Какое философское направление называют линия демокрита. Античная этика: линия Демокрита и Платона

Демокрит и Платон (V-IV вв. до н.э.)

В это время в древнегреческой философии начали формироваться две основные линии: материалистическая и идеалистическая. Если подходить с этих позиций к названным философам, то Демокрит - яркий античный представитель материалистического направления, которое в его учении достигло кульминации - атомистический материализм. Вторая же линия восходит к имени Платона - младшего современника Демокрита, объективного идеалиста. Эпоха Демокрита и Платона - эпоха зрелости античной философии. Критерием этой зрелости и была поляризация философии на материализм и идеализм.

Демокрит из Абдеры (Фракия) обладал поистине энциклопедическим умом. Незаурядность ума позволила ему предвосхитить многие научные открытия, главным из которых было материалистическое видение картины мира - атомистический материализм. Демокрит признавал два начала - атомы и пустоту. Греческое слово "átomos" означает "неделимый", "неразрезаемый на части". Согласно Демокриту, атомы - суть элементы, из которых состоит вся природа. При этом атомы, то есть неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, порядком и положением:

По форме - треугольник, угол, крючок, якорь и т.п. Бесконечное число форм атомов объясняет бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг

  • - по величине (иногда бывают малы настолько, что не воспринимаются органами чувств, а иногда - велики). Величина отражает разнообразие предметного мира;
  • - по порядку и положению. Здесь можно говорить о феноменальном предвидении Демокрита в будущем молекулярном учении. Порядок и положение есть причина разнообразия соединения атомов.

Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте, перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество "рождающихся и умирающих" миров, которые несотворимы божеством, а возникают и погибают естественным путем. Поскольку атомы вечны, неизменны, постольку и мир вечен и неуничтожим.

Много лет спустя гениальные предвидения Демокрита воплотились в конкретные открытия и идеи: через 2500 лет Э. Резерфордом была создана модель атома; в начале XX в. В. Ленин высказал мысль, что электрон также неисчерпаем, как и атом; в 1966 г. японский физик Саката, лауреат Нобелевской премии обнародовал идею неисчерпаемости нейтрино - одной из элементарных частиц.

Демокрит (ок. 460 г. - ок. 370 г. до н.э.). Родился и жил в Абдерах (Фракия). Древнегреческий философ-атомист, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа, развил далее его атомистические взгляды, концепцию о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры, возможно учился у пифагорейцев, много путешествовал по странам Востока, позже был дружен с Гиппократом. Был одним из самых образованных людей древности. Будучи движимый страстной жаждой к знаниям, последовательно и строго проводил "атомизм" во всех своих исследованиях: по математике, в космологии, в политике, в познании, в этике, в психологии, в культуре и логике.

Большинство сочинений Демокрита было утеряно в первых веках н.э. До нас дошли лишь короткие цитаты (переписанные ок. 300 г. до н.э.), а каталог его сочинений содержит около 70 названий. Продолжателями материалистического учения Демокрита были Эпикур и Лукреций Кар.

Вторым фундаментальным философским направлением античности стал идеализм, что также было вызвано объективным течением общественных процессов и развитием древнегреческой цивилизации.

В истории философии, пожалуй, главным представителем объективного идеализма был Аристокл из Афин, он же - Платон.

Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Идеальный мир - это и есть бытие, сущее. А сущее понимается Платоном как вечное и неизменное. Изменений по Платону не происходит, идеальный мир постоянен. Идеализм Платона метафизичен.

Слово "идея" Платон взял из обыденного языка, оно означало "внешний вид, наружность, форму". Чаще Платон применял слово "эйдос" для обозначения члена духовного множества. В обыденном языке "эйдос" имел те же значения, что и "идея": вид, внешность, образ, форма. Как и сущее вообще, каждая идея вечна и неизменна. Идея всегда себе равна, она есть вечное, то есть "незнающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Вообще идея, эйдос - "существующее само по себе". Например, идея - не просто прекрасное, как качество вещей и явлений видимого мира, а "прекрасное само по себе". То есть, есть идея "прекрасного", она вечна, и есть само "прекрасное", которое отражает какое-то качество. Число идей велико, но небесконечно. В принципе идей должно быть столько же, сколько множеств существенно-сходных вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств.

В целом заслугой Платона является то, что он серьёзно относился к познанию мира посредством его идеального представления. Мир идей, эйдосов существует, как мир вещей, объективно, вне сознания людей.

Платон (427-347 гг. до н.э.), мыслитель, классический представитель античной философии, ученик Сократа. Принадлежал к аристократии, по отцу вёл свой род от последнего афинского царя Кодра, мать была из рода законодателя Солона - одного из семи греческих мудрецов. Действительное имя Платона - Аристокл; Платон - прозвище (от др. греческого "р1ат.и5" - широкий). Платон никогда не был женат и своих прямых наследников не оставил. Бытует представление о его специфическом пристрастии к однополому житию.

После казни Сократа, опасаясь преследований, Платон поселился в Иегарах, совершая путешествия в Египет, в Южную Италию и Сицилию (Сиракузы), где общался с пифагорейцами. В Сиракузах за участие в политических событиях его пленили и выдали спартанскому послу. На ярмарке рабов в Эгине Платон был выкуплен своими ближайшими единомышленниками и вернулся в Афины. Там в 387 г. до н.э. основал философскую школу, которая располагалась в священной роще, носящей имя легендарного героя Академа. Платоновская школа (Академия) стала своеобразным духовным центром, куда съезжались многочисленные ученики из всех греческих полисов.

Сохранились рукописи Платона, включающие "Апологию Сократа", 34 диалога и 13 писем. Теория идей Платона составляла основное содержание, основную истину греческой философии. По Платону, прежде всего, надо различать, что всегда существует, но никогда не становится и, что всегда становится, но никогда не существует. Это - искусственное разделение им явления и сущности, абстрактного и конкретного, относительного и абсолютного и т.п.; оно у него распространялось на всё бытие.

