Итоги существования многонационального государства. Толерантность – важнейшее условие существования многонационального государства

Размышляя о путях преодоления кризиса в национальном вопросе современной России, необходимо вспомнить не только о советском, но и о российском опыте.

1. Формирование многонационального государства

Россия сформировалась как многонациональное государство, и на вопрос о том, как это произошло, ответ один: Россия стала многонациональным государством в результате непрерывного расширения своих границ.

Начиная со времен Московского княжества, Россия все время наращивала территорию. Были небольшие исключения (ну, например, потеряли земли, включая Смоленск, во время Смутного времени; была японская война, когда потеряли какие-то территории на Дальнем Востоке). Но в целом территория дореволюционной России непрерывно расширялась.

Таким образом, многонациональность России являлась результатом русской экспансии.

Каковы причины этой экспансии? На этот вопрос имелось несколько теорий.

Одна из теорий была развита в советское время. По этой теории Россия выступала в роли благодетеля и благотворителя. Она все время кого-то защищала, спасала. К ней обращались с просьбами, а те, кто не хотел присоединяться, были или врагами, или шпионами, или кем-то там еще.

Действительно, в истории России не раз бывали случаи, когда к ней обращались с просьбами защитить и помочь. Но в целом эта теория противоречит очень многим известным фактам.

Более весомые объяснения экспансии выдвигал историк Ключевский. Ключевский считал, что Россия формировалась в условиях непрерывных набегов кочевников. Приходилось защищать себя. И у нее была внутренняя потребность иметь границы, которые были бы естественными рубежами. Кавказ стал бы рубежом России на юге. Выйти к Балтийскому морю. Выйти к Тихому океану. Выйти к Черному морю. Определенная логика в его теории была.

Но в целом надо сказать, что и эти объяснения лишь частично отражают суть дела.

Несомненно одно: в формировании России вопрос о поглощениях был одним из фундаментальных.

И все же главное (и этот вопрос имеет к нам самое прямое отношение) дело в том, что нахватать нетрудно. В истории не раз и не два возникали огромные многонациональные империи. Но эти империи очень быстро исчезали. А Россия удерживалась и росла. Почему?

2. Почему России удалось сохраняться как многонациональное государство?

Прежде всего - православие и крещение. Очень много народов были крещены, стали православными.

А в российском многонациональном государстве был очень четкий порядок: если кто-то стал православным, он становился русским. Никаких других критериев в царское время для того, чтобы стать русским, не существовало. Такой подход к определению национальности способствовал сохранению многонациональной России.

Но кроме православия сыграла роль и очень разумная политика в отношении других религий. Петр I приказал перевести на русский язык Коран. При Екатерине II появилось Духовное управление по делам мусульман.

До этого уже была линия на интеграцию: родовитые татары становились русскими дворянами. Десятки дворян, фамилии которых нам хорошо известны: Тургенев, Тимирязев, Юсупов (убийца Распутина), Анна Ахматова и ее муж Гумилев, - все они были из татарского дворянства.

В объединении с Украиной сыграло огромную роль то, что Россия приняла список реестровых казаков, уравняла реестровых казаков с российским дворянством, то есть они автоматически становились дворянами.

И был еще один процесс, который не очень в советское время любили вспоминать. Россия проводила определенную политику предоставления автономных прав. По существу автономией была Польша. Автономией была Финляндия. Автономии, достаточно полные, были и в Бухаре, и в Коканде, и в Хорезме.

Примерно за пятьдесят лет до того, как освободили русских крестьян, в Прибалтике крестьян уже освобождали. И когда мы говорим, например, о Столыпине, то надо иметь в виду, что он связан с Литвой: там его имение.

Поэтому, подводя итог, надо сказать, что в России был создан гигантский механизм, который позволял этому государству достаточно эффективно работать как многонациональное. Во всяком случае, расхожий лозунг "Россия - тюрьма народов требует серьезных уточнений.

3. Обострение национальных проблем в России

Тем не менее в девятнадцатом веке и в начале двадцатого века в России произошло резкое обострение национальных проблем, усилился национальный гнет.

После смерти Александра II впервые российская власть и российское самодержавие открыто перешло на позиции российского национализма, а попросту говоря, шовинизма.

Поводов было много. После победы над Наполеоном антирусским силам в Европе удалось остановить движение России в сторону славянских земель. Россия получила часть Польши, но из Европы ее выставили и толкнули на завоевание Кавказа.

Поводом к борьбе с инородцами было и то, что в формировании капитализма большую роль играли еврейские капиталисты.

Поводом было и то, что все оппозиционные царю партии во многом состояли из поляков, евреев, кавказцев. Ленин писал: "Российская социал-демократическая партия, примерно, включает сто тысяч человек. Из этих ста тысяч человек русских двадцать пять тысяч, евреев тридцать тысяч, поляков пятнадцать тысяч, латышей шестнадцать тысяч". Ненамного от социал-демократов отличались эсеры, ненамного отличались и кадеты, и октябристы.

Ну и поводом для отвержения инородцев было то, что появились три места, где царская политика нашла "на камень".

Первое место - это Польша. Польша, несмотря на братскую, славянскую кровь, была тем не менее постоянным очагом восстаний в России.

Второе место, где Россия столкнулась с национальным сопротивлением, был Северный Кавказ: Чечня и Дагестан, движение Шамиля.

И третье место, где Россия столкнулась с сопротивлением, была Аляска. На Аляске алеуты очень легко приняли православие, а вот индейцы Аляски объявили России войну и вели эту войну непрерывно. Поэтому в доводах, почему продали Аляску, этот фактор сыграл существенную роль.

Конечно, в начале XX века самодержавие пыталось что-то делать в национальном плане.

Война 1914 года резко обострила проблему с набором в армию. Но и царская власть, и Государственная дума заботились о единстве армейских частей и даже в мыслях не могли вообразить, чтобы многонациональную роту - или как недавно первый курс в пограничном училище ФСБ в Голицыне - окропил святой водой православный священник (видимо, не понимающий, что он не только нарушает положение Конституции России о светском характере государственной власти, но и оскорбляет чувства курсантов других вероисповеданий и атеистов). В России пошли по другому пути. Появились латышские полки (впоследствии чуть ли не целиком перешедшие на сторону большевиков). Была создана мусульманская дивизия из северокавказских горцев генерала Эрдели, прозванная "дикой дивизией".

