителей класса;
способствовать вовлечению других родителей класса в деятельность, 2.совместную с детьми;
3. выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
4. придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
5. представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
6. оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

6. Состав и должностные обязанности родительского комитета

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

4. Секретарь

Распределение обязанностей внутри родительского комитета:

1. представителем интересов от родительского комитета на уровне школы является председатель;

2. заместители, несущие ответственность за определенные разделы работы;

3.казначей, отвечающий за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды
класса;

4. Секретарь - ответственный за составление протоколов и других документов, необходимых для родительского комитета.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в роботе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета , отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащимся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности , выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе , организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

В обязанности секретаря входит составлять протоколы заседания, выполнять оповещения родителей о надлежащем событие; ведет делопроизводство, в том числе и в электронной форме;

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако, если есть острая необходимость, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы заседаний родительского комитета, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

Родительский комитет в детском саду - тот самый орган, который должен и может решать вопросы разного уровня с администрацией детского сада, а так же департаментом образования и прочими структурами, отвечающими за организацию работы с детьми. А еще у него миллион других задач, которые нужно решать, чтобы деткам было комфортно находиться в саду.

Родители детей, посещающих детский сад, вправе влиять на то, как соблюдаются регламенты, приказы и положения, описывающие работу всех сотрудников детского сада. Это касается вопросов питания, безопасности и санитарных норм, условий для сна, игры, а также качества обучающих программ. Родители могут как проверять сами, так и приглашать проверяющие органы - безусловно, через родительский комитет это делать проще и правильнее.

Родительские комитеты могут быть созданы в каждой группе, но есть и общий комитет для всего детсада. Важно осознавать цель: создание для детей максимально комфортных условий и предотвращение возможных нежелательных последствий. Отлично, когда в руководстве детского сада родительский комитет находит союзника, поскольку задача у всех общая. Но могут быть и ситуации прямых противостояний, и тогда только здравый смысл поможет решить, стоит ли добиваться смены руководства или настаивать на соблюдении правил и законодательства. Все это вправе делать и каждый родитель в отдельности, но к мнению родительского комитета прислушаются быстрее.

Что ждет родителей

Жизнь детских садов в последнее годы довольно насыщенна: театры и экскурсии, так сказать, сами идут в детский сад, их организаторы договариваются напрямую с руководством дошкольных учреждений. Родительские комитеты обычно этим не занимаются, поскольку потребность в дополнительном коллективном просвещении и развлечении удовлетворяется с избытком.

В общем и целом, родительские комитеты занимаются решением задач, которые ставит перед ним садик: ремонт, подарки к праздникам, наполнение группы. Также родители красят детские площадки и строят ледовые горки, здесь перечень ограничивается только природными условиями и материальным положением конкретного детского сада.

Татьяна Дмитриева с семьёй.

Татьяна Дмитриева - мама двух дочерей, состояла в родительских комитетах в детском саду в обеих группах. О своем опыте сейчас вспоминает с некоторой долей грусти.

Сложнее всего было собирать деньги с родителей, которые на собрания не ходили и придерживались той точки зрения, что детей всем необходимым должно обеспечить в детском саду государство. Чаще всего это были малоприятные разговоры, - рассказывает Татьяна. - Еще сложнее угодить всем, например, когда мы заказывали кабинки и другую мебель, всегда находились родители, которые оставались чем-нибудь недовольны. Ближе к выпускному дочери я уже знала, что на благодарность точно можно не рассчитывать. Очень сложно велось согласование таких простых вопросов, как подарки детям: уровень благосостояния у семей разный, вкусы и запросы разные, и не все привыкли учитывать мнение и ситуации других людей. К сожалению, обычное дело, что многое решалось простым голосованием, то есть без учета мнения меньшинства.

Главный принцип работы родительского комитета - все вопросы должны быть озвучены и решены коллегиально. Не менее важен вопрос контроля: случаи нецелевого использования общих денег случаются редко, но все же. Поэтому несколько человек, а не один, должны быть в курсе общих вопросов, чтобы своевременно «забить тревогу».

Одно можно сказать практически со 100-процентной гарантией, мужчины никогда не входят в родительский комитет! Есть «зафиксированные наукой» случаи, когда мужчины по факту многое делают, организуют, помогают, но при этом членами родительского комитета, как правило, являются их жены. Исключения в этой ситуации только подтверждают правило.