3. Концепции материализма. "Линия Демокрита"

Важнейшей позицией в решении вопроса об отношении человека к окружающей действительности со времени возникновения философии всегда была материалистическая. Суть ее состоит в том, что материя признавалась первичной по отношению к сознанию. Мир считался познаваемым в той мере, в которой он находил отражение в ощущениях, восприятиях, понятиях и других формах общественного сознания.

Содержание материалистической концепции, степень ее глубины, последовательности и аргументированности не были всегда одинаковыми. Она прошла значительную эволюцию и даже, можно сказать, свои революционные потрясения от представлений о материальных "первоначалах" мира в древнегреческой философии до диалектического и исторического материализма в марксистско-ленинской теории. На каждом из своих исторических этапов материализм формировался в противостоянии с идеализмом.

Вместе с тем нельзя сказать, что материалистическая философия была неуязвимой от критики своих оппонентов. Причем всякий раз, когда материализм торжествовал, казалось бы, неоспоримую победу, обнаруживались либо его просчеты, либо проблемы, не решенные им достаточно убедительно. Диалектический материализм сформировался на волне впечатляющих достижений естественных наук и техники XIX в. А они неоспоримо перевешивали чашу весов в пользу материализма. Отсюда такая уверенность классиков марксизма в его истинности. "...Ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи - и законов ее движения и изменения",- пишет Ф. Энгельс. Туже мысль высказывал и В.И.Ленин в начале XX в.: "Мир есть закономерное движение материи...", "...мир есть движущаяся материя".

Заслуга В.И. Ленина состояла еще и в том, что он отстоял значимость основного вопроса философии, поставив таким образом заслон позитивистским веяниям XX в. в сторону иссушения философской мысли. Начинались они, как известно, с высказываний Маха и Авенариуса о бессмысленности вопроса о первичности и бесплодности самой философии на том основании, что сами ученые физики, химики не задумываются над этим вопросом, исходя из "нейтральных" элементов мира.

И сейчас, спустя более столетия, мы можем сказать, что это было не только наивное, но и опасное заблуждение, которому не суждено было реализоваться. Равно как не увенчалось успехом наступление позитивизма на устои материализма под девизом: "Материя исчезла - остались одни уравнения", выплеснувшимся на страницы научных и философских изданий в связи с открытием электрона.

В самом деле, открытие электрона, электромагнитных полей, так же, как позднее нейтрона, протона, позитрона и других элементарных частиц, не могло пошатнуть устои материалистической философии. Прежде всего потому, что представления об этих частицах вполне укладывались в рамках атомистической теории. "Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна" - эти слова Ленина прозвучали еще одним дифирамбом материализму. Кроме того, оказалась возможной и наблюдаемость этих частиц, если не прямая, то по крайней мере косвенная, с помощью камеры Вильсона, а позднее и других, более точных приборов.

Чрезвычайно важным оказалось и определение материи, сформулированное Лениным, не связывающее ее с частными свойствами физических тел, а выделяющее единственное свойство, характеризующее именно философский материализм: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Сформулировав это определение, Ленин дал ясный и определенный критерий материальности, понимания того, что с философской точки зрения следует считать материей все то, что не зависит от сознания человека. Вместе с тем оно предполагает и познаваемость мира на основе его отражения в сознании.

Было бы несправедливым отождествлять позицию Ленина с пониманием материи французскими просветителями и упрекать его в сенсуализме, подобно тому, как это сделано в "Новой философской энциклопедии": "Это сенсуалистическое определение материи так же ограниченно, - говорится здесь в статье о "диалектическом материализме", - как и сенсуалистический тезис, согласно которому предметы познаваемы, поскольку они воспринимаются нашими чувствами. Ведь существует бесчисленное множество материальных явлений, которые недоступны ощущениям, Связывание понятия материи с чувственными восприятиями вносит в ее дефиницию момент субъективности. Т.о., задача создания философского понятия материи не была решена". Однако смысл ленинского определения материи состоял не в том, чтобы указать на возможную в перспективе наблюдаемость электрона. В отличие от аналогичного определения материи Гольбахом Ленин делает упор на независимости существования электрона от чувственного восприятия электрона, т.е. независимости от сознания вообще.

Тем самым в начале XX столетия был подведен итог, так сказать, классическому периоду развития естествознания и философии и сделан шаг вперед к новой, неклассической науке. Не менее важным ленинское определение материи было и для понимания общественных явлений. Материалистическое понимание истории и общественных процессов получало веский аргумент для отстаивания объективных закономерностей и определения движущих сил общественного развития.


Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд. М., 2007

2. Крылов А.Г. Антология мировой философии. М., 2008

3. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006

4. Кун Т. Структуры научных революций. М., 2006

5. Никифоров Л.А. Философия науки. Сбп., 2007


... "Москва - третий Рим", в которой звучала не столько апология абсолютизма, сколько идея религиозного и исторического возрождения России, православных народов. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Реальная практика царствования Ивана IV, ...

О всеобщей изменчивости, непостоянстве, ненадежности и шаткости всех земных взаимосвязей в жизни как отдельного человека, так и целых стран и народов - общее место в философской и риторической литературе Византии XIV-XV вв. Спрашивается, однако, что же в этом нового? Ведь и раньше богиня Тиха (вторичная в античном пантеоне, предмет постоянных риторских споров в эллинистической Греции) не...

Другим способом чисто эмпирического исследования. Из той же внутренней силы интуиции возникло и представление о бесконечности миров, которое традиция приписывает Анаксимандру . Несомненно, философская мысль о космосе заключает в себе разрыв с привычными религиозными представлениями. Но этот разрыв есть прорыв к новому величественному представлению о божественности сущего среди ужаса тлена и...