В конце войны было решено сформировать из призывников народов азиатской части России почти полумиллионную армию вспомогательных прифронтовых частей. Но замысел начальства - как обычно бывало в России - "утопили" чиновники. По своей полной неготовности к порученному им делу они умудрились назначить призыв на недели мусульманского праздника и довели все до столкновений.

Определенное отражение национальный кризис получил и при выборах, и в работе первой, второй, третей и четвертой Государственных дум (1905-1917гг.).

В книге "Национальный вопрос в Государственной думе России", изданной в 1999 году, приводится много интересных фактов. Нерусские национальности составляли в начале века в России почти 60% населения. Но в первой Думе среди депутатов было 265 русских, 62 украинца, 12 белорусов, 51 поляк, 13 евреев, 10 литовцев, 8 татар, 4 башкира, 2 мордвина и по одному чеченцу, казаху, вотяку, болгарину, чувашу, молдаванину и калмыку. На заседании Думы аплодисментами было встречено заявление депутата Ф.И.Родичева (того самого, который потом придумал термин "столыпинский галстук"): "Всякий русский подданный должен иметь право называть Россию своим отечеством".

Первая Дума была вскоре распущена. Во второй Думе было 54 украинца, 46 поляков, 14 татар, 8 литовцев, 7 армян, 6 белорусов, 6 казаков, 6 грузин, 6 евреев, 5 латышей, 5 эстонцев, 3 азербайджанца и 3 узбека. Была создана мусульманская фракция.

Но и вторая Дума была распущена. В третьей Думе Европейской России отдали 403 места. А от других - в силу "недостаточного развития гражданственности" - число депутатов было резко ограничено: от Польши -14, от Кавказа - 10, от всей Азии - 15 депутатов. Избирательных прав были лишены 4, 5 миллиона казахов, и их лидер - Букейханов - с горечью писал: "...в Думе только 40 или 50 человек представляют русских мужиков. Кому какое дело до какого-то малограмотного, разоренного казахского народа, когда такое пренебрежение к русскому мужику, на котором держится Царство Российское?!"

Все четыре Думы обсуждали и пытались решить важные для национальной России вопросы. Об автономии Польши. О том, что столыпинское переселение организовано так, что земли лишаются народы, жившие в тех краях раньше. О правах евреев.

Многие вопросы звучали так, будто все происходит сегодня: об "экзекуционных отрядах" в Хасавюртском районе. О конфликте ингушей и казаков. О нападении банды чеченцев на Грозный. О крупномасштабном выселении лиц еврейской национальности из прифронтовых районов. О том, что значительная часть богатых среди малых национальностей в результате взяточничества русских чиновников "откупается от мобилизации" и т.д.

При обсуждении национального конфликта в Казахстане побывавший там с комиссией депутат А.Ф.Керенский - будущий премьер - говорил: "...никаких других причин войны, кроме самого указа и формы и способа его исполнения, не было... И нам, представителям русской государственности, русской культуры, всех без различий партий, должно быть болезненно стыдно за то поношение, за то оскорбление, осквернение русской культуры, которое проделывалось русскими чиновниками, когда наша культура бросалась в грязь на глазах этой местной туземной массы... Того, что происходит в горах Семиречья, может быть, мир до сих пор еще не видел".

Один из лидеров оппозиции в Думе, П.Н.Милюков, пытался объяснить: "Нет сильнее связи человеческого общества, чем сознание национального родства, и нет более мужества и отчаяния, которые развиваются, когда самому существованию этого сцепления национального грозит опасность". Но в Думе тон задавали сторонники идеи "Россия для русских". Они вели дело к национальному краху России 1917 года.

Многонациональное государство - 1) в широком смысле - многонациональным считается государство, в котором проживают представители более чем одной национальности. На практике же в мире почти нет национально однородных государств. Многонациональные государства различаются по форме политического устройства (империя , национальное государство , федерация , конфедерация), по статусу земель с компактным проживанием национальных меньшинств (автономная республика (край), национально-культурная автономия, полуавтономия, анклав , резервация, и т. д.), по статусу национальных меньшинств (оформлена диаспора или нет, по степени защиты их культурных, языковых, образовательных прав и т. д.).

В империи и национальном государстве основную роль играет титульная нация, а статус остальных понижен. Для продвижения вверх по социальной лестнице индивид должен или принадлежать к титульной нации, или демонстрировать ей полную лояльность вплоть до ассимиляции . В федерации суверенитет на внутреннем уровне осуществляется путем разделения компетенций между федеральным правительством и по крайней мере двумя субъектами федерации, которые могут быть выделены на административно-территориальной, а могут - и на национальной основе. В конфедерацию объединяются земли с одинаковым суверенитетом и правами на добровольной, конституционной или договорной основе. Собственно, конфедерация представляет собой настолько рыхлое и редко встречающееся в истории образование, что некоторые ученые сомневаются, можно ли считать ее государством, или ее надлежит определять как форму добровольного объединения суверенных государств, делегирующих часть своих прав общему правительству для решения конкретных задач. Исходя из этих определений, наиболее комфортно этносы чувствуют себя в рамках конфедерации или - в меньшей степени, федерации.

Конфедерация - форма, встречавшаяся в основном в исторической ретроспективе (США в ранний период своей истории, кратковременно существовавшие государства - союз Сербии и Черногории в гг., Сенегамбия, 1982–1989), Союз Африканских Государств (в гг. объединял Мали, Гвинею и Гану). Сегодня конфедерацией можно назвать Боснию и Герцоговину.

В наши дни в мире более 20 государств называют себя федеративными республиками, и все они являются многонациональными (Аргентина, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Мексика, Микронезия, Непал, Нигерия, Пакистан, Россия, США, Швейцария, Эфиопия, ЮАР и т. д.).

В рамках федераций и даже национальных государств территории с компактным проживанием отдельных этносов могут получать статус автономии (принимающей различные иерархиезированные формы - республика, область, край, округ и т. д.). Автономия может иметь свои органы власти, обладающие определенными полномочиями в вопросах экономики, сбора и распределения налогов, социальной политики, культуры, здравоохранения, образования и т. д. Но они не имеют федеральных политических полномочий, своих вооруженных сил, права на осуществление внешней политики и т. д.