Безусловно, не всем работа в родительском комитете может быть интересна, или скажем, не все могут ее выполнять одинаково хорошо и без насилия над собой. Но при разумной организации все родители могут вносить посильный вклад. Кто-то в силах привезти-увезти, кто-то может организовать праздник, кто-то способен вести бухгалтерию. Например, сцена в магазине, свидетелем которой я стала буквально на днях, подтверждает мысль, что не все могут решать общественные задачи к общему удовольствию.

Шоколад со значительной скидкой продается в ограниченном количестве, женщина обращается к людям в очереди с просьбой провести покупку по их картам супермаркета. Все трое, к кому она обратилась, охотно согласились, да и кассир отнеслась с пониманием. И уже после завершения «аферы» женщина с благодарностью к тем, кто помог, объяснила, хотя никто не спрашивал о причинах: «В садик, понимаете…» Очевидно, что далеко не каждый готов вступать в подобные диалоги, но практика показывает, что иначе в «общегрупповой» бюджет трудно вписаться, и получается, что значение людей с такими способностями переоценить невозможно.

Финансовый вопрос

Сумма родительских взносов обычно устанавливается на родительском собрании, и ее размер принимается общим голосованием. Но что делать с родителями, которые категорически отказываются платить? Если не удается убедить их в необходимости дополнительного финансового участия, то принуждать оказавшихся нельзя - это их выбор, а взносы - дело добровольное. Безусловно, неприемлемо переносить родительские отношения на детей. Строго говоря, если всем дарят подарки на день рождения или Новый год, то и ребенку таких родителей стоит его дарить, всегда можно найти подарок, стоимость которого не отразится на общем бюджете.

Финансовые ситуации бывают разные, например, родительский комитет может освободить кого-либо от взносов, например, многодетную семью, или семью, по каким-либо причинам не имеющую возможности платить на общих условиях. В некоторых группах родители двойняшек платят меньше удвоенной суммы взносов.

Работа членов комитета чаще всего не оплачивается, но это также вопрос, который должен быть решен на общем собрании родителей. На вознаграждение за работу в родительском комитете могут быть запланированы средства в общем бюджете, или для родителей, входящих в состав комитета, могут снижаться суммы взносов.

Подарки всем и ото всех

Спорный и вызывающий множество разногласий вопрос касается подарков как воспитанникам сада, так и сотрудникам. Относительно поздравлений строгих правил и нормативов нет, родительский комитет в детсаду - это орган САМОуправления, а значит, кого и с каким праздником поздравлять, зависит от желаний, возможностей и симпатий родителей. Мы помним, что главное - внимание, а значит и цветы хороши, и другие приятные мелочи, если бюджет ограничен.

Если воспитатель удивляет вас и радует, то в ваших сердцах и душах может возникнуть желание отблагодарить ее выше «мер простой вежливости». Для этого отлично подойдет любой праздник: день рождения, Новый год или день дошкольного работника. Если вы считаете важным, чтобы дети с уважением относились к разному труду, то будет хорошо поздравлять и врача, и работников кухни, и уборщика территории, например, с Новым годом. Для этого не нужен большой бюджет, просто необходимо желание обращать внимание и на этих людей.

Что касается подарков для детей, например, на дни рождения, то это всегда вопрос отношения к ним родителей. Если материальное положение семей плюс-минус одинаковое, то можно договориться о границах стоимости подарков, и пусть родители сами покупают подарок своему ребенку, а вручать его будут уже воспитатель и детки в группе. Но это, пожалуй, не самый хороший вариант: скорее всего, разумно покупать или одинаковые подарки, или наделенные смыслом в рамках конкретного коллектива. И здесь стоимость значения не имеет: любителям рисования можно подарить краски, активным спортсменам - спортинвентарь, модницам - набор резиночек или заколок. Это возможно, если родительский комитет готов к индивидуальному подходу в выборе подарков.

Наталья Часовникова с сыновьями.

Как все организовать: личный опыт

Наталья Часовникова, мама двоих мальчиков, прекрасно справлялась со своими обязанностями в родительском комитете группы старшего сына. У младшего в садике в комитет она не входит, несмотря на то, что воспоминания о работе исключительно положительные и в эмоциональном смысле, и плане «качества» работы.

Я в родительский комитет пошла сама, особенно тяжело не было, наверное, очень повезло с родителями, да и внутри родкомитета у нас сложились очень теплые отношения, - рассказывает Наталья. - Немного неудобно было то, что я работала, причем часто задерживаясь на работе, да еще и была без машины. Большую часть покупок носила на себе, но проблемы я в этом не видела, так как получала огромное удовольствие от своих обязанностей. По прошествии времени могу выделить несколько рекомендаций в этой работе.