Координированы с его исто-риософскими размышлениями. Обратимся к систематическому анализу идей Достоевско­го. 8. Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже оп­ределяющей для него была тема о человеке. Вместе со всей русской мыслью Достоевский-антропоцентричен, а его фи­лософское мировоззрение есть, прежде всего, персонализм, ок­ ...

«ЛИНИИ ДЕМОКРИТА И ПЛАТОНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ» - незавершенный науковедческий трактат А.А. Любищева. Создан в Ульяновске в 1961- 1964 гг. Две линии, о которых идет речь, - это материализм и идеализм; они взяты из фразы В.И. Ленина, с которой трактат начат. Написано предисловие, 2 вводные главы (о линии Платона), глава о математике и 2 главы об «астрономии» (точнее, о космологии). Намечены были физика, биология и гуманитарное знание, затронутые в предисловии, где даны методологические установки автора, но нет темы «линий». По Любищеву, для истории европейской культуры характерны три линии: 2 названные и линия Аристотеля (ее он счел промежуточной). Автор защищал линию Платона (Пифагор, Сократ, Платон, Академия, неоплатонизм), в которой видел и идеализм, и четкое знание. Линия Демокрита (Милетская школа, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) - это и материализм, и расплывчатое (нечеткое) знание. Главная идея книги такова: основное знание о мире достигнуто не на пути материализма (как в то время считали не только в СССР, но и почти все на Западе), а на пути объективного идеализма. Материализм же (и древний, и нынешний) склонен к догматизму, хотя декларирует свободу мысли. Автор противопоставил атомарную математику Демокрита (отрезок - множество точек, имеющих размер) пифагорейской математике (отрезок непрерывен, несоизмеримость выражается иррациональностью). Изъян первой он видел в желании строить математику как продолжение физики (где атомизм продуктивен). Перейдя к анализу философских основ математики 20 в., он сделал вывод: критерий истины в ней - не практика, а внутренняя стройность; идеализм большинства математиков есть следствие специфики математики как науки, он дает мысли свободу и стройность. Относительно космологии утверждается, что основные достижения гелиоцентрической теории имели место на линии Пифагора. К сожалению, не имея под рукой основной части античных источников, Любищев пользовался обзорами, иногда поверхностными, что, в отношении космологии, привело к слишком упрощенной схеме античного знания. По сути, Любищев наметил 3 пути познания. 1. Нечеткое объяснение всего на свете, которое он связал с Демокритом (хотя яркой иллюстрацией этого пути служит как раз «Тимей» Платона) и с Ч. Дарвином. Правильнее сказать, что Любищев вел речь о линии, идущей от мифов и типичной для всех ранних философов. 2. Четкое знание, основанное на понятиях числа и идеальной формы. Эта «линия Платона» начинается Любищевым от Пифагора. (На самом деле она старше: в математике идет от Фалеса, в космологии от Анаксимандра и лишь в акустике от Пифагора.) С нынешней точки зрения, противоречия между двумя математиками нет: по А.Н. Паршину, понимание отрезка как непрерывного и как набора точек не противоречат друг другу, а взаимодополнительны. Пифагор выступает у Л юбищева предтечей астрономии Коперника и Кеплера. (На самом деле для Пифагора характерна числовая мистика, действительно связанная с идеей абстрактной формы, но далекая от астрономии и точных наук Нового времени.) 3. Телеологическое знание, основанное Аристотелем, который ввел понятие целевой причины, causa finalis. (Однако основной инструмент Аристотеля - логика, она ведет начало от Парменида, а его Любищев почти не коснулся.) В этой линии Ю. А. Шрейдер видел, говоря о Любищеве, одну из основ новой физики (экстремальные принципы) и биологии (целесообразность). В с е три линии Любищев перечислил в последней своей статье «К классификации эволюционных теорий» (Проблемы эволюции. Т. I V. Новосибирск, 1975. С. 215). Трактат издан дважды: М., 1997 (предисловие: Б.И. Кудрин; указатель имен, дополнительные материалы); СПб., 2000 (предисловие: Р.Г. Баранцев и Ю. А. Шрейдер; указатель цитированных работ). Ю.В. Чайковский Лит.: Паршин А.Н. Дополнительность и симметрия // Вопросы философии. 2001. № 4; Чайковский Ю.В. Доплатонова космология // Историко-астрономические исследования. Т. 30. М., 2005.

объектом религии является Абсолют, объектом философии –мир в целом, который, если это допускает мировоззрение отдельного философа, включает в себя и Абсолют; - религия обосновывается с помощью веры, а философия –с помощью рационализма; - источником знания для религии являются Священные тексты, а основой философии являются философские тексты, которые допускают возможность существования другого подхода к рассматриваемому вопросу. Таким образом, у религии и философии может быть общим объект познания, но обоснования - разные. Также у них различны понимания истины: - в религии истинное знание уже дано в богооткровенных истинах и установление истинности любого знания происходит путем сравнения с этими положениями; - философия же стремится к новому знанию, критически анализирует различные формы культуры, не стремится подчиняться авторитетам возможен пересмотр фундаментальных положений.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире; И философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: Что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Что есть всё? Откуда и как появилось всё в этом мире? Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.

В мифологии почти полностью отсутствует рациональное начало. Когда возникает сомнение, гипотеза и логический анализ, мифологическое сознание разрушается и зарождается философия. Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм - вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями. В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает растущую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний.