Существует также понятие национально-культурной автономии, принимающей форму общественной организации (общественного движения). Это добровольные объединения граждан, принадлежащих к одному этносу (являющемуся в данном контексте национальным меньшинством), которые объединяются в какию-либо общественную структуру с целью защитить и развить культурные особенности своего этноса - открыть клуб, школу, музей, создать национальную ассоциацию и т. д. Национально-культурная автономия - понятие неполитическое. Его обосновали еще в начале ХХ в. австрийские социал-демократы, так называемые австромарксисты О. Бауэр и К. Реннер. Для Австро-Венгерской империи была актуальной проблема сохранения этносами империи национальной самобытности в имперском контексте. Сохранение культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов без претензий на суверенитет и политическое самоопределение, получившее название «культурной автономии», виделось австромарксистам выходом из данной ситуации, спасением для национальных меньшинств и тем компромиссом, на который бы пошли имперские власти.

После II мировой войны идеи национально-культурной автономии получили большое распространение. Ее предоставление национальным меньшинствам казалось выходом из национальных противоречий и путем к созданию толерантного многонационального государства.

Так, например, Аландские острова в составе Финляндии имеют свой официальный язык - шведский, свое особое местное гражданство (швед. Åländsk hembygdsrätt), даже собственный парламент (лагтинг), особое налогообложение, выпуск собственных почтовых марок и т. д. 6 % населения Финляндии говорит по-шведски, имеют свои газеты, литературу, право деловой и официальной переписки на шведском языке , перевода законов на шведский язык, культурные шведские организации и т. д. Кроме того, в 1992 г. был принят закон о саамском языке, согласно которому даже для такого этнического меньшинства, как саамы (менее 8000 человек) обязателен перевод на саамский язык финских законов, если они затрагивают интересы саамов.

В Бельгии 60 % населения - фламандцы, говорящие на разных диалектах нидерландского языка , и 40 % - франкоязычные валлоны. Для фламандцев и валлонов устраиваются отдельные университеты (например, Лювенский университет представлен двумя отдельными университетами: фламандским в собственно Лювене и французским в Лювен-ля-Нёв (Louvain-la-Neuve - «Новый Лувен»), издается национальная пресса или издания одновременно на двух языках, обеспечивается национальная культурная жизнь. В 1963 г. были приняты законы о языках, в 1980 г. французский и нидерландский языки в Бельгии были уравнены в правах, но их использование сосредоточено в районах компактного проживания предтавителей той или иной нации.

Попытка создания многонационального государства как союза равноправных свободных союзных республик с правом на самоопределение и автономных республик была предпринята в СССР. Союзные республики имели свои конституции, правительство, выборные верховные органы, свои коммунистические партии. В рамках республик официальный статус имели национальные языки. Всячески поощрялись пролетарский интернационализм, «дружба народов» (был учрежден даже одноименный орден), изучение истории и культуры «народов СССР», разного рода культурные контакты, фестивали и т. д. Предполагалось, что такая политика в перспективе приведет к слиянию равноправных народов и образованию принципиально новой общности людей - советского народа (в данном случае он выступал синонимом нации). Крушение СССР в 1991 г. и его стремительный распад, «парад национализмов» в бывших союзных республиках, вылившийся даже в войны на национальной почве (на Кавказе и в Средней Азии) показали всю безосновательность этих надежд и неправильность политики СССР в национальном вопросе. СССР не смог стать толерантным многонациональным государством, межэтничческие противоречия оказались загнанными далеко вглубь, но не изжитыми навсегда. Как только их перестал сдерживать рухнувший коммунистический режим, страна - СССР - распалась, а националисты в республиках начали построение собственных национальных государств.

Историческая практика показала, что многонациональное государство возможно только при сильном устойчивом демократическом режиме. При нем главной ценностью является личность человека и его права, и это экстраполируется и на этнические меньшинства. Развитие национально-культурных автономий в демократиях Европы во второй половине ХХ в. было реализовано вполне успешно и явилось успешной апробацией способов решения наицонального вопроса в некоторых госудаствах. В то же время, в ряде европейских стран (Испания, Великобритания, балканские государства) проблемы многонациональных государств не решены, а в последние десятилетия даже обострились из-за иммиграционных процессов.

2) в узком смысле многонациональным государством называется государство, где ни один из этносов не доминирует над другими и не составляет большинства. Считается, что многонациональным можно назвать государство, где ни один этнос не превышает 2/3 населения. Например, в конституции Индии официальный статус имеет 21 язык - цифра, поражающая воображение, но не столь уж и большая, если учесть, что в Индии 1652 языковых диалекта.

Литература: Бауэр О. Национальный вопрос и социал - демократия. СПб ., 1909; Шпрингер Р . Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии ). СПб., 1909; Alonso W. Citizenship, Nationality and Other Identities // Journal of International Affairs. 1995. Vol . 48; Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995; Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001; Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001Тишков федерализм: российский и международный опыт // Тишков и политика. М., 2005; Столяров и практика федерализма. Курс лекций о федеративном государстве. М., 2008; Карсанова фактор в формировании и развитии бельгийского федерализма // Социология власти. 2011. № 3.

18. Поработайте с прессой указанного периода. Составьте хрони­ку событий межнациональных столкновений.

1689. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

1920. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие по дисциплине история составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины

На учебное пособие по дисциплине история разработанное преподавателем юургтк агеевой о в.. учебное пособие по дисциплине история составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
Дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл. Дисциплина «История» направлена на формирование общих компетенций. Количество часов отведённых на дисципли

Советско-китайские отношения
Новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 г., связывало ухудшение отношений СССР с КНР исклю­чительно с личным конфликтом между Н.С. Хрущевым и Мао Цзэдуном. Это вызывало надежды на ур

Война сша во вьетнаме
В 1964-1965 гг. США направили к берегам Юго-Восточ­ной Азии свои вооруженные силы с целью подавить националь­но-освободительное движение в Южном Вьетнаме (Республика Вьетнам), организационно оформл

Конфликты на Ближнем Востоке
С середины 60-х гг. резко обострилась ситуация на Ближ­нем Востоке. СССР начал налаживать дружеские связи со многи­ми арабскими странами этого региона с 50-х гг. Позиция Совете кого Союза на Ближне

Конфликты на советско-китайской границе
Во второй половине 60-х гг. резко обострились погранич­ные споры между СССР и КНР. Китайская сторона утверждала, что хотя, согласно результатам «ис­торических исследований», царская Россия