Важно не забывать, что если мы отдаем своего ребенка в детский сад, это означает, что большую часть времени в течение 4 лет он будет проводить там. Из этого следует, что родителям не должно быть безразлично, какие там стены, кровати, стулья, игрушки, еда и воспитатели. В зависимости от имеющихся ресурсов - материальных, административных, организационных - родители покупают, «выбивают» или контролируют исполнение всеми ответственными учреждениями их обязанностей. В идеале, конечно, все в совокупности. Родительский комитет в детском саду может быть чрезвычайно эффективным, а при умелой организации работа в нем - не обременительной. А еще важно сохранять достаточное количество здравого смысла и чувство юмора… Это всегда помогает в решении вопросов в детском саду.

Распечатать

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Родительский комитет школы

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наибо­лее опытных, активных родителей - это классный родительский ко­митет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством пла­нирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогиче­скому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще всего классный родительский комитет - это только наша мечта, а в реальности это 1-2 человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких-то организацион­ных делах. Но если члены некоторых классных родительских комите­тов работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъ­ективных причин), среди них есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их ребенок, то в обще­школьном комитете таких людей нет. В этом - большая доля и нашей вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором чис­лятся представители от каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей, заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хо­зяйственной и учебно-материальной базы. Пусть это будут 1-2 чело­века от параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со всеми родителями и решении различных задач.

Родительский комитет класса

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.

Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки - возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям - увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой - это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета - один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы.

Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным учащимся в поиске спонсоров для учас­тия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопирование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

Примерное положение о родительском комитете класса

    Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

    Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

    В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

    Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

    О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

    Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

    Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

    Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

    помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

    вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

    влиять на формирование культуры родительского общения;

    быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

    стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

    выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

    соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

    активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

    помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

    посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

    присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

    высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;

    воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

    проводить беседы с проблемными учащимися;

    поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными

организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;

    привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное - родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

Примерный план работы родительского комитета на учебный год

5 КЛАСС

Август

    Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. Встреча родительского комитета предыдущего учебного года с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете.

    Родительское собрание «Особенности последнего учебного года в начальной школе». Выборы членов родительского комитета. Знакомство с планом воспитательной работы на новый учебный год.

Сентябрь

    Встреча родительских комитетов классов с администрацией учеб­ного заведения. Экскурсия по школе, знакомство с планированием и основными задачами работы учебного заведения на новый учебный год.

    Заседание клуба выходного дня. Сентябрьский поход на природу «Возьмемся за руки, друзья!».

    Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году.

Октябрь

    Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке за четыре года. Подготовка к конкурсу юного читателя, посещение открытого урока для родителей по литературе.

    Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье».

Ноябрь

    Классное родительское собрание «Трудности адаптации пяти­классников - первые радости и первые неудачи».

    Поход в театр учащихся класса вместе с родителями. Совмест­ное обсуждение «Театр в жизни нашей семьи».

Декабрь

    Подготовка сценария празднования Нового года.

    Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.

    Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родите­лям класса.

Январь

    Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

    Тематическое родительское собрание «Мой ребенок взрослеет». Встреча со специалистами по проблеме. Отчет родительского ко­митета перед родительским собранием о проделанной работе.

    Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и школьным врачом.

Февраль

    Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

    Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню защитни­ка Отечества. Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

Март

    Конкурс на лучший рассказ «Радости и горести маминого детства». Издание книжки-малышки.

    Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы «Любимые песни мам и бабушек». Поздравление с 8 Марта мам, бабушек и девочек класса.

    Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». Обсуж­дение проблем формирования нравственных устоев личности.

Родительский комитет в саду - это важный орган в жизни группы. В него входят родители детей. Выбираются они в результате всеобщего голосования на собрании. Многие родители стремятся избежать участия в таком голосовании, чтобы не войти в состав. Это и неудивительно, так как у них будет много обязательств. В этой статье подробно об этом расскажем и дадим несколько рекомендаций, как себя нужно вести и что планировать.

Ключевые задачи родительского комитета в саду

Несмотря на то, что у родителей детей появляется много обязанностей, все же состоять в таком комитете дает и преимуществ. Мы перечислим, что они могут делать:

  • организовывать и проводить внеплановые собрания с целью решения важных вопросов;
  • вести контроль за тем, как оказывается медицинская помощь их деткам;
  • родительский комитет может влиять на деятельность воспитателей, предлагая те или иные виды работ;
  • представители родителей могут потребовать от администрации дошкольного учреждения отчет о том, куда тратятся деньги и на какие нужды их выдают;
  • они могут подавать жалобу или сообщать о нарушениях, допущенных в заведении в соответствующие органы.