С XVII века наука стала превращаться во все более значительное общественное явление. Но вплоть до второй половины XIX века их обсуждение не было достаточно систематичным. Именно в это время философские и методологические проблемы науки превращаются в самостоятельную область исследований. Засилье эмпиризма в естествознании в конце XVIII и в начале XIX вв. привело к возникновению надежд, что функции теоретического обобщения в науке могут взять на себя философы. Внимание ученых вновь стали привлекать проблемы философии и методологии науки.- Каково содержание понятий числа, функции, пространства, времени, закона, причинности, массы, силы, энергии, жизни, вида и др.?- Как сочетаются в научном познании анализ и синтез, индукция и дедукция, теория и опыт?- Что обусловливает описательную, объяснительную и предсказательную функции теории?- Какова роль эмпирических и теоретических гипотез?- Каким образом происходят научные открытия и в чем заключается роль интуиции в получении нового знания?- Как следует истолковывать понятие теории?- Что обеспечивает науке возможность познавать истину и что в научном познании представляет собой таковую?



Прoблема oбъекта и предмета филoсoфии. В oтличие oт KOHКРЕТНЫХ наук (физики, химии, биoлoгии и т.д.), oбъектoм кoтoрых являются oтдельные oбласти, стoрoны материальнoгo мира, oбъектoм филoсoфии является мир как единoе целoе, чтo дает oбщий взгляд на мир. Если кoнкретные науки свoим предметoм имеют закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие в oпределеннoй, бoлее или менее oграниченнoй, oбласти материальнoгo мира, тo предметoм филoсoфии являются закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие вo всех oбластях материальнoгo мира, вo всех предметах, прoцессах и явлениях, oни связаны в неразрывнoм единстве.

Прoблема первooснoвы мира. Этo прoблема материальнoй или; духoвнoй, идеальнoй первooснoвы мира, выступающая в виде первoй стoрoны oснoвнoгo вoпрoса филoсoфии. Oтсюда вo всей пoлнoте встает прoблема материи, движения как всеoбщегo свoйства или спoсoба существoвания материи.



Исследуется прoблема сoзнания, кoтoрая требует привлечения естественнoнаучных знаний o прирoде идеальнoгo, механизма мышления, памяти и др.

Прoблема развития мира. Этo прoблема фoрмирoвания метафизическoгo и диалектическoгo метoдoв пoзнания мира, кoтoрые пo-разнoму пoдхoдят к вoпрoсу o егo развитии. Метафизический пoдхoд не видит развития мира, прoцессoв и явлений oт низшегo к высшему, oт прoстoгo к слoжнoму, не видит прoтивoречий как истoчника самoразвития мира. Диалектический метoд стрoжайшим oбразoм учитывает пoступательнoе развитие, изучает егo, вскрывает oбъективную Диалектику мира, фoрмулирует и исследует всеoбщие принипы и закoны диалектики. Oтсюда прoблема истoризма при изучении явлений Прирoды и oбщества, критерии их прoгрессивнoсти.

… Прoблемы пoзнания мира. Этo oпределение oбъекта и субъекта пoзнания, раскрытие егo слoжнoгo диалектическoгo прoцесса, прoблема Истины, рoли практики, раскрытие Метoдoв пoзнания, научная oбъективнoсть пoзнания и сoциальная пoзиция челoвека.

Прoблема челoвека и егo места в мире. Этo изучение челoвека как мирoздания в целoм. Развитие челoвеческoй культуры. Предстает как единый, целoстный прoцесс, связанный с фoрмирoванием, функциoнирoванием, хранением, перехoдoм культурнo-истoрических ценнoстей из oднoй эпoхи в другую, с критическим преoдoлением устаревших фoрм культуры и станoвления нoвых фoрм. Благoтвoрнoе влияние филoсoфии на развитие культуры вoзникает благoдаря ее главным функциям: мирoвoззренческoй, культурoгеннoй, метoдoлoгическoй и интеграциoннoй.

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

Общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

Развитие городов, ремесленнической деятельности, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Поэтому возникает философская мировоззренческая установка:

Стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

Уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

Понимание природы, окружающего мира, как упорядоченного единого, гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса - духовного начала, мирового разума;

Человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек - микрокосм, он обладает духовным фактором - разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

Признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества - разума, мышления, способности логически постигать действительность.

Познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо - результат знания, зло - результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств - есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Онтология – учение о бытии. Впервые категория бытия появилась у элеатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элеатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенционализме отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзистенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана со свойством, признаком. Подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия: Вещи. Свойства. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения. Существует три концепции материи:

Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

Атрибутивная: материя определялась через первичные качества (масса, размеры) и вторичные качества (вкус, цвет).

Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля.

Основными свойствами материи являются: Обьективность. Познаваемость. Структурность. Субстанциональность.

Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Атрибуты материи: Пространство и время.

Важнейшие характеристики движения: Всеобщность. Универсальность Объективность. Абсолютность (нет вещей неподвижных). Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление объективного духа.

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах. В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования.

Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элемен­тах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

Проблема человека, его познания, его отношения с дру­гими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и дости­жима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремле­нии к свободе, к познанию, с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека, Эпиктет).

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский др)

Проблема чувственного и сверхчувственного - идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Aристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом.

Главной идеей античной философии был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые был близки к человеку. Человек - часть природы.

В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита).

Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей. Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума. В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность. Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума. В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме - от материализма.

Фома не отделяет науку от теологии. доказать неавтономность науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что деятельность человека, теоретическая и практическая, исходит из теологии и сводится к ней. Аквинский вырабатывает теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть Бога;

2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -чувственный опыт и разум. Два вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения;

3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, они относятся к сфере теологии. догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени;

4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Стремление познать Бога -подлинная мудрость. А знание-это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее. В связи с эти Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге". Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона. Первую группу составляют всеобщие методы познания. Обычно выделяют два основных метода философствования: диалектический и метафизический.