Достижение стратегического паритета СССР - США
После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко уве­личивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то

Ввод советских войск в Афганистан
В апреле 1978 г. в Кабуле, столице южного соседа СССР - Афганистана, произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров во главе с Н.М. Тараки, лидером Народно-де­мократической партии Афг


1. В чем состояли причины затянувшегося конфликта между СССР и Китаем? 2. Используя текст лекции расскажителекции расскажите, в каких локаль­ных конфликтах участвовали СССР и США в рассмат

Мирное урегулирование споров
Они [страны] будут добросовестно и в духе сотрудничества при­лагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

СССР в конце 70-х начале 80 годов
2.1.Концепция «развитого социализма» Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненны

Новая Конституция
Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и

Национальная политика
Национальные отношения в СССР принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики. Действительно, официально провозглашенная в 60-70-е гг. но­вая историческая общность люде

Время новых героев. Зарождение общественных движений
Художественная жизнь 70-80-х гг. была, несмотря на цен¬зурныецензурные ограничения, яркой и насыщенной. Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о ду¬ховномдуховном

Советское общество в 70-е гг
К середине 60-х гг. стало ясно, что планы «догнать и пе¬регнатьперегнать» США по важнейшим экономическим показателям и в короткий исторический срок «жить при коммунизме» реализо¬ватьреализовать нев

Повседневная жизнь
Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повы¬ситьповысить благосостояни

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
14. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»? 25. Какие явления политической жизни 70-80-х гг. отразились в идеологии советского общества и нашли закрепление

Начало политических и экономических реформ в СССР
10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась встреча старей­шего члена Политбюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секретаря ЦК КПСС М.С. Г

Курс на ускорение
Уже через месяц после избрания на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев обозначил основные контуры нового курса. Новый генеральный секретарь сразу же, по сути, отказался от концепции «раз

Перестройка
Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва кур­са на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в

Политическая реформа
Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попы­таться опереться на активность масс. На январском (1987) пле­нуме ЦК КПСС М.С. Горбачев

Гласность - свобода мнений
1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашённый М.С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого


В конце 1986 г. возвратился из ссылки в Горьком А.Д. Сахаров. Широко известный как один из создателей водородного оружия, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира (1975), ученый был и неутом

Государство и церковь

Повседневная жизнь
Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2-3 го


1. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР в период прихода к власти М.С. Горбачева. 2. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, был

Записка председателя КГБ СССР Ю.В. Андронова в ЦК КПСС о недостатках в строительстве Чернобыльской АС. 1979 г
По имеющимся в КГБ СССР данным, на отдельных участках строительства второго блока Чернобыльской АС имеют место факты отступления от проектов, а также нарушения технологии ведения стро­итель

Указ Президента СССР о восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов
Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руковод­ством от имени революции, партии, народа. Нача

Из закона СССР об общественных объединениях. 9 октября 1990г
Общественным объединением является добровольное формиро­вание, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Гласность - свобода мнений
1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Про­возглашенный М.С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлог

Утверждение политических свобод
В конце 1986 г. возвратился из ссылки в Горьком А.Д. Са­харов. Широко известный как один из создателей водород­ного оружия, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира (1975), ученый был и неут

Государство и церковь
Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и церкви. Уже в 70-е гг. развитию взаимодействия между государством и религиозными организациями способствовал

Повседневная жизнь
Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Вол­на энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового ру­ководства, уже через 2-3

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Что такое гласность? В чем сходство и различие «оттепели» и гласности? 2. Как связана политика гласности и сокращение численности КПСС во второй половине 80-х гг.? 3. Какие нов

Указ Президента СССР о восстановлении прав всех жертв политических репрессий 30-50-х гг
Специальной комиссией по дополнительному изучению матери­алов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергших­ся пе

Право на свободу совести
В соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе едино­лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не

Периодизация современной истории
Кондратьев выделил несколько циклов истории по 50 лет: начало быстрого развития, 25 лет период понижения. С 1789 выделяет 50-летние циклы. Эту схему принял Ф. Бродель. Посл

Первые межнациональные конфликты
Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением пози

Национальные движения в республиках за выход из СССР
Весной - осенью 1988 г. оформились «Народные фронты в поддержку перестройки» Эстонии, Латвии и Литвы (в последней республике для обозначения движения использовалось литовское слово «Саюдис»). Событ

Новая конституционная реформа
Ответом М.С. Горбачева на разворачивавшееся в России антикоммунистическое движение, на экономические трудности, межнациональные конфликты и сепаратистские движения ста­ла реорганизация системы влас

Декларация о государственном суверенитете России
В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов в РСФСР. На выборах большую активность проявил предвыбор­ный блок «Демократическая Россия», созданный 20-21 января 1990 г. Его учредителями стал

Начало конституционного кризиса СССР
Декларация и закон крупнейшей республики СССР при­вели к конституционному кризису союзного государства. Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий.

Экономические реформы
На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необхо­дим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако госу­дарство не торопилось отказывать

Денежная реформа 1991 г
В 1991 г. новый премьер-министр СССР B.C. Павлов осу­ществил денежную реформу. В январе 1991 г. он провел обмен старых пятидесяти- и сторублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первы

Всесоюзный референдум о сохранении СССР
Верховный Совет РСФСР решил сделать новый шаг по пути укрепления суверенитета России, учредив пост Прези­дента РСФСР. С этой целью он постановил провести 17 марта 1991 г. одновременно с всесоюзным

Выборы первого президента рсфср
12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР. 150 тыс. активистов «Демократической России» расценили по­беду Ельцина как свою победу над КПСС, которую представля­ли четыре кандидата (Н.И. Рыж

Подготовка нового Союзного договора
Одновременно в Ново-Огареве продолжались начатые в апреле переговоры об итоговом варианте Союзного договора. На отдельной закрытой встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева (главы Каза

Запрет КПСС и прекращение существования СССР
23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присут­ствии Горбачева и вопреки его возражениям Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистичес­кой партии РСФСР» на том о

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР. 2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества
И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объ­единение суверенных государств, в котором все народы самостоя­тельно управляют своими делами, свободно развивают свои культуру

События 1989-1991 годов в странах Восточной Европы
411.1. Рождение «нового политического мышления» Новое руководство СССР серьезно активизировало внеш­нюю политику, предприняв крупные практические шаги по ос­лаблению напря

Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения
Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они бы­ли возобновлены в ноябре 1985 г. Принципиально важной стала встреча в столице Исланд

Вывод советских войск из Афганистана
На XXVII съезде КПСС в 1986 г. М.С. Горбачев говорил: «Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства».