Но кроме прав, они имеют и обязанности. Мы перечислим все задачи родительского комитета в саду:

  • участвовать в организации мероприятий и помогать в работе воспитателям. Например, если проводится утренник, то задачей родителей может стать организация репетиции всего события;

  • родительский комитет обязан решать многие организационные моменты в воспитательном процессе ребенка, где не требуется помощь всех родителей.

    Чаще всего они задействованы во время экскурсий и поездок. Также принять участие в ремонтных работах;

    • задача родительского комитета в саду выяснить, в чем нуждаются дети или воспитатель, с целью осуществления полноценного развития, воспитания и образования малышей;
    • участники комитета должны инициировать закупку всего необходимого, чтобы воспитанники сада чувствовали себя комфортно. Чаще всего родители участвуют в покупке строительного материала для ремонта помещения, канцелярских товаров, предметов мебели и интерьера, всевозможные игрушки и развивающие пособия;

    • одна из задач - определить мероприятия, в которых потребуется не только их участие, но и приобретение подарков няням, воспитателям, руководству садика и самим воспитанника;

    • ключевой момент - взять на себя обязанность по сбору необходимых денежных средств.

    Вы в родительском комитете? Что делать?

    Если Вас выбрали на собрании в комитет, то отказаться уже не удастся. Существует малая вероятность того, что кто-то захочет занять Ваше место. Не знаете, с чего начать? Приведем ниже оптимальный план работ родительского комитета:

    1. Нужно обменяться контактами и номерами телефонов со всеми родителями. В своей записной книжке указать все их персональные данные. Не рекомендуется записывать данные бабушек или дедушек, так как звонки к ним их будут раздражать, а если поднимется вопрос, связанный с деньгами, тогда и проблем не оберешься.

    2. Если на собрании были не все родители, а это можно утверждать со 100% вероятностью, то их контактные данные следует узнать у воспитателя или заведующего садиком. При первой возможности потребуется с ними связаться и познакомиться.

    3. Родительский комитет в саду должен ознакомиться со списком всего того, что необходимо купить. Как правило, список подготавливается воспитателем и сразу выдается представителям этого органа.

    4. Нужно сразу же начать сбор денежных средств. Согласно статистике, большинство родителей готовы сдать сумму в районе 3000-4000 рублей. Этого вполне достаточно на необходимые нужды. Следует напомнить, что сбор денег - добровольное мероприятие, но нужно будет предупредить об одном моменте. Если кто-то из родителей не сдал деньги, то о подарках для своего ребенка на праздник он должен позаботиться сам.

    5. Сразу следует со всеми родителями поговорить о договоренности, чтобы потом не было неудобных ситуаций и моментов. Если подарок дариться от всей группы, то индивидуальных сувениров не должно быть.

    6. Собирая денежные средства, нужно вести списки сдавших, а также учет расходов. При совершении покупки это должно подкрепляться наличием чека.

    Куда тратить деньги родительскому комитету

    Собирая деньги, нужно помнить, главная статья расходов - это организация праздников и покупка подарков. Рассмотрим ключевые мероприятия, которые организуются в детском саду.

    1. День сотрудника дошкольного учреждения - отмечается 27 сентября. В этот день следует поздравить:

    • воспитателей - подарить букет, коробку конфет и памятный подарок, например, сертификат в магазин элитной косметики;
    • заведующего детским садом - вручить цветы;
    • нянечку - подарить букет;
    • работников кухни - купить также цветы.

    2. Новый год - до того, как наступит этот праздник, родительский комитет уже познакомится с остальными работниками детского сада. Их всех нужно будет поздравить. Мы предлагаем сделать следующим образом:

    • воспитателям вручить бутылку шампанского, продуктовую корзину, открытку и календарь с фотографиями воспитанников;
    • заведующему детским садом можно подарить красиво упакованную продуктовую корзину с большим количеством фруктов;
    • нянечкам вручить коробку конфет и банку элитного кофе;
    • работникам кухни накрыть изысканный стол;
    • музработнику, логопеду, психологу, медработникам и методистам подарить бутылку шампанского и коробку конфет;
    • детям вручить подарки в виде книжки или набора для творчества.