Диалектический метод как специфический философский способ исследования проблем, предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. «Диалектика» - умение вести спор, диалог, беседу. Философское учение о развитии. Истоки в античности в учении Гераклита. Характеристика мира – изменчивость «Все течет. Все меняется». Диалектика строится на

Принцип всеобщей универсальной связи (взаимосвязанность разных моментов бытия)

Принцип развития (представлять мир, находящимся в развитии)

в) строить противоречивые суждения по принципу "и то, и это" (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

Единства и борьбы противоположностей,

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

Взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. показывает механизм развития предмета.

Отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Диалектика Гегеля: Идеалистическая; Абсолютная идея способная к развитию и создает все сущее в мире; Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р).

Диалектика Маркса: Материалистическая; Распространил диалектику из сферы духа в сферу материалистич. Явлений; Прогрессистская.

Негативная диалектика: рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика – объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Характерными чертами метафизического метода являются:

а) представлять мир, находящимся в покое,

б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,

Вторую группу составляют общенаучные методы познания - это методы, которые используются в самых различных областях науки. (наблюдение, эксперимент, измерение, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод), Третью группу составляют частнонаучные методы. Это методы, которые используются только в рамках конкретной науки или конкретного явления.

Эпоха Просвещения в Европе сформировалась в особых исторических условиях. Это были времена господства абсолютной монархии во Франции, переживавшей кризис и разрыв между экономическим развитием и системой власти, а также ужесточение клерикализма (был отменен Нантский эдикт о веротерпимости). Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, а также английская социальная философия (Джон Локк) и французские свободомыслящие писатели и мыслители, такие как Декарт и Монтескье. Идеи Просвещения прежде всего сделали наиболее приоритетным философским вопросом проблему противоположности Разума и Веры и выдвинули в качестве одной из самых главных целей человечества культ Разума и Прогресса. Если английские философы, которым принадлежит сам термин «просветительство» были теоретиками так называемого кабинетного характера, французские просветители представляли собой настоящее общественное движение, или «партию» философов. Они увлекались политикой, имели выход на широкие слои населения и писали на французском языке, понятном тем, кто был обучен грамоте. Главным принципом французских просветителей была убежденность в превалировании идей над обществом. Они считали, что идеи влияют на развитие общества, и чтобы просветить общество, следует прежде всего просвещать людей. Франсуа Вольтер , борец с фанатизмом и суеверием, его известный клич против засилья клерикализма Римско-католической церкви «Раздавите гадину!». Вольтер был по своим взглядам деистом, он полагал, что существование Разума во Вселенной доказывает причину и цель этого существования. Он также выступал против атеизма, считая, что отказ от Бога ударит по морально-нравственным основам человечества. В теории познания Вольтер опирался на Локка и Френсиса Бэкона: знания базируются на опыте, но есть и абсолютные знания, такие, как математика, мораль, и понятие о Боге. В области психологии философ разделял учение о том, что человек является разумным механизмом без души, но с инстинктом и интеллектом. Противником Вольтера, является Жан-Жак Руссо . Руссо считал, что главной движущей силой в человеке является не разум, а чувства, такие инстинкты, как совесть и Гений. Руссо критиковал современную ему науку и промышленность, уверяя, что они отделяют человека от природы, создавая ему искусственные потребности и отчуждая людей друг от друга. Задача философии – преодолеть этот разрыв и сделать человека счастливым. В области истории Руссо разделял представление о «золотом веке», разрушенном частной собственностью. Назад, конечно, уже, вернуться нельзя, но можно хотя бы частично исправить ситуацию, заключив общественный договор и создав общины равноправных мелких собственников, решающих все вопросы путем референдума. Руссо был также теоретиком «естественного воспитания» на лоне природы без ограничительных рамок. Философия Просвещения представлена также плеядой французских материалистов – Гольбах, Дидро. Гольбах в «Системе природы» сводил все явления к движению материальных частиц. Они также поддерживали идею развития человека из неорганического «царства» через растительное и животное. Одним из отличительных признаков французского материализма этой эпохи является его детерминизм: все подчиняется универсальным законам, нет ни случая, ни цели, а только причины и следствия. Познание исходит из опыта, преобразуется в мышлении, а целью его является совершенствование человека. Но основным условием знания являются ощущения, которыми мы «регистрируем» окружающий мир. Однако, к примеру, Дидро считал, что человек в такой системе напоминает фортепиано, поскольку использует такую систему знаков, как язык (а знаки соответствуют клавишам фортепиано). В социальной философии материалисты придерживались взглядов о разумном эгоизме, который может кооперироваться по общим интересам и так приходить к всеобщему интересу и морали. Они создали проект «Энциклопедии», главным идеологом и администратором которой был Дидро. Он сумел собрать вместе всех просветителей, как материалистов, так и деистов, чтобы они написали статьи обо всех научных достижениях как в естественной, так и гуманитарной области, соединили прогрессивные взгляды с критикой устаревших и дали картину человеческого разума в целом. Работа эта началась с большим энтузиазмом, но затем большинство участников отошло от проекта. Оставшись один, Дидро смог довести этот труд до конца и издать все 52 тома «Энциклопедии», обобщившей все, чего достигла наука XVII-XVIII столетий.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) - ϶ᴛᴏ направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин ʼʼпозитивизмʼʼ был введен одним из его основателœей, французским социологом и философом О. Контом.

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии˸ первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта͵ Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности. Черты позитивизма˸ 1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания; 2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий; 3) в гносœеологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму; 4) выработка методологии для всœех наук; 5) религиозный критицизм, теория ʼʼдвух истинʼʼ (научное и теологическое знание) и ʼʼбогостроительствоʼʼ (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Философия лишается в позитивизме статуса ʼʼнауки наукʼʼ, становится особой деятельностью по обслуживанию науки, либо занимается обобщением научных знаний, либо становится логикой науки. Процесс познания становится единственным предметом философии. Процесс познания един, знание однородно, в связи с этим применение научных методов возможно при изучении не только природы, но и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всœех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всœех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гᴦ.) стал основателœем позитивизма и позитивной социологии. Конт в своих работах в качестве модели социальных процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл ʼʼзакон двойной эволюцииʼʼ – социальной и духовной – и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. На первой стадии развития общества ʼʼинстинктивные импульсыʼʼ людей объединяются ʼʼтеологическим синтезомʼʼ (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве. Падение веры ведет к возникновению ʼʼметафизической эпохиʼʼ – эпохи тотального критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. Третья стадия, стадия ʼʼпозитивного знанияʼʼ, обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации общественной жизни. При этом естественным путем ни сообщество ученых, ни народ не могут прийти к единству. Необходим второй ʼʼтеологический синтезʼʼ, обращение к богостроительской идее – религиозному культу человечества.

Закон трех стадий носит универсальный характер, считал Конт. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета˸ к примеру, познавая огонь, люди сначала видели в нем бога огня Гефеста͵ затем – флогистон (особую огненную материю), в итоге пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной базе и преодоления социальных кризисов нужно научное знание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее точные методы, Конт разрабатывает ʼʼсоциальную физикуʼʼ, или социологию, устанавливающую законы общественного развития. Социология должна состоять из ʼʼсоциальной статикиʼʼ (существующие структуры общества, взятые как бы в застывшем состоянии) и ʼʼсоциальной динамикиʼʼ (изучает процессы социальных изменений). Социология является вершиной научного знания.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гᴦ.) является автором эволюционной теории общественного развития. Спенсер обосновывает всœеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют из себямеханизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перешагнуть, - ϶ᴛᴏ равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится со временем началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всœему. Спенсер принципиально отказывается искать причины эволюции, так как наука, по его убеждению, неспособна проникнуть в суть вещей, а исследует лишь феномены, явления.

Общество – часть природы. Оно функционирует по законам живого организма. Оно не создано Божьей волей и не возникло в результате ʼʼобщественного договораʼʼ. Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации социальных ʼʼоргановʼʼ и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое делœение общества Спенсер уподоблял разделœению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Поскольку общество, как любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является крайне важно стью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. При этом будущее – за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Спенсер рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

Второй исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм , основоположниками которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гᴦ.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гᴦ.). Основоположники эмпириокритицизма разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. При этом, в отличие от позитивистов ʼʼпервой волныʼʼ, которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, ʼʼопытаʼʼ в сознании исследователя. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта˸ нет объекта без субъекта͵ как нет и субъекта без объекта. Опыт не позволяет отделить от всœего видимого, слышимого, осязаемого первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил (ʼʼэкономии мышленияʼʼ по Маху) – основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio – увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм , или логический позитивизм, возникший в 20-х гᴦ. XX в. Среди представителœей этого направления – английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гᴦ.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гᴦ.), члены так называемого ʼʼВенского кружкаʼʼ (М. Шлик , Р. Карнап , О. Нейрат , Ф. Франк ) и др.
Размещено на реф.рф
Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. При этом логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Научное познание однородно. Критериями истинности в науке являются˸ взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами (критерий правильности построения высказывания); возможность сведения высказывания к чувственным данным или фактам. Опыт – совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа ʼʼэто – красноеʼʼ), – является единой эмпирической основой науки. В случае если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно. Принцип верификации – основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма –редукционизм , сведение всœего здания науки к проверяемому на опыте знанию.

С этими принципами тесно связаны идея единства научного знания и кумулятивизм, принцип ʼʼнакопленияʼʼ научного знания. Неопозитивисты попытались создать единую науку на базе универсального языка, языка физических явлений (физикализм ). При этом привилегированный статус ʼʼпротокольных предложенийʼʼ был подвергнут затем сомнению – эти предложения трудно применить к общественным наукам и психологии, а также, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, и ихинтерсубъективность (сходство или тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной ʼʼметафизикойʼʼ. Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании - ϶ᴛᴏ выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, ʼʼнаучнойʼʼ философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия – не теория, дающая общую картину мира, это особая ʼʼдеятельностьʼʼ по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики состоит в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера мистического, область ʼʼвопрошанияʼʼ, в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.

Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях.

Экзистенциализм это антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру . А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду?

У экзистенциализма были идейные предшественники: С. Къеркегор, Д. Достоевский, Н. Бердяев, Л. Шестов. Как направление он оформился в период между двумя мировыми войнами. Крупнейшие представители экзистенциализма: М.Хайдеггер (1888-1976), К. Ясперс (1883-1969) - немецкие философы, Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) - французские исследователи. Разные направления экзистенциализма объединяет сюжетно-тематическся близость размышлений об индивидуально-личностных особенностях человеческого существования. В выражении своих идей экзистенциалисты часто используют нерациональные формы - художественные образы, аллегории, метафоры и символы.

Экзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх.

В центре философии должен быть человек. Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю и т.д. В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», - уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война и т.д. В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью.

Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование . Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека.

Экзистенциалисты подчеркнули ряд особенных черт существования человека в мире - это заброшенность, страх, тревога, забота, надежда.

Заброшенность означает, что человек не выбирает место и время своего появления в этом мире. Он как бы забрасывается в неизвестную для него стихию вещей и процессов. И сам факт существования для него - только условие обретения им его сущности. Сущность не заложена в человеке, а обретается им самим через деятельность в мире. Т.е. у человека существование опережает сущность. Сартр это поясняет так: «это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом определяется».

Заброшенный в мир человек представляет из себя как бы ничто, он стремится себя утвердить, чем-то стать. И у него нет иного пути для обретения своей сущности кроме как самоосуществления или трансценденции. Религиозные экзистенциалисты понимают это как путь к богу, а точнее, обретение тех ценностей, которые он воплощает (добро, любовь и т.д.). В светском понимании – это самореализация личности, связанная с преобразованием мира, подчинением себе вещей. Когда человек сам творит ценности, он тем самым формирует свой внутренний мир и собственную сущность.

Осознавая собственную покинутость (заброшенность), человек испытывает чувство одиночества среди противостоящего ему таинственного мира, и ему ничего не остается делать, как опереться на самого себя. Преобразуя противостоящий мир, человек несет ответственность за свой выбор, по словам Сартра, несет всю тяжесть мира на своих плечах.

Поэтому человек испытывает чувство тревоги , ведь ему не все равно, каким будет созданный им мир, как определится судьба будущих поколений. Способом бытия человека в мире является забота.

Подлинноесуществование связано с самостоятельностью поступков человека. Выйти за рамки неподлинного существования человеку помогает развитая индивидуальность, основа принятия собственного решения и выбора.

Свобода с точки зрения экзистенциализма - это результат осознанного выбора и поэтому связана с риском и ответственностью человека. Свобода пугает слабых и вдохновляет сильных, но все-таки, хотя мир и чужд нам, мы можем себя в нем утвердить.

Итак, экзистенциализм по-новому осветил проблему человека, выявил глубинные структуры личности. Он зафиксировал большую роль субъективной стороны в системе отношений людей к реальности. Однако в работах его представителей чувствуется недооценка социокультурных факторов в существовании человека. Сомнительным также является обращенность экзистенциализма только к негативным характеристикам переживания человеком своего бытия в мире, хотя он и пытается указать пути преодоления человеком трудностей его бытия.

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент, прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например, в творчестве Н. Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

В религиозной философии русских философов человек рассматривается как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный (православный) антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация разрушает человечность, и противостоять этому опасному процессу может лишь высокая духовность - так может быть сформулирована основная идея русской религиозной антропологии этого времени, русского религиозного Ренессанса.

Центральное место в религиозной философии занимает С. Булгаков: философ, культуролог, социолог, политэконом. Он теоретик и практик: депутат второй Государственной Думы, в 1917 г. - член Поместного собора, восстановившего патриаршество в России, затем сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к богословию, став в Париже профессором. Его подвижничество поистине безгранично. Он автор таких работ, как "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912) "Свет невечерний" (1917), трилогия "Агнец Божий" (1933).

С. Булгаков в молодости был марксистом, профессором политической экономии в Политехническом институте. Предки его были священниками, первоначально он учился в духовной семинарии. В нем была глубоко заложена православная основа. Он никогда не был ортодоксальным марксистом, в философии был не материалистом, а кантианцем. Пережитый им перелом он выразил в книге "От марксизма к идеализму". Он первый в этом течении делается христианином и православным. С.Н. Булгаков начал свою научную и литературную деятельность как экономист, затем его интерес переместился в область философии, но большую часть жизни (после выхода книжки "Свет невечерний", 1917г.), он оставался философствующим богословом. Оцерквление жизни, религиозная общественность, подчинение социально-экономических проблем религиозно-духовным - эти идеи были близки ему.

Продолжая развивать философские заветы Соловьёва, он создает оригинальную собственную систему - софиологию, где переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния тварного мира, поэтому направление философии С. Булгакова называют софиологическим. Он остается верен основной русской идее Богочеловечества.

Последователи Соловьева - Бердяев, Булгаков, Федотов, Флоровский, Трубецкие - пытаются создать целостное религиозное мировоззрение, осмысляя историю как процесс сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир должен быть преобразован не насилием, а подлинным христианским учением.

Родственный Соловьеву Бердяев стремится ввести в сознание идею превосходства человеческой свободы перед всем остальным, видя в ней самодовлеющую истину. Бердяев приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение.

Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.

Бердяев стремился убедить своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные раскрывать религиозно-мистическую сущность бытия, позволяют обрести подлинную свободу. Единственный выход из духовного кризиса он видел в религиозных исканиях индивида. Революционные действия народа отрицались или просто не принимались им во внимание, а естественное состояние человека он видел в одиночестве и отчаянии.

Особое место в религиозном менталитете XIX веке занимает теория общего дела Н. Федорова, ставшего известным философом-космистом, внесшего много нового в трактовку русского апокалипсиса и всеобщего спасения. Люди должны объединиться в братство, которое победит смерть, организует космическую жизнь, воскресит мертвых.

Свое учение Федоров называл активным христианством, призывая к активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия. Самое существенное в его раскрытии замысла Божия о мире убежденность, что Божественная воля действует только через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при этом - сделаться активным орудием воли Бога, а воля его ясна - возведение мира в прославленное бессмертное состояние через самого человека.

  • 6.Философия Европейского Средневековья. Апологетика и патристика. Учение Августина о боге и мире.
  • 7.Номинализм и реализм как выражение философской борьбы идей в средневековой философии. Философия Фомы Аквинского.
  • 8.Особенности философии Возрождения. Пантеизм и его основные представители.
  • 9.Английский эмпиризм нового времени: ф.Бэкон, т.Гоббс, д.Локк, Дж.Беркли и д.Юм.
  • 10.Рационализм в философии Нового Времени: р.Декарт, б.Спиноза, г.Лейбниц.
  • 11.Основные черты философии французского Просвещения. Деизм и материализм.
  • 1. Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
  • 2. Деистическое направление французской философии XVII в. И его представители.
  • 3. Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
  • 4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
  • 12.И.Кант как основоположник немецкой классической философии и его творчество.
  • 13.Идеалистическая диалектика г.Гегеля – вершина немецкой философской классики.
  • 14.Антропологический материализм л.Фейербаха.
  • 15.Социально-исторические, естественнонаучные и теоретические истоки философии марксизма, её характерные черты, основные проблемы и пути их решения.
  • 16.Философская мысль в России XIX-xXвв. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники, в.С.Соловьёв и н.А.Бердяев.
  • 2. Философия «всеединства» в. Соловьёва
  • 3. Философия свободы н. Бердяева
  • 17.Аналитическая философия. Позитивизм и его эволюция в XX веке.
  • Рождение аналитической традиции
  • Основные положения позитивизма
  • Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно о.Конту)
  • Идея эволюции с позиции позитивизма
  • 18.Иррационалистская философия: от а.Шопенгауэра до экзистенциализма.
  • Философские идеи
  • Содержание учения
  • 19.Проблема бытия и субстанции в философии.
  • 20.Понятие материи в истории философии. Философское понятие материи и естественнонаучные представления о её структуре.
  • 21.Движение как способ существования материи, взаимосвязь его основных форм. Движение и покой.
  • 22.Идея развития в истории философской мысли. Диалектика и метафизика.
  • Диалектика и метафизика
  • 23.Понятие закона и категорий в философской науке. Специфика законов и категорий в диалектике.
  • 24. Категории тождества, различия, противоположностей и противоречий в диалектике. Виды противоречий и их роль в развитии.
  • 25.Категории качества, количества, меры. Взаимопереходы количественных и качественных изменений.
  • Переход количественных изменений в качественные
  • 26.Понятие отрицания в диалектике и метафизике. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии.
  • Закон отрицания отрицания
  • 27.Материализм и идеализм о сознании. Сознание как высшая форма отражения деятельности.
  • 28.Общественно-историческая сущность сознания.
  • 29.Субъект и объект познания. Практика, её общественно-исторический характер и её роль в познании.
  • 30.Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь.
  • 31.Проблема истины и её критериев в философии.
  • 32.Истина как процесс. Взаимосвязь абсолютного и относительного в истине.
  • 33.Особенности научного познания, его формы, уровни, методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 34.Материализм и идеализм в понимании общества и его истории. Материализм и идеализм в социальной философии
  • Материализм и Идеализм в понимании известных философов
  • 35.Общество и природа. Природные и демографические формы общественного развития.
  • 36.Формационная и цивилизационные концепции человеческой истории.
  • 1. Формационный подход к развитию общества.
  • 2. Цивилизационный подход к развитию общества.
  • 37.Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 38.Общественный прогресс и его критерии.
  • 39.Философия о природе и сущности человека. Общество и личность.
  • 40.Проблема ценностных ориентаций личности. Понятие смысла жизни.
  • 4.Зарождение материализма и идеализма в древнегреческой философии. «Линия Демокрита» и «Линия Платона»

    Совокупность философских учений, которые развились в Древней Греции и Древнем Риме с конца VII века до н.э. к VI веку н.э., называют античной философией. Античная (от. лат. антиквитас - древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:

    I. VII-V вв. до н. э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

    II. 2-я пол. V - конец IV вв. до н. э. - классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

    III. Конец IV-II вв. до н. э. - эллинистический период (Эпикур и др.),

    IV. I в. до н. э. - VI в. н. э. - римская философия.

    Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Она обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. Ф. была наукой наук.

    Для Античного типа философствования были характерны:

    Космоцентризм - мировосприятие, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек понимался как органическая часть Вселенной, его микромодель - „микрокосм”;

    Анропоцентризм, то есть направленность философской мысли на человека, ее внутренний мир, его познавательные способности;

    Связь с научными (математическими, естествоведами, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством;

    Огромное число направлений и школ, которые являются источником для всех более поздних форм европейского философствования.

    Существовало два противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).

    Материализм древнегреческой философии

    Гераклит (около 544-483 гг. до н. э.) У него был тяжелый характер, от общества он сторонился,законы им писать не хотел. Когда написал книгу, там было много туманного и непонятного. Были оракулы, которые общались только с кем хотят. Прозвали его Темным. Признавал за материей ее первичность по отношению к духовному. В основе всего существующего, считал он, лежит материальное первоначало - огонь, который, переходя из одного состояния в другое, находится в вечном движении и изменении. Благодаря борьбе образующих его противоположностей огонь служит основой развития всего мира. Огонь Гераклита - связующее звено между противоположностями (стихиями). Как образ единства противоположностей он приводит, в частности, тетиву лука, объединяющую его противоположные концы.

    Гераклит высказал воистину гениальные идеи об изменчивости космоса, раздвоении его, противоречивости мира - это начало диалектики. Все, согласно взглядам Гераклита, подчинено логосу, т. е. закономерно.Учения Гераклита о развитии. Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений - его великая догадка в диалектическом мышлении. У него читаем: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».«Нельзя войти в одну реку дважды»

    Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н. э.). Унаследовал значительное имение. Это позволило ему целиком посвятить себя науке. Не случайно его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, риторики, астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности.

    Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания - атом как первооснова развития мира. Атомы, т. е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы. Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Только благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Благодаря движению атомов в пустоте слагаются атомные массы, возникают и другие миры. Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают, находясь и на разных стадиях развития тоже. Выделяет 2 вида познания, но склоняется к рациональному.

    Материализм древней Греции - важнейший этап его развития. Вместе с тем надо иметь ввиду, что ему присущи и такие характерные черты, как

    · созерцательность (непосредственное восприятие действительности),

    · метафизичность (сверхчувственные принципы и начала бытия),

    · механицизм (признание механической формы движения единственно объективной)

    · стихийность (бессознательная убежденность подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира).

    Идеализм Платона и его особенности

    Параллельно существовало противоположное философское направление-идеализм, «линия Платона».

    Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).

    Главным в наследии Платона является учение об идеях.Идеи - сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма - пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему.

    Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец).

    Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души. Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них.

    В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов:

    1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость).

    Низший класс не нуждается в особенном образовании - практика. Задача- умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях. Цель: построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Цель - избавить общество от эгоизма и победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность знаменяется общественной. Правители – мудрецы 50 лет, философы.