Односторонние сокращения Вооруженных сил СССР
7 декабря 1988 г., выступая в ООН, М.С. Горбачев при­звал двигаться к «безъядерному и ненасильственному миру». «Сила и угроза силой, - подчеркнул он, - не могут более и не должны быть инструментом

Советско-китайские отношения
Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимали два из трех препятствий, ко­торые, по мнению руководства КНР, мешали нормализации от­ношений между двумя странами (

Ликвидация социалистического содружества
1989 год стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества. Страны СЭВ получа­ли от СССР поставки на сумму, в 4-5 раз большую, чем стои­мость их экспорта в Советский

Распад социалистического лагеря в Европе
2-3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего. М.С. Гор­бачев признал, что советские войска в Восточной Европе - неже­ланные гости, фактически с

Объединение Германии
Мероприятия нового руководства ГДР не стабилизирова­ли ситуацию в стране. 28 ноября в обстановке начавшегося рас­пада государственных структур ГДР канцлер ФРГ Г. Коль вы­ступил с «Программой из 10

Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ
События 1989 г. серьезно ускорили ход переговоров об ог­раничении обычных вооруженных сил в Европе. На 1 июля 1988 г. при равенстве общей численности вооруженных сил страны Варшавского договора (фа

Война в Персидском заливе
2 августа 1990 г. армия Ирака вторглась в Кувейт и ок­купировала его. Это небольшое государство было объявлено иракской провинцией. Ирак был связан с СССР Договором о дружбе и сотрудничестве. Его а

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Что такое «новое политическое мышление» и в чем состояла его принципиальная новизна? 2. Какие практические шаги были предприняты СССР для реа­лизации «нового политического мышления»? Ка

Россия на рубеже 1991-1992 гг
Осенью - зимой 1991-1992 гг. Россия столкнулась с пер­востепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью администра­тивный аппарат. Начала

Приватизация
Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, было известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приват

Федеративный договор
Угрозу распада России руководство страны пыталось уст­ранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 облас­тями, 10 автономными окру

Противостояние Президента и оппозиции
В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе - феврале 1992 г. состоялись крупные форумы опп

События 21 сентября - 4 октября 1993 г
После референдума Президент ускорил процесс подготов­ки новой Конституции. Б.Н. Ельцин и его сторонники стреми­лись к расширению президентских полномочий, а Верховный Совет - к их ограничению. Прин

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Охарактеризуйте положение России после распада СССР. Ка­кие мероприятия планировалось провести для перехода страны к ры­ночной экономике? Каких результатов рассчитывало добиться руко­водство стр

Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов
Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными го­сударствами - бывшими союзными республиками - переход на рас­четы по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаро

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня
Мясо -81% Овощи- 84% Молоко - 56% Рыба - 56% 149. Используя предложенное в документе опред

Новая структура власти
Силовая развязка конфликта между Президентом и пар­ламентом определила путь дальнейшего развития России. В ис­тории разных стран много раз, начиная с О. Кромвеля, главы исполнительной власти разгон

Выборы 1993 г. в Государственную Думу
12 декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы про­водились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депу­татов избирались по

Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне
В Татарстане выборы и всенародное голосование проводи­лись, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни вы­боры, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Дог

Президентские выборы 1996 г
Все участники залоговых аукционов активно финансиро­вали предвыборную кампанию Б.Н. Ельцина в 1996 г. В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголо­совать не больше 4% избир

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Оцените итоги выборов 1993 г. 2. Как реагировала оппозиция на развивающийся экономичес­кий кризис в стране? 3. Какие противоречия существовали в системе власти в России перед в

Число зарегистрированных избирателей 106 170 835
Число выданных бюллетеней 58 174 707 (54,79%) Число действительных бюллетеней 56 368 956 (53,09%) ЗА - 32 931 018 (58,42% от числа действ

Международные отношения в начале 1990-х
14.1. Финал «холодной войны» У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны. Поначалу цели внешней

Россия - СНГ
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности - не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли

Страны Балтии
Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катастрофический хар

Украина
24 августа 1991 г. Верховный Совет Украины принял Акт о государственной независимости. 1 декабря того же года на референдуме большинство граждан поддержало это решение. Власть и население полагали,

Белоруссия
Белоруссия провозгласила свою независимость 25 августа 1991 г. После распада СССР белорусская экономика пережила нелегкие времена. В отличие от большинства стран СНГ в Белоруссии государст

Закавказье
Азербайджан, Армения и Грузия обрели государственную независимость в конце 1991 г. Наиболее динамично в 90-е гг. развивалась экономика Азербайджана. Огромные запасы нефти позволили снизить

Страны Центральной Азии
Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан позже других заявили о своем государственном суверенитете. На протяжении 90-х гг. их основным торговым и политическим партнером оставалас

Создание национальных армий в странах СНГ
В Однако в январе 1992 г. на Украине началось создание собственной армии: было образовано министерство обороны, личному составу дислоцировавшихся на Украине частей советс­ких вооруженных сил, включ

Россия и Европейский Союз14.3. Расширение НАТО и СНВ-2
До 1993 г. Запад не услышал от России «нет» ни по од­ному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел Российской Федерации А.В. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, ч

Результаты внешней политики страны в 90-е гг
Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной вой

Балканский кризис
Дружественный шаг России был вскоре полностью проигно­рирован Западом в процессе принятия решения о первом за исто­рию Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной отв


Вопросы для самостоятельной подготовки
3. 1. Почему после распада Организации Варшавского договора НАТО не прекратило своего существования? 2. Чем опасно для России расширение НАТО на Восток? Могла ли Россия предотвратить это р

Будапештское заявление государств - участников Варшавского договора. 25 февраля 1991 г
Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связан­ного с эрой конфронтации и раскола континента. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии, мира и единства в Европе. Госу

Из Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. 8 декабря 1991 г
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Укра­ина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сто

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства
Государства - члены Содружества будут сохранять и поддержи­вать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, поря­до


Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

Дефолт 1998 г
К 1998 г. долг Российской Феде­рации перед международными кредит­ными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим. Положение усугублялось неблагоприят­ной международной ко

Внутриполитический кризис 1999 г
Летом 1998 г. началась вторая половина второго и по­следнего президентского срока Б.Н. Ельцина. Начались поиски преемника, что не могло не обострить борьбу группировок. Конституция 1993 г.

Новый этап военно-политического кризиса в Чечне
Этот момент показался чрезвычайно благоприятным для авантюристов, которые не оставили замыслов изменить ситуа­цию на Северном Кавказе. Окопавшийся в Чечне террористи­ческий интернационал приступил

Предвыборная кампания 1999 г
Параллельно событиям на Северном Кавказе в Российс­кой Федерации разворачивалась предвыборная кампания. Пока проходила антитеррористическая операция граждане России выступали с поддержкой действий


1. Охарактеризуйте экономическое развитие России в конце 90-х гг. 2. Что такое «олигархический капитализм»? Как вы думаете, по­чему «олигархический капитализм» развился в России?

Внешняя политика РФ второй половины 1990-х годов
16.1. Положение России в мире.С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достояни

Балканский кризис
Переломным событием в развитии отношений России и Запада стал Балканский кризис. Косовский кризис разразился в 1998 г. Югославское правительство начало борьбу с албанскими сепаратистами в крае Косо

Ухудшение отношений России с Западом
Все эти события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в НАТО. А такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Маке­дония, Румыния, Словакия, Словени

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какие приоритеты во внешней политике страны вы можете выделить в начале 90-х гг.? Чем объясняется такой выбор руководства России? 12. Дайте характеристику основных направлений внешней п

Формирование новой социальной стратификации
Закономерным следствием осуществления в России рыночных реформ стала глубокая трансформация прежней советской социальной структуры. Процесс социального расслоения шел достаточно быстро, но неровно,

Развитие частного бизнеса в России
Частное предпринимательство в России зародилось задолго до либеральных реформ, еще в годы брежневского «застоя». В годы «перестройки» в стране появляются первые полулегальные коммерческие структуры

Наука, образование и культура в условиях рынка
В период с 1985 г. по 1995 г. затраты на НИОКР в сопоставимых ценах уменьшились, по различным подсчетам, почти в 15 раз. Ассигнования из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содей

Исторические условия развития культуры
В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха - распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с

Кинематограф
В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых ф

Музыка
Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С

Изобразительное искусство
В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописн

Средства массовой информации
Радикальные перемены произошли в 90-е г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов. Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, выш

Традиционные религии в современной России
Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 - 90-х п. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения стран

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е гг.? 2. Назовите особенности в развитии музыкальной культуры 90-х гг. Какие из них вы считаете наиболее важными? 3. Дайте хар

Политическая глобализация на рубеже 20-21 веков
18.1.Определение глобализации. Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политически

Переломный момент
В полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о реше­нии досрочно уйти в отставку. В своем выступлении он подвел итоги своего президентства

Налоговая реформа

Судебная реформа
В 2001-2004 гг. осуществлялась судебная реформа. Был введен институт мировых судей, реально зара­ботал (хотя и не во всех регионах) суд присяжных, был вве­ден институт судебных приставов, изменился

Столкновения с олигархами

Чечня. Борьба с терроризмом

Реформа управления


Россия и республики СНГ



Отношения России с международными организациями строятся на конструктивной основе. Россия является последова­тельным сторонником укрепления роли ООН в международных делах. Обозначился новы

Российско-китайские отношения


Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
1. Какие задачи были объявлены Президентом В.В. Путиным в 2000г. приоритетными для государства? Почему именно эти задачи? 2. Какие реформы требовалось провести в России для улучшения полит

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России на мо­мент начала президентства В.В. Путина. 2. Объясните, почему Б.Н. Ельцин досрочно сложил с себя пре­зидентские полномочия.


Налоговая реформа
В 2000 г. начала проводиться налоговая реформа, наце­ленная на стимулирование развития российской экономики. Основные задачи реформы заключались в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилен

Судебная реформа
В 2001-2004 гг. осуществлялась судебная реформа. В России был введен институт мировых судей, реально зара­ботал (хотя и не во всех регионах) суд присяжных, был вве­ден институт судебных приставов,

Столкновения с олигархами
Первые же действия В.В. Путина на посту премьер-ми­нистра, а затем исполняющего обязанности Президента вызва­ли недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встре­че с доверенными лицами Пути

Чечня. Борьба с терроризмом
После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кады­рова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какие изменения в начале XXI в. произошли в структуре госу­дарственного управления России? 2. Объясните, каким образом образование семи федеральных округов должно было повысить управляе


Развитие экономики
Уже в 2000 г. российская экономика начала избавляться от затяжных последствий кризиса 1998 г. В 2001 г. увеличение доходов населения впервые опередило рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реал

Реформа управления
Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эф­фективно действовать в кризисных ситуациях. Президент Рос­сии выступил 13 сентября 200

Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на сов­местном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проек­тов: «Сегодняшние возмож

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в начале XXI в. по сравнению с 90-ми гг. XX в.? 2. Как вы думаете, какие меры позволили вывести экономику России из кризиса и н

Государственный долг Российской Федерации в 2000 - 2007 гг. (перед нерезидентами)
(млрд. долларов США) 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление го­сударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и

Решение проблемы внешнего долга
Дефолт 17 августа 1998 г. нанес удар по внешнеполитичес­ким позициям России. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд. долларов), а суммарный вн

Российско-американские отношения
Основной проблемой российско-американских взаимоот­ношений в 2000-2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО (противоракетной обороне) 1972 г. и создать национальную систему П

Россия и международные организации
Непросто складываются отношения России со странами так называемого ближнего зарубежья. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у Москвы с Грузией, а также с

Россия и российская диаспора за рубежом
Российская диаспора за рубежом - одна из самых много­численных в мире. Особенно она увеличилась после распада СССР. Всего в настоящее время за пределами Российской Феде­рации проживает до 30 млн. ч

Россия и международные организации
Все эти усилия России на постсоветском пространстве поз­волили более плодотворно работать с бывшими республиками СССР. После восстания в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 г., инспирированного ислами

Российско-китайские отношения
Плодотворно развивается сотрудничество России с Кита­ем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Ки­тайской Народной Республикой

Место России на международной арене
«Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. Энергетические ресурсы конечны, в то время как потребности человечества в энергии возрастают. Поэтому вопросы доступа к э

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Охарактеризуйте внешнеполитическое положение России на момент начала президентства В.В. Путина. 2. Какие изменения произошли во внешнеполитическом поло­жении России в начале XXI в.?

Из Послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 2001 г
Будущее наших отношений напрямую зависит от того, насколько точно соблюдаются основополагающие принципы и нормы междуна­родного права, в первую очередь в вопросах неприменения силы и уг­роз

Перемены в начале 1990-х гг
Последнее десятилетие XX в. было отмечено радикаль­ными переменами в духовной жизни страны и новыми процес­сами в развитии культуры. Важнейшими условиями экономи­ческих и политических преобразовани

Коммерциализация искусства и массовая культура
Массовая культура в первые постперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствован­ные образцы. В кинопрокате успех име­ли в основном кассовые американские фильмы. Лидерами книжны

Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии
Появились новые формы общения со зрителем. Спектак­ли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мари­инского театра прозвучала на

Историко-культурное наследие
Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магис

Религиозная жизнь
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий - пра­вославия, ислама, иудаизма, буд

Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX - начале XXI в.? С чем связаны эти перемены? 2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на

Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи
В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплоща­юще

Социально-экономическое развитие
В 2007 г. в Российской Федерации продолжился эконо­мический рост. Всего за год он составил 8,1%. Объем промыш­ленного производства вырос на 6,3%, при этом рост в строи­тельстве приблизился к 20%. И

Внутренняя политика
В ночь после выборов Президента России в 2004 г. В.В. Пу­тин, отвечая на вопрос о своем возможном преемнике, сказал: «Представление о том, каким должен быть этот человек, у ме­ня есть. Это должен б

Итоги правления В.В. Путина
Отвечая на вопрос о своей оценке собственной работы на посту Президента России, В.В. Путин сказал: «Я не вижу ника­ких серьезных неудач... все поставленные цели достигнуты, за­дачи выполнены. Можно

Результаты выборов Президента Российской Федерации (данные протокола Центризбиркома об итогах выборов, подписанного 7 марта 2008 г.)
Общее число избирателей в списках - 107 222 016. Приняли участие в выборах (определяется по числу бюл­летеней, выданных избирателям) - 74 849 264 (69,81%). Приняли участие в голос

Итоги правления Д. Медведева
Недавно президентом России был вновь избран В. Путин, но на протяжении четырех лет страной по крайней мере формально руководил Д. Медведев. Поэтому стоит вспомнить, каким было его президентство.

Словарь терминов
Ваучер- приватизационный чек. Волюнтаризм - политическая деятельность, осуществляемая без учета объективных условий. Гласность -

Толерантность
1964, 12–14 октября – Президиум и Пленум ЦК КПСС по вопросу об отставке Н.С. Хрущева. Избрание Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС, назначение А.Н. Косыгина Председателем СМ СС

Важнейшие даты и события
истории России второй половины ХХ – нач. ХХI века. 1964, 12–14 октября – Президиум и Пленум ЦК КПСС по вопросу об отставке Н.С. Хрущева. Избрание Л.И. Брежнева Первым секр

Важнейшие даты истории России 1945-2008 гг
8 мая 1945 г. - капитуляция Германии 9 мая 1945 г. - окончание Великой Отечественной войны 26 июня 1945 г. - подписание Устава О

Россия и глобализация.

В России в последнее время очень активно идут дискуссии о том, как реагировать стране на те глобальные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается наше государство и в своем национальном качестве и как мировая держава. Распад СССР, расширение Европейского Союза и включение в него странВосточной Европы, цветные революции на постсоветском пространстве, которые Россия пытается сохранить в сфере своего влияния, многонациональный характер России, где по данным последней переписи проживает 160 национальностей, народностей и этнических групп, требуют ответа на вопрос о месте и роли России в условиях меняющегося и глобализирующегося мира.

С одной стороны мы видим, как растут глобальные торговые и финансовые потоки, транснациональные предприятия, развивается туризм и интернет, растет миграция и соприкосновение различных культур, возникает необходимость решения таких глобальных проблем как загрязнение окружающей среды и международного терроризма, требующие углубления межгосударственных и межобщественных отношений. С другой стороны, в мире, и особенно на постсоветском пространстве, идет и обратный процесс, характеризуемый обострением национальной идентификацией, сопротивлением культур, идее всеобщего мира и стандартизации. Наиболее ярко это проявилось во время войны в Ираке, выборах на Украине, результатах выборов в некоторых странах Европы и росте популярности националистических сил, голосованиях по Европейской Конституции.

Процесс глобализации разрушает не только барьеры, разделявшие страны и народы, но и оказывает все большее влияние на все области человеческой деятельности. Главные из них- стирание национальных, информационных и культурных границ между государствами и возрастающая зависимость развития любой страны от общемировых и межрегиональных проблем. Наиболее развитой формой объединения национальных государств сегодня является Европейский Союз. Очевидно, что процесс объединения и уменьшения роли национальных государств будет определять мировое развитие на ближайшие десятилетия.

Среди других глобальных тенденций также следует выделить стремление к монополярному миру при лидерстве США, нарастание противоречий между «богатым Севером» и «бедным Югом», сопровождаемое усилением расовой вражды и укреплением крайне правых, националистическихпартий в Европе, росте национализма в самой России, расширением терроризма, вооруженных конфликтов и религиозной розни. Эти проблемы в наибольшей степени захватывают Россию и образуют на ее южных рубежах «глобальную дугу кризиса».

Национальный вопрос в России.

Многонациональная Россия находится в очень непростой ситуации. Ни одна страна мира не переживала за одно столетие таких событий: в 1917г.-распад Российской империи и установление коммунистической диктатуры, а в 1991 году рухнул Советский Союз, результатом которого стало создание независимых государств на постсоветском пространстве. В России появился новый вопрос, которого практически не было ни в России царской, ни в Советском Союзе, а именно – русский вопрос. Оказалось, что в 21 веке процесс идентификации России как государства, как нации еще не завершен.

В России до сих пор не найдена формула соединения народов в новой российской федерации. В Советском Союзе всех пытались объединить под одной коммунистической идеологией. В 1977г. с принятием очередной советской конституции было даже заявлено о формировании новой единой общности- советского народа. В настоящее время этого нет даже на уровне концепции. Многие политики России фактически не признают многонациональность, более того отвергают ее, видя в этническом только конфликтное начало. Так в концепции национальной безопасности России ничего не говорится о народах России как о потенциале развития. Об исламе и этническом факторе упоминается только в разделе «Угроза национальной безопасности», а ведь на территории России проживает почти 20 млн.мусульман. В многонациональной стране фактически не существует палаты в парламенте, представляющей интересы регионов и титульных наций: большинство мест в Совете Федерации- верхней палате российского парламента фактически «выкуплены» разного рода олигархами.

Одной из главных проблем остается постоянно тлеющая война в Чечне. Эту проблему можно было бы решить с участием всех лидеров Северного Кавказа, но их почему-то к этому процессу не подпускают. Многие влиятельные силы в России считают, что только обновленная империя способна установить в России межэтническую гармонию. С такими подходами крайне сложно построить солидарное общество- многонациональный народ Российской Федерации.

Россия все больше тоскует по имперскому прошлому. Маленький пример: в Польше хулиганы избили в парке детей русских дипломатов. Вместо просьбы разобраться с хулиганами мэр Москвы переименовывает улицу, где расположено Посольство Польши в России в улицу генерала Михаила Муравьева, известного своими жестокими действиями при подавлении восстания в Польше в 1863г.

Нарастает угроза настоящего русского этнического национализма и даже русского фашизма. Не случайно на последних выборах в Государственную Думу одним из самых популярных лозунгов был «Мы за бедных, мы за русских!». В общей сложности националистические партии набрали в российский парламент 20 % мест. Почти половина россиян по одному из последних опросов считают, что национальные меньшинства в стране имеют слишком много власти и влияния. Сочетание социальных и националистических лозунгов создают гремучую смесь наподобие той, что привели к власти в Германии Гитлера в 1933году.

Политика Путина, направленная на снижение самостоятельности регионов, подавление национальных и региональных элит и укрупнение регионов, забвение принципов федерализма, сохранение бедности и неопределенности также способствуют росту имперского сознания. Строя вертикаль власти Россия все более теряет горизонтальные связи внутри страны, что угрожает ей как многонациональному государству.

Россия и СНГ.

Если в Европе мы видим объединительные процессы, то, к сожалению, Россия пока не воспользовалась уникальной возможностью интеграции со странамибывшего Советского Союза. В этих странах проживает почти 25млн. русских, поневоле ставших национальными меньшинствами. С другой стороны, в России живет очень много украинцев, казахов, грузин, азербайджанцев, армян и др, которые также заинтересованы в сохранении исторических, культурных и экономических связях. Однако, декларируя стремление к интеграции, практических шагов для этого в России почти не делается. Так и не заработал Союз России и Белоруссии, из Единого экономического пространства в ЕС пытается вырваться Украина.

Из-за дезинтеграции страдает не только Россия, но и другие независимые государства Содружества. Так, если доля Советского Союза в мировой торговле составляла 9%, то сейчас доля всех стран СНГ снизилась до 2%. У России 35% товарооборота приходится на страны ЕС и лишь 17%- на страны СНГ. Фактически Содружество идет по сценарию распада. Не решены национальные проблемы и у Украины, которая, как показали последние выборы, фактически разделена на Западную и восточную Украину, в Грузии остаются проблемы Абхазии, Южной Осетии, Аджарии, усугубляется конфликт в Приднестровской молдавской республике. Народы этих стран также переживают нелегкий период самоидентификации и нации только находятся в начале пути построения полноценных национальных государств.

К сожалению, в России не всегда учитывается фактор стремления народов к самоопределению, истинное состояние, вес и влияние страны на постсоветском пространстве. События на Украине, например, очень часто подаются в официальных СМИ как заговор, специальную операциюЗапада против России по смене пророссийского режима Кучмы-Януковича. Между тем, найти свое адекватное место России в мире, и да и других стран СНГ, мешает отсутсвие ясных целей и ориентиров национального развития, плохое качество управленческой элиты и качество государства в целом (87 место в мире), низкая политическая и правовая культура населения и отсутствие практики самоуправления, опыта личной ответственности, теневой характер экономических и политических отношений, сырьевой фактор российской экономики и отсутствие достаточных инвестиций для обеспечения новой модернизации. С такими проблемами сложно претендовать на роль центра для притяжения стран СНГ, в которых мы доминировали многие столетия. Именно поэтому, несмотря на наличие многих предпосылок на пространстве СНГ наблюдается процесс, прямо противоположный европейскому: обострение традиционализма, национального и религиозного патриотизма. Политические элиты стран СНГ продолжают курс на дальнейшую суверенизацию государств региона. Так что об идее отмирания национальных государств пока говорить еще очень рано.

В заключение- немного оптимизма.

Спустя 14 лет после российской демократической революции Россия по-прежнему на перепутье. Она стоит как минимум перед тремя выборами: строить новую империю, продолжать интеграцию на постсоветском пространстве или отдать предпочтение в сторону ускоренной интеграции- вступление в ВТО и ЕС.

В российском обществе растет понимание, как устарел принцип индивидуальной защиты национальных эгоистических интересов, что нельзя скатываться к самоизоляции, ведущей к неустойчивости и снижению безопасности, что необходимо развивать честную конкурентную экономику, добиваться внутреннего межнационального единства, реформироватьобщество и политическую систему так, чтобы в полной мере отвечать меняющимся требованиям современного мира, что необходимо серьезное изучение опыта Европы где утверждаются единые духовные ценности, демократические традиции, расширяются экономическое пространство и возможности. Президент России В.Путин признает, что ни одна страна, какой бы она не была богатой природными и иными ресурсами, не может развиваться успешно, если изолирована от остального мира.

Очевидно, что Россия исчерпалапуть самодержавности власти, закрытости страны от внешнего мира, доминирования интересов государства над интересами личности, великодержавных внешнеполитических амбиций- то, что иногда называю «русской системой».Российский народ, а его часто считают не способным к модернизации, все же перерос эту систему, отказав коммунизму в доверие. Сегодня 73% россиян по опросу «Левада-центр» хорошо или очень хорошо относятся к Европейскому Союзу. Это говорит о том, что все же очень много россиян- людей с современными установками, выступающими за приоритет личности, открытость страны, самостоятельность и ответственность за свою жизнь. Вопрос остается к элите: готова и способна ли она управлять свободными людьми?

Геннадий Шейда,

Руководитель Алтайского отделения Фонда

«Российский общественно-политический центр»

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский